На железных дорогах ОАО «РЖД. Виды туристских маршрутов и их классификация Показатели плана формирования поездов

1. Общие положения и требования.

1.1. Классификация (категорирование) туристских маршрутов (КТМ) определяет основные принципы, требования и технологию классификации спортивных маршрутов и определяющих препятствий (факторов) по всем видам туризма группы дисциплин «маршрут». Каждой дисциплине из группы дисциплин «маршрут» соответствует вид туризма в таблице:

1.2. В зависимости от трудности преодолеваемых препятствий, географического района, автономности, новизны, протяженности и ряда других факторов, по возрастающей сложности маршруты разделяются на:

Маршруты выходного дня;

Маршруты от I до III степени сложности;

1.3. Структурно КТМ состоит из следующих разделов:

1. Принципы и технология классификации маршрутов по виду СТ.

(*) Перечень классифицированных и эталонных туристских спортивных маршрутов.

(**) Высокогорные перевалы. Перечень классифицированных перевалов, 2001; Перечень классифицированных перевалов среднегорья, 1985г.; Перечень классифицированных пещер,1988г.; Классификация маршрутов на горные вершины, 2001г.

Классификация туристских маршрутов производится в соответствии с единой технологией и требованиями, приведенными в настоящем нормативном документе (КТМ).

В СТ применяются три метода категорирования по видам СТ:

1).Использование КТМ и методики категорирования по видам СТ;

2). Использование КТМ и Перечня маршрутов по видам СТ.

3). Сочетание методов 1). и 2).

Набор препятствий и факторов классифицируемого маршрута должны быть не ниже, чем аналогичные параметры эталонного маршрута из Перечня маршрутов.

1.4. Классификация маршрутов по степени сложности используется в детско-юношеском туризме. В таблице 1 приведены требования к походам 1-3 степени сложности.

Учитывая специфику детско-юношеского туризма, классификация маршрутов по степеням сложности для парусного, авто, мото, спелео и горного туризма отсутствует.

Таблица 1.

1.5. Основными показателями, определяющими категорию сложности маршрута, являются локальные препятствия (ЛП) (перевалы, вершины, пороги и др.), протяженные препятствия (ПП) (траверсы, пещеры, каскады порогов, каньоны) и иные факторы, характерные для отдельных видов туризма группы дисциплин «маршрут» (район, суммарный перепад высот, автономность и т.п.)

В каждом виде туризма имеются свои типичные препятствия и факторы, отражающие его специфику.

Маршруты более высокой категории сложности содержат более трудные препятствия или большее количество (уровень) факторов (более высокий уровень факторов).

Определяющими препятствиями (ОП) или факторами (ОФ) маршрута называются препятствия (факторы), оказывающие наиболее существенное влияние на категорию его сложности. Предопределяющие препятствия (ПОП) или факторы (ПОФ) являются препятствия (факторы), имеющие на одну категорию /полукатегорию трудности (уровень) ниже ОП, и влияющие на общую напряженность и сложность маршрута.

Локальные препятствия (ЛП) – препятствия небольшой протяженности соответствующей категории трудности, требующей при его преодолении соответствующего уровня технического мастерства и, как правило, использования специального снаряжения. При категорировании горных, водных и спелео маршрутов в первую очередь учитываются ЛП – перевалы, траверсы хребтов, вершины, пещеры, пороги и т.п., которые дают туристам технический опыт необходимый для прохождения маршрутов более высоких категорий сложности.

Протяженные препятствия (ПП) – препятствия, которые характеризуются значительной протяженностью и требуют от туристов при их преодолении значительных физических сил. ПП широко представлены в пеших, лыжных, водных, спелео и парусных маршрутах, маршрутах на средствах передвижения.

Категория трудности (к.т.) препятствия определяет, какой уровень квалификации, технического мастерства и физической подготовки, а также какой набор технических средств требуется для его безопасного прохождения.

Эталонным маршрутом называется маршрут, имеющий минимальный набор ОП и ОФ, необходимый для отнесения его к той или иной категории сложности и параметры, соответствующие табл.2. Параметры маршрута подразделяются на основные (нормативные) и рекомендованные. К основному параметру отностися нормативная протяженность маршрута. К рекомендованному параметру – продолжительность (рекомендуемое время для прохождения маршрута группой, имеющей среднюю для маршрута данной к.с.).

Комбинированный маршрут – это маршрут, который включает препятствия и иные факторы, характерные другим видам туризма. Количество ОП (ОФ), категория их трудности и длина комбинированного маршрута соответствующей категории сложности должны пропорционально соответствовать длине, количеству и категории трудности препятствий других видов туризма, из которых составлен маршрут. Минимальное время прохождения комбинированного маршрута соответствующей категории сложности должно с большей степени надежности, чем видовом маршруте обеспечивать безопасное его прохождение.

1.8. Нормативная продолжительность похода, приведенная в таблице 2, принимается как рекомендуемое время, необходимое для прохождения маршрута группой со средним уровнем подготовки. Эта продолжительность может быть больше при увеличении протяженности маршрута, количества и трудности препятствий, а также за счет времени на его разведку, а также запаса времени на случай непогоды. При прохождении группой с высоким уровнем подготовки нормативная продолжительность может быть сокращена, но не в ущерб снижению мер безопасности.

1.9. Нормативная протяженность похода принимается как минимальная, ориентировочная длина маршрута для данной категории сложности. В отдельных случаях, по согласованию с выпускающей МКК, протяженность может быть уменьшена (но, как правило, не более чем на 25% по сравнению с указанной в таблице 2 при увеличении на маршруте числа ОП или ОФ. Протяженность маршрута в сильнопересеченной местности измеряется по карте масштаба 1:100000, и полученный результат умножается на коэффициент 1,2.

Таблица 2.

Маршруты по видам туризма Категории сложности маршрутов
I II III IV V VI
Продолжительность маршрута в днях (не менее)
Протяженность маршрута в км. (не менее):
Пешеходные
Лыжные
Горные
Водные
На средствах передвижения:
Велосипедные
Мотоциклетные -
Автомобильные -
Автомото (на снегоходах и пневматиках)
Спелео (количество пещер)
Парусные
Конные (вьючные) - -

1.10. Основная часть маршрута должна быть линейной или кольцевой (одно кольцо) протяженностью не менее 75% от установленной для данной категории сложности похода и содержать наиболее сложные препятствия маршрута (для горных походов – не менее двух наиболее трудных перевалов).

Радиальным выходом в походе считается небольшой, относительно всего маршрута, участок маршрута с возвращением в ту же точку. Расстояния и естественные препятствия, пройденные в кольцевых радиальных выходах (с возвращением по другому пути) засчитываются полностью, а пройденные в линейных радиальных выходах (с возвращением по тому же пути) засчитываются в одном направлении.

1.11. Маршруты должны быть, как правило, непрерывными, без разрывов, вызванных без необходимости пребыванием в населенном пункте.

В случаях связки участков маршрута (рек, пещер, горных массивов и т.п.) или ЛП допускается использование транспорта в пределах данного туристского района, если это обосновано логикой похода, не нарушает его целостности и способствует большему освоению региона группой.

1.12. Если маршрут содержит меньшее количество ОП (ОФ), оговоренных в видовых требованиях 2.1-2.9. и протяженность, чем в табл.2, то он классифицируется как короткий (КМ).

2. Классификационные требования к маршрутам по дисциплинам (видам туризма).

Параметры маршрутов должны удовлетворять требованиям таблицы 2.

2.1 Маршрут пешеходный . Категория сложности пешеходных маршрутов определяется на основе "Перечня…"(*), либо по "Методике категорирования пешеходного маршрута" (Приложение 1). Категорирование коротких пешеходных маршрутов осуществляется по методике (см. Приложение 2). При этом рекомендуется пользоваться методическими рекомендациями "Классификация пешеходных маршрутов" (ЦРИБ "Турист", Москва,1990).

2.3.Горные маршруты

Категория сложности горных туристских маршрутов определяется тремя показателями: категорией трудности ЛП (перевалов, вершин) и ПП (траверсов), их количеством и протяженностью маршрута. Под понятием «перевал» в горном туризме понимается место пересечения хребта или его отрога из одной долины в другую. При оценке категории сложности похода принимаются во внимание дополнительные требования к планированию маршрута: основная часть маршрута должна быть линейной протяженностью не менее 75% от установленной для данной категории сложности похода и содержать не менее двух определяющих препятствий. Для маршрутов 4-6 к.с. в линейную часть могут засчитываться кольца протяженностью не менее 1/3 от установленного для данной категории норматива или протяженные траверсы/радиальные выходы с продолжительностью прохождения более 1/3 от установленного для данной категории норматива.

В горном туризме принято 7 полукатегорий трудности ЛП от 1А до 3Б* (4 к.т.). ЛП проще 1А к.т. называются некатегорийными (н.к). Все ЛП сложнее 3Б обозначаются в туризме 3Б*(4) (перевалы 3Б*, вершины и траверсы 4А-6Б альп.). Классификация перевалов приведена в книге «Высокогорные перевалы. Перечень классифицированных перевалов. Москва, издательство «Прест», 2001 г., 401 стр. Классификация маршрутов на вершины и при прохождении траверсов осуществляется с учетов классификации, принятой в альпинизме. Классификация вершин и траверсов приведена в книге «Классификация маршрутов на горные вершины», 2001 г.

Категория трудности отдельных перевалов в зависимости от условий прохождения (времени года, снежной обстановки, и т.д.) может усложняться на полукатегорию. Такие перевалы отмечены в Перечне знаком * (кроме перевалов 3Б*) Для преодоления этих перевалов участники/руководитель должны иметь опыт, необходимый для прохождения перевалов на полукатегорию выше. Знак * у перевалов трудности 3Б означает, что для его преодоления участники группы (руководитель) должны иметь опыт прохождения (руководства) не менее чем двух перевалов категории 3Б. При зачете маршрута такие перевалы должны быть классифицированы однозначно (например, перевал 2А* по факту прохождения 2А или 2Б, но не 2А *).

Последовательное прохождение двух и более перевалов, если существенная по сложности часть спуска с одного и подъема на следующий перевал выпадает, рассматривается как перевальная связка и засчитывается как один перевал.

Если маршрут содержит факторы, усложняющие его прохождение (межсезонье, малоизвестный район, наличие первопрохождений, чрезвычайно плохие погодные условия, и т.п.), то по согласованию с выпускающей МКК

Протяженность маршрута может быть сокращена, но не более, чем на 25%,

Может быть сокращено количество перевалов, не определяющих к.сл. маршрута.

Таблица 3.

Категория сложности маршрута Минимальное количество категорийных ЛП (ПП)
Всего В том числе категорий трудности
I - - - - -
II - - - -
III - - -
IV - -
V -
VI 1 (3) 2 (1)

Минимальный набор перевалов, определяющих сложность горного маршрута VI к.с.: 3А – 3 шт., 3Б – 1 шт.; либо 3А – 1 шт., 3Б – 2 шт.; либо 3А – 2 шт., 3Б* – 1 шт. Во всех случаях необходимо также ЛП к.т. 2Б (или выше).

В горные маршруты могут включаться восхождения на вершины и траверсы хребтов. Категория сложности восхождения или траверса, не являющихся элементами прохождения перевала, должна оцениваться МКК на основании перечня классифицированных вершин и «Таблицы оценки трудности препятствия», изложенной в «Высокогорные перевалы. Перечень классифицированных перевалов. 2001 г.» (см. Приложение 4).

Только одно радиальное восхождение на вершину/перевал может быть зачтено в качестве определяющего или предопределяющего перевала из таблицы 1. При этом для походов VI к.сл. необходимо минимум одно сквозное прохождение определяющего ЛП 3Б (или 3Б*).

При проведении спортивных походов в высокогорье (св.5000 м) рекомендуется не превышать имеющийся высотный опыт более чем на 1200 м.

При определении категории трудности впервые пройденных перевалов рекомендуется пользоваться «Таблицей оценки трудности препятствий» («Высокогорные перевалы. Перечень классифицированных перевалов. 2001 г.») (Приложение 4)

Участники горных школ Базового уровня, прошедшие весь цикл обучения, по согласованию МКК могут совершать учебно-тренировочные походы 2 к.сл.

Выпуск групп на маршруты в районы среднегорья производится МКК на основании Перечня Классифицированных перевалов среднегорья. При этом опыт горных походов в среднегорье участникам и руководителю засчитывается в соответствии с действующими правилами проведения горных спортивных походов. Кроме того, необходим последовательный набор высотного опыта.

2.4. Водные маршруты

2.4.1. Категория сложности водного маршрута зависит от количества и категории трудности ОП и ПОП, а также других ОФ, влияющих на напряженность сплава (автономность, наличие между препятствиями спокойных участков, сплав по высокой воде, возможность и сложность проведения страховки и др.) .

Количество ОП и ПОП варьируются от географического региона выбранного конкретного маршрута (реки или связки рек). Категории сложности наиболее распространенных водных маршрутов для среднего уровня воды, а также категории трудности ОП для различных регионов для среднего и большого уровня воды приведены в ""Перечне… "(*) .

В "Перечне…" также приведены некоторые эталонные маршруты, определяющие минимально необходимое количество препятствий для каждого региона. При определении категории сложности нового маршрута в данном регионе, в том числе связок рек, производится сравнение его сложности с эталоном (если он отсутствует, со сложностью известных категорированных маршрутов региона) из «Перечня…», при этом число ОП и ПОП должно быть не меньше чем у эталона.

Категорирование новых маршрутов (препятствий) производится ЦМКК ФСТ ТССР по представлению уполномоченных МКК на основании отчетов о маршрутах и паспортов препятствии.

Таблица 4.

Категория сложности водного маршрута Мин. количество локальных водных препятствий, имеющих кат. трудности
I
II 1-3* 2-5*
III 1-3* 2-5*
IV 1-3* 2-5*
V 1-3* 2-5*
VI 2-5* 2-3*

*- количество препятствий зависит от ОФ региона.

2.4.2. Категория трудности (к.т.) водного препятствия определяется тем, какой уровень квалификации и технического мастерства требуется для его безопасного прохождения, а также тем уровнем опасности для здоровья и риска для жизни, которой подвергается член экипажа, попавший в воду.

Категория трудности препятствий может меняться в зависимости от уровня воды. При определении категории трудности ЛП рекомендуется руководствоваться классификацией препятствий, приведенной в таблице Приложения 5. "Таблица оценки трудности водных препятствий". ЛП имеют 1-6, 6* категории трудности.

2.4.3. При выпуске на маршрут к участникам группы могут быть предъявлены дополнительные требования наличия опыта сплава на конкретных судах, опыта прохождения при наличии различных факторах (например, автономности, сплав при большой воде и др.), которые могут встречаться на планируемом маршруте.

2.4.4. Окончательная (зачетная) оценка категории сложности водного маршрута участникам/руководителю осуществляется по фактическому прохождению (полноте прохождения ОП и др.) с учетом наличия реальных факторов маршрута (уровня воды в реке, усложнения препятствий и др.) на основе представленных в МКК отчета и фото/видео материалов.

2.4.5. МКК оставляет за собой право понижения зачетной категории сложности пройденного маршрута: при несоответствии уровня воды, размера судна и других факторов.

Распоряжение ОАО "РЖД" от 21 октября 2015 г. № 2509р
"Об утверждении Инструкции по планированию, организации и
учету перевозок грузов маршрутами"

1. В целях повышения эффективности организации вагонопотоков на железных дорогах ОАО "РЖД" утвердить и ввести в действие с 1 ноября 2015 года "Инструкцию по планированию, организации и учету перевозок грузов маршрутами" (далее - Инструкция).

2. Признать утратившей силу с 1 ноября 2015 года "Инструкцию по планированию, организации и учету перевозок грузов отправительскими и ступенчатыми маршрутами", утвержденную ОАО "РЖД" 15 декабря 2010 г. № 119.

3. Директору ОАО "РЖД" по управлению перевозками - начальнику Центральной дирекции управления движением Иванову П.А., генеральному директору Центра фирменного транспортного обслуживания Кунаевой Е.А., директору Главного вычислительного центра Лыкову Р.Ю., начальникам: Департамента реализации тарифной политики в области грузовых железнодорожных перевозок Кирилловой А.Г., Департамента управления бизнес-блоком "Железнодорожные перевозки и инфраструктура" Шило А.Н., Департамента информатизации Павловскому А.А., железных дорог принять к руководству и исполнению Инструкцию, утвержденную настоящим распоряжением.

Первый вице-президент
ОАО "РЖД"

А.А. Краснощек

Инструкция
по планированию, организации и учету перевозок грузов маршрутами

Предисловие

"Инструкция по планированию, организации и учету перевозок грузов маршрутами" (далее - Инструкция) разработана в соответствии с положениями:

- "Правил перевозок грузов отправительскими маршрутами на железнодорожном транспорте", утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 29 марта 1999 г. № 10Ц (с учетом правок Приказа Минтранса России от 10 июня 2009 г. № 94 и Приказа Минтранса России от 3 октября 2011 г. № 258);

Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ (статья 8, статья 16);

Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ (статья 11, статья 13);

- "Правил перевозок грузов железнодорожным транспортом" ("Об утверждении правил переадресовки грузов на железнодорожном транспорте" от 18.06.2003 № 44, "Об утверждении правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом" от 18.06.2003 № 27, "Об утверждении правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом" от 18.06.2003 № 39, "Об утверждении правил перевозок грузов группами вагонов по одной накладной" от 18.06.2003 № 32; "Об утверждении правил приема заявок на перевозку грузов железнодорожным транспортом" от 16.06.2003 № 21);

3. Организация маршрутных перевозок

3.1. Общие положения

Центральная дирекция управления движением разрабатывает порядок формирования станционных маршрутов по указанным в уведомлении условиям и телеграфным указанием Директора ОАО "РЖД" по управлению перевозками - начальника Центральной дирекции управления движением доводит его до сведения причастных дорог;

Центральная дирекция управления движением вправе прекратить формирование станционных маршрутов, в случае наступления обстоятельств, когда утрачивается техническая и технологическая возможность формирования поезда по согласованным условиям.

3.3.2. В случае принятия решения о прекращении формирования маршрутов, организованных перевозчиком по договору:

Центральная дирекция управления движением в течение 24 часов письменно уведомляет Центр фирменного транспортного обслуживания со ссылкой на пункт договора, заключенного с заявителем, содержащий соответствующее основание такого прекращения;

Центр фирменного транспортного обслуживания на основании полученной от Центральной дирекции управления движением информации осуществляет действия по расторжению заключенного с заявителем договора в установленном в нем порядке.

3.3.3. Договор с заявителем на формирование станционного маршрута по признакам, не предусмотренным планом формирования грузовых поездов, должен предусматривать возмещение дополнительных расходов ОАО "РЖД", связанных с маневровой работой локомотива, и расходов на услуги по использованию инфраструктуры общего пользования.

4. Организация погрузки и формирования маршрутов

4.1. Грузоотправители, совместно с заявкой на перевозку грузов (ф. ГУ-12), а также отправители наряду с запросом-уведомлением на перевозку порожних собственных (арендованных) вагонов представляют заявку на перевозку отправительскими маршрутами в трех экземплярах по форме, установленной Правилами перевозки грузов отправительскими маршрутами на железнодорожном транспорте (см. Приложение к настоящей Инструкции).

Представление и рассмотрение перевозчиком заявок на маршрутную перевозку осуществляются в порядке, установленном статьей 11 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации". При этом проверяется соответствие предъявленных к перевозке объемов грузов (порожних собственных (арендованных) вагонов), установленным на данных направлениях нормам веса и/или длины поезда.

Один экземпляр принятой заявки на маршрутную перевозку направляется грузоотправителю (отправителю), второй экземпляр - Начальнику станции отправления, а третий экземпляр остается в территориальном центре фирменного транспортного обслуживания.

4.2. Представленные грузоотправителями (отправителями) заявки на маршрутную перевозку, территориальными центрами фирменного транспортного обслуживания передаются в соответствующие региональные дирекции управления движением. Региональные дирекции управления движением проверяют технико-экономическую эффективность маршрутов, соответствие предъявленных к перевозке объемов грузов (порожних собственных (арендованных) вагонов), установленным графиком движения поездов нормам веса и/или длины маршрутов, исключают из заявок маршруты, не соответствующие установленным нормативам и не обеспечивающие съема переработки вагонопотока, сообщают результаты рассмотрения в территориальные центры фирменного транспортного обслуживания для информирования грузоотправителей (отправителей).

4.3. В целях обеспечения формирования маршрутов с мест погрузки/выгрузки с наибольшей эффективностью, в Центральной дирекции управления движением при составлении месячных Планов маршрутных перевозок, устанавливают размеры отправительской маршрутизации по Региональным дирекциям управления движением и в целом по сети.

4.4. В соответствии с утвержденным Планом маршрутных перевозок на год и на основе принятых месячных заявок на маршрутные перевозки, Региональная дирекция управления движением совместно с территориальным центром фирменного транспортного обслуживания разрабатывают проект плана погрузки грузов маршрутами на месяц и передают его в Центральную дирекцию управления движением для согласования (Приложения 5 и 6 к настоящей Инструкции).

Календарный план погрузки маршрутов разрабатывают на месяц и корректируют по декадам с учетом вновь поступивших заявок грузоотправителей и изменений, внесенных по инициативе грузоотправителей в ранее поданные заявки.

Утвержденный календарный план объявляют станциям погрузки/выгрузки маршрутов и грузоотправителям не позднее, чем за три дня до наступления планового периода.

4.5. Региональные дирекции управления движением обеспечивают своевременную подготовку и первоочередную подачу под погрузку/выгрузку маршрутов вагонов принадлежности, указанной в заявке на маршрутную перевозку, а грузоотправители - их погрузку с преимуществом перед немаршрутной погрузкой. Подача вагонов под погрузку маршрутов на железнодорожные пути необщего пользования осуществляется с учетом использования вагонов из-под выгрузки на этих путях. Грузоотправитель может заменять вагоны, поданные под погрузку маршрутов, другими вагонами соответствующего рода и принадлежности, находящимися у него под погрузкой или выгрузкой.

4.6. Для осуществления перевозки маршрутными отправками груза сера (комовая или гранулированная) в полувагонах грузоотправитель обязан обеспечить "прикрытие" вагонов, входящих в состав маршрута, от ведущего и подталкивающего локомотива в соответствии с Правилами перевозок опасных грузов по железным дорогам . В качестве "прикрытия" должны использоваться порожние собственные (арендованные) вагоны из-под неопасных грузов.

Вагоны, используемые для "прикрытия", включаются в общий вес брутто отправительского маршрута, провозная плата за перевозку вагонов прикрытия взимается без применения понижающего коэффициента к тарифам Прейскуранта № 10-01 .

4.7. Станционные (маневровые) диспетчеры и дежурные по станциям погрузки (формирования) маршрутов обязаны принять меры к тому, чтобы составы маршрутов были полновесными (полносоставными), сформированными в соответствии с ПТЭ, планом формирования грузовых поездов и требованиями настоящей Инструкции.

При этом технологические маршруты должны быть подготовлены к отправлению на установленные для них специализированные нитки графика движения поездов, остальные маршруты - на нитки графика движения, установленные в откорректированном по 3 - 6-часовым периодам сменном плане поездной работы.

4.8. При организации ступенчатого маршрута с нескольких станций поездной диспетчер в соответствии с заданием сменно-суточного плана обязан объявить станциям погрузки график подвода порожних вагонов и обеспечить своевременную уборку и продвижение по участку погруженных групп вагонов до станции формирования (объединения) ступенчатого маршрута. Если погрузка ступенчатого маршрута осуществляется на разных диспетчерских участках, согласование работы по организации формирования маршрута обеспечивает дорожный диспетчер по району управления.

4.8.1. Дежурные по станциям погрузки по прибытии поезда с группами вагонов для ступенчатого маршрута обеспечивают прицепку своих групп вагонов в соответствии со схемой формирования маршрута и с Планом маршрутных перевозок.

4.8.2. Если отдельные грузоотправители, участвующие в организации ступенчатого маршрута, не могут загрузить предусмотренное календарным планом количество вагонов, то перевозчик может накануне или в день погрузки маршрута согласовать с другими грузоотправителями погрузку недостающего количества вагонов до полного состава маршрута.

4.9. Погрузка маршрута считается необеспеченной по вине перевозчика в случаях:

а) неподачи вагонов полностью или частично под погрузку маршрута, подачи вагонов неисправных или не соответствующих по роду для погрузки данного груза (если вагоны находятся в управлении перевозчика);

б) подачи вагонов под погрузку маршрута с неполным сроком на погрузку в данные отчетные сутки, если грузоотправитель не загрузил и не сдал перевозчику маршрут до конца отчетных суток (если вагоны находятся в управлении перевозчика);

в) невыполнения по вине перевозчика срока доставки собственных и арендованных вагонов, предназначенных для погрузки маршрута (если в заявке на перевозку грузов формы ГУ-12 в строке "Принадлежность" указаны признаки "С" или "А", а в графе "Примечание" указано наименование собственника (оператора) подвижного состава).

Окончание погрузки маршрута следует обеспечивать в сроки, установленные договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов, в том числе в случаях подачи вагонов под погрузку маршрута с неполным сроком на погрузку в данные отчетные сутки.

Ответственность сторон за невыполнение запланированной погрузки маршрутов регулируется действующими Правилами составления учетной карточки выполнения заявки на перевозку грузов железнодорожным транспортом.

В случае нарушения перевозчиком установленного порядка формирования отправительских маршрутов или маршрутов, организованных перевозчиком, руководитель подразделения (Начальник станции (ДС) - внеклассной, I класса, грузовой станции I - II класса; Начальник региональной дирекции управления движением - для грузовой станции III - V класса) железной дороги обязан провести разбор каждого случая нарушения организации маршрута с безусловным определением меры ответственности виновных работников. Материалы разбора сохранять в соответствии с установленным порядком делопроизводства.

4.10. Погрузка отправительского маршрута считается необеспеченной по вине грузоотправителя, если:

а) маршрут, назначенный к погрузке на данные сутки и обеспеченный перевозчиком вагонами с полным сроком на погрузку, не погружен и не сдан перевозчику до конца отчетных суток (если в заявке на перевозку грузов формы ГУ-12 указана принадлежность вагонов, не находящихся в управлении перевозчика);

б) грузоотправитель отказался от согласованной погрузки;

в) маршрут или ядро маршрута передается перевозчику меньшим весом или количеством вагонов против установленной нормы или он сформирован грузоотправителем с нарушением плана формирования поездов и Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации ;

г) передача маршрута перевозчику, ядро которого состоит из отдельно стоящих групп вагонов смешанных с прицепной частью маршрута;

д) маршрут, сформированный грузоотправителем без выделения ядра и прицепной части установленным порядком;

е) вагоны под погрузку маршрута были не поданы или поданы с неполным сроком на погрузку вследствие занятости фронта погрузки или по иным зависящим от грузоотправителя причинам;

ж) оформление погрузки маршрута не было закончено до конца отчетных суток в связи с оформлением таможенных и товаросопроводительных документов.

5. Документальное оформление и информационное сопровождение перевозок грузов маршрутами

5.1. Оформление перевозочных документов на перевозку грузов в вагонах, следующих в составе маршрута, производится в порядке, установленном Правилами заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом МПС России от 18 июня 2003 г. № 39 (зарегистрирован Минюстом России 23 июня 2003 г., регистрационный № 4819), с изменениями, внесенными Приказом Минтранса России от 25 декабря 2007 г. № 196 (зарегистрирован Минюстом России 23 января 2008 г., регистрационный № 10971), и Правилами перевозок железнодорожным транспортом грузов, порожних грузовых вагонов группами вагонов по одной накладной, утвержденными Приказом Минтранса России от 26.02.2015 № 32 (зарегистрирован Минюстом России 19 июня 2015 г., регистрационный № 37721), с изменениями, внесенными Приказом Минтранса России от 10 июня 2007 г. № 76 (зарегистрирован Минюстом России 6 июля 2007 г., регистрационный № 9779).

Перевозка грузов в вагонах, следующих в составе маршрута, может оформляться одним либо несколькими перевозочными документами.

При наличии в составе отправительского маршрута нескольких групп вагонов, перевозка каждой из которых оплачивается отдельным плательщиком, грузоотправитель обязан оформить отдельные накладные на каждую группу вагонов.

5.2. Оформление перевозки грузов отправительскими маршрутами может производиться с использованием электронной транспортной железнодорожной накладной формы ГУ-27у-ВЦ (далее - накладная) в порядке, предусмотренном Правилами заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом.

5.3. При формировании отправительского маршрута, состоящего из ядра (основной части отправительского маршрута) и прицепной части маршрута, отдельными накладными оформляются как ядро маршрута, следующее на одну станцию выгрузки, так и каждая группа вагонов, находящихся в составе прицепной части маршрута, либо каждый одиночный вагон прицепной части маршрута.

1. Наименование заявителя.

2. Код по ОКПО.

3. Железнодорожная станция формирования поезда.

4. Место формирования поезда (на путях станции - наименование станции или сортировочной системы, на путях иных инфраструктур - наименование железнодорожной инфраструктуры или железнодорожного пути необщего пользования).

5. Железнодорожная станция назначения поезда.

6. Назначения включаемых вагонопотоков (описание области включения или диапазоны тарифных кодов станций).

7. Вес и длина поезда (унифицированная или предлагаемые значения).

8. Дополнительные признаки включения вагонов (по номенклатурным группам или точным наименованиям грузов, грузополучателям или группам грузополучателей, операторам вагонного парка, железнодорожным путям необщего пользования, отдельным маневровым районам станций назначения, категориям годности порожних вагонов под погрузку).

9. Период действия заявляемого назначения.

10. Расчетная мощность вагонопотока.

11. Признак возможности пополнения вагонами других назначений, для групповых поездов - описание включаемых поездных групп.

Подпись ________________ Дата _________

(наименование номенклатурной группы грузов, род вагона)

По железнодорожной станции ________________________________________________

(наименование станции отправления

Грузоотправитель (Отправитель) ______________________________________________

Полное наименование организации перевозчика и почтовый адрес _________________

___________________________________________________________________________

Дата подачи вагонов

Железнодорожная станция назначения маршрутов

Наименование инфраструктуры железнодорожной станции назначения маршрутов

Железнодорожная станция распыления

Количество

маршрутов

вагонов

02.12.2017

Формирование маршрутов, туров, экскурсионных программ, предоставление основных, дополнительных и сопутствующих услуг составляют технологию туристского обслуживания, т.е. это формирование конкретного туристского продукта для удовлетворения потребности в туристской услуге.

Туристский маршрут – географически определенная, привязанная к данной местности и особенным объектам и описанная с различной степенью детальности, трасса похода, путешествия, передвижения.

Краткое описание туристского маршрута или путешествия – кроки (иллюстрации, карты, схемы, текстовые описания объектов). Путевые заметки суть деятельности путешественника – краткие описания туристского маршрута или путешествия, составленные при совершении путешествий (или позднее) для собственного пользования на память или как руководство к действию при повторении данного маршрута, или для других туристов и путешественников, которые будут следовать этим же маршрутом или посещать данные объекты.

Туристские маршруты классифицируются по различным признакам.
По типам маршруты бывают:
тематические – с преобладаем экскурсионного обслуживания и познавательной направленности;
походные – маршруты с активными способами передвижения;
физкультурно-оздоровительные – с преобладанием в программе спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятий;
комбинированные – маршруты, сочетающие элементы всех перечисленных маршрутов.

По сезонности действия маршруты подразделяются на:
круглогодичные (внесезонные);
сезонные – функционирующие в определенный сезон (лыжные, водные, горные и т.д.)

По строению трассы маршруты в отношении географической привязки тура к местности подразделяются на:
линейные – с посещением одного или нескольких пунктов (кроме начального), находящихся на трассе.

Туристский маршрут может быть линейным от места отправления до места назначения (пребывания в туристском центре), чаще всего турист по прибытию проживает в одном отеле, совершает экскурсионные и иные поездки в пределах данной местности. Такой маршрут удобен для туристов, которые не любят каждый день собирать и раскладывать свои чемоданы и рюкзаки, часто перемещаясь из одного отеля в другой;
радиальные – (стационарные) с посещением одного пункта на маршруте. Возможен вариант радиальных перемещений из выбранного туристского центра или места размещения с экскурсионными целями, предусматривающими ночевки в посещаемых населенных пунктах и объектах с возвращением обратно. При этом на период поездок или экскурсий места в первоначальном туристском центре остаются за туристами;
кольцевые (кроссинг-туры) – с совпадением точек начала и конца маршрута и посещением нескольких пунктов на маршруте. Другим вариантом может быть кольцевой маршрут по посещаемой местности или стране, причем место прибытия в страну или местность (условно аэропорт, станция железной дороги) может быть (а) неизменным, т.е. путешествие по стране началось и завершилось в одном и том же пункте, и (б) отличным от места прибытия в местность или страну. Последний вариант характерен для туров через страну, так называемых кроссинг-туров.

Могут быть и другие варианты организации туров. Все в целом определяет порядок бронирования перевозки туристов по маршруту тура.
По продолжительности маршруты бывают:
многодневными (14-30 дней);
несколько дней (1-3 дня) – маршруты выходного дня;
несколько часов (экскурсии).

По виду транспорта на маршруте:
собственный транспорт туристской фирмы;
арендованный (зафрахтованный) транспорт у других организаций;
личный транспорт туристов.

В зависимости от видов передвижения выделяются:
пешеходные туристские маршруты или прогулки. Обычно протяженность маршрута составляет от 2 – 6 или даже до 20-50км;
маршруты с передвижением на животных (лошадях, собаках, оленях). Весьма популярен конный туристский маршрут. Участники могут посетить труднодоступные для технических средств передвижения природные достопримечательности;
железнодорожные туристские маршруты, в которых туристы знакомятся с различными местностями и районами в процессе поездки, при этом они проживают в купе комфортабельных вагонов, питаются в передвижных ресторанах. Основные этапы передвижения предусмотрены по ночам, а днем туристы посещают в туристских центрах местные достопримечательности, объекты, предусмотренные программой. Туры достигают продолжительности 14 дней и долее.
Водные туристские маршруты. Самый распространенный – на лодках любых видов, яхтах или иных маломерных водных судах и плавсредствах по системе озер или рек. Это могут быть гребные или моторные лодки, плоты, а маршрут проходить через совершенно безлюдные районы и даже быть категорийным. Часть туристов предпочитает речное или морское путешествие на комфортабельном лайнере – речные и морские круизы.
Воздушные перевозки. Наибольшую долю занимают воздушные перевозки на большие расстояния, в том числе и межконтинентальные через океаны. Именно с созданием крупных высокоскоростных и безопасных воздушных лайнеров для пассажирских перевозок резко интенсифицировались туристские потоки между континентами. Для туристских перевозок используются как рейсовые маршруты так и чартерные линии. Высока роль и местной авиации, многие маршруты в пределах стран с большой протяженностью территорий предусматривают перемещение именно на самолетах.
Малая авиация также участвует в туристских перевозках, особенно при доставке туристов на природные и иные труднодоступные для других средств перевозки объекты. Распространены услуги малой авиации для экскурсионных полетов над местностью туристского центра.
Комбинированные перевозки. Многие туристские поездки предусматривают использование в туре нескольких различных видов транспорта. Основная перевозка на дальнее расстояние, если только таковая не является особым туром, чаще всего осуществляется воздушным транспортом. Туристы стремятся минимизировать время переезда на далекое расстояние к месту отдыха, и самолет является наиболее оперативным средством передвижения. Этап перевозки является вспомогательным элементом тура.

Естественно, возможны любые комбинации из различных вариантов туристских маршрутов.

Маршруты движения пассажирского транспорта могут классифицироваться по различным критериям. Согласно принятой классификации пассажирских

перевозок (см. тему 3) можно выделить городские, пригородные, междугородные, международные маршруты, которые обслуживают соответствующие виды пассажирских перевозок, осуществляемых на основе маршрутной технологии. Городские пассажирские маршруты классифицируются также по нескольким

критериям.

По времени действия: а) постоянные маршруты работают в течение всего года;б) временные маршруты работают в определенные периоды времени (посезонам, будням, выходным дням и др.).

По назначению: а) основные маршруты;б) подвозящие к маршрутам других видов транспорта.

По характеру пути следования: а) маятниковые маршруты имеют путь следования подвижного состава впрямом и обратном направлениях по одной и той же трассе; б) кольцевые маршруты, у которых путь следования составляет замкнутыйконтур, а начальный и конечный пункты совпадают.

По характеру расположения на территории города: а) диаметральный; б) радиальный; в) тангенциальный; г) кольцевой; д) вылетной; е) периферийный

1 – диаметральный;

2 – радиальный;

3 – тангенциальный;

4 – кольцевой;

5 – вылетной;

6 – периферийный

По условиям использования остановочных пунктов: а) обычные маршруты, на которых остановка производится на всех

промежуточных пунктах в обязательном порядке; б) укороченные маршруты организуются лишь на определенной части обычного маршрута, где имеется наиболее интенсивный пассажиропоток. Укороченные маршруты бывают постоянными и временными (в час «пик»); в) экспрессные маршруты предполагают движение автобусов прямым сообщением без промежуточных остановок в пути. Бывают постоянными и временными; г) скоростные (полуэкспрессные) маршруты предполагают остановку транспортного средства лишь на некоторых промежуточных остановочных пунктах. Представленный перечень видов маршрутов не является исчерпывающим, так как появление новых запросов у пассажиров и развитие технологий организации перевозочного процесса приводит к разработке новых видов маршрутов.

Формы организации труда водителей и кондукторов. Разрывные рабочие смены и условия их применения на городских маршрутах. Резервирование подвижного состава. Составление наряда на работу водителей.

Особенности распределения пассажиропотоков по часам суток вызывают необходимость иметь на маршрутах автобусы с различной продолжительностью нахождения на линии, что достигается применением различных форм организации труда автобусных бригад.

Выбор формы организации труда автобусных бригад определяется особенностями обслуживаемых маршрутов и должен обеспечивать: лучшее обслуживание пассажиров и регулярность движения во все часы работы автобусов; выпуск подвижного состава на линию в количестве и по времени согласно расписанию движения; безопасную перевозку пассажиров; соблюдение продолжительности рабочего дня, перерывов в работе для отдыха; полное использование за месяц установленного баланса рабочего времени бригад; высокую производительность труда.

В практике работы ПАТП применяются несколько основных форм организации труда бригад водителей. Рассмотрим примерные графики работы, рассчитанные на месяц (30 календарных дней), с месячным балансом рабочего времени при шестидневной рабочей неделе 178 часов.

Строенная форма организации труда

При такой системе к одному автобусу прикрепляются три бригады, работающие по следующему графику.

Средняя продолжительность рабочей смены бригад составит 178: 20 = 8,9 ч (в том числе 0,3 ч. подготовительно-заключительного времени, 20 - количество рабочих дней в месяц).

При длительности обеденного перерыва бригад по 0,5 ч. время нахождения автобуса на маршруте = (8,9 ч. - 0,3 ч. + 0,5 ч) * 2 = 18,2 ч.

При длительности перерыва по 1 ч. время нахождения автобуса на маршруте = (8,9 - 0,3 + 1) * 2 = 19,2 ч..

Такую форму организации труда целесообразно применять для автобусов, начинающих и закрывающих движение на маршрутах.

Двухсполовинная форма организации труда

Такая форма организации труда предусматривает закрепление за двумя автобусами пяти бригад (в том числе одной подменной), работа которых строится по следующему графику.

Средняя продолжительность рабочей смены бригад составляет 7,4 ч.

Продолжительность пребывания автобуса на линии в зависимости от длительности обеденных перерывов бригад может быть в пределах 15,2 - 16,2 ч.

Двухсполовинную форму организации труда используют для автобусов, имеющих раннее начало и непозднее окончание работы на маршруте. Ее целесообразно применять на маршрутах с резко выраженными пиковыми часами с укороченной первой и удлиненной второй сменами, с дневным отстоем автобусов в межпиковое время.

Продолжительность рабочих смен может быть: утренней около 5 час., вечерней - около 10 час.

В утреннюю смену перерыв на обед бригадам можно не предусматривать, предоставляя им в случае необходимости кратковременный 10-15 минутный отдых.

Сдвоенная форма организации труда

Такая форма организации труда предусматривает закрепление каждого автобуса за двумя водителями.

Для замены бригад в дни отдыха на каждые три автобуса необходимо иметь одного подменного водителя.

Работа бригад организуется по приведенному графику.

Продолжительность рабочей смены составит 7 час. Время работы на линии 15-16 час.

Если водителей недостаточно, работу бригад с указанными режимами можно организовать по следующему графику, являющемуся вариацией сдвоенной формы.

Выходные дни бригадам соответственно предоставляются в субботу и воскресенье. Автобус в эти дни работает в одну смену в дневные часы с наибольшим размером пассажиропотока.

Спаренная форма организации труда

Данная форма предусматривает закрепление одного автобуса за двумя бригадами, работающими через день.

Продолжительность рабочей смены составит 178 ; 15 = 11,8 ч.

Автобус на линии может находиться 12-12,5 ч.

Полуторная форма организации труда

Данная форма предусматривает закрепление двух автобусов за тремя бригадами, работающими по следующему графику

Продолжительность рабочей смены бригад составит 8,9 ч. Время нахождения на линии 9,1 - 9,6 ч.

Одиночная форма организации труда

Такая система предусматривает закрепление одной бригады за каждым автобусом.

Продолжительность рабочей смены бригад составляет 7 час. Время работы автобуса на линии, в зависимости от продолжительности перерыва на обед, 7,3 - 7,8 час.

Полуторную, спаренную и одиночную формы организации труда наиболее целесообразно применять для автобусов, имеющих предусмотренный расписанием внутрисменный отстой в часы дневного спада пассажиропотока, что позволяет использовать их для перевозки пассажиров в утренние и вечерние часы-пик.

Переводить на этот режим можно только с согласия работающего.

Применение приведенных форм организации труда позволяет иметь в работе автобусы продолжительностью от 7 до 19 час. и обеспечить их рациональную эксплуатацию.

  1. Парусный туризм. В парусном спортивном туризме классифицируются маршруты, проходимые на разборных парусных судах по водохранилищам, озерам, крупным рекам, в прибрежной зоне морей и океанов.
    1. Категория сложности похода определяется в МКК предварительно, исходя из следующих факторов:
      • ветро-волновых условий водоема (силы и направления господствующих ветров и характера волнения в период похода, ширины и глубины водоема в районе маршрута);
      • географических и других особенностей района (средних многолетних показателей температуры воды и воздуха в период похода, характера берегов, приливно-отливных и иных течений, наличия пресной воды и др.);
      • туристкой освоенности района, интенсивности судоходства, сложности навигационных условий; наличия населенных пунктов.
      Категория сложности фактически пройденного группой похода определяется МКК по результатам рассмотрения отчета, но не может быть выше заявленной при выходе на маршрут.
    2. При разработке классификационных и оценке заявляемых маршрутов принимаются следующие ориентировочные показатели их сложности:
    3. Поход считается соответствующим заявленной категории сложности, если группа не менее трех ходовых дней находилась в условиях наибольшей разрешенной для данной категории похода силы ветра. При планировании переходов необходимо иметь в виду, что плавание при максимально допустимых для похода ветро-волновых условиях не должно совпадать с максимально допустимым удалением от берега (пункты 3 и 4 таблицы 5). Такое совпадением будет соответствовать более высокой категории сложности похода.

      Таблица 5

      N
      п/п
      Показатели Категория сложности походов
      I II III IV V
      1 Протяженность, км 150 200 300 400 500
      2 Характерная ширина водоема, км до 5 до 20 до 200 неогра-
      ничена
      неогра-
      ничена
      1 Наибольшее удаление от берега при пересечении открытых пространств, км 0,5 3 8 15 20
      1 Наибольшая разрешенная для плавания скорость ветра, м/с
      (сила ветра, баллы)
      5-6
      (3,5)
      6-7
      (4)
      7-8
      (4,5)
      8-9
      (5)
      12-13
      (6)
    4. Протяженность походов должна соответствовать указанной в таблице 5. При движении по рекам протяженность корректируется в соответствии со скоростью течения реки (при скорости более 3 км/час протяженность увеличивается на 20 %).
    5. С учетом крейсерской скорости парусных туристских судов протяженность похода корректируется коэффициентом энерговооруженности в зависимости от площади основной парусности и числа членов экипажа в соответствии с таблицей 6.

      Таблица 6

      Количество человек Парусность, кв. м.
      5 6,4-7 8,5 10 13 свыше 13 (17)
      1 1 - - - - -
      2 0,9 1 1,05 1,1 1,15 1,25
      3 - 0,95 1 1,05 1,1 1,2
      4 - - 0,95 1 1 1,15
      5 - - - 0,95 1 1,1
      Примечание. Для надувных судов коэффициенты уменьшаются на 0,2, а для судов с жестким корпусом увеличиваются на 0,05.
    6. В случае преобладания в походе особо неблагоприятных гидрометеорологических условий (сильные встречные ветры, штили и т.п.) он может быть зачтен группе при прохождении сокращенного маршрута, протяженность которого на 10 % меньше установленной в таблице 5.
  2. Спелеотуризм. При категорировании спелеопоходов учитываются категории трудности пещер и их количество. Требования для каждой категории сложности приведены в таблице 7.

    Таблица 7

    Категория сложности похода Количество категорийных пещер (не менее)
    всего 1
    I 5 3-4 1-2 - - - - - -
    II 4-5   2-3 1-2 - - - - -
    III 1-2       2 или 1 - - -
    IV 1-2           2 или 1 -
    V 1               1

    Весь набор пещер должен проходиться во время одного похода. В виде исключения допускается зачет "сборных" походов для тех районов, где нет достаточного количества пещер, расположенных на приемлемом расстоянии друг от друга.

    Если пещера первой или второй категории трудности имеет большую протяженность, прохождение нескольких пещер может быть заменено прохождением нескольких маршрутов в одной и той же пещере.

  3. Велотуризм. Оценка категории сложности маршрута осуществляется по "Методике категорирования велосипедного маршрута", приведенной в приложении 5.
  4. Автомототуризм. Оценка категорий сложности маршрута осуществляется по "Методике категорирования автомотопоходов", приведенной в приложении 6.