Бабушкина Е.А. Антикризисное управление Признаки и особенности антикризисного управления. Признаки и особенности антикризисного управления

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

ЧИТИНСКИЙ ФИЛИАЛ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по курсу «Антикризисное управление»

Тема 7: Признаки и особенности антикризисного управления

Выполнил: студент

Ерыгин А.В.

Чита, 2011 г.

Введение

1. Сущность антикризисного управления

2. Признаки и особенности антикризисного управления

Заключение

Список литературы

Введение

Одной из характеристик всякого управления является его предмет. В обобщенном представлении предметом управления всегда выступает деятельность человека. Управление организацией -- это управление совместной деятельностью людей. Эта деятельность состоит из множества проблем, которые так или иначе разрешаются самой этой деятельностью или в процессе ее. Поэтому предмет управления при более конкретном его рассмотрении можно представить как совокупность проблематики деятельности человека. Именно таким образом выделяется стратегическое управление, экологический менеджмент и др.

Антикризисное управление имеет предмет воздействия -- проблемы и предполагаемые и реальные факторы кризиса, т. е. все проявления неумеренного совокупного обострения противоречий, вызывающих опасность крайнего проявления этого обострения, наступления кризиса.
Любое управление в определенной мере должно быть антикризисным и тем более становиться антикризисным по мере вступления в полосу кризисного развития организации. Игнорирование этого положения имеет значительные отрицательные последствия, учет его способствует безболезненному прохождению кризисных ситуаций.

Цель данной контрольной работы - изучить признаки и особенности антикризисного управления.

1. Сущность антикризисного управления

Под антикризисным управлением понимают либо управление в условиях кризиса, либо управление, направленное на вывод предприятия из кризисного состояния, в котором оно находится.

Однако подобная трактовка сущности антикризисного управления ослабляет его предотвращающую, опережающую направленность. Поэтому стратегически антикризисное управление начинается не с анализа баланса предприятия (фирмы) за предшествующий или текущий периоды функционирования и осуществления чрезвычайных мер по недопущению несостоятельности, а с момента выбора миссии организации, выработки концепции и цели ее предполагаемой деятельности, формировании и поддержании на должном уровне стратегического потенциала организации, способности обеспечивать в течении длительного периода конкурентное преимущество предприятия как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Поэтому, с одной стороны, антикризисное управление должно охватывать значительно более широкие сферы деятельности, чем анализ только финансового состояния фирмы. С другой стороны, в процессе антикризисного управления, протекающего под влиянием страха постоянной угрозы банкротства, не должно возникать своеобразного "эффекта пустыни Тартари", деформирующего поведение менеджеров, вызывающего неадекватные их действия, еще более усугубляющие и без того сложное положение фирмы.

Таким образом, антикризисное управление - это:

1. анализ состояния макро- и микросреды и выбор предпочтительной миссии фирмы;

2. познание экономического механизма возникновения кризисных ситуаций и создание сканирования внешней и внутренней сред фирмы с целью раннего обнаружения "слабых сигналов" об угрозе приближения кризиса;

3. стратегический контроллинг деятельности фирмы и выработка стратегии предотвращения ее несостоятельности;

4. оперативная оценка и анализ финансового состояния фирмы и выявление возможности наступления несостоятельности (банкротства);

5. разработка предпочтительной политики поведения в условиях наступившего кризиса и вывода из него фирмы;

6. постоянный учет риска предпринимательской деятельности и выработка мер по его снижению.

Задачами антикризисного управления являются формирование такой системы управления предприятием, которая обеспечивает его эффективную работу при определенном уровне риска. Профессионализм управляющих проявляется не только в использовании всего комплекса известных инструментов менеджмента (в том числе методов организации бизнес-процессов), но и в умении предвидеть развитие событий во внешней для предприятия среде.

Целями антикризисного управления являются предотвращение кризисных режимов работы и разработка мер по организации деятельности в этих режимах. Рассмотрев сущность антикризисного управления, его задачи и функции возникает вопрос: Что отличает антикризисное управление от других видов управления? Ответ на этот вопрос содержится в следующей части реферата.

2. Признаки и особенности антикризисного управления

Система антикризисного управления должна обладать особыми свойствами. Главными из них являются:

· гибкость и адаптивность, которые чаще всего присущи матричным системам управления;

· склонность к усилению неформального управления, мотивация энтузиазма, терпения уверенности;

· диверсификация управления, поиск наиболее приемлемых типологических признаков эффективного управления в сложных ситуациях;

· снижение централизма для обеспечения своевременного ситуационного реагирования на возникающие проблемы;

· усиление интеграционных процессов, позволяющих концентрировать усилия и более эффективно использовать потенциал компетенции.

Особенности антикризисного управления:

v мобильность и динамичность в использовании ресурсов, проведении изменений, реализации инновационных программ;

v осуществление программно-целевых подходов в технологиях разработки и реализации управленческих решений;

v повышенная чувствительность к фактору времени в процессах управления, осуществлению своевременных действий по динамике ситуаций;

v усиление внимания к предварительным и последующим оценкам управленческих решений и выбора альтернатив поведения и деятельности;

v использование антикризисного критерия качества решений при их разработке и реализации.

Механизм управления, характеризующий средства воздействия, также имеет свои особенности. Не всегда обычные средства воздействия дают необходимый эффект в предкризисной или кризисной ситуации.

В механизме антикризисного управления приоритеты должны отдаваться:

§ мотивированию, ориентированному на антикризисные меры, экономии ресурсов, избежанию ошибок, осторожности, глубокому анализу ситуаций, профессионализму и т.д.;

§ установкам на оптимизм и уверенность, социально-психологическую стабильность деятельности;

§ интеграции по ценностям профессионализма;

§ инициативности в решении проблем и поиску наилучших вариантов развития;

§ корпоративности, взаимоприемлемости, поиску и поддержке инноваций.

Все это в совокупности должно найти отражение в стиле управления, который надо понимать не только как характеристику деятельности менеджера, но и как обобщенную характеристику всего управления. Стиль антикризисного управления должен характеризоваться: профессиональным доверием, целеустремленностью, антибюрократичностью, исследовательским подходом, самоорганизацией, принятием ответственности.

Некоторые из характеристик антикризисного управления требуют более подробного рассмотрения.

1. Функции антикризисного управления -- это виды деятельности, которые отражают предмет управления и определяют его результат. Они отвечают на простой вопрос: что надо делать, чтобы управлять успешно в преддверии, процессе и последствиях кризиса. В этом отношении можно выделить шесть функций: предкризисное управление, управление в условиях кризиса, управление процессами выхода из кризиса, стабилизация неустойчивых ситуаций (обеспечение управляемости), минимизация потерь и упущенных возможностей, своевременное принятие решений (рис. 1).

Каждый из этих видов деятельности (функций управления) имеет свои особенности, но в своей совокупности они характеризуют антикризисное управление.

2. В развитии любого управления две его противоположности -- интеграция и дифференциация -- находятся в диалектической связи. Усиление интеграции всегда ведет к ослаблению дифференциации и наоборот. Эти процессы отражают тенденцию логистической кривой. Связь интеграции и дифференциации в переломных моментах изменения кривой характеризует формирование новых организационных форм управления или организаций нового типа. В этом взаимодействии есть точки кризиса организации. Как правило, это точки, отражающие опасность «распада», разрушения организационных основ. Выход из кризиса -- изменение соотношения интеграции и дифференциации управления на новой организационной основе.

3. Нет управления без ограничений, которые могут внутренними и внешними. И эти две группы ограничений находятся в определенном,но меняющемся соотношении. В зависимости от того, как строится этосоотношение, изменяется и вероятность кризисных явлений.

Но ограничения можно регулировать, и в этом также суть антикризисного управления. Внутренние ограничения снимаются или посредством отбора персонала, его ротации, обучения, или посредством совершенствования системы мотивации. Информационное обеспечение управления также способствует снятию внутренних ограничений эффективного управления. Внешние ограничения регулируются развитием маркетинга, системы паблик рилейшнз.

Рис. Причины кризиса и потребность в антикризисном управлении

4. Одной из важных характеристик антикризисного управления является сочетание формального и неформального управления. В разнообразных видах такого сочетания существует зона рациональной организации антикризисного управления. Она может сужаться или расширяться. Ее сужение отражает повышение опасности кризиса или опасности наиболее острого его проявления.

5. Для антикризисного управления особое значение имеет перспективность, возможность выбрать и построить рациональную стратегию развития.

Существуют разные стратегии антикризисного управления. Наиболее важными являются следующие:

§ предупреждения кризиса, подготовки к его появлению;

§ выжидания зрелости кризиса для успешного решения проблем его преодоления;

§ противодействия кризисным явлениям, замедления его процессов;

§ стабилизации ситуаций посредством использования резервов, дополнительных ресурсов;

§ рассчитанного риска;

§ последовательного вывода из кризиса;

§ предвидения и создания условий устранения последствий кризиса.

риск стратегия контроллинг антикризисное упраление

риск стратегия контроллинг антикризисное управление

Заключение

Итак, антикризисное управление действительно отличается от всех остальных видов управления. Если весь арсенал подходов и методов обычного управления направлен на развитие и выживание предприятия в долгосрочном аспекте (что включает в себя, в том числе, и недопущение кризиса), то методы антикризисного управления нацелены исключительно на преодоление уже назревшего кризиса, обеспечение выживания в краткосрочном аспекте.

На современном этапе развития менеджмента, антикризисное управление играет очень большую роль. Именно неумение и незнание того, как вести себя в условиях кризиса погубило многие организации.

По моему мнению, без знания основ и навыков антикризисного управления невозможно управлять современной организацией. Ведь сегодня ни одна организация не застрахована от кризиса. Даже те организации, которые сегодня плотно стоят на ногах, завтра могу погибнуть. Каждый менеджер должен знать не только как избежать кризиса, но и как вести себя в сложившейся кризисной ситуации и как помочь организации правильно выйти из нее.

Список литературы

1. Антикризисное управление / под.ред. Короткова Э.М. -- М.: ИНФРА-М, 2000. - 432с.

2. Грабовый П.Г. и др. Риски в современном менеджменте. М.: Алане, 1994.

3. Е. Таркановский. Антикризисное управление. «Хозяйство и право», 2008, № 1.

4. Стратегия и тактика антикризисного управления фирмой/ Богданова Т.А., Градов А.П. и др.; Под ред. Градова А.П. и Кузина Б.И. - СПб.: "Специальная литература", 1996. - 511с.

5. Теория и практика антикризисного управления: Учебник для вузов / Базаров Г.З., Беляев С.Г. и др.; Под ред. Беляева С.Г. и Кошкина В.И.. - М.: Закон и право, ЮНИТИ, 2006. - 469с.

6. www.eup.ru - информационно-управленческий портал.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Раскрытие понятия и сущности кризиса. Рассмотрение признаков и особенностей антикризисного управления, характеристика его эффективности, выявление путей и факторов ее повышения. Определение роли стратегии в антикризисном управлении на предприятии.

    курсовая работа , добавлен 27.09.2014

    Признаки, проблематика и особенности антикризисного управления. Антикризисная производственная, маркетинговая, кадровая управленческая и финансовая стратегии. Проблемы распознавания предкризисных ситуаций. Эффективность антикризисного управления.

    курсовая работа , добавлен 18.11.2014

    контрольная работа , добавлен 24.09.2015

    Понятие и методы антикризисного управления. Особенности антикризисного управления в США и Японии. Анализ антикризисного управления в России. Оценка и диагностика руководства Apple Inc. Рекомендации для дальнейшего успешного функционирования фирмы.

    курсовая работа , добавлен 08.07.2012

    Понятие антикризисного финансового управления. Виды стратегий управления. Сочетание стратегии, тактики антикризисного управления. Виды кризисов, их оценка, преодоление. Политика антикризисного финансового управления (на примере деятельности ФГУП "УЗМПИ").

    курсовая работа , добавлен 10.07.2014

    Понятие и особенности антикризисного управления. Причины появления кризисных ситуаций. Финансово-экономическая характеристика ООО "Связь-М". Анализ вероятности его банкротства. Социально-экономическая эффективность программ антикризисного управления.

    дипломная работа , добавлен 30.09.2017

    Общая характеристика и специфические особенности антикризисного управления в переходный период. Стратегия антикризисного управления. Стадии выхода из кризиса и механизм антикризисного управления. Антикризисное управление до процедуры банкротства.

    дипломная работа , добавлен 27.10.2006

    Понятие, сущность и виды, функции, задачи, методы, цели и принципы антикризисного управления. Определение факторов, определяющих его экономическую и социальную эффективность. Причины кризиса и этапы развития процесса его предотвращения или преодоления.

    контрольная работа , добавлен 25.10.2013

    Задачи и функции антикризисного управления. Организационно-правовая характеристика ООО "Технология комфорта". Анализ финансового состояния и жизненного цикла организации. Разработка мероприятий по повышению эффективности антикризисного управления.

    курсовая работа , добавлен 27.08.2011

    Характеристика и специфические особенности антикризисного управления в переходный период. Разработка маркетинговой стратегии и системы контроллинга в антикризисном управлении предприятием. Стадии выхода из кризиса и механизм антикризисного управления.

В широком смысле предметом управления всегда выступает деятельность человека. Антикризисное имеет предмет воздействия – проблемы и предполагаемые и реальные факторы кризиса, т. е. все проявления неумеренного совокупного обострения противоречий, вызывающих опасность крайнего проявления этого обострения, наступления кризиса. Любое управление должно содержать черты антикризисного и задействовать антикризисный механизм управления по мере вступления в полосу кризисного развития организации. Игнорирование этого положения имеет значительные отрицательные последствия.

Сущность антикризисного менеджмента определяют следующие характеристики: кризисы можно предвидеть, ожидать и вызывать; кризисы в определенной мере можно ускорять, предварять, отодвигать; к кризисам можно и необходимо готовиться; кризисы можно смягчать; управление в условиях кризиса требует иных методов, опыта и искусства, специальных знаний; кризисами можно управлять; управление процессами выхода из кризиса способно ускорять эти процессы и минимизировать их последствия.

В зависимости от разновидности кризиса будет различаться и механизм управления им.

Но система антикризисного управления должна соответствовать следующим характеристикам: гибкость и адаптивность, присущие матричным системам управления; склонность к усилению неформального управления; диверсификация управления; децентрализация управления; повышение интеграции.

Особенности процессов и технологий антикризисного менеджмента можно выразить в следующем: мобильность и динамичность в использовании ресурсов, проведении изменений, реализации инновационных программ; использование программно-целевых методов разработки и реализации управленческих решений; ускорение процесса реализации антикризисных мер; повышение эффективности оценки управленческих решений и оптимизации управленческих решений.

Приоритетными средствами антикризисного управления должны являться: мотивирование, ориентированное на антикризисные меры; поддержание оптимизма и уверенности у персонала, предотвращение конфликтов; интеграции по ценностям профессионализма; развитие инициативы в решении проблем развития; корпоративность, взаимоприемлемость, поддержка инноваций.

Стиль антикризисного управления должен характеризоваться: профессиональным доверием, целеустремленностью, антибюрократичностью, исследовательским подходом, самоорганизацией, принятием ответственности.

Важным элементом системы антикризисного управления являются его функции.

1. Функции антикризисного управления – это виды деятельности, которые реализуют предмет антикризисного управления и определяют его результат. Они отвечают на простой вопрос: что надо делать, чтобы управлять успешно на всех стадиях кризиса. Можно выделить шесть функций: предкризисное управление; управление в условиях кризиса, управление процессами выхода из кризиса, стабилизация неустойчивых ситуаций (обеспечение управляемости), минимизация потерь и упущенных возможностей, своевременное принятие решений.

2. Важнейшей чертой антикризисного менеджмента является интеграция неформального и формального управления.

3. Для антикризисного управления особое значение имеет перспективность, возможность выбрать и построить рациональную стратегию развития.

Существуют разные стратегии антикризисного управления. Наиболее важными являются следующие: предупреждение кризиса, подготовка к его появлению; ожидание зрелости кризиса для его преодоления; противодействие кризисным явлениям, замедления его процессов; стабилизацие ситуаций посредством использования резервов, дополнительных ресурсов; рассчитанный риск; последовательный вывод из кризиса; предвидение и создание условий устранения последствий кризиса.

В широком смысле предметом управления всегда выступает деятельность человека. Антикризисное управление имеет предмет воздействия – проблемы и предполагаемые и реальные факторы кризиса, т. е. все проявления неумеренного совокупного обострения противоречий, вызывающих опасность крайнего проявления этого обострения, наступления кризиса. Любое управление должно содержать черты антикризисного и задействовать антикризисный механизм управления по мере вступления в полосу кризисного развития организации. Игнорирование этого положения имеет значительные отрицательные последствия.

Сущность антикризисного менеджмента определяют следующие характеристики: кризисы можно предвидеть, ожидать и вызывать; кризисы в определенной мере можно ускорять, предварять, отодвигать; к кризисам можно и необходимо готовиться; кризисы можно смягчать; управление в условиях кризиса требует иных методов, опыта и искусства, специальных знаний; кризисами можно управлять; управление процессами выхода из кризиса способно ускорять эти процессы и минимизировать их последствия.

В зависимости от разновидности кризиса будет различаться и механизм управления им.

Но система антикризисного управления должна соответствовать следующим характеристикам: гибкость и адаптивность, присущие матричным системам управления; склонность к усилению неформального управления; диверсификация управления; децентрализация управления; повышение интеграции.

Особенности процессов и технологий антикризисного менеджмента можно выразить в следующем: мобильность и динамичность в использовании ресурсов, проведении изменений, реализации инновационных программ; использование программно-целевых методов разработки и реализации управленческих решений; ускорение процесса реализации антикризисных мер; повышение эффективности оценки управленческих решений и оптимизации управленческих решений.

Приоритетными средствами антикризисного управления должны являться: мотивирование, ориентированное на антикризисные меры; поддержание оптимизма и уверенности у персонала, предотвращение конфликтов; интеграции по ценностям профессионализма; развитие инициативы в решении проблем развития; корпоративность, взаимоприемлемость, поддержка инноваций.

Стиль антикризисного управления должен характеризоваться: профессиональным доверием, целеустремленностью, антибюрократичностью, исследовательским подходом, самоорганизацией, принятием ответственности.

Важным элементом системы антикризисного управления являются его функции.
1. Функции антикризисного управления – это виды деятельности, которые реализуют предмет антикризисного управления и определяют его результат. Они отвечают на простой вопрос: что надо делать, чтобы управлять успешно на всех стадиях кризиса. Можно выделить шесть функций: предкризисное управление; управление в условиях кризиса, управление процессами выхода из кризиса, стабилизация неустойчивых ситуаций (обеспечение управляемости), минимизация потерь и упущенных возможностей, своевременное принятие решений.
2. Важнейшей чертой антикризисного менеджмента является интеграция неформального и формального управления.
3. Для антикризисного управления особое значение имеет перспективность, возможность выбрать и построить рациональную стратегию развития.

Существуют разные стратегии антикризисного управления. Наиболее важными являются следующие: предупреждение кризиса, подготовка к его появлению; ожидание зрелости кризиса для его преодоления; противодействие кризисным явлениям, замедления его процессов; стабилизацие ситуаций посредством использования резервов, дополнительных ресурсов; рассчитанный риск; последовательный вывод из кризиса; предвидение и создание условий устранения последствий кризиса.

В широком смысле предметом управления всегда выступает деятельность человека. Антикризисное управление имеет предмет воздействия – проблемы и предполагаемые и реальные факторы кризиса, т. е. все проявления неумеренного совокупного обострения противоречий, вызывающих опасность крайнего проявления ϶ᴛᴏго обострения, наступления кризиса. Любое управление должно содержать черты антикризисного и задействовать антикризисный механизм управления по мере вступления в полосу кризисного развития организации. Игнорирование ϶ᴛᴏго положения имеет значительные отрицательные последствия.

Сущность антикризисного менеджмента определяют следующие характеристики: кризисы можно предвидеть, ожидать и вызывать; кризисы в определенной мере можно ускорять, предварять, отодвигать; к кризисам можно и крайне важно готовиться; кризисы можно смягчать; управление в условиях кризиса требует иных методов, опыта и искусства, специальных знаний; кризисами можно управлять; управление процессами выхода из кризиса способно ускорять данные процессы и минимизировать их последствия.

Учитывая зависимость от разновидности кризиса будет различаться и механизм управления им.

Но система антикризисного управления должна ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙовать следующим характеристикам: гибкость и адаптивность, присущие матричным системам управления; склонность к усилению неформального управления; диверсификация управления; децентрализация управления; повышение интеграции.

Особенности процессов и технологий антикризисного менеджмента можно выразить в следующем: мобильность и динамичность в использовании ресурсов, проведении изменений, реализации инновационных программ; использование программно-целевых методов разработки и реализации управленческих решений; ускорение процесса реализации антикризисных мер; повышение эффективности оценки управленческих решений и оптимизации управленческих решений.

Приоритетными средствами антикризисного управления должны являться: мотивирование, ориентированное на антикризисные меры; поддержание оптимизма и уверенности у персонала, предотвращение конфликтов; интеграции по ценностям профессионализма; развитие инициативы в решении проблем развития; корпоративность, взаимоприемлемость, поддержка инноваций.

Стиль антикризисного управления должен характеризоваться: профессиональным доверием, целеустремленностью, антибюрократичностью, исследовательским подходом, самоорганизацией, принятием ответственности.

Не стоит забывать, что важным элементом системы антикризисного управления будут его функции.

1. Функции антикризисного управления – ϶ᴛᴏ виды деятельности, кᴏᴛᴏᴩые реализуют предмет антикризисного управления и определяют его результат. Стоит заметить, что они отвечают на простой вопрос: что надо делать, ɥᴛᴏбы управлять успешно на всех стадиях кризиса. Можно выделить шесть функций: предкризисное управление; управление в условиях кризиса, управление процессами выхода из кризиса, стабилизация неустойчивых ситуаций (обеспечение управляемости), минимизация потерь и упущенных возможностей, ϲʙᴏевременное принятие решений.

2. Не стоит забывать, что важнейшей чертой антикризисного менеджмента будет интеграция неформального и формального управления.

3. Для антикризисного управления особое значение имеет перспективность, возможность выбрать и построить рациональную стратегию развития.

Существуют разные стратегии антикризисного управления. В наибольшей степени важными будут следующие: предупреждение кризиса, подготовка к его появлению; ожидание зрелости кризиса для его преодоления; противодействие кризисным явлениям, замедления его процессов; стабилизацие ситуаций посредством использования резервов, дополнительных ресурсов; рассчитанный риск; последовательный вывод из кризиса; предвидение и создание условий устранения последствий кризиса.

1.Кризисные явления, их причины и развитие


Понятие и виды кризиса. Макро-, мезо- и микроэкономические кризисы. Сущность кризисных явлений и факторы, приводящие к их возникновению. Задачи антикризисного управления предприятием.


2.Система управления финансовым оздоровлением в России


Государственное регулирование процессов санации экономики. Государственное управление системой финансового оздоровления. Антикризисное управление в современных российских условиях


3.Арбитражное процессуальное законодательство


Общие положения арбитражного законодательства (состав, компетенция и лица, участвующие в деле арбитражного суда). Производство в арбитражном суде первой инстанции. Производство по пересмотру судебных актов арбитражных судов. Исполнение судебных актов.


4.Организационно-правовые аспекты банкротства предприятий


Банкротство как институт рыночного хозяйства («банкротство бизнеса», «банкротство собственника», «банкротство производства», «недобросовестный менеджмент»; описать стадии банкротства предприятия). Банкротство как один из методов структурной реорганизации экономики («досудебная санация», «наблюдение», «внешнее управление» или «судебная санация», «мораторий», «конкурсное производство»).

5.Правовые основы проведения процедур банкротства


Процедуры банкротства предприятия: Наблюдение. Временный управляющий. Внешнее управление. Внешний управляющий. Конкурсное производство. Конкурсный управляющий. Финансовое оздоровление. Организация продажи имущества должника и работа с кредиторами. Мировое соглашение.


6.Инвестиционная политика в антикризисном управлении


Инвестиционный процесс как фактор антикризисного управления. Источники финансирования инвестиций в условиях ограниченных финансовых ресурсов. Оценка инвестиционной привлекательности инвестиций. Критерии принятия инвестиционных решений. Дисконтирование. Анализ альтернативных проектов. Точки пересечения Фишера. MIRR.


7.Разработка стратегии по выводу неплатежеспособного предприятия из состояния кризиса


Выбор антикризисной стратегии (понятие «антикризисное управление», основные направления антикризисного управления, содержание антикризисного управления). Разработка стратегии и программы действий (основные положения). Практический опыт российских предприятий при разработке стратегий.


8.Финансовое оздоровление предприятия


Состав и структура плана финансового оздоровления предприятия. Этапы финансового оздоровления. Разработка стратегии финансового оздоровления предприятия. Контроль финансовых потоков неплатежеспособного предприятия. Зарубежный опыт финансового оздоровления предприятия.


9.Основы финансового менеджмента в антикризисном управлении


Основы финансового менеджмента в антикризисном управлении (финансовая политика неплатежеспособного предприятия). Сущность и функции финансов предприятия. Финансовый механизм предприятия: финансовые методы, финансовые рычаги, правовое и нормативное обеспечение. Финансовое прогнозирование и финансовое планирование.

кризисное банкротство стратегия управление

10.Финансовая оценка неплатежеспособного предприятия


Финансово-экономическая оценка неплатежеспособного предприятия (основные коэффициенты). Диагностика банкротства предприятия (Z-счет Альтмана). Анализ платежеспособности крупных экономически и социально- значимых предприятий.


1.Кризисные явления, их причины и развитие 1.1. Понятие и виды кризиса.1.2. Макро-, мезо- и микроэкономические кризисы. 1.3. Сущность кризисных явлений и факторы, приводящие к их возникновению. 1.4. Задачи антикризисного управления предприятием. 1.1. Кризисом считается такое состояние хозяйствующего субъекта, когда важнейшие показатели его деятельности близки к своему негативному максимуму. КРИЗИСЫ ПО СФЕРЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ В зависимости от структуры отношений в социально-экономической системе и сферы возникновения необходимо выделять группы экономических, социальных, технологических, организационных, психологических кризисов. Экономические кризисы возникают в связи с противоречиями в экономике страны или экономике конкретного предприятия. Это кризисы производства и реализации продукции, принятие необдуманных управленческих решений, ухудшение взаимоотношений с контрагентами, ухудшение финансового состояния. Социальные кризисы проявляются как кризисы разделения интересов различных социальных групп. К ним относятся работники и работодатели, персонал и менеджеры, профсоюзы и предприниматели. В этой группе кризисов выделяют политический кризис (кризис в политическом устройстве общества), кризис власти. Организационные кризисы - это кризисы разделения и интеграции деятельности. Они связаны с некомпетентным распределением должностных функций на предприятии, отсутствием или неисполнением организационной структуры. Психологические кризисы - это кризисы, связанные с психологическим состоянием человека. Они проявляются в виде стрессов, которые могут приобретать массовый характер, в возникновении чувства не уверенности, страха, паники, а также как неудовлетворенность работой, чувство правовой незащищенности и недовольство социальным положением. Технологический кризис возникает как потребность и отсутствие новых технологических идей в условиях явно выраженной потребности в новых технологиях. Кризис технологической несовместимости и кризис отторжения новых технологических решений в более широком плане отражают кризис научно-технического процесса. Кроме того, по сферам возникновения кризисы могут подразделяться на природные, общественные, экологические. Природные кризисы связаны с природными условиями жизни и деятельности людей (землетрясениями, ураганами, пожарами, наводнениями. В современных условиях большое значение имеет понимание экологических кризисов - кризисов взаимоотношения человека с природой. Это кризисы, возникающие при изменении природных условий, вызванных деятельностью людей. Кроме того, кризисы могут быть предсказуемыми и неожиданными. Предсказуемые кризисы наступают как этап развития, они прогнозируются и предусматриваются. Их возникновение неизбежно, они являются естественным результатом реструктуризации производства, изменения структуры интересов под влиянием научного прогресса. Неожиданные кризисы являются результатом некомпетентного ведения деятельности, наступления непредсказуемых факторов (например, природных катаклизмов), и их предотвратить невозможно. Существуют также явные и скрытые кризисы. Явные протекают заметно, их легко обнаружить и просчитать эффект от их воздействия. Скрытые кризисы протекают незаметно, и их действие трудно выявить. А также кризисы бывают глубокими и легкими. Глубокие кризисы чаще всего ведут к разрушению различных структур социально-экономической системы. Они протекают сложно и неравномерно. Легкие кризисы, соответственно, протекают более легко и незаметно. Их можно предвидеть, и ими легче управлять. 1.2. КРИЗИСЫ ПО УРОВНЮ ВОЗНИКНОВЕНИЯ В экономической действительности существуют четыре уровня существования и деятельности хозяйствующих субъектов: микроуровень; макроуровень; мезоуровень; мегауровень. Каждый из данных уровней представляет собой определенную структуру организации экономических отношений и механизмов взаимодействия хозяйствующих субъектов. С точки зрения возникновения кризисов, данные уровни различаются возможностью корректирования, прогнозирования и влияния на данный уровень и возможностью неблагоприятного развития событий. Кроме того, кризисы, принадлежащие по уровню возникновения различным механизмам хозяйственной жизни, различаются и по степени, и объему влияния данного кризиса на сам хозяйствующий субъект и окружающие субъекты. Кризисы микроуровня являются наиболее прогнозируемыми. Сюда входят все кризисы, проявившиеся в рамках деятельности одного хозяйствующего субъекта: человека или предприятия. Причины: неадекватные действия самого хозяйствующего субъекта и его слабое умение учитывать реальную ситуацию. Проявление данных кризисов отражается весьма негативным образом (вплоть до прекращения существования данного хозяйствующего субъекта), но только по отношению к самому субъекту, не затрагивая другие субъекты, не связанные с данным прямыми финансовыми обязательствами или другими тесными отношениями. В целом кризисное состояние на микроуровне отражается и на деятельности других субъектов посредством влияния на общую экономическую ситуацию Другими словаки если кризисы микроуровня возникают повсеместно, то общеэкономическая ситуация также является кризисной, Кризисы, возникающие на мезоуровно, относятся к конкретному экономическому региону и затрагивают в той или иной степени функционирование всех хозяйствующих субъектов, функционирующих на территории данного региона или непосредственно имеющих экономические интересы и данном регионе. Кризисы, имеющие своей причиной процессы происходящие на уровне государства, называются кризисами макроуровня. Спецификой кризисом данного уровня является практическая невозможность четко спрогнозировать все гипотетически возможные ситуации, способные привести к негативным последствиям и вызвать кризисные явления. Единственным условием, позволяющим защититься от данного кризиса, является существование субъекта вне данного государства. Мегауровень представляет собой глобальные кризисы, затрагивающие деятельность всего мира. Как правило, данные кризисы проистекают из механизма экономического взаимодействия стран или региональных объединений, а также воздействия на хозяйственную деятельность различных международных организаций. 1.3. Сущность кризисных явлений и факторы, приводящие к их возникновению Банкротство предприятия является результатом одновременного совместного негативного действия внешних и внутренних факторов, доля «вклада» которых может быть различной. Так, по имеющимся оценкам, в развитых странах с устойчивой политической и экономической системой к банкротству на 1/3 причастны внешние факторы и на 2/3 -внутренние. Внешние факторы платежеспособности. Внешние факторы могут быть международными, национальными и рыночными. Международные ф а к то р ы складываются под влиянием: общеэкономических факторов - экономическая цикличность развития ведущих стран; состояние мировой финансовой системы, характеризующееся политикой международных банков; стабильности международной торговли - зависит от заключенных межправительственных договоров и соглашений (о создании зон свободного предпринимательства, приграничной торговли, таможенных тарифах и пошлинах); международной конкуренции (увеличения доли рынка фирм-конкурентов из-за более ВЫСОКИХ технологий или более дешевого труда) - организация совместных предприятий, лицензионная торговля, финансовая состоятельность зарубежных партнеров, стратегические формы хозяйствования. Национальные факторы оказывают достаточно ощутимое влияние на финансовую состоятельность каждого хозяйствующего субъекта и складываются под влиянием: политических факторов - политическая стабильность и направленность внутренней политики государства, реализуемые через право и включающие в себя: состояние финансовой системы; отношение к собственности (ее приватизация или национализация); принципы земельной политики государства; отношение государства к предпринимательству (запретительный или стимулирующий характер); налоговую политику; меры по защите прав потребителей и предпринимателей (ограничение монополизма, защита конкуренции и т.д.); экономико-демографических факторов, которые характеризуются: цикличностью экономического развития; уровнем доходов, накоплений населения, т.е. покупательной способностью (уровень цен, возможность получения кредита); предпринимательской активностью. Рыночные факторы складываются под влиянием: психографических факторов, проявляющихся в привычках, традициях и нормах потребления, предпочтении к одним товарам и отрицательном отношении к другим (потребительский выбор); научно-технических факторов, определяющих все составляющие процесса производства товара и его конкурентоспособность; форм конкуренции, на которые влияют: уровень издержек производства, уровень технологий, качество продукции и уровень маркетинга. Однако наиболее сильным внешним фактором банкротства является гак называемый технологический разрыв - крупный научно-технический сдвиг (эволюция), при котором, по оценкам специалистов, в семи случаях из десяти предприятия, бывшие лидерами в своей области на определенном рынке, становятся отстающими. Внутренние факторы платежеспособности. Не менее многочисленны и внутренние (эндогенные) факторы, определяющие развитие предприятия и являющиеся результатом его деятельности. В самом общем виде их можно сгруппировать по пяти основным группам: конкурентная позиция фирмы - цель, отрасль деятельности, традиции, репутация и имидж, квалификационный состав руководства и персонала, доля рынка и стадия жизненного цикла; принципы деятельности - форма собственности, организационная структура управления, организация системы управления, инновационная деятельность, организация производства, адаптивность фирмы, форма специализации, концентрация производства, диверсификация производства; ресурсы и их использование - прогрессивность средств и методов производства, длительность производственного цикла, уровень производственных запасов, диверсификация производства; маркетинговые стратегии и политика -- прогрессивность средств и методов производства, длительность производственного цикла, уровень производственных запасов, оборачиваемость средств; финансовый менеджмент - структура баланса, платежеспособность, ликвидность, соотношение собственных и заемных средств, стоимость капитала, структура имущества, инвестиционная привлекательность, доход на акцию, уровень прибыли и рентабельность. 2.Система управления финансовым оздоровлением в России 2.1.Государственное регулирование процессов санации экономики. 2.2.Государственное управление системой финансового оздоровления. 2.3.Антикризисное управление в современных российских условиях 2,1,Организация системы санации как способа нормативного управления рыночной экономикой представляет собой один из элементов системы антикризисного управления национальной экономикой - одного из важнейших институтов рынка. Антикризисное управление экономическими процессами сводится к предотвращению кризисных режимов Решение проблемы санации в российской экономике предполагает двухуровневую схему организации управления: государственный уровень - стратегическое планирование и создание нормативной базы для самоорганизации хозяйствующих субъектов, а также целевое воздействие на определенные секторы экономики и социальной сферы; низовой уровень (хозяйствующие субъекты, прежде всего в коммерческом секторе, и субъекты муниципальной экономики). Особенностью деятельности субъектов низового уровня являются горизонтальное экономическое взаимодействие, а также ориентация на самоорганизацию для переработки ресурсов при достижении цели. Хозяйствование субъекта в подобных условиях определяется как менеджмент. Иными словами, государственное управление и менеджмент относятся к разным уровням управления экономикой. Различны и их функции. Если государственное регулирование ориентировано прежде всего на создание условий и норм деятельности предприятий, то менеджмент - на организацию внутрифирменных потоков ресурсов для достижения цепей. 2,2,С 25 мая 1998 г. Указом Президента Российской Федерации создана служба по финансовому оздоровлению и (ФСФО России). Этот государственный орган сформирован с банкротству целью создания организационных, экономических и иных условий для реализации актов о несостоятельности (банкротстве) государственных предприятий, а также предприятий, в капитале которых велика доля государства. Названная Федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляет исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и организационные функции, предусмотренные законодательством Российской Федерации в данной области. На нее возлагается решение следующих основных задач: разработка и реализация мероприятий по финансовому оздоровлению и реструктуризации неплатежеспособных организаций; проведение государственной политики по предупреждению банкротств лиц, осуществляющих в соответствии с гражданским законодательством предпринимательскую деятельность, а также обеспечение условий реализации процедур банкротства; исполнение полномочий государственного органа по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению предприятий, а также органа, уполномоченного обеспечивать защиту интересов Российской Федерации при решении вопросов о несостоятельности (банкротстве) организаций 3. Арбитражное процессуальное законодательство 3.1.Общие положения арбитражного законодательства (состав, компетенция и лица, участвующие в деле арбитражного суда). 3.2.Производство в арбитражном суде первой инстанции.3.3. Производство по пересмотру судебных актов арбитражных судов. 3.4. Исполнение судебных актов. 3,1,Лица участвующие в деле арбитражного суда: представитель работников должника; представитель собственника имущества должника - унитарного предприятия; представитель учредителей должника; представитель собрания кредиторов или представитель комитета кредиторов; представитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в случае, если исполнение полномочий арбитражного управляющего связано с доступом к сведениям, составляющим государственную тайну; иные лица в случаях, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. 3,3,Статья 61. Производство по пересмотру определений арбитражного суда, вынесенных по итогам рассмотрения разногласий в деле о банкротстве Определения арбитражного суда, вынесенные по результатам рассмотрения арбитражным судом заявлений, ходатайств и жалоб могут быть обжалованы в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации. Определения, устанавливающие размер требований кредиторов, могут быть обжалованы в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации. При рассмотрении таких дел в выше стоящих судебных инстанциях арбитражный суд, вынесший определение, направляет кредиторам в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, только те материалы дела о банкротстве, которые непосредственно относятся к спору должника и кредитора (кредиторов) об установлении обоснованности, раз мера и очередности требований. Иные определения арбитражного суда, которые приняты в рамках дела о банкротстве, но не предусмотрены Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и в отношении которых не установлено, ЧТО они подлежат обжалованию, могут быть обжалованы в апелляционном порядке не позднее чем через четырнадцать дней со дня их принятия. По результатам рассмотрения жалобы суд апелляционной инстанции не позднее чем через четырнадцать дней принимает постановление, которое является окончательным. Обжалование таких определений в апелляционной инстанции не является препятствием для совершения процессуальных действий по делу о банкротстве и основанием для приостановления их действия.