Основные тенденции логистики. Расширение ассортимента предлагаемых логистических услуг. Для управления процессом предоставления обслуживания

Роль, задачи и функции логистики

Выделим 2 опред. Логистики:

Логистика – наука об управлении и оптимизации материальных потоков, потоков услуг и связанных с ними информационных и финансовых потоков в определенной микро-, мезо- или макроэкономической системе для достижения поставленных перед ней целей.

Роль:

Логистика - это интегральный инструмент менеджмента, способствующий достижению страт, тактич. или оперативных целей орг-ции бизнеса за счет эффект. с точки зрения снижения общих затрат и удовлетворения требований конечных потребителей к качеству продуктов и услуг управления материальными и (или) сервисными потоками, а также сопутствующими им потоками информации и финансовых средств.
Задачи, решаемые в логистике, разделяют на три группы: глобальные; общие; частные.
Глобальной (главной) задачей в логистике явл. достиж. макс. эффекта с мин. затрат в условиях нестабильной обстановки на рынке. К глобальным задачам относят также моделирование логистических систем и условий их надежного функционирования.
К общим задачам логистики относятся: создание интегрированной системы регулирования материальных и информационных потоков; контроль за движением материальных потоков; определение стратегии и технологии физического перемещения товаров; разработка способов управления движения товаров; стандартизация полуфабрикатов и упаковки; прогнозирование объемов производства, перевозок, складирования; выявление несбалансированности между потребностями и возможностями закупки и производства; прогнозирование спроса на товары, производимые и перемещаемые в рамках логистической системы; распределение транспортных средств; организация предпродажного и послепродажного обслуживания потребителей; оптимизация технической и технологической структур автоматизированных транспорт-но-складских комплексов.

Частные задачи в логистике более узки: создание мин запасов; макс сокращение t хранения продукции в запасах; сокращение t перевозок продукции и т.д.

С концептуальных позиций можно выделить следующие функции логистики:

  • системообразующая функция. Логистика представляет собой систему эффективных технологий обеспечения процесса управления ресурсами. В "узком смысле" логистика образует систему управления товародвижением;
  • интегрирующая функция. Логистика обеспечивает синхронизацию процессов сбыта, хранения и доставки продукции с ориентацией на рынок средств производства и оказание посреднических услуг потребителям. Она обеспечивает согласование интересов логистических посредников в логистической системе;
  • регулирующая функция. Логистическое управление материальными и сопутствующими потоками направлено на экономию всех видов ресурсов, сокращение затрат живого и овеществленного труда в различных отраслях экономики. В широком смысле управляющее воздействие логистики заключается в поддержании соответствия поведения части логистической системы интересам системы в целом;
  • результирующая функция. Логистическая деятельность направлена на поставку продукции в необходимом количестве, в указанное время и место, с заданным качеством (состоянием), при минимальных издержках. Логистика стремится охватить все этапы взаимодействия "снабжение - производство - распределение - потребление", т.е. она представляет собой алгоритм преобразования ресурсов в поставку готовой продукции в соответствии с существующим спросом.

Этапы развития логистики

1. Этап становления. (1960-е годы)
Факторы развития: усиление внимания к покупателям, появление большого количества конкурентных товаров, методов лучшего обслуживания потребителей, переход к рынку покупателя, что заставило искать новые пути координации спроса и предложения, а также методов лучшего обслуживания потребителей. Повышение разнообразия товаров привело к значительному возрастанию затрат на создание и поддержание запасов в системах распределения, что потребовало поиска новых путей снижения этих затрат. Начала формироваться теория и практика логистического управления. Возникли новые логистические подходы к сокращению циклов заказа и производства продукции.

Логистический подход первоначально был использован в сфере обращения, охватив на этапе становления организацию хранения и транспортировки ГП. То есть начинают совместно решаться задачи организации транспортно-складского процесса.

Этот этап характеризуется наименее совершенной формой логистического управления. Система управления действует по принципу непосредственного реагирования на ежедневные колебания спроса и сбои в процессе распределения продукции.

2. Этап развития. (1970-е годы)

Факторы развития: усиление конкуренции на фоне нехватки высококачественных сырьевых ресурсов (энергетический кризис). Основной задачей большинства фирм стало рациональное использование сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий.

Этап развития характеризуется:
· поиском путей рационального использования сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий;
· поиском новых путем снижения затрат в производстве и распределении на основе концепции логистики;
· разработкой и применением принципов промышленной логистики;
· распространением философии всеобщего управления качеством.

На этапе развития производство, складское и транспортное хозяйства предприятий начали работать как единый слаженный механизм, т.е. происходило управление потоком производимых товаров от производственной линии до конечного потребителя.

Логистическое управление стало охватывать производство, чему способствовало появление компьютерных систем контроля и управления производством, внедрение и развитие автоматизированных систем управления (АСУ) технологическими процессами и производственными подразделениями. Широкое распространение получило использование компьютеров для сбора информации и контроля за логистическими процессами.

3. Этап интеграции. (1980-1990-е годы)

Факторы развития: Произошел бурный рост партнерства и стратегических союзов в бизнесе, в области оказания специализированных услуг на транспорте, в оптовой торговле и распределении, которые сменили предшествующую практику недоверия, подозрительности и ожесточенной конкуренции.

Пришло понимание, что наряду с МП необходимо управлять сервисными потоками (услугами) и сопутствующими ИП и ФП.

Этап интеграции характеризуется объединением логистических функций фирмы и ее логистических партнеров в так называемую полную ЛЦ, включающую закупку – производство – распределение и продажу.

Логистическое управление стало осуществляться не по принципу непосредственного реагирования, а на основе долгосрочного планирования.

Произошла революция в информационных технологиях и внедрение персональных компьютеров. На базе персональных компьютеров были созданы автоматизированные рабочие места. Программное обеспечение позволило использовать персональные компьютеры в интерактивных процедурах интегрированного логистического менеджмента от закупок материалов до распределения и продаж ГП.

4. Этап глобализации (XXI век)

Факторы развития: Компании стали осуществлять свою деятельность не только на региональном или национальном уровнях, но и на глобальном. Началась глобализация мировой экономики. В связи с глобализацией мировой экономики усилилась потребность в привлечении «третьих участников» – таможенных и экспедиционных агентств, банков и т.п.

В индустриально развитых странах были созданы национальные и международные специализированные общества и ассоциации логистики, которые имеют свои исследовательские центры, консультативные отделы, банки информации, учебные центры и т.д.

Появилась технология электронной почты, получил развитие электронный бизнес. Широкое распространение получили электронные закупки.

Современный этап развития логистики (2000-е годы) определяют два основных фактора: глобализация мировой экономики и глобальная научно-техническая революция, которые порождают новые потребности клиентов в логистических услугах и разнообразные формы их удовлетворения.

Основные тенденции современной логистики.

Расширение ассортимента предлагаемых логистических услуг

- отсрочка , заключающаяся в том, что в распределительную систему передается почти готовая продукция, при этом ее модификация или учет последних требований потребителей откладываются до самого последнего возможного момента, что существенно снижает уровень запасов;

- перевалка , использование прямой отгрузки, которые сводят к нулю запасы и соответствующие расходы в распределительных центрах;

- массовый выпуск продукции на заказ , объединяющий выгоды массового производства с гибкостью продукции на заказ (B2С);

- прямая доставка через электронные сети передачи данных, через курьерские службы, службы экспресс-доставки посылок;

Услуга управления запасами продавцом, которая заключается в том, что поставщики управляют как собственными запасами, так и запасами, хранящимися в нижних звеньях цепи поставок, что снижает общие затраты;

- синхронизированное перемещение материалов, при котором информация о движении МП доводится до всех участников цепи поставок одновременно, что позволяет оперативно координировать перемещение МР.

Концепция логистики фирмы

Система взглядов на рационализацию хоз-ной деят-ти путем оптимизации потоковых процессов является концепцией логистики.

1. Реализация принципа системного подхода

Оптимизация материального потока возможна в пределах одного предприятия или даже его подразделения. Однако максимал. эффект можно получить лишь оптимизируя либо совокупный материальный поток на всем протяжении от первичного источника сырья до конечного потребителя, либо отдельные, значительные его участки. При этом все звенья материалопроводящей цепи, т.е. все элементы макрологистич. и микрологистич. систем должны работать как единый слаженный механизм. Для решения такой задачи необходимо с системных позиций подходить к выбору техники, к проектированию взаимоувязанных технологических процессов на различных участках движения материалов и к др. вопросам, касающимся орг-ции материальных потоков.

2. Отказ от выпуска универсального технологического и подъемно-транспортного оборудования. Использование оборудования, соответствующего, в основном, конкретным условиям

Это положение в полной мере распространяется и на логистич. процессы. Оптимизация потоковых процессов за счет использования оборудования, отвечающего конкретным условиям работы, возможна лишь в условиях выпуска и массового использования широкой номенклатуры разнообразных средств производства. Иными словами, для того, чтобы применить логистич. подход к упр-нию материальными потоками общество должно иметь достаточно высокий уровень научно-технич. развития.

3. Гуманизация технологич. процессов, создание современных условий труда

Одним из элементов логистич. систем являются кадры, т.е. специально обученный персонал, способный с необходимой степенью ответственности выполнять свои ф-ции. Однако работа в сфере упр-я материальными потоками традиционно не престижна, что объясняет наличие здесь вечной проблемы кадров.

Логистич. подход, усиливая общественную значимость деят-ти в сфере упр-я материальными потоками, создает объективные предпосылки для привлечения в отрасль кадров, обладающих более высоким трудовым потенциалом. При этом адекватно должны совершенствоваться условия труда. Иначе они могут стать так называемым узким местом.

  • 6. Сущность системного подхода. Понятие и основные свойства систем.
  • 7. Основные принципы организации логистической деятельности на предприятии. Структура логистических служб.
  • 8. Основные функции менеджеров по логистике.
  • 9. Рынок логистических услуг.
  • 10. Логистические издержки. Логистический подход к управлению издержками фирмы.
  • 11. Классификация логистических издержек.
  • 12. Понятие и функциональная структура коммерческой логистики.
  • 14. Методы определения потребности в товарах и материалах.
  • 15. Характеристика методов прогнозирования спроса.
  • 16. Базисная однономенклатурная детерминированная модель управления поставками.
  • 17. Поставщики и потребители в логистике. Логистический канал и логистическая цепь, их строение.
  • 18. Факторы, влияющие на выбор логистических каналов.
  • 19. Задача выбора поставщиков в логистике.
  • 20. Распределительная логистика на макро- и микро- уровнях. Сбытовая логистика.
  • 21. Характеристика задач распределительной логистики на макроуровне.
  • 22. Роль распределительных центров в управлении логистическими процессами.
  • 23. Торговая логистика. Функции и классификация торгово-посреднических предприятий.
  • 24. Складское хозяйство, его элементы и функции.
  • 25. Сущность и классификация складов.
  • 26. Схема технологического процесса работы склада.
  • 27. Общая характеристика складских операций.
  • 28. Условия и техника хранения основных видов материальных ресурсов.
  • 29. Технико-экономические характеристики складов.
  • 30. Сущность и классификация запасов.
  • 32. Основные показатели, характеризующие состояние запасов.
  • 33. Планирование запасов.
  • 34. Контроль и регулирование запасов. Оценка ущерба от дефицита и излишков запасов.
  • 35. Тара, классификация и унификация тары. Понятие грузовой единицы.
  • 36. Предмет и задачи транспортной логистики. Классификация и границы сферы транспортной логистики на предприятии.
  • 37. Общая характеристика транспортной системы России.
  • 38. Базисные условия поставки. Причины ввода и общая структура «Инкотермс».
  • 39. Характеристика групп условий «Инкотермс» «е» и «f».
  • 40. Характеристика групп условий «Инкотермс» «с» и «d».
  • 41. Выбор вида транспорта и типа транспортных средств. Сравнительная характеристика различных видов транспорта.
  • 42. Материально-техническая база транспорта. Основные характеристики и показатели функционирования железнодорожного, водного и автомобильного транспорта.
  • 43. Экономико-математическое моделирование задачи построения оптимального плана перевозок.
  • 44. Маршруты движения транспортных средств. Маршрутизация перевозок.
  • 45. Документальное оформление основных операций по движению товарно-материальных ценностей.
  • 46. Цели и организация процесса инвентаризации товарно-материальных ценностей.
  • 47. Технология проведения инвентаризации товарно-материальных ценностей.
  • 48. Материальная ответственность работников. Договор о полной индивидуальной материальной ответственности.
  • 49. Основные положения договора о коллективной материальной ответственности.
  • 50. Современные тенденции развития логистики.
  • 50. Современные тенденции развития логистики.

    Современный этап развития логистики (2000-е годы) определяют два основных фактора: глобализация мировой экономики и глобальная научно-техническая революция, которые порождают новые потребности клиентов в логистических услугах и разнообразные формы их удовлетворения.

    Глобализация бизнеса выражается в следующем:

    более совершенные коммуникации и перевозка сделали физические расстояния менее значимыми, благодаря этому предприятия могут работать на едином, охватывающем весь мир рынке;

    происходит сокращение торговых барьеров между странами и рост международной торговли и конкуренции;

    размещение предприятий происходит не по национальному принципу, а в странах и регионах с низкими затратами на производство (например, немецкие предприятия в Польше, американские - в Мексике, японские - в Китае).

    В настоящее время в мире в области науки и техники происходит так называемая глобальная революция, которая заключается в том, что технологические изменения происходят повсеместно, а не появляются где-то в одном месте, а затем постепенно распространяются - как это происходило ранее, в сельскохозяйственной и промышленной революциях. Описанные выше факторы предопределили следующие основные тенденции современной логистики.

    1. Расширение ассортимента предлагаемых логистических услуг

    Отсрочка, заключающаяся в том, что в распределительную систему передается почти готовая продукция, при этом ее модификация или учет последних требований потребителей откладываются до самого последнего возможного момента, что существенно снижает уровень запасов;

    Перевалка, использование прямой отгрузки, которые сводят к нулю запасы и соответствующие расходы в распределительных центрах;

    Массовый выпуск продукции на заказ, объединяющий выгоды массового производства с гибкостью продукции на заказ (B2С);

    Прямая доставка через электронные сети передачи данных, через курьерские службы, службы экспресс-доставки посылок;

    Услуга управления запасами продавцом, которая заключается в том, что поставщики управляют как собственными запасами, так и запасами, хранящимися в нижних звеньях цепи поставок, что снижает общие затраты;

    Синхронизированное перемещение материалов, при котором информация о движении МП доводится до всех участников цепи поставок одновременно, что позволяет оперативно координировать перемещение МР;

    многое другое.

    2. Аутсорсинг

    Аутсорсинг - это передача каких-либо управленческих функций предприятия сторонним организациям. Например, предприятия передают функцию контроля над распределением ГП от производителей к специализированным фирмам. Эта тенденция проявилась еще в 1980-х годах сначала в Западной Европе и Японии и позже в США, но сохраняется и в настоящее время. Крупные и средние предприятия всё больше склоняются к покупке целостных логистических решений. Это позволяет им,

    во-первых, использовать больший опыт специализированных логистических фирм в распределении продукции,

    во-вторых, в большей степени сосредоточиться на своей основной деятельности - производстве, развитии и продвижении на рынок своей продукции, и,

    в-третьих, сократить свои накладные расходы. Таким образом, им удаётся использовать умение и опыт логистической фирмы для повышения собственной эффективности.

    В настоящее время и на российском рынке появилось широкое предложение логистических услуг. За рубежом большинство из таких специализированных логистических фирм образовалось путем отпочкования отделов логистики от крупных корпораций. В России транспортные фирмы или предприятия, предлагавшие ранее только складские услуги, становятся логистическими, т.е. предлагают перевозки с глобальной географией различными видами транспорта, сквозное обслуживание по всей цепи поставки (складирование, таможенное оформление, распределение и т.д.).

    3. Сокращение числа поставщиков и формирование долгосрочного сотрудничества с логистическими фирмами

    В прошлом фирмы имели большое количество поставщиков, конкурировавших друг с другом, что помогало заключать выгодные сделки. В настоящее время логистические фирмы всё более привлекаются к управлению всеми процессами в цепи поставок, а фирмы-клиенты всё чаще знакомят их со своими долгосрочными целями, чтобы совместно вырабатывать взаимоприемлемые решения. Клиенты всё больше ценят своё время и всё больше доверяют профессионалам-логистикам, с которыми сотрудничают, стремятся ограничить их число, но развивать долгосрочное сотрудничество с теми, кого они выбрали в партнёры.

    4. Усовершенствование методов управления логистическими процессами

    Разрабатываются новые и усовершенствуются существующие методы управления логистическими процессами, призванные решить известные логистические задачи: сократить складские запасы, оперативно реагировать на изменения спроса, снизить себестоимость продукции, оптимизировать транспортные потоки, скоординировать деятельность всех элементов ЛЦ и т.д.

    Современный этап развития логистики (2000-е годы) определяют два основных фактора: глобализация мировой экономики и глобальная научно-техническая революция, которые порождают новые потребности клиентов в логистических услугах и разнообразные формы их удовлетворения.

    Глобализация бизнеса выражается в следующем:

    • · более совершенные коммуникации и перевозка сделали физические расстояния менее значимыми, благодаря этому предприятия могут работать на едином, охватывающем весь мир рынке;
    • · происходит сокращение торговых барьеров между странами и рост международной торговли и конкуренции;
    • · размещение предприятий происходит не по национальному принципу, а в странах и регионах с низкими затратами на производство (например, немецкие предприятия в Польше, американские - в Мексике, японские - в Китае).

    В настоящее время в мире в области науки и техники происходит так называемая глобальная революция, которая заключается в том, что технологические изменения происходят повсеместно, а не появляются где-то в одном месте, а затем постепенно распространяются - как это происходило ранее, в сельскохозяйственной и промышленной революциях. Описанные выше факторы предопределили следующие основные тенденции современной логистики.

    • 1. Расширение ассортимента предлагаемых логистических услуг
    • · отсрочка, заключающаяся в том, что в распределительную систему передается почти готовая продукция, при этом ее модификация или учет последних требований потребителей откладываются до самого последнего возможного момента, что существенно снижает уровень запасов;
    • · перевалка, использование прямой отгрузки, которые сводят к нулю запасы и соответствующие расходы в распределительных центрах;
    • · массовый выпуск продукции на заказ, объединяющий выгоды массового производства с гибкостью продукции на заказ (B2С);
    • · прямая доставка через электронные сети передачи данных, через курьерские службы, службы экспресс-доставки посылок;
    • · услуга управления запасами продавцом, которая заключается в том, что поставщики управляют как собственными запасами, так и запасами, хранящимися в нижних звеньях цепи поставок, что снижает общие затраты;
    • · синхронизированное перемещение материалов, при котором информация о движении МП доводится до всех участников цепи поставок одновременно, что позволяет оперативно координировать перемещение МР;
    • · многое другое.
    • 2. Аутсорсинг

    Аутсорсинг - это передача каких-либо управленческих функций предприятия сторонним организациям. Например, предприятия передают функцию контроля над распределением ГП от производителей к специализированным фирмам. Эта тенденция проявилась еще в 1980-х годах сначала в Западной Европе и Японии и позже в США, но сохраняется и в настоящее время. Крупные и средние предприятия всё больше склоняются к покупке целостных логистических решений. Это позволяет им,

    во-первых, использовать больший опыт специализированных логистических фирм в распределении продукции,

    во-вторых, в большей степени сосредоточиться на своей основной деятельности - производстве, развитии и продвижении на рынок своей продукции, и,

    в-третьих, сократить свои накладные расходы. Таким образом, им удаётся использовать умение и опыт логистической фирмы для повышения собственной эффективности.

    В настоящее время и на российском рынке появилось широкое предложение логистических услуг. За рубежом большинство из таких специализированных логистических фирм образовалось путем отпочкования отделов логистики от крупных корпораций. В России транспортные фирмы или предприятия, предлагавшие ранее только складские услуги, становятся логистическими, т.е. предлагают перевозки с глобальной географией различными видами транспорта, сквозное обслуживание по всей цепи поставки (складирование, таможенное оформление, распределение и т.д.).

    3. Сокращение числа поставщиков и формирование долгосрочного сотрудничества с логистическими фирмами

    В прошлом фирмы имели большое количество поставщиков, конкурировавших друг с другом, что помогало заключать выгодные сделки. В настоящее время логистические фирмы всё более привлекаются к управлению всеми процессами в цепи поставок, а фирмы-клиенты всё чаще знакомят их со своими долгосрочными целями, чтобы совместно вырабатывать взаимоприемлемые решения. Клиенты всё больше ценят своё время и всё больше доверяют профессионалам-логистикам, с которыми сотрудничают, стремятся ограничить их число, но развивать долгосрочное сотрудничество с теми, кого они выбрали в партнёры.

    4. Усовершенствование методов управления логистическими процессами

    Разрабатываются новые и усовершенствуются существующие методы управления логистическими процессами, призванные решить известные логистические задачи: сократить складские запасы, оперативно реагировать на изменения спроса, снизить себестоимость продукции, оптимизировать транспортные потоки, скоординировать деятельность всех элементов ЛЦ и т.д.

    5. Источники экономического эффекта от использования логистики

    Снижение запасов на пути движения МП. По данным Европейской промышленной ассоциации сквозной мониторинг МП обеспечивает сокращение материальных запасов на 30-70% (по данным промышленной ассоциации США - на 30-50%). Высокая значимость оптимизации запасов объясняется следующим:

    • · в общей структуре издержек на логистику расходы на содержание запасов составляют около 50%, включая расходы на управленческий аппарат, а также потери от порчи или кражи товаров;
    • · большая часть оборотного капитала предприятий, как правило, отвлечена в запасы (от 10 до 50% всех активов предприятий);
    • · в производстве расходы по содержанию запасов составляют до 25-30% от общего объема издержек.

    Сокращение времени прохождения товаров по ЛЦ.

    В западных странах в общих затратах времени на движение товара от первичного источника сырья до конечного потребителя всего лишь 2-5% занимают затраты времени на собственно производство, а 95% - на хранение, складские, погрузочно-разгрузочные и другие логистические операции (ЛО). Сокращение этой составляющей позволяет ускорить оборачиваемость капитала, соответственно увеличить прибыль, получаемую в единицу времени, снизить себестоимость продукции.

    Снижение транспортных расходов. Общий объем транспортных расходов в США и Канаде оценивается примерно в 6,5% валового национального продукта. По различным оценкам затраты на выполнение операций с использованием транспортных средств составляют от 30% до 50% от суммы общих затрат на логистику. В связи с глобализацией мировой экономики большую значимость приобрели международные перевозки, которые являются более сложными и дорогими, чем на менее широких национальных рынках. Затраты на них в зависимости от типа перемещаемых товаров могут достигать 25-35% стоимости продаж экспортно-импортной продукции по сравнению с 8-10% стоимости товаров, предназначенных для отгрузки на внутреннем рынке. Таким образом, снижение транспортных расходов является важным резервом снижения себестоимости продукции.

    Сокращение затрат ручного труда и соответствующих расходов на операции с грузом.

    Сокращение затрат ручного труда на операции с грузом приводит:

    • · к значительному сокращению времени выполнения погрузочно-разгрузочных и складских операций, что сокращает время выполнения заказа и в целом длительность логистического цикла;
    • · сокращению соответствующих расходов на операции с грузом, в том числе за счет применения однотипных средств механизации, одинаковой тары, использования аналогичных технологических приемов грузопереработки во всех звеньях ЛЦ.

    Тенденции развития современной логистики: развитие аутсорсинга, интеграция цепей поставок, стратегическое партнерство и виртуализация логистических систем.

    В последние годы в странах с рыночной экономикой развитие логистики характеризуется передачей функций контроля над распреде­лением готовой продукции от производственных фирм к специализиро­ванным фирмам, т.е. внешним агентам. Эта тенденция проявилась сначала в Западной Европе и Японии и позже в США. Ожидается, что развитие данной тенденции приведет к значительным изменениям в организации работы по перемещению продукции.

    Логистика по контракту, или с применением третьего участника, предполагает привлечение самостоятельной оптовой фирмы для выполнения ею всех или части функций компании по распределе­нию продукции, включая транспортировку, хранение, управление запасами, обслуживание заказчика и создание информационных систем логистики. В этом - одно из проявлений непрерывного процесса углубления общественного разделения труда. Включение в систему логистики специализированных фирм обусловлено, во-первых, тем, что они располагают таким опытом работы в сфере реализации услуг, который отсутствует в производственной фирме; вo-вторых, стремлением последней сократить свои накладные расходы и сконцентрироваться на основных производственных прибыльных функциях.

    Тенденции развития логистики направлены на решение следующих задач:

    1.Снижение рисков безопасности цепей поставок. Компаниям необходимо интегрироваться для решения этой проблемы.

    2.Устойчивость цепей поставок. При отлаженных цепях поставок результаты логистической деятельности будут стабильные.

    Важно обеспечить создание ценности товаров для потребителей. Главная цель лoгиcтики – удовлетворение потребностей потребителей. Компании должны фокусировать внимание на реализующих структурах с целью получения информации от потребителей об удовлетворении их потребностей.

    Переход компаний от взаимодействия В2В к В2С ввиду бурного развития интернет торговли и авиаперевозок.

    Наблюдается тенденция преобразования системы бизнес связей производителей, поставщиков и потребителей во взаимосвязанную систему гибких альянсов, или так называемых сетей. Альянсы снижают затраты на взаимодействие компаний между собой и с конечным потребителем.

    Наблюдается тенденция роста объемов производства.

    Наблюдается тенденция повышения уровня требований, предъявляемых потребителями к качеству обслуживания. С развитием рыночных отношений потребители получают все больше возможностей для сравнения и выбора лучшего обслуживания.

    7.Определения понятия «Логистика» и связь логистики с другими учебными дисциплинами

    Логистика - наука, предмет которой заключается в организации рационального процесса продвижения товаров и услуг от поставщиков сырья к потребителям, функционирования сферы обращения продукции, товаров, услуг, управления товарными запасами и провиантом, создания инфраструктуры товародвижения

    Логистика -учение о планировании, управлении и контроле движения материальных, информационных и финансовых ресурсов в различных системах.

    Логистика имеет определенные области совместного влияния и взаимодействия со многими экономическими, математическими и другими дисциплинами (Мат моделирование, статистика, менеджмент, маркетинг, контроллинг,бух и упр учет, эк теория, эконономика фирм, транспорта.. .). В то же время, она не идентифицируется ни с одной из них и шире, чем любая общая зона ее взаимодействия с каждой из смежных наук.

    Из эк теории в логистике используются общие закономерности развития эк объектов и процессов.На теории менеджмента основано создание систем управления логистическими комплексами. Маркетинг задает цели товародвижения на этапе распределения продукции предприятий, определяет требования к товародвижению для лучшего удовлетворения пожеланий клиентов в условиях функционирования рынка покупателей. Знания экономики предприятия позволяют профессионально оценить составляющие калькуляции продукции, построить рациональное соотношение затрат на всех фазах логистической цепи. Из "Управление, организация, планирование производства " в логистике используются понятия производственного цикла изготовления продукции, планирования производственного процесса, оптимальной организации производства в пространстве и во времени. Методы математического программирования (исследование операций) позволяют оптимизировать решение многих логистических задач.

    С финансовыми науками (бух учетом, финансово-эк анализ, контроллинг) логистика взаимодействует по финансовым потокам и связанными с ними информационными потоками (сфера контроллинга). Математические и статические науки –методологическая и методическая основа логистики, ее аппарат.

    Логистика дает наибольший эффект, когда ее рассматривают как принципиально новую философию управления предприятиями и организациями. Она предписывает относиться к поставщикам и потребителям, как к партнерам, интересы которых предприятие разделяет, основные фонды и кадры - это стабильные элементы процесса производства. А наиболее подвижный элемент - поток материалов и сопровождающий его поток информации, которые оперативно и регулярно проходят горизонтально, сквозь границы многих отделов предприятия.

    Н Г п \ РосеиАс ■ \Zs ПРВДПР РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО 1 Том 18 Номер 3 февраль 2017 1 ISSN 1994-6937 1

    Гт""" ^^^^ издательство Креативная экономика

    ги,. Russian Journal of Entrepreneurship 1

    Современные тенденции развития логистики

    Пустохина И.В.1

    1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

    АННОТАЦИЯ:_

    В основе написания статьи лежит произошедший в последнее время импульс в развитии беспроводных технологий. В статье освещаются такие современные тренды, как омниканальная модель сбыта, концепция Интернет вещей, 3D-печать и уберизация. Отмечается, что все современные тенденции развития логистики связаны с появлением и интенсивным развитием цифровых технологий, которые способствуют удовлетворению растущих потребностей потребителей. Рассматриваются примеры современных тенденций. Подчеркивается, что современные цифровые технологии приведут к трансформации цепей поставок, и компании с традиционными подходами и технологиями в управлении логистикой не смогут оставаться конкурентоспособными.

    КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: омниканальная логистика, интернет вещей, 3D-печать, уберизация, беспилотный транспорт, экономика совместного потребления, кастомизация, цифровая революция.

    Modern development trends of logistics

    Pustokhina I.V.1

    1 Plekhanov Russian University of Economics

    Мы живем в эпоху цифровой революции, которая постепенно трансформируется в четвертую промышленную революцию или «Индустрию 4.0», характеризующуюся слиянием технологий и стиранием границ между физическими и цифровыми сферами.

    Приход в нашу жизнь цифровых технологий кардинально меняет ведение бизнеса, производство товаров и услуг повседневного спроса, что существенным образом влияет на цепи поставки товаров конечному потребителю (Avdokushin, 2016; Rodkina, 2016; Zubkov, Sobolev, 2016).

    Со временем большая часть логистических процессов может стать полуавтоматической и ИТ-решения для логистики станут неотъемлемым атрибутом ежедневной деятельности всех компаний.

    Рассмотрим современные тенденции развития логистики.

    Омниканальная логистика

    Нестабильная экономическая ситуация, большое количество операционных расходов, связанных с развитием розничных сетей, явились причинами сокращения количества торговых точек.

    Растущие потребности потребителей привели к трансформации каналов сбыта.

    Проследим эволюцию каналов сбыта:

    1. Моноканальная модель представлена двумя вариантами:

    а) розничный магазин,

    б) онлайн магазин, который не располагает физическими сбытовыми точками.

    2. Мультиканальная модель предполагает использование несколько каналов, например, розничный магазин, онлайн-магазин, каталоги, при этом клиент осуществляет покупку через один из этих каналов

    3. Кроссканальнаямодель, при которой клиент использует комбинацию нескольких каналов продаж. Например, клиент заказывает товар через интернет-сайт розничного магазина и получает его в удобном для него магазине торговой сети.

    4. Омниканальная модель представляет собой интегрированные каналы сбыта. Покупатель выбирает наиболее удобный для себя канал совершения сделки купли-продажи.

    Приставка «омни» означает «существующий повсюду». Это означает, во-первых, что абсолютно любой магазин должен быть представлен как в офлайне, так и в онлайне, а в онлайне - одинаково хорошо представлен на любом устройстве (ноутбук, планшет, смартфон). Во-вторых, покупатель должен получать одинаковый опыт, как при посещении онлайн магазина, причем с любого устройства, так и при посещении офлайн магазина.

    Согласно принципам омниканальной модели все форматы торговли одного магазина должны иметь единые цены, одинаковые акции и ассортимент товаров и услуг,

    The article bases on the impetus of the development of wireless technologiesis occurred in recent years. The article shows the latest trends such as omnichannel distribution model, the concept of the Internet of Things, 3D-printing and uberization. The author argues that the current trends in the development of the logistics are connected to the appearance and the intensive development of digital technologies that can help meet the growing needs of consumers. We study the examples of modern trends. We stress that modern digital technology will lead to the supply chain transformation and the companies with traditional approaches and technologies in the logistics management will not be able to remain competitive.

    KEYWORDS: omnichannel logistics, Internet of things, 3D-printing, uberization, unmanned vehicles, joint consumption economy, customization, digital revolution.

    Received: 02.01.2017 / Published: 16.02.2017

    © Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Pustokhina I.V. (ivpustokhina0yandex.ru)

    Pustokhina I.V. (2017) Sovremennye tendentsii razvitiya logistiki . Rossiyskoe predprinimatelstvo. 18. (3). - P. 339-346. doi: 10.18334/rp.18.3.37300

    единую карту лояльности, действующую во всех каналах, возможность оплаты любым, удобным покупателю способом.

    Основная особенность омниканальной модели заключается в том, что недостаточно иметь интернет-магазин с мобильной версией и обычный магазин (или точку самовывоза), объединенные одним брендом. Весь бизнес должен управляться с помощью единой технологической платформы и иметь общую товароучетную систему и CRM.

    Отметим, что в связи с тем, что Россия - огромная страна, цены в разных регионах отличаются, удовлетворить условия омниканальной модели крайне непросто.

    Применение омниканальной модели сбыта приводит к трансформации коммуникационной и сбытовой политики компании, а также потребует внедрения новых информационных продуктов.

    К основным элементам системы омниканального сбыта относятся:

    Офлайн-магазины,

    Онлайн-магазины,

    Каталоги,

    Телемагазины,

    Колл-центры,

    Мобильные приложения,

    Торговые терминалы (постаматы),

    Объекты самообслуживания (вендинг),

    Таким образом, можно отметить тренд на конвергенцию онлайн и офлайн торговли в виде создания омниканальной модели сбыта в России. Примерами компаний, использующих омниканальную модель сбыта, являются «М.Видео», «Комус», «Юлмарт», «Эльдорадо». Они упрощают процесс покупки, создают ассоциативную связь между реальным магазином и сайтом и расширяют возможности взаимодействия с клиентами.

    Подчеркнем, что использование омниканальной модели сбыта существенным образом зависит от эффективной логистической деятельности, поскольку увеличивается сложность управления запасами, усложняется маршрутизация при доставке товаров клиентам, увеличивается количество мелких заказов, изменяются функции магазинов, которые начинают интегрировать функции магазина и склада.

    Пустохина Ирина Валерьевна, старший преподаватель кафедры предпринимательства и логистики РЭУ им. ГВ. Плеханова (ivpustokhina0yandex.ru)

    ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

    Пустохина И.В. Современные тенденции развития логистики // Российское предпринимательство. - 2017. - Том 18. - № 3. - С. 339-346. doi: 10.18334/rp.18.3.37300

    Концепция Интернет вещей

    В настоящее время одной из основных тенденций развития рынка информационных технологий и логистики является концепция Интернет вещей (Nikiforov, 2015).

    Термин «Интернет вещей» (Internet of Things) был предложен Кевином Эштоном в 1999 г. В этом же году был создан Центр автоматической идентификации Массачу-сетского технологического института, занимающийся радиочастотной идентификацией (RFID) и сенсорными технологиями, благодаря которому эта концепция и получила широкое распространение.

    Концепция Интернет вещей заключается в сетевом подключении физических объектов. Для подключения элементов концепции Интернет вещей используют различные технологии, включая беспроводные локальные (например, Bluetooth, RFID, ZigBee, Wi-Fi), ячеистую сеть, соединения широкой области (например, 3G, LTE), а также проводные соединения (Pustokhina, Rodkina, 2016).

    Концепция Интернет вещей представляет особую ценность для развития бизнеса благодаря данным, которые могут быть получены от подключенных элементов.

    Преимущества концепции распространяются по всей цепочке создания стоимости, в том числе на складские операции, грузовые перевозки и последнюю милю.

    Концепция позволяет мониторить состояние посылок и людей в режиме реального времени по всей цепочке создания стоимости, измерять их производительность и вносить изменения в то, что они делают в настоящий момент (или будут делать в будущем), автоматизировать бизнес-процессы для устранения ручного вмешательства, улучшить качество и предсказуемость, а также снизить затраты, оптимизировать процессы совместной работы людей, систем и производственных активов, а также координировать их деятельность, применить аналитику для всей цепочки создания стоимости, чтобы определить более широкие возможности для улучшений и применения передового опыта (Pustokhina, 2013; Pustokhina, Rodkina, 2012; Khodakovskiy, 2014; Yanenko M.B., Yanenko M.E., 2014).

    Рассмотрим пример применения концепции в управлении общественным транспортном. Применение концепции Интернет вещей позволит повысить эффективность в сфере управления трафиком и монититоринга транспорта.

    Одним из примеров является Городской транспортный информационный центр Сеула. В настоящее время он отвечает за обеспечение эффективного общественного транспорта посредством управления и сбора информации обо всех участниках общественного дорожного движения в Сеуле за исключением светофоров. Городской транспортный информационный центр собирает данные с улиц, автобусов, такси и граждан, используя устройства GPS, датчики дорожного движения, камеры наружного наблюдения и отчеты людей. Система увеличила эффективность транзита, снижение трафика, удовлетворенность граждан транспортными услугами.

    Другим примером концепции Интернет вещей в области управления общественным транспортом является система мониторинга транспорта в порту Гамбурга. Система SmartPort позволила повысить эффективность функционирования порта.

    Концепция Интернет вещей способствует координации всех портовых операций, железнодорожного и дорожного движения, контролю трафика в портовой зоне и отслеживания износа мостов, автоматической идентификации для координации движения судов, а также интеграции данных проезжей части трафика для управления движением сбоев, которые могут возникнуть при необходимости закрытия моста для движения судов.

    Рассмотрим еще один пример применения концепции Интернет вещей на производстве.

    Датчики применялись в области промышленной автоматизации и управления производственными процессами на протяжении многих лет. Однако отличительной особенностью концепции Интернет вещей является переход системы на открытые IP-стандарты, в результате чего повышается масштабируемость, совместимость, время безотказной работы, управляемость и безопасность.

    Интернет вещей позволяет понять, что происходит в данный момент на производстве: показывает уровень производительности машин, условия окружающей среды, потребление энергии, состояние запасов и поток материалов. Датчики могут предупредить о превышении допустимых показателей, о неисправностях или склонностях к сбою. Это имеет серьезные последствия с точки зрения общей эффективности оборудования, ключевой метрики производительности производства, что дает положительный эффекты по всей цепочке поставок.

    Примером концепции Интернет вещей на производстве является компания Continental Tire, которая благодаря WiFi сенсорам, размещенным на контейнерах и интегрированным с системой управления запасами, определяет их местоположение с помощью мобильных устройств, что позволило увеличить эффективность производства и уменьшить затраты на компоненты.

    Ряд ученых отмечают выгоду, которую принесут новые технологии для отрасли логистики. Концепция Интернет вещей может соединять различные элементы по цепи поставок, а затем анализировать полученные данные для генерирования новых идей. Таким образом, концепция Интернет вещей позволяет создавать индивидуальные, динамические и автоматизированные услуги для своих клиентов.

    Также концепция Интернет вещей применяется для управления самоходными транспортными средствами - беспилотными автомобилями.

    Другой сферой применения концепции Интернет вещей являются складские операции, например, подключенный погрузчик может предупредить менеджера склада о потенциальных механических проблемах, а также помочь в экономии места на складе, грузовых перевозках, решением проблем «последней мили» доставки.

    Подчеркнем, что для наибольшего эффекта необходимо использовать концепцию Интернет вещей по всей цепи поставок, единичное же использование даст лишь ограниченные преимущества.

    3й-печать

    В основе технологии 3D-печати лежит принцип послойного создания модели при помощи 3D-принтера - специального устройства для вывода трехмерных данных. Такой принтер позволяет создавать определенные физические объекты по цифровой 3D-модели. 3D-принтеры применяются для быстрого изготовления прототипов объектов и используются в самых разных областях. При 3D-печати возникает меньше отходов, чем при традиционных методах производства, что прекрасно вписывается в концепцию циркулярной экономики. Области применения 3D-принтеров разнообразны: авиация, космос, строительство производство оружия, одежды, обуви, продуктов питания, музыкальных инструментов, мебели, ювелирных изделий, переработка мусора и т.д.

    В последнее время появляются опасения, что развитие 3D-печати может оказать негативное воздействие на логистику и транспорт, и, даже, в какой-то мере, угрожать их существованию. Эти опасения связаны с тем, что кастомизация продукции осуществляется на поздней стадии, что с одной стороны, снижает риск устаревания продукции, а с другой стороны, влечет за собой сокращение объемов грузовых перевозок, снижение объема запасов, уменьшение необходимости в использовании складских площадей (Pustokhin, 2015).

    Безусловно, отрасль логистики претерпит изменения, но, так как материальные потоки будут продолжать существовать, потому что полностью заменить их цифровыми технологиями невозможно, говорить об исчезновении отрасли логистики не придется.

    Уберизация

    беризация - экономика совместного потребления или процесс массового отказа

    от посредников, ставший возможным благодаря развитию информационных тех-

    Термин «уберизация» появился благодаря названию компании Uber, которую в 2009 г. основали в США Гаррет Кэмп и Трэвис Каланик.

    Одна из целей убера - более эффективное совместное использование ресурсов.

    Термин «уберизация» означает процесс, когда клиенты и предприятия соединяются при помощи цифровой платформы. Это процесс агрегирования потребительского спроса на услугу и предоставление пользователю возможности найти подходящего исполнителя этой услуги, минуя стадию поиска и выбора исполнителя, при помощи мобильного приложения.

    На сегодняшний день создать убер-платформу возможно практически в любом сегменте экономики. Через сервисы мобильных приложений можно заказать такси, доставку товаров, арендовать жилье, прибраться в квартире, вызвать врача и т.д.

    Влияние уберизации на сферу логистики ведет к тому, что уже сейчас прослеживаются тенденции уменьшения количества подрядчиков, упрощения договорных

    отношений, снижения издержек на управление, упрощения масштабирования бизнеса, ускорения решения задач, снижения стоимости для клиента, кастомизация (Volkova, 2016).

    Подводя итог выше сказанному, подчеркнем, что современные компании осуществляют свою деятельность в динамической среде, в рамках которой происходят быстрые и постоянные изменения технологий. Компании с традиционными подходами и технологиями в управлении логистикой не смогут оставаться конкурентоспособными. Без автоматизации процессов, инноваций компания обречена на отставание.

    ИСТОЧНИКИ:

    1. Pustokhina I., Rodkina T. RFID technology in Russian logistics: real achievements and challenges // Russian Logistics Journal. - 2016. - № 1(2). - С. 48-53.

    2. Авдокушин Е.Ф Мобильно-цифровые технологии как фактор формирования новой экономики // Вопросы новой экономики. - 2016. - № 2 (38). - С. 4-14.

    3. Волкова К.М. Уберизация экономики // Проблемы современной науки и образования. - 2016. - № 11(53). - С. 85-87.

    4. Никифоров О.Ю. Базовые технологии интернета вещей // Символ науки. - 2015. - № 9-1. - С. 105-107.

    5. Пустохин Д.А. Особенности управления материальными потоками в производственной логистике // Вестник университета. - 2015. - № 11. - С. 52-57.

    6. Пустохина И. В. Управление цепями поставок: проблемы, их причины и пути решения // Логистика. - 2013. - № 10. - С. 35-37.

    7. Пустохина И. В., Родкина Т.А. Problems and current trends of logistics and supply chain management concepts and developments // Материалы Международной научно-практической конференции «Устойчивое развитие экономики: международные и национальные аспекты»: Полоцкий государственный университет. 2012. - С. 172-176.

    8. Родкина Т.А. Цифровая логистика: новая модель или старое клише? // Логистика: современные тенденции развития. - 2016. - С. 62-66.

    9. Ходаковский Ф.В. Перспективы интернета вещей // Современные научные исследования и инновации. - 2014. - № 12-1 (44). - С. 152-154.

    10. Яненко М.Б., Яненко М.Е. Маркетинг взаимодействия в информационной экономике: проблемы и перспективы развития интернета вещей // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. - 2014. - № 82. - С. 77-81.

    11. Зубков О.В., Соболев Д.Ю. Технология // Неделя молодежной науки: Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова (Москва). 2016. - С. 232-237.

    Avdokushin E.F (2016). Mobilno-tsifrovye tekhnologii kak faktor formirovaniya novoy ekonomiki . Voprosy novoy ekonomiki. (2 (38)). 4-14. (in Russian).

    Khodakovskiy F.V. (2014). Perspektivy interneta veschey . Modern scientific researches and innovations. (12-1 (44)). 152-154. (in Russian).

    Nikiforov O.Yu. (2015). Bazovye tekhnologii interneta veschey . Simvol nauki. (9-1). 105-107. (in Russian).

    Pustokhin D.A. (2015). Osobennosti upravleniya materialnymi potokami v proizvodstvennoy logistike . Vestnik universiteta. (11). 52-57. (in Russian).

    Pustokhina I. V. (2013). Upravlenie tsepyami postavok: problemy, ikh prichiny i puti resheniya . Logostics. (10). 35-37. (in Russian).

    Pustokhina I. V., Rodkina T.A. (2012). Problems and current trends of logistics and supply chain management concepts and developments. International scientific-practical conference. Sustainable economy development: international and national aspects. 172-176. (in Russian).

    Pustokhina I., Rodkina T. (2016). RFID technology in Russian logistics: real achievements and challenges Russian Logistics Journal. (1(2)). 48-53.

    Rodkina T.A. (2016). Tsifrovaya logistika: novaya model ili staroe klishe? . Logistika: sovremennye tendentsii razvitiya. 62-66. (in Russian).

    Volkova K.M. (2016). Uberizatsiya ekonomiki . Problemy sovremennoy nauki i obrazovaniya. (11(53)). 85-87. (in Russian).

    Yanenko M.B., Yanenko M.E. (2014). Marketing vzaimodeystviya v informatsionnoy ekonomike: problemy i perspektivy razvitiya interneta veschey . Vestnik Novgorodskogo gosudarstvennogo universiteta im. Yaroslava Mudrogo. (82). 77-81. (in Russian).

    Zubkov O.V., Sobolev D.Yu. (2016). Tekhnologiya \\ Youth science week. 232-237. (in Russian).