Правовое регулирование товарного рынка. Правовое регулирование товарных рынков Определение и понятие товарных рынков

Согласно ст. 71 Конституции РФ установление правовых основ единого рынка относится к ведению РФ. Это означает, что нормативные правовые акты по вопросам, касающимся правовых основ формирования товарного рынка, могут устанавливаться соответствующими федеральными органами.

Непосредственно в Конституции РФ не установлен перечень полномочий в сфере торговли, которые закрепляются за региональным уровнем. Однако анализ положений федеративных договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ позволяет утверждать, что вопросы, относящиеся к сфере торговли, находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

Субъекты РФ в пределах своих полномочий и в соответствии с законодательством РФ:

реализуют государственную политику в области внутренней торговли, потребительского рынка и сферы услуг;

принимают нормативные правовые акты, регулирующие осуществление торговой деятельности на территории соответствующего субъекта РФ;

осуществляют регулирование регионального рынка потребительских товаров;

разрабатывают рациональные программы развития торговли;

осуществляют мероприятия по реализации, обеспечению и защите прав потребителей;

осуществляют иные функции, необходимые для обеспечения потребностей населения в товарах и услугах.

К полномочиям органов местного самоуправления можно отнести:

создание необходимых условий для повышения предпринимательской активности в торговле;

оказание поддержки торговым организациям, определяющим ситуацию на местном рынке;

рациональное размещение торговых объектов на территории муниципального образования;

установление правил организации торгового обслуживания.

Источниками коммерческого права являются нормативные акты, регулирующие отношения, связанные с организацией и осуществлением коммерческой деятельности.

Источники коммерческого права можно выстроить в следующей последовательности.

Конституция РФ. Основной закон страны устанавливает положения экономической основы государства:

согласно ст. 8 Конституции РФ в РФ гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, а также признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности;

согласно ч. 1 ст. 74 Конституции РФ на территории РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств;



ст. 34 Конституции РФ гласит, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности;

ст. 71 Конституции РФ предусматривает, что в ведении РФ, в частности, находится установление правовых основ единого рынка, ценовой политики, а также гражданского законодательства.

Нормы международного права. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы, нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором предусмотрены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Под общепризнанными принципами международного права понимаются основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо. К общепризнанным принципам международного права, в частности, относятся принцип всеобщего уважения прав человека, принцип добросовестного выполнения международных обязательств и др.

Общепризнанной нормой международного права является правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного. Содержание указанных принципов и норм международного права может раскрываться, в частности, в документах Организации Объединенных Наций и ее специализированных учреждений.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 15 июля 1995 г. «О международных договорах Российской Федерации» международным договором является международное соглашение, заключенное РФ с иностранным государством (или государствами), международной организацией либо с иным образованием, обладающим правом заключать международные договоры, в письменной форме, и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.

Международные договоры РФ могут заключаться:

иностранными государствами, международными организациями от имени РФ (межгосударственные договоры);

от имени Правительства РФ (межправительственные договоры);

от имени федеральных органов исполнительной власти (межведомственные договоры).

Положения официально опубликованных международных договоров РФ, не требующие издания для применения внутригосударственных актов, действуют в РФ непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров РФ принимаются соответствующие правовые акты.

В настоящее время Россия - участник многих международных договоров. Среди них можно выделить:

Конвенцию ООН о договорах международной купли-продажи товаров, заключенную в Вене 11 апреля 1980 г.;

Соглашение от 20 марта 1992 г. «Об общих условиях поставки товаров между организациями государств-участников Содружества Независимых Государств» и др.

Следует отдельно отметить, что в Плане действий Правительства РФ в области социальной политики и модернизации экономики на 2000-2001 гг., утвержденного распоряжением Правительства РФ от 26.07.2000 г., была поставлена задача приведения национального законодательства РФ в соответствие с требованиями Всемирной торговой организации (ВТО). В Плане было предусмотрено принятие целого пакета законов для приведения российского законодательства в соответствие с требованиями ВТО. Во исполнение требований ВТО уже принят Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. «О техническом регулировании», изменивший систему требований к товарам (см. вкладку 4).

Законы Российской Федерации. Базовым документом, устанавливающим правовые основы торговли, является Гражданский кодекс РФ. Согласно ст. 2 ГК РФ гражданское законодательство:

определяет правовое положение участников гражданского оборота;

определяет основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации (интеллектуальных прав);

регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.

ГК РФ регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, определяет правовые начала функционирования рыночного хозяйства: неприкосновенность собственности, свободу договора, недопустимость вмешательства кого-либо и частные дела, равенство различных форм собственности и т.п.

Большую роль в торговом обороте играют нормативные правовые акты, регулирующие деятельность транспорта:

Кодекс внутреннего водного транспорта;

Воздушный кодекс;

Кодекс торгового мореплавания;

Устав железнодорожного транспорта РФ.

Важными законами в области коммерческого права являются:

Закон РФ от 20.02.1992 г. «О товарных биржах и биржевой торговле»;

Закон РФ от 7.07.1993 г. «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 27.12.2002 г. «О техническом регулировании»;

Федеральный закон от 8.12.2003 г. «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»;

Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. и др.

Подзаконные акты Российской Федерации. К их числу относятся указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты министерств, ведомств и иных федеральных органов исполнительной власти РФ, наделенных правом издания нормативных правовых актов, например:

Указ Президента РФ от 29.01.1992 г. № 65 «О свободе торговли», принятый в целях развития потребительского рынка, стимулирования конкуренции;

Указ Президента РФ от 22.02.1992 г. № 179 «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена»;

Постановление Правительства от 13.08.1997 г. № 1013 «Об утверждении перечня товаров, подлежащих сертификации, и перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации» и др.

Обычаи делового оборота (торговые обычаи). Обычай делового оборота - сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе (ст. 5 ГК РФ.). Правило поведения, рассматриваемое в качестве обычая, должно быть устойчивым и общепризнанным в соответствующей области предпринимательской деятельности. По форме выражения оно может быть устным или письменным, зафиксированным в каком-либо документе.

Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. предусматривает, что стороны связаны любым обычаем, относительно которого они договорились, и практикой, которую они установили в своих взаимных отношениях.

Существующие в разных странах обычаи в ряде случаев кодифицируются и унифицируются международными организациями, авторитетными общественными организациями, - например, ООН, Международной торговой палатой. Примером могут служить разработанные Международной торговой палатой международные правила толкования торговых терминов «ИНКОТЕРМС», целью которых является разъяснение наиболее часто используемых условий поставок во внешней торговле. В настоящее время действует последняя редакция «ИНКОТЕРМС 2000». Правила «ИНКОТЕРМС 2000» применяются при условии, что стороны в договоре сделали на него ссылку.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие, субъекты и источники правового регулирования приемки товаров. Условие о приемке товара в гражданско-правовых договорах и в отдельных видах обязательств, правила оформления актов приемки. Порядок выдачи и приемки груза от транспортных организаций.

    курсовая работа , добавлен 29.05.2009

    Рассмотрение понятия и значения основных правовых категорий, касающихся приемки товаров, таких как товар, приемка, субъекты приемки, источники правового регулирования приемки товаров и экспертизы качества. Порядок проведения экспертизы качества товаров.

    курсовая работа , добавлен 25.02.2011

    Изучение классификации товаров и товарораспорядительных документов как объектов коммерческого права. Исследование средств индивидуализации товаров. Государственное регулирование в области защиты прав потребителей. Обзор особенностей банковских договоров.

    контрольная работа , добавлен 22.10.2012

    Понятие, виды и инфраструктура товарного рынка. Участники розничного рынка электроэнергии. Универсальные и специализированные биржи, их основные функции. Право продажи электрической энергии (мощности). Энергосбытовые и энергоснабжающие организации.

    презентация , добавлен 22.09.2016

    курсовая работа , добавлен 06.12.2013

    Понятие и характеристика товарного рынка, а также правовая основа конкуренции между субъектами предпринимательства. Описание недобросовестной конкуренции и правовая защита от нее. Регулирование естественных монополий, этапы развития законодательства.

    дипломная работа , добавлен 12.04.2016

    Анализ сущности и понятия товарного знака, особенностей правового регулирования его использования в Российской Федерации. Характеристика применения судами законодательства при рассмотрении споров, связанных с незаконным использованием товарных знаков.

    курсовая работа , добавлен 09.04.2012

Общие положения о правовом обеспечении развития товар­ного рынка. Отношения по материально-техническому снабже­нию в советский период. Роль договора в период плановой эко­номики.

Становление товарного рынка в период рыночной экономи­ки. Государственное регулирование торговой деятельности. Ос­новные принципы формирования товарного рынка.

Понятие товарного рынка. Законодательство о структуре то­варного рынка. Основные принципы и задачи формирования системы нормативных правовых актов, регулирующих товарные рынки. Концепция развития товарных рынков в РФ и РТ.

Участники товарного рынка. Организации оптовой торговли. Специализированные оптовые торговые организации. Оптовые продавцы. Организации розничной торговли. Оптово-розничные объединения. Роль посреднических организаций в системе то­варного рынка.

Понятие оптового рынка. Понятие оптовой торговли. Система учета и статистики в торговле. Понятие оптовой торговли по клас­сификатору видов экономической деятельности. Отличие опто­вой торговли от розничной. Формы организации оптовой тор­говли. Правовые основы регулирования оптовой торговли. Осо­бенности заключения договоров на оптовом рынке. Номенклату­ра товаров оптового рынка.

Организация ярмарочной и биржевой торговли.

Концепция комплексного развития инфраструктуры товар­ных рынков в Российской Федерации. Понятие сегментов товар­ного рынка России. Федеральная контрактная система как фор­ма организации товарного рынка.

Организация поставок для государственных нужд. Федераль­ные и межгосударственные целевые программы обеспечения особо важных государственных нужд. Законодательство, регули­рующее поставку товаров для государственных нужд.

Правовые формы реализации товаров. Роль договора при реализации товаров. Договор розничной купли-продажи. Договор поставки - как вид договора оптовой купли-продажи.

Перспективы дальнейшего развития законодательной базы торгового рынка.

Тема 4. Особенности правового положения, правовое регули­рование деятельности товарных бирж. Практика создания и функционирования.

Понятие и значение бирж. Биржа - как институт рыночной экономики. Экономические и юридические основы организации биржи. Юридический статус биржи. Биржевая торговля. Законо­дательство о биржах и биржевой торговле. Регулирование бирже­вой деятельности локальными нормативными актами. Правила биржевой торговли. Положение об арбитражной комиссии. Со­держание и юридическое значение этих локальных норматив­ных актов в деятельности биржи.

Особенности, характерные для биржи как юридического лица. Организационно - правовые формы создания и функциониро­вания бирж. Биржа в форме некоммерческого юридического лица. Имущественные права участников биржи. Цели и задачи дея­тельности биржи. Правоспособность биржи. Лицензирование бир­жевой деятельности.

Функции биржи. Организация биржевых торгов. Разработка правил биржевой торговли. Разработка биржевых контрактов. Стандартизация требований к биржевым товарам. Функции бир­жи по разрешению споров по биржевым сделкам. Участие биржи в выявлении и регулировании биржевых цен. Биржевое страхо­вание. Биржевая система клиринга и расчетов. Информационная деятельность биржи.

Государственный комиссар, его полномочия, порядок назна­чения Биржевая арбитражная комиссия.

Государственное регулирование биржевой деятельности Сис­тема контроля за биржевой торговлей. Контроль за соблюдением законодательства биржей и биржевыми посредниками. Полно­мочия органов государственной власти и управления в регули­ровании биржевой деятельности. Полномочия антимонопольных органов в сфере биржевой деятельности. Правовые гарантии в области управления деятельностью биржи.

Участники биржевой торговли. Члены биржи. Правовой ста­тус членов биржи. Постоянные и разовые посетители. Обстоя­тельства, исключающие членство на бирже. Полные и неполные члены биржи. Полномочия членов бирж и постоянных посетите­лей. Полномочия разовых посетителей.

Товарная биржа. Основные тенденции и современное состоя­ние организации и развития бирж. Функции товарной биржи. Особенности биржевой торговли. Предмет сделок на товарной бирже. Биржевые контракты на поставку товара.

Виды товарных бирж. Фьючерсная биржа. Особенности тор­говли на фьючерсной бирже. Фьючерсный контракт. Основные виды товаров, являющиеся предметом биржевой торговли.

Фондовая биржа. Принцип функционирования фондовой бир­жи. Правовое положение фондовой биржи. Организационно-пра­вовая форма деятельности фондовых бирж. Виды деятельности, которые может осуществлять фондовая биржа. Организация бир­жевой торговли на рынке ценных бумаг. Лицензирование дея­тельности фондовой биржи.

Валютная биржа. Понятие валютных ценностей. Деятельность биржевого валютного рынка. Источники регулирования деятель­ности валютной биржи. Локальные нормативные акты валютной биржи. Функции и принципы деятельности валютной биржи.

Смешанные товарно-фондовые биржи.


Правовое понятие товарного рынка содержится в ст. 4 Закона о конкуренции. Товарный рынок - сфера обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории Российской Федерации или ее части, определяемой исходя из экономической возможности приобретателя приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами- *(источник № 674).
Важно сказать, что в антимонопольном законодательстве представлено комплексное понятие товарного рынка, фактически отражающее основные подходы, применяемые в рамках экономической теории к исследованию сущности рынка ("объектный", "территориальный")- *(источник № 675).
При анализе состояния конкурентной среды на федеральных и региональных товарных рынках применяется Порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках, утвержденный приказом ГКАП от 20 декабря 1996 г. N 169- *(источник № 676). Данным нормативным актом установлены этапы определения параметров товарных рынков, при этом в качестве исходной информации о рынках используется достаточно широкий круг данных, в том числе сведения, получаемые от продавцов, покупателей, конкурентов, органов государственной власти, экспертов, информационных центров. Представляемые сведения, например, характеризуют объем производства и реализации отдельных видов товаров, покупательские предпочтения.
Охарактеризуем каждый из этапов оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке.
1. Определение продуктовых границ товарного рынка. Продуктовые (товарные) границы товарного рынка - группа (набор) взаимозаменяемых товаров. На этом этапе происходит определение товара (его потребительских свойств), взаимозаменяемых товаров и формирование товарной группы (группы товаров, рынки которых расцениваются как один товарный рынок).
Товар - продукт деятельности (включая работы, услуги), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот. В основе определения продуктовых границ рынка должно лежать мнение покупателей, подкрепленное данными товароведческой экспертизы о взаимозаменяемости товаров, составляющих одну товарную группу. Взаимозаменяемые товары - группа товаров, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характерᴎϲтикам, цене и другим параметрам таким образом, что покупатель действительно заменяет или готов заменить их друг другом в процессе потребления (в том числе производственного)- *(источник № 677).
2. Определение состава продавцов и покупателей. Выявляются все фактически действующие продавцы в пределах установленных продуктовых границ товарного рынка и все группы покупателей, приобретающих товар у конкретного продавца; желательно выявление потенциально возможных продавцов и покупателей.
3. Определение географических границ товарного рынка. Географические (территориальные) границы товарного рынка - территория, на которой покупатели приобретают или могут приобрести изучаемый товар (товары-заменители) и не имеют такой возможности за ее пределами. На установление географических границ влияют экономические, технологические, административные барьеры, ограничивающие возможность участия покупателей в приобретении данного товара на рассматриваемой территории (значительные транспортные расходы, потеря товаром его потребительских свойств в процессе транспортировки и др.).
Определяемые географические границы товарного рынка не обязательно совпадают с административными границами территорий субъектов и федеральных округов Российской Федерации, а могут устанавливаться, например, в пределах нескольких населенных пунктов- *(источник № 678).
4. Определение объема товарных ресурсов рынка и доли хозяйствующего субъекта на рынке. Объем товарных ресурсов рынка устанавливается в стоимостных и (или) натуральных показателях, исходя из общего объема реализации (поставки) товара всеми продавцами в географических границах рынка определенной группе покупателей. Доля хозяйствующего субъекта-продавца на рассматриваемом товарном рынке определяется как отношение реализованной им на рынке товарной продукции к общему объему реализации (поставки) товара.
5. Определение количественных показателей структуры товарного рынка. Количественными показателями являются: численность продавцов, действующих на данном товарном рынке; доли, занимаемые продавцами на этом рынке; показатели рыночной концентрации (коэффициент рыночной концентрации, индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана).
В завᴎϲимости от значения показателей рыночной концентрации выделяют три типа рынков - высоко концентрированные рынки, умеренно концентрированные рынки, низко концентрированные рынки.
6. Определение качественных показателей структуры товарного рынка. Качественными показателями являются: наличие (или отсутствие) барьеров входа на рынок для потенциальных конкурентов, степень их преодолимости (анализируются, например, экономические и организационные ограничения, экологические ограничения и др.); открытость рынка для межрегиональной и международной торговли.
7. Определение рыночного потенциала хозяйствующего субъекта, т.е. возможности хозяйствующего субъекта оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке и (или) затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. Такая возможность не связана напрямую с долей хозяйствующего субъекта на товарном рынке. Так, свидетельством наличия рыночного потенциала может явиться постоянное извлечение прибыли выше нормальной в данной отрасли, ценовая дискриминационная политика, проводимая хозяйствующим субъектом.
8. Итоговая оценка состояния конкурентной среды заключается в определении степени развитости (неразвитости) конкуренции на данном товарном рынке. Исходя из этого показателя, устанавливаются направления вмешательства антимонопольных органов в процесс формирования конкурентной среды на данном товарном рынке. Причем мероприятия, проводимые антимонопольными органами, зависят от типа конкретного товарного рынка.
Итоговая оценка состояния конкурентной среды напрямую завᴎϲит от полноты исследования всей информации, характеризующей данный товарный рынок, поскольку, например, неправильное определение состава продавцов, действующих на рынке, повлечет и завышение (занижение) доли конкретного продавца. Кроме того, антимонопольный контроль за субъектами, доминирующими на определенном рынке, ограничен территориальными и товарными пределами этого рынка- *(источник № 679), поэтому верное установление границ рынка предоставляет гарантии хозяйствующему субъекту в реализации права на свободное осуществление предпринимательской деятельности.

Лекция, реферат. 12.2. Понятие товарного рынка - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности. 2018-2019.

« назад Оглавление вперед »
12.1. Нормативно-правовое регулирование конкуренции и ограничения монополᴎϲтической деятельности на товарных рынках и рынках финансовых услуг « | » 12.3. Субъекты конкуренции на товарных рынках - Доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рынке

Похожие работы:

26.06.2010/дипломная работа

История развития законодательства о средствах индивидуализации и понятие товарного знака. Товарный знак (знак обслуживания) как объект правовой охраны и его разновидности. Право собственности на товарные знаки и знаки обслуживания и его субъекты.

8.03.2010/курсовая работа

Субъекты права собственности и иных вещных прав на жилые помещения, их права и обязанности. Жилое помещение как объект права собственности. Правовое регулирование общего имущества в многоквартирном доме. Понятие товарищества собственников жилья.

16.11.2010/контрольная работа

Характеристика социального партнерства предпринимателей с государственными органами, его правовое регулирование. Понятие товарного рынка, его функционирование. Органы, разрешающие споры из предпринимательской деятельности, работа арбитражных судов.


Учебники по данной дисциплине




























В основе выделения товарного рынка лежат процессы перемещения особого вида благ - товаров из сферы их производства до конечного потребителя.

Как и всякий рынок, товарный рынок территориально определен. В нормах права обычно различается территория России и территория зарубежных стран. Иногда требуется учитывать территории определенных государств или отдельных географических регионов; например, в связи с введением международно-правовых ограничений по торговле. На территории России с рассматриваемой точки зрения правовое значение обычно имеет лишь административно-территориальное деление, что легко объяснимо единством экономического пространства. Исходя из административно-территориального деления формируются статистическая информация, оперативные сведения и экономические прогнозы. Исключение составляют экстраординарные ситуации, требующие вмешательства Правительства, а также долгосрочные правительственные и президентские федеральные программы, направленные на развитие отдельных регионов (см., например: постановление Правительства РФ от 9 августа 2006 г. №478 «О федеральной программе “Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007-2015годы”»//СЗ РФ. 2006. №34. Ст. 3671).

Одним из признаков рынка является определенная специфика объектов (благ), обращаемых в соответствующем сегменте рынка. Применительно к товарному рынку товар обычно понимается в широком смысле, т.е. не только как материальные вещи, завершенные производством, но и работы, услуги, оказываемые их непосредственным потребителям. Этот подход вполне соответствует современному пониманию товара, в частности, Генеральному соглашению по торговле услугами ВТО {ГАТС, Марракеш, 15 апреля 1994 г. // Всемирная торговая организация / Под ред. С.А. Смирнова. М., 2001).

В соответствии с подп. п. 1 ст. 2 ФЗ от 21 ноября 2011 г. № 325-ФЗ «Об организованных торгах» (СЗ РФ. 2011. № 48. Ст. 6726) под товаром понимаются «не изъятые из оборота вещи (за исключением ценных бумаг, иностранной валюты) определенного рода и качества, любого агрегатного состояния, допущенные к организованным торгам». Как видим, биржа сама определяет товар, способный к продаже на бирже. В этих целях определяются стандартные показатели товара, производство которого достаточно объемно, а потребление должно носить массовый характер. При этом стандартизируется как качество, так и условия хранения, транспортировки и измерения товара. Определенному стандарту должно отвечать и количество товара, представляемого на бирже; так, на товарной бирже Чикаго биржевой единицей по крупному скоту является 34 быка, а на Лондонской бирже металлов биржевая единица меди, цинка, свинца равна 25 т . Таким образом, состав биржевых единиц (лотов) на разных биржах и листинг (включение товаров в котировочные листы) подчиняется определенным объективным правилам.

Довольно часто специфика объектов товарного рынка выражается в установлении особого правового режима для группы товаров. Так, таможенное законодательство предусматривает возможность установления различных таможенных режимов исходя из проводимых процедур (ст. 202 Таможенного кодекса).

Универсальным актом для сферы товарного рынка, позволяющим идентифицировать товары, является Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (см.: постановление Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 718 «О Таможенном тарифе Российской Федерации и Товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности» // СЗ РФ. 2006. № 50. Ст. 5341).

В России довольно быстро формируются рынки новых товаров, ранее не вовлеченных в обычный оборот. Таков, например, рынок электроэнергии, создание которого следует связывать с реформированием действующей системы распределения электроэнергии, разделением РАО «ЕЭС России», установлением новых принципов оптового рынка электроэнергии в соответствии с ФЗ от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (СЗ РФ. 2003. № 13. Ст. 1177) и соответствующими решениями Правительства РФ .

Специфика субъектного состава товарного рынка в основном связана со значительной ролью таких формирований, как крупные предпринимательские объединения, обеспечивающие вертикальную интеграцию и замыкающие на себе существенную часть товарных потоков, а также особым организующим значением специфических рыночных институтов: торгов, бирж, ярмарок, выставок, электронных торговых площадок (бизнеса).

Не все новые сегменты рынка в требуемой степени развиты и надлежащим образом обеспечены нормативно-правовым регулированием, но обладают существенным потенциалом.

Торги (конкурсы и аукционы) получили значительное распространение, прежде всего в связи с процессами приватизации и другими случаями продажи государственного и муниципального имущества. В частности, торги являются обязательными для реализации ФЗ от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд» (СЗ РФ. 2005. № 30 (ч. Г). Ст. 3105). По общему правилу по итогам торгов приобретается и право на заключение договоров добычи или использования ограниченных ресурсов (например, Минсельхоз России периодически устанавливает правила о проведении аукционов о порядке определения квот вылова водных биоресурсов).

Проведение публичных торгов подчиняется также правилам ст. 447-449 ГК. Возможности торгов как формы установления условий договоров, их оптимизации (в том числе и относительно экономического эффекта) в сфере товарного рынка пока остаются не реализованными.

Определенная специфика имеется и в деятельности ярмарок, традиционной формы организации торговли, весьма популярной в дореволюционной России (например, широко известны Ир- битская, Макарьевская ярмарки), но почти забытой в советский период. Ярмарки характеризуются стабильностью времени и места проведения торгов, возможностью непосредственно оценить товар (покупатели обычно привозят его с собой) и заключения договоров на будущее. Современные ярмарки отличаются также повышенным комфортом для потенциальных продавцов и покупателей, предоставлением организаторами необходимых условий для выработки условий соглашений, услуг связи, экспертов, юристов и пр. Однако на практике организаторы ярмарки обычно не создают отдельную организацию (с правами юридического лица) для выполнения функций ярмарки, поскольку решение возникающих проблем обеспечивается усилиями самих организаторов, создаваемыми ими временными структурами (попечительскими советами, ярмарочными комитетами и т.п.) .

Ярмарки могут совмещаться с выставочной деятельностью, но в последнем случае акцент смещен на презентационный и информационный эффекты мероприятий. Нормативно-правовое обеспечение выставочной деятельности весьма слабо, представлено в основном актами организационно-распорядительного характера исполнительной власти .

Некоторые общие (рамочные) правила организации и проведения ярмарок предусматривает Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (СЗ РФ. 2010. № 1. Ст. 2).

По общему правилу патронаж и координацию выставочно-ярмарочной деятельности осуществляют торгово-промышленные палаты, а также отраслевые министерства (см., например: приказ Министерства промышленности и энергетики РФ от 20 августа 2004 г. № 76 «О совершенствовании в Министерстве промышленности и энергетики Российской Федерации работ в области координации выставочно-ярмарочной деятельности на территории Российской Федерации и за рубежом» //Промышленный еженедельник. 2004. № 35).

Специфика и потребности рынка, где требуется не только акт продажи, но и весь цикл услуг от упаковки до информирования потребителя, вызвали к жизни особые формы концентрации такой деятельности. Своеобразной структурной единицей товарного рынка можно признать сервисно-терминальные центры, обеспечивающие комплекс услуг по приему, размещению, перевозке, «таможенной очистке» и складированию товаров. Развитие таких центров (в Нижнем Новгороде, Подмосковье, Самаре и других регионах) предусматривается и Комплексной программой развития инфраструктуры товарных рынков РФ на 1998-2005 гг. (СЗ РФ. 1998. № 25. Ст. 2910). Однако такие комплексы лишь в экономическом плане выступают самостоятельными формированиями, поскольку по общему правилу они не обладают правосубъектностью и участниками соответствующих правоотношений являются лишь организации, входящие в их состав.

Появление Интернета вызвало бурный рост соответствующей торговли, хотя влияние электронной формы делового общения вовсе не исчерпывается куплей-продажей: в сети Интернет проводятся переговоры, заключаются различные контракты, проводятся презентации бизнеса и конкретных товаров и т.п. По существу образована принципиально новая бизнес-площадка.

Эта разновидность торговли бурно развивается, растут объемы продаж. И хотя в России этот сегмент торговли лишь формируется, объем продаж уже сегодня составляет 10-11 млрд долларов, а в ближайшие годы - по данным исследований East- West Digital News - достигнет 50 млрд долл. Ее очевидные предпринимательские, экономические преимущества (снижение материальных издержек, расширение круга покупателей и пр.) позволяют прогнозировать дальнейший рост объемов продаж. Заключение договоров с помощью Интернета особых отличий, на наш взгляд, не имеет: они также основаны на правовом институте купли-продажи. Основные проблемы возникают в сфере исполнения обязательств и защиты прав потребителей. Именно поэтому в планах Государственной Думы РФ принятие федерального закона «Об электронной торговле», в котором можно было бы закрепить специфику этого бизнеса.

Биржевой товарный рынок представлен соответствующими товарными биржами. Указанный ранее ФЗ «Об организованных торгах» относит биржи к организаторам торгов, ими могут быть лишь хозяйственные общества, организаторам торгов запрещено заниматься производственной, торговой, страховой, а также некоторыми иными видами деятельности (ст. 5). Однако сама биржа не вправе участвовать в торгах и в этом смысле выступает лишь организатором биржевой торговли. Деятельность биржи лицензируется и контролируется уполномоченными органами государства.

Особенности биржевой деятельности и биржевых сделок достаточно полно описаны в соответствующей литературе , имеются также разъяснения высших судебных и других государственных органов . Основные проблемы биржевых сделок связаны с наличием таких сделок, в которых передача соответствующего товара вовсе не предусматривается (фьючерсные сделки, «сделки с премией», опционные сделки, «сделки на разницу» и т.п.).

Общие требования к организации и проведению торгов на товарных и финансовых рынках (за исключением торгов, проводимых в форме аукциона или конкурса в соответствии с законодательством (см. ст. 447 ГК) и торгов на оптовом рынке электрической энергии) установлены ФЗ «Об организованных торгах».

Самостоятельным сегментом является и розничный рынок. В соответствии с ФЗ от 30 декабря 2006 г. № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской

Федерации» (СЗ РФ. 2007. М 1 (ч. Г). Ст. 34) под деятельностью по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничном рынке понимается продажа товаров, выполнение работ, оказание услуг, осуществляемые соответственно по договору розничной купли-продажи и договору подряда, а сам розничный рынок рассматривается как имущественный комплекс, предназначенный для осуществления указанной деятельности на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров розничной купли-продажи и договоров бытового подряда цен и имеющий в своем составе торговые места. При этом выделяются универсальный розничный рынок, на котором менее 80% торговых мест от их общего количества предназначено для осуществления продажи товаров одного класса, специализированный розничный рынок, где количество торговых мест превышает 80%, и сельскохозяйственный рынок, торговля на котором ведется сельскохозяйственной продукцией по перечню, определяемому Правительством РФ, а также сельскохозяйственный кооперативный рынок, управление которым осуществляется управляющей рынком компанией, зарегистрированной в соответствии с законодательством РФ в форме сельскохозяйственного потребительского кооператива и на котором осуществляется продажа сельскохозяйственной продукции в соответствии с перечнем, определяемым Правительством РФ.

Указанным ФЗ были внесены и существенные изменения в правила организации такого рода торговли, определены основные понятия {«торговое место», «управляющая компания», «реестр продавцов» и т.п.).

Развитие розничных товарных рынков предусмотрено и Стратегией развития торговли в Российской Федерации на 2011 - 2015 годы и на период до 2020 года (утверждена Министерством промышленности и торговли РФ 31 марта 2011 г.).

В числе средств взаимодействия на товарном рынке преобладают соответствующие двусторонние, возмездные договоры (купли- продажи, подряда и пр.), включая такие специфические, характерные именно для товарного рынка формы как договор поставки, коммерческой концессии, простого товарищества и др. При этом довольно широко используются смешанные договоры (например, договор переработки давальческого сырья, сочетающий подряд и поставку) и непоименованные договоры (например, дистрибьюторский договор).

Система государственного воздействия на товарный рынок имеет общие черты с управлением экономической (предпринимательской) деятельностью в целом (см. § 2 разд. I и § 1 разд. III учебника). Разнообразные функции государства рассредоточены по многочисленным министерствам и федеральным службам, специализирующимся на нормативно-правовом регулировании, стратегическом планировании, оперативном управлении, надзоре и контроле за состоянием товарного рынка в соответствующих сферах. Универсальным органом в этом отношении является лишь Минэкономразвития, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, развития предпринимательской деятельности, в том числе малого и среднего бизнеса и т.п. (см.: постановление Правительства РФ от 5 июня 2008 г. №437 «О Министерстве экономического развития Российской Федерации» // СЗ РФ. 2008. № 24. Ст. 2867).

Основными методами государственного воздействия на товарный рынок являются методы непрямого влияния, основанные на данных мониторинга за ситуацией (см., например: Методические положения по наблюдению за потребительскими ценами на товары и услуги и расчету индексов потребительских цен, утв. Федеральной службой государственной статистики от 30 декабря 2005 г. №110). Однако в необходимых случаях государство непосредственно воздействует на рынок .

В связи с объединением функций санитарного надзора и Госторгинспекции и созданием Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (обычно он проводится по сегментам, см., например, ст. 23 ФЗ «Об электроэнергетике») именно этот орган является основным специализированным органом, проверяющим торговую деятельность (см.: Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 2004. № 11. Ст. 945).

В контексте проблемы вопроса государственного воздействия на товарный рынок особое внимание следует обратить на ФЗ от 30 декабря 2006 г. № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах» (СЗ РФ. 2007. № 1 (ч. Г). Ст. 44), впервые предусматривающий легитимное введение ограничений временного характера в виде запретов на совершение определенных действий (в том числе запрета внешнеэкономических операций).

Торговая деятельность (торговля) составляет основу товарного рынка, хотя и не совпадает с этим понятием уже потому, что содержательно рынок представлен не только актами купли-продажи, но и иными компонентами (см. гл. 1 разд. I учебника). Систематизирующее значение для различных правовых отношений имеет ФЗ от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (СЗ РФ. 2010. № 1. Ст. 2). В нем торговля определена как вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров, раскрыты основные виды такой деятельности и отдельные термины. В данном акте предпринята попытка увязать формы и виды торговой деятельности с задачами ее государственного регулирования. Также особое внимание обращается на методы регулирования, предусматривается разработка региональных программ развития торговли, ведение торговых реестров, особо регулируется деятельность стационарных и нестационарных (палатки, лотки и пр.) торговых объектов, сформулированы требования к организации ярмарок и продажи товаров, антимонопольному регулированию и т.д. (см., например: Гришаев С. П. Комментарий к Закону об основах государственного регулирования торговой деятельности в России // Законы России: опыт, анализ, практика. 2010. №10).

Ряд определений торговли и смежных понятий («товарное обращение» и т.п.) дан также в ГОСТ РФ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения» (утв. постановлением Госстандарта РФ от 11 августа 1999 г.).

Выделение отдельных видов торговли можно осуществлять также в связи с дифференциацией торговли при осуществлении ее правового регулирования Правительством РФ; так, можно выделять торговлю в кредит, торговлю по образцам, комиссионную торговлю (см., например: постановление Правительства РФ от 6 июня 1998г. № 569 «Обутверждении Правил комиссионной торговли непродовольственными товарами» //СЗ РФ. 1998. № 24. Ст. 2733).

Современный товарный рынок отражает определенные тенденции развития общества и соответственно непрерывно изменяется. В одних случаях это приводит к принципиальным переменам в правом режиме, в других случаях изменения носят преимущественно терминологический характер. Так, потребности в обеспечении продвижения товара к потребителю вызвали повышенное внимание к маркетингу , рекламе товаров, защите прав потребителя,

а также породили соответствующие исследования и обусловили появление специального законодательства, новых видов договоров (например, на проведение прогнозного состояния рынка).

Имеются также организационные новеллы и термины, носящие узкоспециальный характер и не влияющие либо мало влияющие на правовое регулирование. Например, появление вендинга (продажи через торговые автоматы) любопытно, видимо, только с точки зрения процесса организации торговли и учета. Ставшее весьма популярным слово «мерчендайзинг» (с англ. - «искусство торговать») - это всего лишь способ продажи товаров, когда акцент переносится на момент общения с покупателем и привлечение его внимания к конкретному товару (например, предложение дегустации). С точки зрения конечного эффекта мерчендайзинг весьма эффективен (две трети всех решений о покупке принимается перед прилавком) , но с юридической точки зрения данное направление не представляет интереса.

В последние десятилетия энергично развивается такое направление, как логистика, т.е. деятельность по оптимизации «движения материальных и информационных потоков в пространстве и времени от первичного источника до конечного потребителя» . Применительно к сфере товарного обращения логистические подходы обычно используются для минимизации потерь при снабжении, перевозках, в складском деле, обеспечении своевременной подачи материалов и товаров к местам продажи и т.п. Однако в плане правового регулирования это направление также малосодержательно.

  • См.: Масленников В.В. Биржевое дело. М., 2000. С. 79.226
  • При этом имеется в виду введение различных правил организации и деятельности оптового и розничного рынков электроэнергии, что совершенно необходимо в отечественных условиях; см., например, Правила оптового рынкаэлектрической энергии и мощности, утв. Постановлением Правительства РФот 27 декабря 2012 г. № 1172 (СЗ РФ. 2011. № 14. Ст. 1916). В целом же полномочия Правительства в этой сфере определяет норма ст. 21 данного Федерального закона.
  • Подробнее о ярмарках см.: Сидорова Т.Э. Ярмарки и выставки-продажи какучастники торгового оборота // Актуальные проблемы коммерческого права /Под ред. Б.И. Путинского. М., 2002. С. 162-169.
  • Тем не менее значительная часть выставок (Московская «Регионы России»,Всероссийская выставка-ярмарка продукции лесотехнического комплекса вг. Вологде, «Российские продукты питания», выставка-ярмарка «Коттедж» наФрунзенской набережной в г. Москве и др.) в результате организационныхусилий фактически стали постоянными и обладают особым статусом.
  • См., например: Всеволожский К.В., Мединский В.Р. Правовые основы коммерческой рекламы. М., 1998; Страунинг Э.А. Некоторые проблемы обшей теориирекламных правоотношений. М., 2004; Измайлова Е.В. Новый Закон о рекламе // Актуальные проблемы коммерческого права / Отв. ред. Б.И. Путинский. Вып. 3. М., 2007. С. 112-130. См. также гл. 5 разд. IV учебника.
  • См.: Шулыгина О. Мерчендайзинг: увеличение объемов в розничной продаже //Финансовая газета. 2005. № 44.
  • Это не единственное определение логистики; см.: Стуков С. Логистика и организация производства // Финансовая газета. 2001. № 7.