Малое и среднее предпринимательство определение. Малый бизнес: основные особенности, отличия, перспективы. Критерии малого предприятия

Критерии отнесения предприятия к субъектам малого предпринимательства (МП) установлены в ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в ред. 06.12.2011 г.).

К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся

внесенные в единый государственный реестр юридических лиц, потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (ИП), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале не должна превышать 25 %. Доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%;

2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

А) от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;

Б) до 100 человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до 15 человек;

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства, если их показатели средней численности работников, выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов за период, прошедший со дня их государственной регистрации, не превышают предельные значения.



Средняя численность работников микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанных микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия.

Предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов устанавливаются Правительством РФ один раз в пять лет. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год определяется в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ.

Балансовая стоимость активов определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.

В настоящее время предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) для предприятий малого и среднего бизнеса установлены Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 г. N 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства».


Этим документом установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:
  • микропредприятия - 60 млн. рублей;
  • малые предприятия - 400 млн. рублей;
  • средние предприятия - 1000 млн. рублей.
Льготы для малых предприятий.

Налогообложение

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим налогообложение, в том числе и малого бизнеса, является Налоговый кодекс РФ. Однако в НК РФ отсутствуют понятия «малое предприятие» и «субъект малого предпринимательства». Это означает, что никаких специальных условий налогообложения, в том числе налоговых льгот, для малых предприятий не установлено.

8. Малые предприятия также освобождены от применения:

  • ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах», утвержденного Приказом Минфина РФ от 29.04.2008 г. N 48н (основание – п. 3 данного Положения),
  • ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам», утвержденного Приказом Минфина РФ от 08.11.2010 г. N 143н (основание – п. 2 данного Положения, в соответствии с которым малое предприятие может принять решение не применять это Положение),
  • ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности», утвержденного Приказом Минфина РФ от 02.07.2002 г. N 66н (в ред. от 08.11.2010 г.) (основание – п. 3.1 данного Положения).


Нынешний год ознаменовался новыми штрафами. Одни уже действуют, другие еще только собираются “заступить на дежурство”. Приведем лишь тройку наиболее “засветившихся” в СМИ. Не успел 2019 год зашагать по стране, как в штрафную копилку инспекторов “звякнул” очередной “подарок” законодателей. Так с января работодателю вменяется в обязанность следить за тем, соблюдает ли приглашенный им иностранный работник порядок пребывания в стране, соответствует ли его трудовая деятельность цели въезда. Также обязанность приглашающей стороны - производить постановку на учет новоприбывшего, организовывать ему аренду жилого помещения с последующим подписанием договора. Более того, если раньше работодатель должен был лишь содействовать выезду такого работника из страны (после истечения его контракта), то сейчас это его прямая обязанность. Так, например, работодатель должен проинформировать своего иностранного работника о том, что его виза истекает, не позднее 10 дней до ее окончания. А в случае потери паспорта последним или отсутствия денег на обратный билет всячески способствовать решению проблемы, с тем, чтобы иностранец покинул территорию РФ в положенные сроки. Нарушение этой обязанности грозит солидным штрафом до 500 тыс. рублей для организации и до 50 тыс. для директора. С 6 августа этого года вступил в действие так называемый закон о “зарплатном рабстве”, который гласит, что воспрепятствование реализации права работника на смену зарплатного банка карается административным штрафом. Для организаций - до 50 тыс. рублей, для директоров - до 20 тыс. С ноября текущего года устанавливается ответственность работодателей за нарушения труда и отдыха водителей. Причем штрафы грозят не только руководству (до 50 тыс. рублей), но и самим водителям (до 2, 5 тыс.). Более того наказание не ограничивается деньгами. 90 дней - именно на такой срок могут приостановить деятельность организации-нарушителя. Также штраф налагается на организацию в случае, если у транспортного сред-ва, выпущенного на маршрут, отсутствует тахограф (устройство для регистрации скорости, режима труда и отдыха). Ранее штрафовали только водителей и должностное лицо. Смягчение штрафных санкций Впрочем, не все так сурово, как кажется на первый взгляд. Еще в 2017 году система штрафных санкций была смягчена. Итогом такого смягчения стали, например, следующие моменты: - после первого нарушения, как правило, вручается лишь предупредительное предписание; - штраф налагается только при повторном нарушении. Штрафы, о которых знают не все... Cмотрите об этом материал, подготовленный Управляющим партнером компании "РосКо - Консалтинг и аудит" Алена Талаш. Читайте: https://сайт Все самое интересное о налогах, праве и бухгалтерском учете от ведущей консалтинговой компании в России "РосКо". Будь в курсе последних новостей, смотри и читай нас там, где тебе удобно: Канал на YouTube - https://www.youtube.com/c/RosCoConsultingaudit/ Facebook - https://www.facebook.com/roscoaudit/ Twitter - https://twitter.com/RosCo_audit Instagram - https://www.instagram.com/rosco.

Трудовое право. За что штрафуют работодателей? 1 часть

За что штрафуют работодателей, какие курьезы были при проверках, как правильно общаться с инспектором, что может повлиять на решение об отмене или смягчении наказания. Об этом мы расскажем в нашем видео. Как говорится, был бы работодатель, а штрафы для него обязательно найдутся. И они находятся. Зачастую эта вина самого работодателя, который не всегда соблюдает положения трудового законодательства. Если составить условный рейтинг нарушений, то в “лидерах” окажутся: - заключение, изменение и прекращение труд. договора; - оплата труда (особенно при увольнении); - охрана труда; - режим труда и отдыха; - предоставление (или вернее непредоставление) предусмотренных законом гарантий и компенсаций; - труд. дисциплина и применение взысканий; - повышение квалификации; - нарушения при найме на работу иностранца или лица без гражд-ва; - нарушение закона о персональных данных. Мы привели здесь лишь самые “востребованные” по штрафам нарушения. Многие, особенно связанные с применением местных нормативных актов, остались за “бортом” этого видео. Большие штрафы грозят работодателю за непредоставление отпуска, зарплату ниже МРОТ, за нарушение сроков ее выплаты (до 50 тыс. рублей), за оформление гражданско-правового договора с физлицом вместо трудового (до 100 тыс. рублей). А в случаях связанных с нарушением требований охраны труда - до 150 тыс. рублей. Например, за необеспечения работников сред-вами индивид. защиты. Штраф за обработку персональных данных без согласия работника в письменной форме - до 75 тыс. рублей. Деньги придется платить и за серьезные нарушения, и за курьезы, вроде неправильной буквы в написании фамилии работника. Причем при повторном нарушении штраф увеличивается, в некоторых случаях до 2-х раз. По подсчетам специалистов, в среднем небольшая компания (до 100 человек) платит до 200 тыс. рублей штрафов в год. Львиная доля штрафов приходится именно за нарушение требований охраны труда. В частности, за непроведение медосмотров, допуске сотрудника к работе без обучения и т.д. Причем к таким нарушениям трудовые инспектора любят применять так называемую “тактику мультипликации”: штраф умножается на кол-во работников. За что штрафуют работодателей? 2 часть. ШТРАФЫ ДЛЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ "Зима-Лето 2019" смотрите 14.10.2019 в 18.00 Cмотрите об этом материал, подготовленный Управляющим партнером компании "РосКо - Консалтинг и аудит" Алена Талаш. Все самое интересное о налогах, праве и бухгалтерском учете от ведущей консалтинговой компании в России "РосКо". Будь в курсе последних новостей, смотри и читай нас там, где тебе удобно: Канал на YouTube - https://www.youtube.com/c/RosCoConsultingaudit/ Facebook - https://www.facebook.com/roscoaudit/ Twitter - https://twitter.com/RosCo_audit Instagram - https://www.instagram.com/rosco.

Неналоговые льготы для малого бизнеса

В настоящее время одной из наиболее приоритетных задач государства является содействие малому и среднему бизнесу. Помимо налоговых льгот, у малого бизнеса есть ряд послаблений, который, по мнению, Правительства РФ, должен способствовать росту прибыли компаний. В данном видео рассмотрим такие вопросы: 1. Для субъектов малого и среднего предпринимательства предусмотрены... 2. С 1 июля 2016 г. налоговая служба ведет реестр сведений о субъектах малого и среднего предпринимательства (ст. 4.1 Закона №209-ФЗ). И основанием для формирования записей в реестр будут являться сведения, которые имеются в базе ФНС РФ:... 3. Преференции в части закупок у малого бизнеса. 4. Льготная аренда. 5. Льготы в отношении установления лимита кассы. 6. "Надзорные каникулы" и.... Cмотрите об этом материал, подготовленный Управляющим партнером компании "РосКо - Консалтинг и аудит" Алена Талаш. Читайте:https://сайт/press/nenalogovye_lgoty_dlya_malogo_biznesa/ Все самое интересное о налогах, праве и бухгалтерском учете от ведущей консалтинговой компании в России "РосКо". Будь в курсе последних новостей, смотри и читай нас там, где тебе удобно: Канал на YouTube - https://www.youtube.com/c/RosCoConsultingaudit/ Facebook - https://www.facebook.com/roscoaudit/ ВКонтакте - https://vk.com/roscoaudit Twitter - https://twitter.com/RosCo_audit Instagram - https://www.instagram.com/rosco.

Субъекты малого и среднего предпринимательства - данный правовой статус наделяет его обладателей рядом преимуществ по отношению к иным субъектам предпринимательской деятельности. Кто и на основании каких признаков относится к ним, расскажем в настоящей статье.

Критерии МСП в 2018 - 2019 году — сводная таблица

Чтобы понять, кто относится к субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП), необходимо обратиться к ст. 4 закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ (далее — ФЗ № 209). Представим критерии в виде таблицы.

Субъекты малого предпринимательства - критерии 2018 - 2019 года

Критерий

Дополнительные критерии, особенности

Госрегистрация юрлица/ ИП

Обязательно для всех субъектов

Включение в единый реестр МСП

Организационно-правовая форма

Хоз. общества

Хоз. партнерства

Хоз. товарищества

Принадлежность акционерам/участникам:

РФ или ее субъектам, муниципальным образованиям, общественным, религиозным или благотворительным фондам и организациям, не более 25% акций/долей;

Иностранным юрлицам и (или) юрлицам, не являющимся МСП, не более 49% акций/долей.

На хоз. общества не распространяются обязательные критерии по массовой доле участия РФ и иностранных юрлиц при соответствии общества хотя бы одному из следующих критериев:

Отнесение выпускаемых ими акций к инновационному сектору экономики в порядке, установленном Правительством РФ;

Участие в проекте «Сколково»;

Практическое применение результатов изобретений, достижений, ноу-хау и т.п, принадлежащих бюджетным/автономных научным или образовательным учреждениям;

Нахождение в списке организаций, поддерживающих развитие инноваций.

Иностранные юрлица

Кооперативы (потребительский, производственный

Численность штата

До 15 чел.-микропредприятие;

От 15 до 100 чел. - малое предприятие;

От 100 до 250 чел. - среднее предприятие.

Годовой доход

До 120 млн рублей - микропредприятие;

От 120 млн до 800 млн - малое предприятие;

От 800 млн до 2 млрд - среднее предприятие.

С 01.12.2018 круг субъектов МСП расширился (см. п. 2 ст. 1 закона «О внесении изменений…» от 03.08.2018 № 313-ФЗ) за счет:

  • хозяйственных товариществ, доля РФ, ее субъектов, муниципалитетов, общественных и религиозных организаций в складочном капитале которых не превышает 25%, а доля иностранного участия и юрлиц, не являющихся субъектами МСП - в пределах 49%;
  • иностранных юрлиц (за исключением офшорных), подпадающих под условия по годовому доходу и численности штата, установленные для средних предприятий без предъявления требования по участникам.

Кто относится к МСП - юридические признаки

В первую очередь законодатель обращает внимание на необходимость госрегистрации предприятия и внесения его в Единый государственный реестр юридических лиц или индивидуальных предпринимателей (п. 1 ст. 4 ФЗ № 209). Кроме того, субъект МСП должен иметь одну из следующих организационно-правовых форм (п. 1.1 ст. 4 ФЗ № 209):

  • хозяйственное общество или партнерство (с 01.12.2018 еще и хозтоварищество);
  • кооператив — производственный или потребительский;
  • крестьянско-фермерское хозяйство;
  • индивидуальный предприниматель.

ВАЖНО! Не могут быть отнесены к субъектам МСП организации иных форм (например, государственные и муниципальные унитарные предприятия).

Дополнительные требования к хозяйственным обществам и партнерствам

Для хозяйственных обществ/партнерств установлены дополнительные критерии отбора (ч. 1 п. 1.1 ст. 4 ФЗ № 209). Решающими факторами, позволяющими отнести их к МСП, будут:

  • участие в проекте «Сколково»;
  • применение различных изобретений, достижений, ноу-хау, принадлежащих бюджетным/автономных научным или образовательным учреждениям;
  • нахождение в списке организаций, поддерживающих развитие инноваций в соответствии с законом «О науке и государственно-технической политике» от 23.08.1996 № 127-ФЗ.

Если речь идет об ООО, то в их уставном капитале доля государственного или муниципального участия либо участия общественных, религиозных, благотворительных организаций или фондов не может быть более 25%, а доля иностранного участия субъектов, не являющихся МСП, — более 49%.

Для АО необходимо соответствие хотя бы одному из вышеперечисленных общих требований для хозяйственных обществ или двух специальных требований:

  • отнесение выпускаемых ими акций к инновационному сектору экономики в порядке, установленном Правительством РФ;
  • принадлежность таким акционерам, как РФ или ее субъекты, муниципальные образования, общественные, религиозные или благотворительные фонды и организации, не более 25% акций, а иностранным лицам, не являющимся МСП, не более 49% акций.

Определение принадлежности к МСП по критерию численности штата

Важнейший критерий для определения того, кто является субъектом малого предпринимательства, — численность штата. Если в организации число работников не превышает 15 человек, это позволяет отнести ее к микропредприятиям; численность не более 100 человек — к малым предприятиям; количество работников от 100 до 250 человек — к средним (п. 2.1 ст. 4 ФЗ № 209).

Для хозяйственных обществ/партнерств, основным видом деятельности которых является деятельность в сфере легкой промышленности, установлена предельная численность для средних предприятий в размере 1 тысячи человек. Правила формирования перечня предприятий, подпадающих под это правило установлены постановлением Правительства РФ от 22.11.2017 № 1412.

Какие организации являются МСП по критерию прибыли

Следующим критерием принадлежности к субъектам малого и среднего предпринимательства является размер прибыли, получаемой субъектом в процессе его коммерческой деятельности. Критерий касается организаций любых организационно-правовых форм. Постановлением Правительства от 04.04.2016 № 265 установлена следующая дифференциация:

  • при годовом доходе до 120 млн руб. предприятие относится к микропредприятиям;
  • от 120 до 800 млн руб. — к малым предприятиям;
  • от 800 млн до 2 млрд руб. — к средним.

Для расчета вышеуказанной величины берется общий доход от всех видов деятельности, осуществляемых предприятием, независимо от налоговых режимов. Учитывается прибыль, полученная организацией за предыдущий календарный год.

Как правильно определить категорию бизнеса

В связи со сложной системой критериев на практике могут возникать проблемы с определением того, какие организации относятся к той или иной категории субъектов малого предпринимательства (микро-, малое или среднее предприятие).

При наличии противоречий между признаками в расчет берется тот, который имеет наибольшее значение (ч. 3 ст. 4 ФЗ № 209).

При этом действуют также дополнительные правила:

  1. Если ИП не использует труд наемных работников, то его отнесение к той или иной категории МСП осуществляется по критерию величины дохода.
  2. ИП, работающие по патентной системе, а также предприятия всех организационно-правовых форм и ИП, созданные в период с 01 августа по 31 июля следующего года, относятся по умолчанию к микропредприятиям.
  3. Предприятия — участники проекта «Сколково», освобожденные от обязанности представлять налоговую отчетность о величине дохода, относятся к той или иной категории МСП согласно критерию о численности штата.

Реестр МСП

Все субъекты малого и среднего предпринимательства включаются органами Федеральной налоговой службы в специальный реестр. Реестр обновляется 10 августа каждого года на основании данных ЕГРИП, ЕГРЮЛ, а также предоставляемых предприятиями сведений о численности штата, доходах, налоговых режимах; информации, поставляемой биржами, госорганами, держателями реестров владельцев ценных бумаг в соответствии с пп. 6, 6.1 ст. 4.1 ФЗ № 209. Вновь созданные юрлица и зарегистрированные ИП включаются в реестр не позднее 10-го числа месяца, следующего за месяцем их государственной регистрации, равно как и сведения о данных предприятия в случае их изменения.

В реестре содержится следующая информация (п. 3 ст. 4.1 209-ФЗ):

  1. Наименование организации или Ф.И.О. ИП, адрес, ИНН.
  2. Дата внесения сведений в реестр.
  3. Присвоенная категория субъекта МСП.
  4. Коды по ОКВЭД.
  5. Информация о лицензиях предприятия, производимой продукции.
  6. Сведения об участии в закупках и заключенных контрактах и пр.

Информация из реестра является общедоступной и каждый месяц 10-го числа размещается на сайте ФНС РФ (п. 9 ст. 4.1 209-ФЗ).

Преимущества субъектов МСП

Какими же преимуществами обладают субъекты предпринимательства, соответствующие вышеописанным критериям МСП и внесенные в Единый реестр МСП? В основном они связаны с финансовой составляющей их деятельности и заключаются:

  1. В предоставлении налоговых льгот. В первую очередь речь идет о специальных налоговых режимах, таких как УСН, ЕНВД, патентная система и других, а также о налоговых каникулах (с 2015 по 2020 год ИП на патентной системе и УСН вправе в течение двух лет не платить налог). Кроме того, с 01.01.2016 по 31.12.2018 ряд предприятий МСП был освобожден от проведения налоговых проверок (ст. 26.1 закона «О защите прав…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ).
  2. Финансовой помощи со стороны государства в виде целевых субсидий и поддержки.
  3. Упрощенной бухгалтерской отчетности в соответствии с ч. 4 ст. 6 закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ (право руководителя организации самостоятельно вести бухучет, упрощенная форма баланса и отчета и т. д.).
  4. Менее строгой кассовой дисциплине (см. указание Банка России от 11.03.2014 № 3210-У).
  5. Преимуществах в области аренды. Так, закон «Об особенностях отчуждения…» от 22.07.2008 № 159-ФЗ предусматривает преимущественное право для выкупа в собственность арендованного СМП государственного или муниципального имущества.
  6. Преференциях при участии в госзакупках и др.

Итак, в нашей статье мы рассмотрели, какие критерии в 2018 - 2019 году позволяют отнести организацию к субъектам малого и среднего предпринимательства и какими преимуществами и льготами они обладают. Система критериев достаточно сложна, а все соответствующие ей субъекты вносятся в Единый реестр МСП. Как стать малым/средним предприятием, рассказывается в статье

Нормативно-правовой основой развития малого бизнеса в России является Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», который вступил в силу с 1 января 2008 г.
В соответствии с Законом № 209-ФЗ к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся: внесённые в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы; коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий); физические лица, внесённые в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие условиям, установленным законом.
Критерии отнесения организаций и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства представлены в табл. 1.
Предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов устанавливаются Правительством Российской Федерации один раз в пять лет с учётом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства. В настоящий момент критерии определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства».
Категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием. Например, если по средней численности работников организация соответствует среднему предприятию, а по размеру выручки - малому, категория будет установлена по численности работников.
Категория субъекта малого и среднего предпринимательства изменяется только в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений средней численности работников и выручки от реализации, указанных в табл. 1, в течение двух календарных лет, следующих один за другим.
Вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели могут быть отнесены к субъектам малого или среднего предпринимательства в году начала деятельности на основании показателей, рассчитанных со дня государственной регистрации.

1. Критерии отнесения к субъектам малого и среднего бизнеса

Средняя численность работников предприятия за календарный год определяется с учётом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учётом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений предприятия.
Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год определяется в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
Балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учёте.



Малое предпринимательство - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики по установленным законами критериям (показателям), конституирующих сущность понятия. Основным критерием отнесения субъектов рыночной экономики к субъектам малого предпринимательства в первую очередь является средняя численность работников, занятых в отчетный период на предприятии. Наиболее часто применяются следующие критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства:средняя численность занятых на предприятии работников, размер уставного капитала, ежегодный оборот, полученный предприятием, как правило, за год, и величина активов.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:



1. для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%;

2. средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

§ от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;

§ до 100 человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до 15 человек;

3. выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Средняя численность работников микропредприятия и малого предприятия за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиапов и других обособленных подразделений указанных микропредприятия, малого предприятия.

Микропредприятие – это один из следующих субъектов хозяйствования: индивидуальный предприниматель; частное предприятие; рыболовецкое крестьянское хозяйство, а иногда – общество с ограниченной ответственностью. Отнесение к другим категориям субъектов хозяйствования (например, к среднему и крупному бизнесу) возможно, если указанные выше граничные показали не соответствуют установленным нормам.

Микропредприятие – это плательщик, уплачивающий следующие налоги: с доходов физических лиц; на прибыль и различные пошлины. Порядок уплаты и ставка налога для микропредприятия Основная ставка при налогообложении – 9% от оборота за календарный год. Однако существуют некоторые особенности. Например, при превышении количества работников в квартал пяти человек, то к обозначенной налоговой ставке (9%) прибавляется за каждого отдельного работника 2%.

Микропредприятия – это предприятия сферы малого бизнеса В круг таких предприятий входят вновь созданные субъекты хозяйствования либо функционирующие на протяжении года с момента их регистрации. Таким образом, любая организация с незначительными оборотами и небольшой численностью работников может быть классифицирована как микропредприятие. Критерии указанных предприятий следующие: в штате работает около 15 человек, и среднегодовая выручка не превышает 60 млн руб. Необходимо обращать внимание и на балансовую стоимость активов, исчисленную в форме остаточной стоимости основных средств с включением суммы нематериальных активов. Определение критериев

Первый критерий – средняя численность сотрудников микропредприятия определяется за календарный год с учетом не только работающих в штате, но и работников, оформленных согласно гражданско-правовым договорам, совместителей, а также сотрудников филиалов либо иных структурных подразделений. Принимается во внимание реально отработанное время.

Второй критерий – выручка, полученная от реализации товаров за календарный год может быть определена в соответствии с налоговым законодательством.

Третий критерий – остаточная стоимость основных фондов с нематериальными активами малые и микропредприятия определяют в соответствии с соответствующим законодательством о бухгалтерском учете. Реестр микропредприятий Специальные государственные органы, отвечающие за поддержку таких субъектов хозяйствования, ведут соответствующие реестры с целью учета получателей указанной поддержки. При этом даже если статистика микропредприятия и говорит об отнесении его к малому предприятию, это не значит, что оно будет занесено в данный реестр. Бывает и наоборот, субъект хозяйствования находится в реестре, а не является малым. Преимущества создания микропредприятий Вновь созданное микропредприятие – это наличие ряда преимуществ для успешного старта. Благодаря формированию благоприятных условий многие предприниматели создают именно такие предприятия. Одним из преимуществ для индивидуальных предпринимателей служит сниженная ставка налога (9%), включающая: налог с доходов физических лиц; платежи государственного значения на обязательное социальное страхование; госпошлину за предпринимательский риск, а также налог с дохода предприятий.

В качестве основных условий для регистрации микропредприятия принято считать: участниками являются физические лица, которые одновременно могут быть и членами правления ООО (если при регистрации предприятия выбрана именно такая форма организации); непревышение граничного уровня оборота предприятия (60 млн руб.); число работников не должно превышать установленного норматива (15 человек). Микропредприятие имеет право зарегистрироваться плательщиком НДС. Плюсы и минусы существования микропредприятия Положительные стороны функционирования такого предприятии: отчет в налоговые органы подается ежеквартально, аналогично осуществляется уплата; при сдаче годового отчета не нужно предоставлять заключение присяжного аудитора; отсутствуют обязательства по уплате авансовых платежей по налогу на прибыль предприятий; наличие возможности у сотрудников микропредприятий работать по совместительству на нескольких субъектах хозяйствования; относительно небольшие затраты на ведение бухгалтерского учета на предприятии. Негативные моменты работы микропредприятий: работники таких предприятий не могут пользоваться некоторыми льготами; ведение бухгалтерского учета одинаковое для всех субъектов малого бизнеса; переход в иную категорию предприятий (например, среднего или крупного бизнеса) возможен только с наступлением нового календарного года.

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что микропредприятие – это самостоятельный субъект хозяйствования, имеющий собственные основные фонды и осуществляющий ведение бухгалтерского учета. Другими словами, такие предприятия ничем не отличаются от крупного и среднего бизнеса, кроме величины оборота и основных средств, а также численности работников.

Субъекты малого и среднего предпринимательства (СМП) - это организации и ИП, которые в соответствии с определенными условиями относятся к малым и средним предприятиям и сведения о которых указываются в едином реестре таких субъектов (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ ). Быть СМП и особенно малым предприятием удобно, ведь малые предприятия, к примеру, могут в общем случае вести и составлять . Малые предприятия могут не утверждать лимит остатка кассы (п. 2 Указания ЦБР от 11.03.2014 № 3210-У ). На многих малых предприятиях в 2019 году нельзя проводить плановые проверки (но речь не идет о проверках органами ФНС, ПФР или ФСС) (ч. 3.1 ст. 1 , ст. 26.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ ).

Средние и малые предприятия: критерии 2019

Критерии малых предприятий в 2019 году установлены ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ .

Для предприятий малого и среднего бизнеса критерии 2019 сгруппируем в таблицах.

При этом такие критерии разобьем на 3 группы: критерии юридические, критерии по численности и критерии по доходу. Если хозяйственное общество или хозяйственное партнерство соответствует хотя бы одному из юридических критериев, нужно сверить их соответствие критерию численности (а точнее среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год) и критерию дохода. А вот для производственных, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и ИП важны только критерии численности и дохода. Иные условия для них в расчет не берутся.

Юридические критерии

Для хозяйственных обществ и партнерств юридические критерии отнесения предприятия к субъектам малого предпринимательства следующие.

Форма (особенности) организации Условия Примечание
Любые ООО Условие 1:
1а) Суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов инвестиционных фондов) в уставном капитале не превышает 25%;
1б) суммарная доля участия иностранных организаций или организаций, не являющихся СМП, не превышает 49%
ООО, удовлетворяющее Условию 1а), но не удовлетворяющее Условию 1б), признается СМП, если такое ООО соответствует Условию 4, 5 или 6
Любые АО Условие 2:
Акции, обращающиеся на организованном РЦБ, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики
Условие 3:
Акционеры - РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды (за исключением инвестиционных фондов) владеют не более чем 25% голосующих акций, а акционеры - иностранные организации или организации, не являющиеся СМП, владеют не более чем 49% голосующих акций
Организации-«интеллектуалы» Условие 4:
Деятельность заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для ЭВМ, изобретений, селекционных достижений и т.д.), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам)
Учредители (участники) - это бюджетные, автономные научные учреждения либо являющиеся бюджетными, автономными учреждениями образовательные организации высшего образования
Организации-«сколковцы» Условие 5:
Имеют статус «сколковца»
Организации с «особенным» учредителем Условие 6:
Учредители (участники) - это АО «РОСНАНО» или Фонд инфраструктурных и образовательных программ

Малые и средние предприятия: критерии 2019 по численности

Предприятия малого и среднего бизнеса: критерии по доходу

Обращаем внимание, что категория СМП определяется в соответствии с наибольшим по значению условием (ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ ). Если, к примеру, по численности ООО, соответствующее юридическому критерию, может считаться микропредприятием, но выручка у него за прошлый год находится в диапазоне свыше 800 млн. рублей до 2 млрд. рублей включительно, такое ООО будет считаться средним предприятием.

Субъект малого предпринимательства - критерии 2018-2019 года представляют собой законодательно определенные условия, при наличии которых организации и частные предприниматели могут быть причислены к данной категории. О том, каким именно критериям должны соответствовать субъекты малого или среднего предпринимательства (далее - МСП), расскажем в нашей статье.

Законодательство, регулирующие вопросы малого и среднего бизнеса, критерии отнесения к таковым в 2018 ― 2019 году

Отношения в сфере развития МСП регулируются нормами закона «О развитии…» от 24.07.2007 № 209-ФЗ. В п. 1 статьи 4 указанного нормативного акта устанавливается, что к субъектам МСП относятся лица (хозобщества, партнерства, компании по производственной кооперации, сельхозфермы и ИП), прошедшие госрегистрацию в соответствии с действующим законодательством и отвечающие ряду требований.

Перечень условий, соответствие которым дает право относиться к субъектам МСП, установлен в п. 1.1. ст. 4 закона № 209-ФЗ и состоит из 4 показателей (о них мы расскажем чуть позже).

Помимо базового нормативного акта в пакет документации в области применения показателей относимости к субъектам МСП включаются иные акты и письма, в том числе:

  • письмо ФНС России от 18.08.2016 № 14-2-04/0870@;
  • правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 08.12.2014 № 1335;
  • постановление Правительства РФ «О предельном…» от 22.11.2017 № 1412;
  • постановление Правительства РФ «О предельных…» от 04.04.2016 № 265.

Кроме того, разрешить данный вопрос помогает судебная практика, например:

  • постановление 9-го арбитражного апелляционного суда от 19.07.2017 № 09АП-20234/2017 по делу № А40-227420/16;
  • определение ВС РФ от 19.10.2017 № 305-КГ17-16725 по делу № А40-216724/2016.

Критерии субъектов малого и среднего предпринимательства в 2018 ― 2019 году

К обстоятельствам, позволяющим причислить бизнесменов к субъектам МСП, относятся (п. 1.1 ст. 4 закона № 209-ФЗ):

  1. Один из приведенных ниже показателей (для хоз. обществ или партнерств):
  • совокупное долевое участие государства, религиозных и/или общественных организаций, благотворительных и прочих фондовых компаний в складочном капитале ООО составляет не более 25%, с совокупным процентом собственности зарубежных компаний или фирм, не относящихся к субъектам МСП, не более 49%;
  • отнесение ценных бумаг фирмы к акциям инновационного экономического кластера;
  • осуществление деятельности, связанной с применением результатов интеллектуального творчества, что является ключевым видом деятельности, если правообладателями на такие результаты являются государственные научные учреждения, государственные организации высшего образования;
  • наличие у организации статуса участника проекта ИЦ «Сколково»;
  • принадлежность учредителей компании к организациям, оказывающим господдержку инновационной деятельности и относящихся к публичным акционерным обществам (ПАО) с госсобственностью в складочном капитале от 50%; обществам, в которых указанные ПАО правомочны распоряжаться пакетом более 50% голосующих акций; гос. корпорациям; компаниям, созданным в результате реорганизации РК нанотехнологий.
  1. Среднесписочная численность трудового коллектива не превышает установленных предельных показателей.
  2. Суммированный доход не превышает предельных нормативов, установленных для каждой группы субъектов МСП.

Средний и малый бизнес — критерии отнесения в 2018 ― 2019 году по численности штата

Согласно подп. 2 п. 1.1 ст. 4 закона № 209-ФЗ, если фигуранты соотносятся с одним из условий подп. 1 п. 1.1 ст. 4, перечисленных выше, то для признания этих лиц субъектами МСП среднесписочное количество членов трудового коллектива не должна превышать:

Не знаете свои права?

  • для микропредприятий — 15 человек;
  • для мелких предприятий — 100 человек;
  • для средних коммерсантов — 250 человек.

При этом в отношении некоторых компаний среднего предпринимательства имеется уточнение, в соответствии с которым Правительством РФ могут быть установлены иные нормативы среднесписочного количества (подп. 2.1 п. 1.1 ст. 4 закона 209-ФЗ). К таким фигурантам относятся коммерсанты, ключевым видом предпринимательства для которых (при доходной доле от этого производства не менее 70% в общей сумме) является:

  1. Выработка текстильных изделий.
  2. Изготовление одежды.
  3. Производство кожи и кожаных изделий (обрабатывающее производство).

Конечный показатель среднесписочной численности для указанных фигурантов установлен постановлением Правительства РФ «О внесении изменений…» от 22.11.2017 № 1412 с 05.12.2017 — не более 1000 сотрудников.

Субъект среднего и малого предпринимательства — критерии 2018 ― 2019 года, касающиеся дохода

Доход, который позволяет относить к субъектам МСП лиц, подпадающих под критерии подп. 1 п. 1.1 ст. 4 закона № 209-ФЗ, определен в подп. 3 п. 1.1 ст. 4. Однако рассматриваемая норма является отсылочной и лишь указывает, что пограничные значения указанного показателя устанавливаются Правительством РФ.

Постановлением же Правительства РФ от 04.04.2016 № 265 с 01.08.2016 введены следующие максимальные объемы доходной части предпринимательской деятельности за прошедший год для субъектов МСП:

  • для микропредприятий — 120 млн руб.;
  • для малых предприятий — 800 млн руб.;
  • для средних предприятий — 2 млрд руб.

Порядок применения критериев малого и среднего бизнеса

Помимо непосредственно показателей, по которым может определяться статус фигуранта как субъекта МСП, ст. 4 закона № 209-ФЗ содержит ряд правил, разъясняющих порядок применения этих условий (пп. 3-5 ст. 4):

  1. Группа субъекта МСП определяется исходя из значения одного из условий, приведенных в ст. 4 закона № 209-ФЗ (по доходу или по среднесписочной численности сотрудников).
  2. Если на статус субъекта МСП претендует индивидуальный предприниматель, не имевший в отчетном (прошлом) году сотрудников, для определения принадлежности применяются критерии малого бизнеса, касающиеся величины полученного дохода.
  3. Общества и ИП, созданные и/или зарегистрированные в период с 1 августа текущего года по 31 июля следующего за ним (далее — вновь созданные коммерсанты) и ИП с патентной системой налогообложения относятся к микропредприятиям.
  4. Если соучастник проекта ИЦ «Сколково» освобожден от обязанности по представлению налоговых отчетов, его группа принадлежности к субъектам МСП определяется исходя из среднесписочной численности сотрудников.
  5. Коррекция категории субъекта МСП происходит последовательно в случае повышения или снижения предельных нормативов. При этом учитываются показатели за 3 года.
  6. Изменение категории вновь созданного коммерсанта (как организации, так и ИП) происходит с учетом показателей, перечисленных в ст. 4 закона № 209-ФЗ, при исключении из реестра субъектов МСП указания на то, что конкретный фигурант является вновь созданным коммерсантом.
  7. Вновь созданные/зарегистрированные коммерсанты, внесенные в реестр субъектов МСП, заявляют о соответствии условиям отнесения к субъектам МСП по форме, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 10.03.2016 № 113. Тем самым они дают повод для отнесения их к той или иной группе.

Малый, средний и крупный бизнес — сравнение критериев 2018 ― 2019 года

Микропредприятия, малый и средний бизнес следует разграничивать между собой. Также необходимо четко определять границы между названными лицами и крупным бизнесом, т. к. это имеет значение для оценки наличия или отсутствия прав на меры поддержки, установленные законом № 209-ФЗ.

Очевидно, что если фигурант не подпадает под условия, определенные в ст. 4 закона № 209-ФЗ, то внести его в реестр субъектов МСП нельзя. Таким образом, к крупному бизнесу можно отнести коммерсантов:

  • не отвечающих хотя бы одному из требований, перечисленных в подп. 1 п. 1.1 ст. 4 того же закона;
  • имеющих коллектив, среднесписочная численность которого превышает 250 единиц;
  • имеющих доход за прошедший период более 2 млрд руб.

Таким образом, в отношении среднего и малого бизнеса критерии в 2018 ― 2019 году, так же как и ранее, четко регламентированы законом № 209-ФЗ, что дает возможность четко разграничить субъектов предпринимательства между собой. Так как положения данного закона достаточно сложны для понимания, в статье мы изложили их в доступной форме.

Вам будет интересно также ознакомиться с материалами, которые мы написали специально для нашего канала Дзен .