Грузооборот (Freight turnover) - это. Расчет грузооборота — Энциклопедия по экономике Каким образом рассчитывается грузооборот география

Цель занятия – ознакомление с методами определения объема грузооборота перевозок грузов, а также построения эпюр грузопотоков.

Основные теоретические положения и порядок выполнения работы

Объем перевозок - это количество груза, которое было перевезено или планируется к перевозке за определенный промежуток времени, определяется в тоннах.

Грузооборот - определяет выполненную транспортную работу по перемещению груза за определенный промежуток времени, определяется в тонно-километрах.

Грузопоток - это объем грузов, который двигается в данном направлении за некоторый промежуток времени между грузообразующими и грузопоглощающими пунктами. Прямым условно считается направление грузопотоков, которое имеет большую величину.

Объем перевозок, грузооборот и грузопоток характеризуются:

    величиной;

    структурой грузов (определяется их видами);

    временами освоения (включает дату начала, окончания и темпа перевозки);

    неравномерностью (определяется как отношение максимального значения показателя к его среднему значению – формула (1.25)).

Неравномерность грузопотоков ухудшает использование подвижного состава, производственных помещений и оборудования транспортных предприятий. Однако она может быть устранена путем совершенствования планирования, образования запасов, рационального размещения составов, своевременной переработки грузов.

На рисунке 1.1 представлена эпюра грузопотоков в прямом и обратном направлениях. Грузопоток также может быть представлен в табличной форме (табл. 1.1).

Таблицы и эпюры грузопотоков могут складываться отдельно по видам грузов и суммарно.

Грузопоток (грузооборот) пункта транспортной сети измеряется количеством грузов, которые прибывают и отправляются. Отличают местный грузооборот пункта - количество груза, который прибывает для использования и отправляется после производства груза; и транзитный.

Рисунок 1.1 – Эпюра грузопотоков.

Таблица 1.1 – Объемы перевозок, т.

Грузополучатели

Грузоотправители

Грузопоток и грузооборот участка транспортной сети характеризуется количеством грузов, которые проходят по ней в обоих направлениях, а также объемом транспортной работы. Грузооборот и грузопоток участка рассчитывают, используя предварительно построенную картограмму грузопотоков (формулы (1.18) – (1.20) и (1.21) – (1.23)).

В качестве исходных данных для выполнения практической работы принимается последовательность из четырех погрузочно-выгрузочных пунктов А-Б-В-Г, между которыми осуществляется грузообмен (рис. 1.2).

Рисунок 1.2 – Участок транспортной сети.

Расчет основных показателей грузообмена в границах заданной транспортной сети осуществляется по нижеприведенным формулам.

1) Грузопотоки в направлении А-Г:

Q А-Г = Q А-Б + Q Б-В + Q Б-Г + Q В-Г + Q А-В + Q А-Г . (1.1)

2) Транспортная работа в направлении А-Г:

Р А-Г = Q А-Б L А-Б + Q Б-В L Б-В + Q В-Г L В-Г +

+Q А-В L А-В + Q Б-Г L Б-Г + Q А-Г L А-Г (1.2)

В направлении Г-А грузопотоки и транспортная работа определяются аналогично направлению А-Г.

3) Суточный объем перевозок грузов:

Q = Q прям.напр. + Q обратн.напр. (1.3)

где Q прям.напр. = Q А-Г ,

Q обратн.напр. = Q Г-А .

4) Суточная транспортная работа:

Р = Р прям.напр. + Р обрат.напр. (1.4)

где Р прям.напр. = Р А-Г ,

Р обрат.напр. = Р Г-А .

5) Среднее расстояние перевозки 1т груза:

Lср = Р/ Q (1.5)

6) Количество груза в тонах, которое отправляется из каждого пункта:

Q из А = Q А-Б + Q А-В + Q А-Г (1.6)

Q из Б = Q Б-А + Q Б-В + Q Б-Г (1.7)

Q из В = Q В-А + Q В-Б + Q В-Г (1.8)

Q из Г = Q Г-А + Q Г-Б + Q Г-В (1.9)

7) Общее количество груза по отправлению:

Q отправ. = Q из А + Q из Б + Q из В + Q из Г (1.10)

8) Количество груза в тонах, которое прибывает в каждый пункт:

Q в А = Q Б-А + Q В-А + Q Г-А (1.11)

Q в Б = Q А-Б + Q В-Б + Q Г-Б (1.12)

Q в В = Q А-В + Q Б-В + Q Г-В (1.13)

Q в Г = Q А-Г + Q Б-Г + Q В-Г (1.14)

9) Общее количество груза по прибытию:

Q приб. = Q в А + Q в Б + Q в В + Q в Г (1.15)

10) Количество груза, который проходит транзитом через каждый пункт:

Q тр Б = Q А-В + Q А-Г + Q В-А + Q Г-А (1.16)

Q тр В = Q А-Г + Q Г-А + Q Б-Г + Q Г-Б (1.17)

11) Объем перевозок груза на каждом участке транспортной сети:

Q А-Б = Q А-Б + Q Б-А + Q В-А + Q А-В + Q А-Г + Q Г-А (1.18)

Q Б-В = Q Б-В + Q В-Б +Q Б-Г + Q Г-Б + Q А-В + Q В-А + Q А-Г + Q Г-А (1.19)

Q В-Г = Q В-Г + Q Г-В + Q А-Г + Q Г-А + Q Б-Г + Q Г-Б (1.20)

12) Грузооборот на каждом участке транспортной сети:

Р А-Б = L А-Б ∑Q А-Б (1.21)

Р Б-В = L Б-В ∑Q Б-В (1.22)

Р В-Г = L В-Г ∑Q В-Г (1.23)

13) Общий объем перевозок на всех участках дороги:

Q общ = Q А-Б + Q А-В + Q А-Г + Q Б-А + Q Б-В + Q Б-Г + Q В-А + Q В-Б + Q В-Г +

+ Q Г-А + Q Г-Б + Q Г-В (1.24)

14) Коэффициент неравномерности перевозок на каждом участке пути:

(1.25)

где Q ij max – максимальное значение из составляющих объема перевозок на участке i - j ;

Q ij ср – средний объем груза, перевозимого на участке i - j .

ЗАДАНИЕ к практической работе №1

1) Выполнить расчет грузопотоков и транспортной работы в направлениях А-Г и Г-А.

2) Выполнить расчет суточного объема перевозок грузов и транспортной работы.

3) Выполнить расчет среднего расстояния перевозки 1т груза.

4) Выполнить расчет количества груза в тонах, которое отправляется из каждого пункта, а также общего количества груза по отправлению.

5) Выполнить расчет количества груза в тонах, которое прибывает в каждый пункт, а также общего количества груза по прибытию.

6) Выполнить расчет количества груза, который проходит транзитом через каждый пункт.

7) Выполнить расчет объема перевозок груза и грузооборота на каждом участке транспортной сети.

8) Выполнить расчет общего объема перевозок на всех участках дороги и коэффициента неравномерности перевозок на каждом участке пути.

9) Построить эпюру грузопотоков.

Исходные данные для выполнения практической работы приведены в приложении А.

Результат работы представляется в виде выполненных расчетов и составленной эпюры грузопотоков.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2

Планово –эк расчет во внутризаводском планировании тр-вок производится на базе наибольшего суточного грузооборота, а с учетом неравномерности поступления отправления грузов по формулам

Где -годовой грузооборот

Д- число рабочих дней в году

Кн- коэф. Неравномерности перевозок (=1,1до 3)

Грузопотоки оформляются в виде эпюр и схем

Эпюры хар-ют общ перемещение гр-в пред-тия, напряженность грузопотоков и их напр-ние, они помогают выявить нерацон-е встречные перевозки

Построение эпюры нач-ся с грузопотока сл-щего в наиболее отдаленный пункт в нашем случае откладывается кол-во груза след-го из А в Г затем из Б в Г.

Расчет потребности кол-ва тр-ср-в на предприятии

Кол тр-х средств опред по ф-ле

Где qч-производительность тр-го ср-ва в час, т·ч

Тт- время работы тр-го средства в течении планового периода

Производительность тр ср-ва узнается по формуле:

Где - намин грузоподъемность тр-го средства,т

Кгр- коэф исп-ния грузоподъемности тр-го ср-ва

Ттр- трансп-ный цикл, хар-щий затраты времени на погр-разгр пробег авто средства по маршруту, мин


Понятие складского хозяйства. Место и роль склада в логистической системе

Склад-здания и сооруж,оснащён. спец. технологич. оборудованием для осущ-я всего комплекса операций по приёмке,хранению,распределению поступивших товаров.

Осн.назнач-е склада-концентрация запасов,хранение ихи обеспечение бесперебойного и ритмочного снабжения заказов потребителей.

Складское хоз-во- склад или сов-ть складов,вместе с обслуж. инфраструктурой. Осн. задачи склад.хоз-ва на промышленном предприятии:-орг-ия норм.лбеспечения производства,-обесп-е сохранности и макс.сокращение затрат на хранение.

Склады образуют одну из подсистем логист.цепи. Логист.система формирует организационные и технико-экономические треб-я склада,устанавливает цели и критерииоптимального функцион-я складск.системы.При этом организация складир-я мат-лов оказ-ет существенное влияние на издержки обращения,размер и движение запаса на разл.участках логист.цепи.

Ненативн. сторона складир-я:увелич-е стоимости товаров за счёт издержек на складе.

Создание складских запасов приводит к иммобилизации(замораживанию) значит.фин.ресурсов,воторые могут быть использованы на др.цели.Складир-е оправдано в след.случаях:1)если оно позволяет снизить издержки,2)позволяет улучшить кач-во логист.сервиса,3)позволяет достичь более быстрого реагир-я на спрос,4)позв-ет сэкономить ден.ср-ва на превинтивных закупках

Положит.сторона склад-я:1)обеспеч-ся выравнивание производства,2)созд-ся необходимые технич.и организац.условия для комплектации грузов.


Классификация складов

В завис-ти от места в логист.цепи и роли в процессе товародвиж-я склада бывают: 1)склады предприятний-производителей(в сфере снабжения-хранение сырья,мат-лов,комплектующих и др.продукции произодственного назначения) 2)склады потребителей продукции в сфере произв-ва предназ.для обесп-я непрерывности протекания технологич.процессов.На этих складах хран-ся запасы незавершённого производства.

В зав-ти от роли в проц.пр-ва и подчинённости склада промышл.орг-ии разделяются:

Снабженчесие,кот.подчиняются отделу мат.-технич.снабжения;

Производственные,кот.подчиняются планово-произв. или планово-диспетчерскому отделу и предназн.для хранения полуфабрикатов собственного производства;

Сбытовые,кот.подчиняются отделу сбыта и в кот.хранятся мат.ценности,подлежащие реализации.

В зав-ти от сферы обслуживания склады подразд-ся:

Общезаводские(центральные), -прицеховые(филиалы цеховых складов)

Цеховые(подчиняются начальникам цеха)

3)склады сбытовых орг-ий(в сфере распред-я).Служат для поддержания непрерывности движения товаров из сферы производства в сферу потребления. Их назначение-преобразование производственного ассортимента в торговый и в бесперебойном обеспечении разл.потребителей,вкл. розничную сеть.

4)склады посреднических организаций (трансп.орг-ий) предназн. для времен.складир-я,связанного с экспедицией мат.ценностей.Относят:-склады ж/д станций;-груз.терминалы автотр-та,морских и речных портов,возд.тр-та.

По характеру выполнения операций грузопереработки они относятся к транспортно-перевалочным.

По функцион. назначению все склады делят на 5 разновидностей:

1.склады перевалки груза в транспортных узлах при выполнении смешанных,комбинированных и др. перевозок

2.склады хранения обесп. концентрацию необходимых материалов и их хранение для соответствующего функционир-я производства.

3.склады комиссионирования предназ.для формирования заказав соотв. со специфич.треб-ями клиента

4.склады сохранения обеспечивают сохранность и защиту складируемых изделий

5.спец.склады(тамож.склады,склады временного хранения мат-лов,тары,возвратных отходов)

По конструктивным характеристикам склады подразд-ся на:-закрытые,-полузакрытые,-открытые площадки.

В зав-ти от специфики и номенклатуры хранимых мат-лов:-универсальные,-специализированные склады.

По степени механизации складских операций:-немеханизир-е;-механизиров-е;-автоматизир-е;-автоматические склады.

33 Функции склада

1)Создание необход.ассортимента в соотв. с заказом потребителя(в закуп.и производственной логистике эта функция направлена на обеспечение необходимыми мат.-техническими ресурсами). В распределит.логистике данная ф-ия имеет большее значение,склады торговли осущ.преобраз-е произв. ассортимента в потребительский в соотв.с заказом клиента.Созд.необходимый ассортимент на складе содействует эффективному выполнению заказов потребителей и осуществлению более частых поставок в том объёме,кот.треб-ся клиенту.

2)Складир-е и хранение.Выполнение этой ф-ии позволяет выравнивать временную разницу м/у выпуском продукции и её потреблением,даёт возможность на базе созданных запасов обеспечить непрерывный производственный процесс.Хранение товара в распределительной системе необходимо в связи с сезонностью потребления некоторых товаров.

3)Унитизация партий отгрузки и транспортировка груза.Многие потребители заказывают со складов партии(меньше,чем вагон или меньше,чем трейлер),что значит-но увелич-ет издержки,связ. с доставкой таких грузов.Для сокращения тр.расходов склад может осущ.ф-ию объединения небольших партий грузов для нескольких клиентов для полной загрузки тр.ср-ва.

4)Предоставление услуг.С целью обесп-я более выс.уровня обслуж-я потребителей склады могут оказывать услуги:-подготовка товара для продажи;-проверка функционир-я приборов;-придание продукции товарного вида;-тр-но-экспедиц.услуги.


Процесс складирования

Комплекс складских операций осущ-ся в последовательности:

1)Разгрузка и приёмка груза производится в соответствии с условиями заключённого договора.Технология выполнения указ.работ на складе зависят от характера груза,от типа тр.ср-ва и т.д.В процессе приёмки происходит сверка фактических параметров прибывшего груза с данными товаро-сопроводит.документов.

2)Хранение груза включает обеспечение соответствующих условий и контроль за наличием запаса на складе.Для упорядочен.хранения груза и эконом.его размещения используют систему адресного хранения по принципу фиксированного или свободного выбора места складрования.

3)Комплектация товара в соотв.с запасами потребителей вкл. отбор товара по заказу клиента,подготовка товара к отправке,объедин.отдельныз заказов в партию отправки,погрузка грузов и т.д.

4)Внутрискладская трансп-ка(м/у различными зонами склада).С разгруз.площадки зона приемки – зона хранения,комплектации и на погруз.рамку.Транспорт-ка грузов внутри склада должна осущ-ся по сквозным прямоточным маршрутам.Число перевалок с 1 вида оборуд.на другое должно быть минимальным.

Операт.-производств.деятельность склада на предприятии включает работы по выгрузке,рассортировке и приемке поступивших на склад мат-лов,их размещ-е и хранение,отпуск и доставка потребителям.Доставка грузов на мат.складпроиз-ся в соотв-и с планом завода,мат-лы и изделия на складе принимаются в соотв-и с треб-ми,изложенные в технич.документации. Наиболее часто и в большрм кол-ве потребляемые мат-лы размещаются ближе к отпускным площадкам.

С целью сниж-я трудоёмкости по комплектации мат-лов,перед выдачей их в производство и облегчение контроля за комплексным обеспечением пр-ва материалами принимается групповой метод размещения хранимых материалов,при кот.материалы,вход.в комплект хранятся в близости друг от друга.Ячейки нумеруются и снабжаются табличками с названием и индексом материалов.

Операции,связ. с отпуском материала вкл. отборку,комплектование и соотв.подготовку материала.Подготовка материала-очистка,резка на заготовки и т.д.

Учёи движения запасов мат-ла на складе ведётся с помощью спец.картотеки или с пом.программного обеспечения.Регулир-е уровня запаса осущ-ся по системе с фиксированным размером или периодичностью заказа.

Штат персонала склада опред-ся в завис-ти от трудоёмкости выполняемых складских операций,примен.транспортных ср-в и степени механизации и автоматизации погрузочно-разгр. И др. складских операций.


Расчёт складских площадей

Общая S склада подразд. на след.соствл-е:

Грузов.или полезную, занятую непоср-но мат-и ценностями или устр-ми для их хранения.

Оперативную, занятую промышленными, сортировочными, комплектов.и отпуск. площадками, а так же штабелями стеллажами.

Конструктивную, занят.перегородками, коллонами, лестницами.

Служебную, занят.под конторы и бытовые помещания.

Определение размера грузов. S склада м. производиться 2 методами:

1. По удельным погрузкам

где -полезная S склада,

Макс размер запасов, подлежащих хранению,т

ОбщаяS слада:

Где - коэф использования общей S склада

2. Определение Sсклада с пом-ю объёмных измерителей

Где – площадь занимаемоя одним стелажом,

Понятие грузооборота

Методы расчёта грузооборотов

Раздел 1. Основная характеристика грузооборотов.

Раздел 2. Методы расчёта грузооборота.

Грузооборот - это экономический показатель работы транспорта (показатель объёма перевозок грузов), равный произведению массы перевозимого за определенное время груза на расстояние перевозки.

Основная характеристика грузооборотов

Грузооборот измеряется в тонно-километрах. Например, если разные суда перевезли в течение года 5 млн. тонн груза на среднее расстояние 150 км, то годовой грузооборот составляет 5 × 150 = 750 млн. тонно-километров.

Для определения грузооборота масса перевезенного груза в тоннах (отдельно по каждой партии груза) умножается на дальность перевозки и полученные произведения суммируются.

Показатель грузооборота используется в планировании и статистике для измерения производительности труда на транспорте (количество тонно-километров на одного работающего), себестоимость перевозок также определяется в расчете на 1 км, так как затраты на перевозку зависят от дальности ее и массы груза.

Для оценки деятельности предприятий транспорта показатель грузооборота не применяется, так как общество заинтересовано в наилучшем удовлетворении потребностей в перевозках при минимизации транспортных издержек, для этих целей используется показатель перевозки (отправки) грузов в тоннах, выручка от перевозок и др.

Распространение передового опыта, в том числе железнодорожников Белоруссии, позволяет увеличить объем полезной работы транспорта без увеличения численности работающих.

Для характеристики грузооборота государства, какой-то территории, определенного направления, реки и т.п. применяются и та и другая единица измерения. А для характеристики грузооборотов какого-либо транспортного узла, станции или иного транспортного объекта, в качестве измерителя применяется только тоннаж.

Грузооборот определяет уровень развития связей, развитие торговли, степень экономической активности в определенный период и т.д.

Единицей наблюдения в статистике перевозок грузов является отправка, т.е. партия груза, перевозка которой оформлена соответствующим документом (договором перевозки). Первичные документы на разных видах транспорта имеют различные названия:

дорожная ведомость – на железнодорожном и речном транспорте;

коносамент и манифест – на морском транспорте;

путевой лист и товарно-денежная накладная – на автомобильном транспорте;

сопроводительная ведомость – на воздушном транспорте.

Статистика перевозок грузов разработала систему показателей, которые обеспечивают возможность всесторонней характеристики работы каждого предприятия и единой транспортной сети страны. Эти показатели подразделяются на две группы:

объемные (суммарные);

качественные.

К объемным показателям статистики перевозок грузов относятся:

отправлено (отправление) грузов;

прибыло (прибытие) грузов;

перевезено (перевозка) грузов;

перевезено в прямом смешанном сообщении;

объем выполненной транспортной работы – грузооборот.

Грузооборот представляет собой объем работы при перевозке грузов, исчисляется суммированием произведений массы перевезенных грузов на расстояние перевозки в километрах (милях). Он является одним из основных показателей при оценке эффективности работы транспортного предприятия.

К качественным показателям статистики перевозок грузов относятся:

среднее расстояние перевозки в 1т груза;

средняя густота перевозок 1т груза;

средняя продолжительность перевозки 1т груза;

средняя скорость продвижения 1т груза.

Распределение грузовых перевозок между отдельными видами транспорта зависит от их особенностей и экономического преимущества. Например,

железнодорожный транспорт используется при перевозке больших объемов грузов на большие расстояния;

автомобильный транспорт – в городах и районах на короткие, а также на более дальние расстояния при перевозках ценных и скоропортящихся грузов;

морской транспорт – при перевозках массовых грузов в районах, тяготеющих к внутренним водным и морским бассейнам;

магистральные трубопроводы служат для перекачки газа и сырой нефти с промыслов на перерабатывающие заводы и для транспортирования готовых нефтепродуктов с заводов в районы потребления и терминалы;

воздушный транспорт используется при перевозке грузов на очень большие расстояния.

Железнодорожный транспорт.

В период остановки навигации на реках железнодорожный транспорт успешно заменяет водный транспорт. Большой объем товарооборота с другими странами осуществляется именно железнодорожным транспортом. А также он занимает I место среди других магистральных видов транспорта.

Автомобильный транспорт.

Автомобильный транспорт наиболее мобилен из всех видов транспорта. Он способен перевозить грузы, как дальние, так и на короткие. Недостатки – большая себестоимость и трудоемкость, высокий уровень загрязнения окружающей среды.


Трубопроводный транспорт.

Разнообразие трубопроводного транспорта в зависимости от видов транспортируемых продуктов вызывает необходимость применения группировки (классификации). Магистральные трубопроводы подразделяются на нефтепроводы, продуктопроводы и газопроводы. Первые служат для перекачки сырой нефти с промыслов на перерабатывающие заводы. Вторые – для транспортирования готовых нефтепродуктов с заводов в районы потребления. Третьи – для транспортирования газа. В случае если продуктопровод строго специализирован для транспортировки какого-либо одного вида нефтепродукта, он называется соответственно: керосинопровод, бензин провод, маслопровод, мазут провод. Преимущество трубопроводного транспорта в том, что у него непрерывна транспортировка и не зависит от природных условий. Большой недостаток в загрязнении окружающей среды.

Морской транспорт.

Морской транспорт способен перевести любые грузы, любых видов и габаритов. В отличие от других видов транспорта, морским перевозят, главным образом, экспортные (46%) и импортные (70%) грузы. Недостатки: зависимость от погодных условий, потребность в дорогих портовых сооружениях и высокая доля расходов на начальные и конечные операции.


Внутренние водные пути.

К ним относятся: реки, озера, водохранилища, каналы, пригодные для судоходства. На внутренних водных путях движение судов допускается не по всей ширине, а только на путях, которые подготовлены для судоходства и которые обозначены навигационными знаками.

Статистический учет перевозок грузов на внутреннем водном транспорте выполняют предприятия внутреннего водного транспорта: порты, пароходства, судовые компании, а также предприятия других отраслей экономики, осуществляющие перевозную работу на коммерческой основе.

Воздушный транспорт.

Воздушным транспортом грузы перевозятся на очень большие расстояния, но этот вид транспорта значительно меньше, чем на другие, применяют для перевоза груза. Им перевозят, как правило, наиболее дорогостоящие грузы: драгоценные меха, дорогая одежда, оружие, медикаменты и т.д. Главное отличие авиации от других видов транспорта заключается в высокой путевой скорости и в большой беспосадочной дальности полета.




Методы расчёта грузооборота

Все расчеты заносятся в статистическую таблицу, которая называется статистическая группировка.

Статистическая группировка – позволяет дать характеристику размера, структуры и взаимосвязи изучаемых явлений, выявить их закономерности.


Методы для расчета:

Ряды динамики (абсолютные и относительные показатели, цепные и базисные и средние величины);

Выборочное наблюдение;

Показатели вариации (дисперсия);

Графическое построение (графики).

Абсолютные показатели – именованные числа, имеющие определенную размеренность и единицы измерения. Они характеризуют показатели на момент времени или за период. В зависимости от различных причин и целей анализа применяются натуральные, условно-натуральные, денежные и трудовые единицы измерения.

Абсолютный прирост – это разность между исследующим уровнем ряда и предыдущим (или базисным).

10. Грузооборот в %

Источники

Википедия – Свободная энциклопедия, WikiPedia

ekoslovar.ru – Экономический словарь

academic.ru – Словарь Академика

guskonstantin.narod.ru – Статьи

bank24.ru – Словарь экономических терминов

kgau.ru – Учебно-методический комплекс

Объемы услуг всех видов специальной техники и транспорта рассчитывают в машино-часах, а объемы услуг транспорта на сдельном тарифе, кроме того, - в тоннах перевозимых грузов. В четвертой методике предусмотрена также возможность расчета грузооборота в тонно-километрах. Примеры расчета объемов услуг приведены в методиках.  


Результаты расчета грузооборота заносятся в табл. 11.  

При расчете грузооборота по отдельным трубопроводам объем перекачиваемых нефтепродуктов умножается на дальность их перекачки по каждому трубопроводу и направлению перекачки с учетом сброса и получения нефтепродуктов на промежуточных пунктах (рис. 8).  

Расчет грузооборота, потребности в транспортных средствах и нормы их простоя. Основным показателем , характеризующим объем транспортной работы на предприятии, является грузооборот (табл. 7.10).  

РАСЧЕТ ГРУЗООБОРОТА, ПОТРЕБНОСТИ В ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВАХ И НОРМЫ ИХ ПРОСТОЯ  

Результаты расчетов грузооборота  

Если для передачи материала со склада в цех и последующей переработки используется другой вид транспорта, то такая перевозка дополнительно учитывается в межцеховом грузообороте. При расчете грузооборота необходимо проверить соответствие прибытия и отправления грузов между цехами, объемов перевозок сырья, топлива, полуфабрикатов по таблицам балансов, разрабатываемым экономическим и соответствующим технологическим отделами и отделом механизации. Одноименные грузы группируются по позициям. В ведомости межцехового грузооборота в специальном подвижном составе технологические перевозки приводятся в определенной последовательности в зависимости от отрасли.  

Расчет грузооборота и грузопотоков начинается с определения номенклатуры грузов, подлежащих перевозке. Классификация грузов по категориям производится с учетом возможности использования для каждой группы материалов определенного вида транспортных средств . Например, металлы разбиваются для этого на следующие группы прутковый материал листовой материал поковки малого габарита поковки большого габарита и т. д.  

Далее определяется протяженность перевозок и рассчитывается их объем за сутки по каждому грузу в отдельности. Грузооборот при этом определяется в тоннах, а грузопотоки в тонно-километрах. Расчет грузооборота оформляется в виде шахматной ведомости, в которой указываются как отправители, так и получатели грузов. Такие ведомости составляются сначала по отдельным цехам, складам, а затем и по предприятию в целом (табл. 5.6).  

Расчет грузооборота оформляется в виде шахматной ведомости. Она представляет собой таблицу, в которой по вертикали указаны все отправители грузов, а по горизонтали - получатели их. В основе шахматной ведомости лежит баланс прибытия и отправления грузов. Грузооборот по отправлению должен быть равен грузообороту по поступлению с корректировкой на величину безвозвратных потерь (угар металла , разбрызгивание и т. п.), без которых нельзя было бы сбалансировать итоги в графах и строках ведомости Такие ведомости сначала составляются по отдельным цехам и складам, а затем по предприятию в целом. Шахматные ведомости принимаются за основу при разработке схем грузовых потоков цехов и предприятия в целом.  

Расчеты грузооборота и грузовых потоков производятся по наибольшему суточному грузообороту с учетом неравномерности поступления и отправления грузов  

Грузопотоки по направлениям (туда и обратно) и участкам нужны не только для расчета грузооборота и потребной пропускной способности , но и для определения порожних пробегов вагонов и одиночных пробегов локомотивов (см. главу 20).  

В дальнейшем объемы работы мобильных и стационарных силовых установок, использующих нефтепродукты, значительно увеличатся. По расчетам Института комплексных транспортных проблем АН СССР все виды грузооборота к концу столетия возрастут (к 1970 г.) в несколько раз, а пассажирооборот значительно увеличится. При этом, как предполагается, весьма быстрыми темпами будут расти грузооборот и пассажирооборот автомобильного транспорта , его доля в общем объеме перевозок грузов и в перевозках пассажиров также возрастет в несколько раз.  

Приведенные затраты в расчете на 1 т грузооборота, руб.  

Для расчета грузопотоков и грузооборота предприятия необходимо предварительно установить виды перемещаемых грузов, пункты их от-пра.вления и доставки, расстояния перемещения, объем, частоту и регулярность перевозок.  

При планировании внешнего грузооборота в основу расчета принимают планы материально-технического снабжения , а также отчетные данные за последние годы о вывозе с предприятия отходов производства (например, металлолома).  

Очевидно, что в нашем случае потребительная стоимость - поставка на объекты конкретных средств производства требуемых партий (объемов) материалов, комплектов буровых станков и т.п. Обоснованные на базе производства потребительной стоимости производственные отношения предусматривают, что оплата должна осуществляться не за частично выполненную услугу и тем более не за работу транспортных средств по вывозке грузов, а за выполненную в полном объеме услугу. Это значит, например, что наряд на доставку бурового станка, поданный одновременно снабженцам и транспортникам, будет оплачен заказчиком только после того, как весь комплект бурового станка будет доставлен на место монтажа. Соответственно и стимулирование в этих подразделениях должно осуществляться за выполнение конкретных заказываемых услуг. Показатели, которые характеризуют абстрактный труд (товарооборот, грузооборот), из условий и показателей премирования выводятся. Эти показатели выполняют роль исходных данных для расчетов производственных мощностей , численности персонала в подсистемах производственно-технического и транспортного обслуживания , т.е. они не должны принимать участие в отношениях обмена между подсистемами объединения и распределения продуктов народного потребления.  

Анализ грузооборота пунктов перевалки должен осуществляться параллельно с анализом транспортно-экономических связей и расчетом затрат на доставку нефтепродуктов стыкующимися в пункте перевалки видами транспорта.  

В качестве исходных данных для расчета коэффициента оборачиваемости обычно принимают грузооборот распределительной или перевалочной нефтебазы и объем ее резервуарной емкости, а величину этого коэффициента (об) определяют делением первого на второе, т. е.  

Расчеты с поставщиками и подрядчиками. Для учета этих расчетов предназначен синтетический счет Расчеты с поставщиками и подрядчиками. По кредиту этого счета отражаются акцептованные счета - платежные требования и неотфактурованные поставки, а по дебету - их оплата. Счет Расчеты с поставщиками и подрядчиками корреспондирует со многими счетами. Основными из них являются по дебету - счета Расчетный счет , Прочие счета в банках (субсчет Аккредитивы и особые счета по грузообороту), Расчеты в порядке зачетов взаимных требований , Краткосрочные ссуды банков и др. (в зависимости от принятой формы расчетов и для оплаты) по кредиту - счета материальных ценностей и затрат на производство. Сальдо по рассматриваемому счету может быть только кредитовым и оно показывает задолженность предприятия своим поставщикам и подрядчикам.  

Себестоимость хранения, распределения и реализации нефтето-варов на нефтебазах и автозаправочных станциях рассчитывается аналогично. Здесь в основу расчета принимаются эксплуатационные издержки за определенный период и грузооборот нефтебазы или количество реализуемой продукции через

F1 = 60 ∙ Т

где Т – годовой грузооборот, т/год

При построении графика функции F2 - величина условно-постоянных затрат принимается равной 500 тыс. руб./год.
График функции (Z) строится на основании тарифной ставки за хранение товаров на наемном складе.

Зависимость (Z) (зависимость затрат по хранению товаров на наемном складе от объема грузооборота) определяется по следующей формуле:

(Z) = p Sн 365

где – p = 5 руб.суточная стоимость использования грузовой площади наемного склада (тариф на услуги наемного склада);
365 – число дней хранения на наемном складе за год.
Расчет потребной площади наемного склада выполняется по формуле:
Sн = (З Т) / (Д Н)

где – потребная площадь наемного склада, кв.м.;
З - размер запаса в днях оборота = 80 дней;
Д - число рабочих дней в году = 250;
Н - нагрузка на 1 кв.м. площади при хранении на наемном складе, т/кв.м. = 3 тонны

Для построения графика функции принять следующие значения входящих в формулы показателей:

График функции строится из предположения, что она носит линейный характер. Имеем:


грузооборот в год (Т), тонны F1, руб F2, руб F3, руб Z, руб
0,00
0,11
0,21
0,32
3,65 0,39
3,711 222,66 722,66 0,40 722,4
4,1 0,44
4,2 0,45
4,3 0,46
4,4 0,47
4,5 0,48
0,53
0,64
0,75
0,85
0,96
1,07

Рисунок 3. График грузооборота безразличия

Задача 2. Рассчитать суммарную эффективность от применения складской формы поставки материалов при известных данных. Годовая потребность в материалах 500 тыс. шт., число рабочих дней в году 240, Цена единицы материала 315 руб.. Производственный запас в днях до начала применения складской формы составлял 17 дней, после начала применения сократился до 8 дней. Коэффициент эффективности капитальных вложений 0,27. Суточные расходы по хранению единицы запаса составляют 30% от его цены. Капитальные вложения на 1 тонну хранимого груза 45 руб.



Задача 3. Компания решила использовать склад для расширения рынка сбыта. Руководство предполагает, что годовой грузооборот склада составит 350тыс. тонн при среднем сроке хранения запасов 15 дней. Число рабочих дней в году 268, нагрузка на квадратный метр площади склада 1,5 тонны. Определите целесообразность приобретения компанией собственного склада, если стоимость использования одного квадратного метра площади наемного склада в сутки составляет 4,5 руб. Постоянные затраты, связанные с функционированием собственного склада составляют 1700 тыс. руб.в год. Переменные затраты на единицу хранимого груза 27 руб. Рассчитайте срок окупаемости собственного склада, если затраты на его строительство составляют 5320 тыс. руб.