Лучший в профессии станочник деревообрабатывающих станков. Атлас профессий. Какими личностными качествами должен обладать станочник

Профессиональное обучение

Актуальность обучения

Специальность «Технология деревообработки» является одной из самых старейших, но, тем не менее, не утративших свою актуальность и востребованность в настоящее время.

Деревообработка - одна из быстроразвивающихся и перспективных отраслей промышленности страны, ведь на ее долю приходится около пятой части всех лесов земного шара. Древесина используется в различных отраслях народного хозяйства. Лес поставляет сырье для получения более 20 тысяч изделий и продуктов.

Для того чтобы деревообработка в России динамично развивалась, ей требуются специалисты, способные внедрять современные технологии производства, вводить в эксплуатацию новое оборудование. ДЕРЕВООБРАБОТЧИКИ ВОСТРЕБОВАНЫ ВСЕГДА.



Объекты профессиональной деятельности:

  • Материалы;
  • Технологические процессы;
  • Средства технологического оснащения (оборудование, инструменты, оснастка);
  • Конструкторская и технологическая документация;

Описание деятельности:

  • Изготовление столярных изделий.
  • Слесарная обработка деталей.
  • Наладка и ремонт деревообрабатывающего оборудования.
  • Обработка и изготовление сложных деталей и заготовок на деревообрабатывающих станках.

Характеристика работ станочника деревообрабатывающих станков 2-го разряда:

Сверление отверстий в заготовках и деталях на одношпиндельных станках с ручной подачей. Отбраковка деталей по качеству обработки. Строгание стружки различных спецификаций на налаженных стружечных станках. Изготовление шкантов на токарном станке и токарная обработка простых деталей. Участие в процессе фрезерования деталей и заготовок под руководством станочника более высокой квалификации. Выборка гнезд в деталях по разметке на цепнодолбежном станке. Изготовление кровельной щепы на станке. Штамповка заготовок из шпона. Сшивка дощечек, реек в щит и комплектов ящиков на проволокосшивальном станке.

Профессия является одной из самых распространенных в промышленности, такие вакансии есть практически на всех заводах и фабриках, в различных мастерских, в научно-производственных лабораториях (несмотря на то, что названия должностей в этих организация могут различаться, суть работы остается сходной). По мере технического прогресса значимость этих специалистов возрастает.

Требования к индивидуальным особенностям техника-технолога:

Преимущества профессии:

35.4

Для друзей!

Справка

Деревообработка является ремеслом, известным человеку с давних пор. Древесина - это хороший материал, который легко поддаётся обработке инструментом.

Описание деятельности

Деятельность станочника в деревообработке представляет собой работу с применением знаний по геометрии, физике и черчению, знании устройства, правил наладки станков и проверки их на точность, устройства и правил использования измерительных инструментов, технологий термообработки, заточки, доводки инструмента, а также принципов калибрования профилей деталей, класса точности и чистоты обработки.

Трудовые обязанности

Станочник в деревообработке ведёт прием деталей при обработке на деревообрабатывающих станках. Осуществляет укладку деталей на подстопное место. Сверлит отверстия в заготовках, узлах и деталях на одношпиндельных и многошпиндельных станках с ручной и механической подачей. Производит отбраковку деталей по качеству обработки. Строгает стружки различных спецификаций на налаженных стружечных и универсальных станках. Изготавливает шканты на токарном станке и производит токарную обработку простых деталей. Участвует в процессе фрезерования деталей и заготовок. Производит выборку гнёзд в деталях по разметке на цепнодолбёжном станке. Изготавливает кровельную щепу на станке. Производит штамповку заготовок из шпона, сшивку дощечек, реек в щит и комплектов ящиков на проволокосшивальном станке. Производит выполнение токарных работ по изготовлению деталей сложных конфигураций. Осуществляет подбор партии сырья для строгания по толщине и длине. Выполняет ремонт обслуживаемого оборудования.


  • Работает в системе «Человек – Техника».

  • Сферы деятельности: промышленность, обслуживание.

  • Самая массовая профессия в деревообрабатывающей промышленности .

  • Выполняет операции по технической обработке древесины (пиление, строгание, сверление, долбление и др.) на деревообрабатывающих станках разных типов.

Должен знать:


  • породы, пороки и свойства древесины;

  • припуски и допуски на обработку;

  • принцип действия обслуживаемого оборудования;

  • технические условия на сырье, стружку и обрабатываемые детали;

  • требования, предъявляемые к качеству обработки деталей;

Должен уметь:


  • сверлить отверстия в заготовках и деталях на станках с ручной подачей;

  • отбраковывать детали по качеству обработки;

  • строгать стружку различных спецификаций на налаженных стружечных станках;

  • изготавливать шканты на токарном станке;

  • штамповать заготовки из шпона .


  • пространственное воображение;

  • широкий технический кругозор;

  • хорошие зрение и слух;

  • память, внимательность;

  • аккуратность;

  • точность в работе;

МЕДИЦИНСКИЕ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ


  • сердечно-сосудистые заболевания;

  • нервно-психические заболевания;

  • нарушения координации движений, зрения, слуха;

  • болезни, связанные с потерей сознания .

Заточник, сверловщик, слесарь-инструментальщик, слесарь-лекальщик, строгальщик, токарь-универсал, фрезеровщик, шлифовщик, оператор автоматических и полуавтоматических линий в деревообработке.


ОБУЧЕНИЕ

Начальное и среднее профессиональное образование, специализированные курсы, обучение на производстве.


ПЕРСПЕКТИВЫ КАРЬЕРНОГО РОСТА
Карьерный рост станочника в деревообработке зависит от повышения профессионального разряда (диапазон разрядов 2-5). Чем выше профессиональный уровень, тем ответственнее занимаемая должность специалиста.

СТАНОЧНИК ШИРОКОГО ПРОФИЛЯ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИИ


  • Работает в системах "Человек-Техника" (обработка технических объектов) и "Человек-Знак" (использование справочных материалов, чертежей, произведение измерений, расчетов).

  • Работает на металлообрабатывающем производстве, в ремонтных мастерских, ремонтных цехах различных производств.

  • Специальность возникла в связи с необходимостью оперативного изготовления небольших партий деталей разной сложности для ремонта станков и механизмов.

  • Станочник широкого профиля обрабатывает детали из металла и других материалов на токарных, фрезерных, сверлильных и шлифовочных станках.

  • Руководствуясь чертежом детали, определяет последовательность ее изготовления. Подбирает необходимые для этого ин­струменты. Использует справочники и производит необходимые расчеты. Выбирает режим резания, проводит наладку станка, устанавливает инструмент и заготовку, проводит обработку детали.

  • Выверяет с помощью оптических приборов размеры детали и качество ее обработки.

  • Использует ручные инструменты, механическое оборудование (токарные, сверлильные, фрезерные, шлифовальные станки) и измерительные приборы.

  • Для деятельности характерны немногочисленные контакты с коллегами по работе .

  • Основная рабочая поза - положение "стоя".

  • Вредными факторами являются высокий уровень шума и запыленность воздуха. Возможны микротравмы кистей рук.

  • Профессия имеет 2-6 разряды.

  • На экспериментальном производстве станочникам высокой квалификации может быть присвоен 7 и 8 разряд.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ
Должен знать:


  • геометрию, тригонометрию, физику, черчение (в объеме средней школы);

  • основы материаловедения, теории сопротивления материалов, электротехники, технической механики, технических измерений;

  • устройство, правила наладки станков и проверки их на точность;

  • устройство и правила использования измерительных инструментов;

  • технологию термообработки, заточки, доводки инструмента;

  • принципы калибрования профилей деталей, классы точности и чистоты обработки.
Должен уметь:

  • читать чертежи, используя справочные материалы; рассчитывать режимы обработки деталей из различных материалов ;

  • производить наладку и подналадку станков;

  • выполнять обработку деталей из разных материалов на различных станках;

  • выверять размеры деталей при помощи измерительных инструментов.

ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА


  • физическая сила;

  • нормальная острота зрения и слуха;

  • точное цветоразличение;

  • тонкая осязательная и кинестетическая чувствительность;

  • точный линейный и объемный глазомер;

  • точная зрительно-двигательная координация (на уровне движений обеих рук);

  • хорошее пространственное воображение;

  • хорошее наглядно-образное мышление.

МЕДИЦИНСКИЕ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ
Работа не рекомендуется людям, имеющим болезни:


  • сердечно-сосудистой системы (пороки сердца, сердечная недостаточность и др.);

  • органов пищеварения (язвенная болезнь, хронический гастрит и др.);

  • опорно-двигательного аппарата (хронический ревматизм, деформации грудной клетки и др.);

  • нервной системы (обмороки, менингит и др.);

  • органов зрения (пониженные острота зрения и цветоразличение, нарушение бинокулярности и др.);

  • органов слуха (пониженная острота слуха);

  • кожи с локализацией на кистях рук (экзема и др.).

БЛИЗКИЕ ПРОФЕССИИ (специальности)
Заточник, сверловщик, слесарь-инструментальщик, слесарь-лекальщик, строгальщик, токарь-универсал, фрезеровщик, шлифовщик.
ОБУЧЕНИЕ

Средние и начальные профессиональные учебные заведения.

История обработки древесины уходит своими корнями в далекое прошлое. Развитие деревообрабатывающих станков началось в 14 веке. В то время в Европе начали появляться первые пилорамы, которые со временем начали распространяться по всему миру. Примерно в 1850 году в Германии появляются первые рейсмусные станки с четырехгранным строгальный валом. С тех пор производство станков развивалось быстрыми темпами. На рубеже веков ведущие фирмы уже демонстрировали большой ассортимент деревообрабатывающих станков и инструментов.

Развитие профессии станочника приходится на рассвет индустриальной революции середины прошлого века, когда основным инструментом для работы являлось промышленное оборудование.

Сегодня производство станков по деревообработке активно развивается, совершенствуется, появляются все новые модели оборудования и работают на них специалисты с высокой квалификацией.

Станочник деревообрабатывающих станков – профессия малоизвестна, но при этом её незаменимость для общества не вызывает сомнения. На сегодняшний день профессия станочника деревообрабатывающих станков крепко удерживает свои позиции в лесопереработке. Деревообрабатывающие станки позволяют получать полуфабрикаты и заготовки из древесного сырья (бревна, доски, бруски, стружку, шпон и др.). Кроме того, осуществляется производство составляющих деталей всевозможных изделий и конструкций (для предметов мебели), а также готовых изделий (паркета, лыж, элементов музыкальных инструментов, канцелярских принадлежностей). Используя различные деревообрабатывающие станки, мастер в ручном режиме следит за соблюдением всех параметров изделия и гарантирует его высокое качество.

Станочник в деревообработке ведёт обработку древесины на деревообрабатывающих станках, перфорирует древесноволокнистые плиты, сшивает дощечки и рейки в щиты, сверлит отверстия в заготовках, узлах и деталях на станках с ручной и механической подачей. Производит выборку гнёзд в деталях по разметке на цепнодолбёжном станке. Производит выполнение токарных работ по изготовлению деталей сложных конфигураций.

Станочник деревообрабатывающих станков должен обладать профессионально важными качествами: физической выносливостью, ответственностью, дисциплинированностью, иметь широкий технический кругозор, пространственное воображение, способность к сложной координации рук, проявлять в работе аккуратность и точность, быть внимательным, уметь читать чертежи.

Бабич Анатолий Васильевич
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: РЕСТАВРАЦИОННЫЙ КОЛЛЕДЖ "КИРОВСКИЙ"
Населённый пункт: САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Наименование материала: МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тема: "ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ СТАНОЧНИКОВ ДЕРЕВООБРАБАТЫВАЮЩИХ СТАНКОВ"
Дата публикации: 16.01.2017
Раздел: среднее профессиональное

Реставрационный колледж «Кировский»
Методическая разработка по теме:

«Занимательный материал

по профессии станочник деревообрабатывающих станков»

Мастер производственного обучения БАБИЧ А.В
Санкт-ПЕТЕРБУРГ 2017
Пояснительная записка В методической разработке «Занимательная материал» представлены: кроссворды, ребусы, вопросы, задания. Задания направлены на развитие логического мышления, на активизацию познавательной активности учащихся, на развитие у них самостоятельной деятельности в выполнении работ, на самооценку. Занимательный материал по профессии способствует повышению заинтересованности в овладении профессией. Цель подбора материала придать профессии привлекательность, поднять интерес учащихся к овладению профессией во внеурочной деятельности. Занимательный материал по профессии станочник - это такие задания, которые способны заинтересовать учащихся выполнять их без принуждения, когда он может без оценки попробовать свои силы, узнать новое без принуждения. Материал предназначен для учащихся с различной подготовкой по профессии «Станочник». Применение тематических ребусов, кроме прочего, может служить хорошим контролирующим инструментом, помогающим мастеру определять уровень обученности учащихся. Так тематические ребусы составлены по 7 темам: «Упражнения в управлении станком», «Обработка наружных цилиндрических и торцовых поверхностей», «Обработка цилиндрических отверстий», «Нарезание резьбы», «Обработка конических поверхностей», «Отделка», «Материаловедение». После изучения данных тем учащиеся с удовольствием решают ребусы, зарабатывая дополнительно положительные оценки от мастера. Занимательный материал является одним из вариантов, облегчающим переход к фундаментальным знаниям.

Тематические ребусы

Тема:
Обработка наружных цилиндрических и торцовых поверхностей
1. 2.

11.
Ответы: 1. Вал 2. Упор 3. Канавка 4. Подача 5. Наклёп 6. Стружка 7. Штангенциркуль 8. Оправка 9. Микрон. 10.Планшайба 11.Эталон
Тема:
Обработка цилиндрических отверстий
1
.
2.

6
.
7.

8.
Ответы: 1 Хвостовик 2. Втулка 3. Борштанга 4. Расточка. 5. Зенковка 6.Сверло 7 Развёртка. 8. Цанга
Тема:
Упражнения в управлении токарным станком
1.

7.
Ответы: 1. Станина 2. Суппорт 3. Станина 4. Патрон 5. Шпиндель 6. Фартук 7. Щуп

Тема:
Нарезание резьбы
1.

4
.
5.

7.
Ответы: 1.Болт 2.Шаг 3.Плашка 4.Гайка 5.Метчик 6.Подручник 7.Вороток
Тема:
Отделочная обработка
1.

5
Ответы: 1. Доводка 2. Накатка 3 Алмаз 4. Отделка 5. Полирование

Тема
Обработка конических поверхностей
1.

4.
Ответы: 1.Шаблон 2. Клин 3. Конусность 4. Брак.
Тема:
Материаловедение
1.

3.
Ответы: 1. Закалка 2. Сталь 3. Фреза 4. Отпуск

Найди нужное слово
Из букв, предложенного слова, необходимо составить слово – технический термин по профессии «Станочник» 1. Константин – оборудование. 2. Резиденция – инструмент. 3. Кораблик - продукция неумелого станочника. 4. Кораблик - измерительный инструмент. 5. Сайгак - крепёжная деталь. 6. Колесо - инструмент для доводки резца. 7. Купорос - ограничитель хода. 8. Скалолазка - вид термообработки. 9. Плотва - деталь машины. 10 Болото - крепёжная деталь. 11. Ватин - деталь для передачи вращения в движение. 12.Гуашь - элемент резьбы. 13.Сласть - сплав железа. 14.Скафандр - короткая коническая поверхность. 15.Молибден - кольцо, разделённое на равные штрихи. Ответы: 1.Станок 2. Резец 3. Брак 4. Калибр 5. Гайка 6. Оселок 7. Упор 8. Закалка 9. Вал 10. Болт 11. Винт 12. Шаг 13. Сталь 14. Фаска 15. Лимб.

Разгадай слово
Разгадав слова по горизонтали, по диагонали прочтёшь слово, обозначающее необходимое качество личности учащегося. 1 \\\ 2 \\\ 3 \\\ 4 \\\ 5 \\\ 6 \\\ 7 \\\ 1. Ограничитель 2. Инструмент для доводки 3. Инструмент для обработки отверстий 4. устройство для закрепления заготовок 5. Отделочная операция 6. Устройство для передачи вращения заготовке 7.Измерительный инструмент. Ответ: 1
У
п о р 2 о
С
е л о к 3 с в
Е
р л о 4 п а т
Р
о н 5 д о в о
Д
к а 6 х о м у т
И
к 7 м и к р о м
Е
т р

Разгадайте слова по горизонтали, имеющие в своём составе букву «и».
1
и
2
и
3
и
4
и
5
и
6
и
7
и
8
и
1. Количество информации 2. Устройство для удаления переходной втулки с хвостовика 3. Термическая операция 4. Режущий инструмент для нарезания резьбы 5. Режущий материал 6. Часть технологического процесса 7. Часть сверла 8. Деталь со смещённым центром. Ответ: 1 б
и
т 2 к л
и
н 3 о б ж
и
г 4 м е т ч
и
к 5 а б р а з
и
в 6 о п е р а ц
и
я 7 х в о с т о в
и
к 8 э к с ц е н т р
и
к

Поняв логику расположения букв, вы прочтёте зашифрованное слово,

обозначающее уровень мастерства учащегося.
о т р е н о ш п а ю р а л в ч а о у ж и п ь в р о о д с р у к м у а с с м ы ж е р б о ф у т и о Ответ: Правая верхняя губка показывает начальную букву слова, а размер между губками показывает шаг, с каким следует читать зашифрованное слово. Зашифрованное слово - «профессионал».

Вам необходимо отгадать 10 профессиональных слов,

состоящих из 7-ми букв. Помогут уже имеющиеся буквы.

А
А
А

А
1. Приспособление для нарезания резьбы 2. Устройство для передачи вращения заготовке 3. Минерал для чистовой обработки 4. Уже имеющие знания 5. Инструмент для отделки 6. Приспособление для устранения биения при точении втулки 7. Вид термообработки 8. Часть патрона 9. Отделочная операция 10.Инструмент для обработки отверстия. Ответы: 1.Вороток 2.Поводок 3. Абразив 4. Задаток 5. Накатка 6. Оправка 7. Закалка 8. Кулачки 9. Доводка 10. Цековка.

Механические свойства металлов
Все слова оканчиваются на «ость» → →
→ ОСТЬ


1. Способность металла восстанавливать свою первоначальную форму после снятия внешних сил, вызывающих деформацию. 2. Способность металла сопротивляться действию внешних сил без разрушения. 3. Способность металла оказывать сопротивление проникновению в него другого более твёрдого металла. 4. Свойство противоположное вязкости. 5. Разрушение металла под действием многократно повторяющихся знакопеременных нагрузок. Ответы: 1.Упругость 2. Прочность 3. Твёрдость 4.Хрупкость 5. Усталость. 1 2 3 4 5
Литература 1. Адаскин А.М. Материаловедение {металлообработка}: Учеб. пособие для студ..среднего проф. образования по спец. машиностроения и металлообработки /А.М. Адаскин, В.М.Зуев. – 3-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2004.- 240с. 2. Барбашов Ф.А. Фрезерные работы: Учеб. пособие для сред. проф. техн. уч-щ /Ф.А. Барбашов. – М.: Высшая школа, 1986. - 205с. 3. Вереина Л.И. Справочник токаря: Учеб. пособие для нач. проф. образования /Л.И. Вереина.- М.: Академия, 2004. - 448с. 4. Воспитание интереса к профессии учащихся профтехучилищ в процессе производственного обучения и во внеклассной работе. Методические рекомендации - М.: Республиканский учебно-методический кабинет, 1987. -55с. 5. Гапонкин В.А. Обработка резанием, металлорежущий инструмент и станки. - М.: Машиностроение, 1990 - 447с. 6. Денежный П.М. Токарное дело: Учебник для средних проф. техн. уч-щ. / П.М.Денежный, Т.М. Стискин, И.Е.Тхор. - 2-е изд., перераб. и дополн. - М.: Высшая школа, 1976. - 239с. 7. Организационно - деятельностные игры при обучении рабочей профессии. Методические рекомендации при использовании в учебном процессе обучающих игр - Кишинёв: 1988. - 24с. 8. Охиртладзе Г.М.Станочник широкого профиля.- М.: Высшая школа, 1989. - 464с. 9. Тюнникова С.Н. Использование игры в учебно-воспитательной работе мастера производственного обучения: Методические рекомендации / С.Н.Тюнникова. - М.: 1990.- 52с.