Самый прибыльный бизнес: критерии и примеры. Статистические данные и порталы государственных органов Видео: Почему закрываются ИП

По данным Росстата, в России резко сократилось число малых предприятий. Специалисты, однако, утверждают, что реальную картину в сфере малого и среднего предпринимательства в настоящее время оценить невозможно. Только через год станет понятно, как бизнес пережил сокращение господдержки на фоне сложной экономической ситуации в стране. Причем объемы господдержки будут сокращаться и дальше.

Число малых предприятий в России сократилось на 69,8 тыс.: по сведениям Росстата, в первом полугодии 2015 года их было 242,6 тыс., а в первом полугодии 2016 года стало 172,8 тыс. На самом деле оценить динамику развития малых предприятий на основании статистики сейчас практически невозможно, потому что чуть больше года назад постановлением правительства РФ классификация была изменена, и значительная часть предприятий малого бизнеса попала в разряд микробизнеса, а часть среднего бизнеса была отнесена к малому. Сколько предприятий закрылось за этот период, сколько появилось новых - таких статистических данных нет.

Согласно данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, опубликованным на сайте Федеральной налоговой службы (ФНС), сейчас в России зарегистрировано суммарно 5 671 909 предприятий с выручкой до 2 млрд руб. Большая их часть относится к микробизнесу - 5 380 768. Данные по малому бизнесу расходятся с подсчетами Росстата: на 10 сентября ФНС насчитывала 270 540 предприятий. Организаций среднего бизнеса всего 20 601.

По мнению вице-президента общероссийской общественной организации среднего и малого предпринимательства «Опора России» Марины Блудян, данные статистики ФНС - это самые точные показатели, которые позволят через некоторое время оценить, как изменяется количество предпринимателей.

Пока же, опираясь на статистику Росстата, можно сказать, с начала года число предприятий малого бизнеса не изменилось: цифра 172,8 фигурирует и в итогах I квартала, и по результатам шести месяцев 2016 года. Однако это слишком малый срок, чтобы данные могли быть показательными.

В результате принятия постановления №702 формально увеличилось число предприятий малого и среднего бизнеса, хотя фактически их число могло не измениться или даже уменьшиться, - объясняет заместитель исполнительного директора «Опоры России» Иван Ефременков. - Тем не менее теперь претендентов на льготы стало гораздо больше, потому что микропредприятия и малые предприятия в равной степени пользуются государственными программами поддержки бизнеса. Преференции получили бывшие предприятия среднего бизнеса, которые обрели статус малого предпринимательства. Теперь они могут претендовать на льготные программы, например участвовать в специальных торгах, брать в аренду имущество по особым ставкам, рассчитывать на консультационную поддержку и различные субсидии. Однако финансовая часть программы поддержки малого и среднего предпринимательства год от года сокращается».

По словам Ефременкова, год назад государство выделяло на эти цели порядка 17 млрд рублей, в этом году - только 12 млрд рублей.

Мы видим разнонаправленные тенденции: с одной стороны, всё больше предприятий могут претендовать на господдержку, с другой - эта господдержка сокращается, - отмечает специалист. - Таким образом, очевиден дефицит господдержки. Мы получаем жалобы на то, что привычные меры поддержки теперь недоступны. При этом сейчас обсуждается дальнейшее сокращение объемов финансирования.

По словам Ефременкова, тот факт, что за полгода не изменилось число малых предприятий, еще ни о чем не говорит - в это время регионы еще реализовывали бюджет 2015 года. Эффект сокращения бюджета 2016 года будет ощутим в 2017 году. Возможно, он не будет выраженным, потому что финансовая господдержка достается крайне малому числу предпринимателей: не больше 3%. Кроме того, государство принимает и другие меры по поддержке предпринимательства.

Вводятся налоговые каникулы для индивидуальных предпринимателей (мы считаем, что именно поэтому их число выросло за полтора года на 5%), для малого бизнеса введены надзорные каникулы, то есть плановые проверки не проводятся, - рассказывает Ефременков. Это тенденции со знаком плюс, поэтому однозначно ожидать сокращения числа малых предприятий в результате сворачивания финансирования мы не можем.

Марина Блудян уверена, что государственная материальная поддержка вообще не должна оказываться бизнесу:

Предприниматели сами решают открыть бизнес, и сами должны знать, где взять на него средства. Почему им надо оказывать материальную поддержку за счет средств налогоплательщиков, я не знаю. У нас общество очень инфантильное. Я понимаю, когда гранты хотят получить ученые, учителя, врачи. Но странно, когда предприниматель просит денег. А в чем же твоя предпринимательская суть?

Блудян апеллирует к опыту Германии, которая субсидировала развитие малого бизнеса на своих восточных территориях, но пришла к тому, что он всё равно продолжал развиваться только в западной части страны.

По мнению специалиста, государство должно материально помогать только бизнесменам из социально незащищенных слоев населения: инвалидам и многодетным. Остальных предпринимателей тоже надо поддерживать, особенно в кризисное время, но иначе.

Специалист объясняет, что сейчас в России предприятия платят налоги со всей прибыли, но если мы хотим добиться роста предпринимательства, надо облагать налогом только ту часть доходов, которую забирают из бизнеса.

Всё, что вкладывается в развитие бизнеса, облагать налогом нельзя. Тогда у предпринимателей будет стимул его развивать. Такие меры положительно скажутся не столько на увеличении числа предпринимателей, сколько на укреплении бизнеса уже существующих предприятий. А в нынешних условиях вкладываться в бизнес невыгодно.

Экономический рост также может существенно увеличиться за счет экспорта, считает Блудян.

Сейчас Россия занимает всего 2% потребления. Всё остальное потребление за рубежом. Надо помогать экспортерам. Посмотрите, какой бум устроил Китай. Но он же дал экспортерам невероятные льготы. А у нас валютный контроль и огромное число оброков, то есть неналоговых платежей, которые надо заплатить внутри страны: за какие-то замеры, расчеты, декларации, аккредитации. И всё это платные услуги. У нас 197 видов контроля и надзора. Предприниматели должны содержать специальный персонал, который с этими людьми работает. За рубежом такого нет. В итоге наш товар оказывается неконкурентным. Государство должно тщательно исследовать, чем помочь предприятиям. Но только не деньгами. Помните, была притча - какая помощь лучше, рыба или удочка? Я убеждена, что удочка.

Справка «Известий»

Постановлением правительства РФ №702 от 13 июля 2015 года «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» были в два раза увеличены показатели для отнесения к субъектам малого и среднего бизнеса. С этого времени к микропредприятиям относятся организации с выручкой до 120 млн рублей (было 60 млн рублей), к малому бизнесу - с выручкой до 800 млн рублей (было 400 млн рублей), к среднему - до 2 млрд рублей (было до 1 млрд рублей).

Нефтегазовый локомотив

Еще один вывод исследования, достаточно очевидный для российской экономики, подтверждает сохранение высокой степени доминирования нефтегазового сектора в налоговых сборах.

Пятьдесят крупнейших российских налогоплательщиков платят 47% всего объема корпоративных налогов в России. Десять крупнейших налогоплательщиков, из которых семь представляют сектор нефтегазодобычи, перечисляют в казну 37,8% всех корпоративных налогов. Три крупнейших налогоплательщика — 27,2%, а одна «Роснефть» — 12%. Это минимум, который нужно знать о концентрации капитала в России, нефтегазовой составляющей в государственных доходах и практически незаметной роли малого и среднего бизнеса, при том что во многих развитых странах он является основным плательщиком налогов.

Больше всего налогов в 2016 году — 1,362 трлн руб. — заплатила «Роснефть», вторым с 1,168 трлн руб. идет «Газпром», за ними с серьезным отставанием и суммой 564 млрд руб. — ЛУКОЙЛ.

Заметно, что нефтегазовый сектор «оккупировал» только верхние строчки рейтинга. Во многом это связано с концентрацией капитала — она такова, что в России почти нет нефтегазового бизнеса, который можно назвать средним или даже просто крупным — остались только супергиганты. Впрочем, есть и еще одна причина почти полного отсутствия нефтяников в середине списка, за исключением Независимой нефтегазовой компании, это дефицит актуальной отчетности у целого ряда игроков. «Сахалин Энерджи», «Томскнефть», ТАИФ, «Форте Инвест», «Северэнергия» вполне могли бы войти в топ-50. Но на запросы РБК в указанных компаниях не ответили.

Лидерство предприятий нефтегазового сектора в налоговых платежах отнюдь не является особенностью только ресурсно ориентированных экономик типа российской. Из-за высокой степени закрытости отношений между налогоплательщиком и государством исследования, аналогичные этому, в других странах выходят редко и нерегулярно, но там, где рэнкинги иногда публикуются, чаще всего в них лидируют именно углеводородные компании — даже в странах, бедных полезными ископаемыми. На Украине это «Нафтогаз» (2015), в США — ExxonMobil (2011), в Белоруссии — «Газпром Трансгаз Беларусь» (2015), в Мексике — Pemex (2014).

В относительно бедных развивающихся экономиках крупнейшими налогоплательщиками часто являются компании с иностранным участием. В Армении, например, больше всего платил в казну контролируемый немецкими акционерами Зангезурский медно-молибденовый комбинат, а в Греции до 2011 года крупнейшим налогоплательщиком называли Coca-Cola Hellenic, что в итоге обернулось большими потерями для бюджета, когда компания перерегистрировалась в Швейцарии.

Впрочем, транснациональные корпорации активно пользуются своей разветвленной мировой сетью, чтобы оптимизировать налоги, и потому среди налогоплательщиков лидируют не очень часто. В связи с этим можно вспомнить скандал с Apple, которую сенат США в 2013 году обвинил в неуплате налогов на миллиарды долларов с полученной от продаж iPhone выручки в $74 млрд, или прошлогодние обыски в парижских штаб-квартирах Google и McDonalds, заподозренных в том же.

В России проблемы ухода крупнейших налогоплательщиков нет: все они контролируются государством, и бежать если и смогут, то только в Санкт-Петербург, как это сделали «Газпром» и ВТБ.

«Роснефть» удерживает первое место среди налогоплательщиков уже четыре года: она впервые обошла «Газпром» в 2013 году с показателем 1,105 трлн руб. против 950 млрд руб. у газовой монополии. Это удалось за счет впечатляющего скачка: «Роснефть» тогда увеличила налоговые отчисления почти на 350 млрд руб. — как раз в марте 2013 года она приобрела 100% ТНК-BP, что позволило ей стать крупнейшей публичной нефтегазовой компанией в мире.

Но в 2016 году разрыв в налоговых платежах между двумя лидерами сократился — с 248 млрд до 194 млрд руб.

Высокая степень концентрации капитала, заинтересованность в создании вертикально интегрированных производств с полным циклом переработки, а также бюджетная политика государства, при которой налоговая нагрузка на углеводородный сектор является одной из самых высоких в мире, предопределили доминирование нефтегазовых компаний в топ-10. Состязаться в объеме налоговых платежей с нефтегазодобычей по силам только традиционным отечественным монополиям в лице Сбербанка, РЖД и «Росатома».

Молчание табачников

Есть еще отрасль, чьи представители за счет акцизов могли бы побороться за высокие места. Это крупнейшие мировые табачные компании, представленные в России рядом производств и дистрибьюторами. В рамках борьбы с курением государство в последние годы активно повышало акцизы на сигареты, что сделало табачные компании одними из крупнейших налогоплательщиков. Но в рейтинге они не представлены, так как табачные компании в России не публикуют свою отчетность, а на соответствующие запросы большинство из них не ответили. Только «Бритиш Американ Табакко» (БАТ) и «Дж.Т.И. Россия» подтвердили РБК величину уплаченных налогов: БАТ в 2016 году заплатили в России налогов на сумму 130,5 млрд руб, «Дж.Т.И. Россия» - 206,2 млрд.

Кто, если не нефтегаз?

В топ-50 крупнейших налогоплательщиков верхние строчки оккупировали нефтяники и газовики. Но, зная изменчивость конъюнктуры, интересно посмотреть, кто подставит плечо в случае возможного падения цен на углеводороды.


Вторым по объему собираемых налогов стал финансовый сектор, крупнейшие представители которого заплатили в бюджет в 2016 году 330,7 млрд руб. Здесь учитывались результаты не только банков, но и небанковских организаций, в частности страховых компаний. Но основным донором являются все-таки банки, среди которых Сбербанк является крупнейшим «неуглеводородным» участником топ-10 с суммой налогов 245,4 млрд руб.

Доля Сбербанка в уплаченных налогах финансового сектора, рассчитываемых ФНС, составляет 38,5%. Это заметно выше его доли в активах финансового сектора — 30%, по данным ЦБ на начало 2016 года (более свежих регулятор не публиковал). И это подтверждает правило, что госкомпаниям приходится больше платить не только дивидендов.

Статистика ФНС по начислению и поступлению налогов и сборов в консолидированный бюджет (форма 1-НОМ) за 2016 год тоже отдает твердое второе место финансовому сектору, который заплатил 636,8 млрд руб. за вычетом НДФЛ и социальных взносов. Для сравнения: не представленные в рейтинге производители и дистрибьюторы табачных изделий заплатили 576,5 млрд руб.

Сектор металлов и горной добычи стал третьим: в топ-50 попали десять его представителей, которые перечислили в прошлом году 279,7 млрд руб. налогов. Крупнейший в этой группе налогоплательщиков — «Норникель» — обогатил бюджет на 66,5 млрд руб. налогов.

Четвертым сектором по объему налоговых платежей оказался транспорт (254,4 млрд руб.), главным образом благодаря РЖД и «Транснефти». Еще один транспортный участник рейтинга, «Аэрофлот», может похвастаться только тем, что стал едва ли не единственным авиаперевозчиком, который обеспечил положительный баланс налоговых платежей. В целом же, как следует из данных ФНС, налоговая нагрузка на авиакомпании в прошлом году была отрицательной — результат убыточности отрасли. Иными словами, компании больше получали налоговых возмещений, чем платили в бюджет. Не в последнюю очередь это стало возможным из-за антикризисного снижения НДС на внутренние перевозки до 10% (с 18%).

Расширенный сектор энергетики, в который РБК включил и атомную отрасль, занял пятое место — во многом благодаря «Росатому», заплатившему в 2016 году 125,3 млрд руб. налогов. Крупнейшие «осколки» РАО «ЕЭС» — «РусГидро», «Интер РАО», «Россети» и частная энергетическая компания «Т Плюс» — совокупно принесли в бюджет гораздо меньше, 94 млрд руб.

Высокотехнологичные секторы связи, химии и машиностроения заняли скромные места, что довольно точно характеризует «сырьевой» уклон российской экономики. Интересно, что «Ростех», который собрал лучшие активы российской машиностроительной промышленности и ОПК, смог занять по налоговым отчислениям только 13-е место.

Самой скромной по величине уплаченных налогов оказалась сфера торговли (34,7 млрд руб.), представленная всего тремя компаниями («Магнит», X5 и «Лента»). Здесь сыграла свою роль особенность отрасли, в которой многие компании являются «дочками» нерезидентов — их российские показатели просто не выделяются в составе консолидированной отчетности глобальной группы. По этой причине в рейтинг не вошли такие крупные представители ретейла, как «Метро Кэш энд Керри», или дилерские подразделения автопроизводителей — «Тойота Мотор», «Фольксваген Груп Рус», «Мерседес Груп Рус».


Очень интимные отношения

Для налоговиков показатель налоговой нагрузки является скорее статистическим инструментом, а не реальным ориентиром в работе. Специалисты ФБК в аналитической оценке налоговой нагрузки в российской экономике 2015 года указывали, что она «так до сих пор и не стала важнейшим механизмом обеспечения эффективности налоговой политики через установление оптимального налогового бремени». Директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев тем не менее уверен, что государство «не может совсем уж игнорировать очень значительно различающиеся показатели по налоговой нагрузке» — поэтому ФНС России использует показатель при планировании своих камеральных проверок.

Сами участники рейтинга отнеслись к идее публикации индивидуальных показателей весьма чувствительно. Комментировать их никто не захотел. Неофициально же представители финансовых департаментов нескольких компаний сообщили РБК, что нагрузка на их бизнес слишком высока, однако они оставят свое мнение при себе, чтобы не привлекать ненужного внимания налоговиков. «Общение с налоговиками — очень интимный процесс, поэтому любая публичность может отразиться негативно на дальнейших отношениях с государством», — пояснила нежелание давать комментарии представитель одной из металлургических компаний.

Что же касается лидеров рейтинга — нефтяников, то их консолидированное мнение, пожалуй, выразил год назад глава «Роснефти» Игорь Сечин в интервью «Вести 24»: «Снижать надо налоги. Нам НДПИ подняли в два раза, экспортные пошлины обещали снизить — не снизили, а цены упали при этом. Надо просто объективно относиться к этим процессам ко всем и не допускать провалов в инвестиционных процессах. Если начнутся интервалы по инвестициям, к сожалению, это может привести потом к тяжелым последствиям, к необходимости восстанавливать добычу, восстанавливать переработку».

Но заменить нефтяников налоговикам некем: мода на предпринимательство давно прошла, и количество субъектов малого бизнеса снижается, налоговая база не растет, а социальные расходы уменьшать нельзя — даже несмотря на объявленную трехлетку бюджетной экономии.

Для государства между тем потребительский подход к экономическим субъектам несет только краткосрочную выгоду. «Возможности взять больше налогов есть всегда. Будут ли при этом отрицательные последствия — зависит от того, в каком состоянии находится экономика в целом и та или иная компания в отдельности», — отмечает Игорь Николаев.

В ФНС от комментариев и каких-либо оценок рейтинга воздержались.


Как мы считали

Рейтинг составлен на основании анализа консолидированной отчетности 100 крупнейших компаний России по объему выручки (по версии РБК 500 за 2016 год). Исследование исходит из добросовестности крупнейших налоговых резидентов в части уплаты обязательных платежей. Были отобраны и ранжированы компании, раскрывающие налоговые платежи за отчетный период (без учета социальных платежей во внебюджетные фонды и НДФЛ).

Социальные взносы исключены из исследования по причине того, что некоторые компании самостоятельно «очищают» налоговые данные в своей бухгалтерской отчетности от социальных платежей и НДФЛ, не называя объем последних. Соответственно, даже если кто-то и показывает такие платежи, в целях сопоставимости их пришлось исключить.

Именно раскрытие отчетности и повышение налоговой прозрачности сделали возможным составление этого рейтинга, хотя еще несколько лет назад для этого, скорее всего, не хватило бы данных. С другой стороны, рейтинги налогоплательщиков очень редки даже в развитых странах из-за налоговой тайны. Например, в Германии все строго придерживаются этого постулата, из-за чего консолидированные данные с платежами конкретных налогоплательщиков не публикуются. Тем не менее интерес к таким исследованиям высок. Как отметила в комментарии РБК Татьяна Сафонова, доцент кафедры финансовых рынков и финансового инжиниринга в РАНХиГС, советник налоговой службы I ранга, «с одной стороны, существует расхожее мнение о чрезмерной налоговой нагрузке в России, что неверно, а с другой стороны, широкая общественность не представляет, сколько бизнес реально платит налогов в доходную часть бюджета».

Больше всего вопросов у участников рейтинга вызвал расчет налоговой нагрузки по выручке. РБК руководствовался методологией ФНС, по которой ведется расчет секторальных нагрузок (приложение №3 к приказу ФНС России от 30.05.07 №ММ-3-06/333@). При этом ввиду разницы в профилях бизнеса было бы неправильно линейно сравнивать между собой нагрузку даже компаний одного сектора. «Компании работают с разной прибыльностью, обладают разным имуществом, работают в отличающихся по налоговым условиям регионах и т.п. Следовательно, они уплачивают разные по объему налоги», — поясняет Игорь Николаев. Поэтому нужно держать в уме еще и различия компаний, например по затратам на производство и реализацию продукции, которые «сидят» в знаменателе коэффициента. «Получается, что компании вроде как схожие, ставки налогов одни и те же, а налоговая нагрузка у них различная», — говорит эксперт.

Полученные данные сверялись с компаниями и при необходимости корректировались. В расчет брались только налоги, уплаченные в России. В том случае, если налоговые платежи компании, которая могла бы потенциально войти в рейтинг, входят в состав консолидированных показателей группы, учитывались показатели группы. Именно по этой причине, например, в рейтинг отдельно не вошла компания МТС, но показаны налоги ее материнского холдинга АФК «Система».

При анализе исключались компании, у которых нет публичной годовой отчетности (консолидированной по МСФО или бухгалтерской по РСБУ), а также те, что не указывают произведенные расходы по налогу на прибыль и прочим налогам. При наличии обоих вариантов предпочтение отдавалось отчетности по МСФО. Итоговые суммы налоговых платежей включают НДПИ, НДС (в том числе полученное возмещение), налог на имущество, прочие налоги и отчисления и исключают социальные платежи и НДФЛ. При указании суммы выручки, использовавшейся для расчета налоговой нагрузки, обращалось внимание на необходимость очищения итоговых цифр от экспортных пошлин.

Среди начинающих предпринимателей бытует мнение, что самый прибыльный бизнес в России - тот, к занятию которым лежит душа. Когда возможности и желания совпадают, это хорошо. Однако краеугольным камнем хозяйственной деятельности является ее окупаемость. Поэтому выходить на рынок следует, тщательно подготовившись. И не факт, что в любимой сфере.

Критерии прибыльности

Уровень «выгодности» того или иного направления определяется рядом факторов:

  • быстрая окупаемость вложенных средств (капитала) - в идеале операционный цикл должен быть максимально коротким: возврат денег от перепродажи закупленной ранее продукции/товара происходит за короткое время;
  • изначально высокий спрос - потенциальные потребители (целевая аудитория) заинтересованы в предлагаемой услуге или товаре и являются доступными;
  • приемлемая стоимость ресурсов (сырья, материалов) - чем ниже она, тем выше конечная прибыль предпринимателя;
  • высокая фондоотдача - вложения должны быть эффективными.

Примеры на практике

Предположим, предприниматель принял решение открыть прибыльный бизнес на продаже предметов первой необходимости (продукты питания и бытовые товары):

  1. Закупаемый у нескольких поставщиков хлеб распродается в течение дня. Скорость оборачиваемости вложенных денег высокая? Безусловно.
  2. Представленные в ассортименте магазина мыло, спички и соль будут востребованы всегда, хоть в условиях гармоничного развития экономики, хоть в кризис.
  3. Перечисленные товары имеют невысокую цену и могут быть приобретены у широкого круга поставщиков.
  4. Чем больше объемы продаж, тем выше прибыль.
  5. Вложения характеризуются высокой эффективностью: предложенные товары хорошо раскупаются независимо от сезона и состояния экономики.

Прибыльные направления бизнеса

Конечно же, нет. Благосостояние подавляющего большинства российских семей продолжает оставаться на высоком уровне. Выстроить прибыльный бизнес в России на 2018 год можно в следующих сферах:

  • строительные и ремонтные работы;
  • общепит;
  • медицина;
  • оказание посреднических услуг.

Не стоит бояться неудач. Частное предпринимательство, в отличие от неповоротливого и излишне бюрократизированного крупного бизнеса, характеризуется мобильностью, свободой и широкими возможностями для экспериментов: к изменившимся экономическим условиям оно приспосабливается оперативно и с минимальными потерями.

Какой бизнес открыть. Прибыльный бизнес за короткое время. Как понять, какой бизнес открыть: Видео

22.12.2015 00:52

В России предприятий малого бизнеса умирает значительно больше, чем появляется новых. На долю малого и среднего бизнеса в объеме ВВП в нашей стране приходится около 20%, в то время как за рубежом, только по малому бизнесу эта цифра достигает 50%.

В развитых странах поддержка некрупных предприятий считается стратегически важной для развития экономики задачей.

По статистике лишь 3,4% малых предприятий в России живет более трех лет, остальные закрываются раньше.

Темпы роста числа зарегистрированных индивидуальных предпринимателей в нашей стране остаются низкими - ежегодно их число увеличивается на 4%, в то время как количество ИП, прекративших свою деятельность увеличивается на 11%. По данным ФНС на апрель 2015 года в ЕГРИП зарегистрировано 3,5 млн индивидуальных предпринимателей, а прекратили свою деятельность за все время 7,7 млн человек.

Основные причины такой негативной тенденции - административные и экономические барьеры. Во-первых, это достаточно сложное и объемное законодательство, которое к тому же крайне часто изменяется. При этом полноценного информирования о происходящих изменениях нет, а пользоваться услугами профессиональных юристов в малом бизнесе накладно. В результате предприниматели часто допускают ошибки и нарушают законодательство, последствием чего становятся высокие штрафы.

Постоянно повышающиеся цены на сырье в результате скачков курса рубля и высокие ставки по кредитам - одна из основных экономических причин неразвитости этого сегмента предпринимательства.

Наконец, с развитием возможностей для получения заработка в интернете для многих людей и вовсе отпало желание регистрировать предприятие, т.к. в данном случае легче уклоняться от уплаты налогов. Последней каплей для многих предприятий стал рост отчислений в пенсионный фонд более чем в два раза.

Напомним, что с 1 января 2013 года взносы в Пенсионный фонд России с ИП за составляли 32 479,2 рублей независимо от получаемого дохода. Позже, в 2014 году, они были уменьшены до 20727,53 рублей. Но в результате этой меры в стране закрылось более полумиллиона предпринимателей, а новые регистрироваться не спешили.

2015 год встретил предпринимателей санкциями, снижающимся спросом на товары и услуги и ростом цен. Выросли взносы в пенсионный фонд, теперь они составляют 22261,38 рублей + 1% с выручки, если она больше 300 тысяч рублей. Однако с 1 января вступил в силу и так называемый закон о налоговых каникулах, ФЗ № 477 от 29.12.2014 «О внесении изменений в статью 346 и главу 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». Согласно документу, индивидуальные предприниматели, которые открывают свое дело в производственной, социальной и научной сферах, могут быть освобождены от налогов на два налоговых периода. Кроме того, было принято Распоряжение Правительства РФ от 27 января 2015 года № 98-р «О плане первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году», которое также предусматривает ряд льгот по части налогообложения для малого и среднего бизнеса. Это заметно мотивировало многих, и в результате уже с января резко стало увеличиваться число зарегистрированных ИП – на 14% по сравнению с декабрем 2014 года.

Правда, и количество прекративших свою деятельность, к сожалению, также увеличилось.

Введенные поправки в законодательство призваны стимулировать производство. В России же малое предпринимательство пока занимается, в основном, торговлей, в 2014 году общее число предприятий данной сферы выросло на 2% и составило 813593.

По объемам оборота в малом бизнесе также первое место занимают предприятия оптовой и розничной торговли - свыше 15 трлн рублей за 2014 год. На втором месте - предприятия, занимающиеся операциями с недвижимостью - почти 3 трлн рублей.

Доля малых предприятий в сфере обрабатывающих производств составляет по объёму капитала 2456,84 млрд рублей, здравоохранение и социальные услуги - 194,36 млрд рублей.

Регистрация ИП вообще с января 2014 по апрель 2015 увеличивается ежемесячно в среднем на 2%, т.е. на 50 тыс. предпринимателей.

В то же время регистрация фермерских хозяйств, увеличивается намного быстрее - более чем на 3% до 2 тысяч хозяйств в месяц в среднем, при этом основной пик как раз приходится на начало 2015 года.

Интересен тот факт, что именно по направлению сельского и лесного хозяйства в 2014 году сократилось больше всего малых и микро предприятий на 6614 до 55990. Тем не менее, регистрация новых хозяйств в 2015 году резко возросла - в 2015 году ожидается субсидирование фермерских хозяйств на сумму 3439000 тыс. рублей. При этом основные силы будут брошены на хозяйства юга России и в частности Северо-Кавказского федерального округа (общее количество индивидуальных предпринимателей и фермерских хозяйств региона уже упало на 5% по сравнению с апрелем 2014 года).

акже значительные средства будут выделены и на поддержку хозяйств Сибирского федерального округа.

Не смотря на рост вновь регистрирующихся предприятий, удержать существующие государству практически не удается. Только за 2014-март 2015 года была прекращена деятельность 647 тысяч индивидуальных предпринимателей и 21928 фермерских хозяйств.

В среднем, ежемесячно прекращают свою деятельность 43 тысячи индивидуальных предпринимателей - это меньше, чем число регистрирующихся, однако сокращение идет более высокими темпами, даже с учетом льгот (в среднем ежемесячно количество ИП сокращается на 5%, тогда как число новых растет только на 2%). Основная причина - принятие решения о прекращении деятельности, всего на апрель 2015 года по данному решению за все время была прекращена деятельность свыше 5 млн ИП.


Динамика закрытия фермерских хозяйств также эту тенденцию подтверждает. Ежемесячно прекращают свою работу в среднем 1462 хозяйства, а темп роста таких предприятий также составляет 5%.

Высокая стоимость комбикормов, большие сложности с реализацией продукции и низкая прибыль пока по-прежнему заставляют фермеров закрываться. Для многих предприятий остро стоит проблема сбыта продукции, поскольку они находятся в отдалении от городов и крупных поселков, довезти продукцию свежей трудно, либо это связано с большими затратами.

Изменилось и количество иностранных граждан, которые ведут свою деятельность на территории России. Так, с начала 2015 года их число стало сокращаться в среднем на 1,5%.

При этом сокращение сейчас затрагивает практически все регионы, на которые приходится наибольшая часть таких предприятий - Краснодарский край, Московскую область, Москву, Ростовскую область и т.д.


Статистическую отчетность по экономическим показателям собирает и анализирует Росстат. В случае с отчетностью в органы статистики налоговый режим значения не имеет. Важен лишь размер бизнеса. На регулярной основе в ведомство обязаны отчитываться крупные предприятия. Представители микро- и малого бизнеса направляют отчеты, только если попали в выборку органа статистики.

Какой бизнес признается малым

Критерии, по которым можно определить, относится ли компания к малому бизнесу, заданы Федеральным законом от 24.07.2007 №209-ФЗ (а также приводятся в письме ФНС России 10.03.2017 № ГД-4-14/4281). Озвучим основные из них. Компания относится к малому бизнесу, если:
  • в ее уставном капитале доля участия других крупных компаний не выходит за пределы 25%;
  • средняя численность сотрудников не более 100 человек;
  • полученный по итогам года доход не превышает 800 млн рублей.
Для микропредприятий введены еще более жесткие ограничения: по количеству сотрудников - до 15 человек, по выручке - 120 млн рублей.
Совет

Собственник бизнеса всегда может проверить, относится его компания к малому бизнесу или нет. Узнать собственный бизнес-статус можно на сайте налоговой службы в интерактивном реестре субъектов малого и среднего бизнеса .

Кому придется отчитаться в Росстат

Какую отчетность и когда предстоит направить, сообщает Росстат. Обычно письмо ведомства с формой требуемого отчета и инструкцией по заполнению приходит на почту. Индивидуальному предпринимателю отправление поступает по адресу прописки, а юридическому лицу - по месту регистрации компании.
Совет

Будьте внимательны: вне зависимости от того, относится ли ваша компания к сфере малого бизнеса, в обязательном порядке направьте в Росстат годовой бухгалтерский баланс. По срокам нужно уложиться до конца марта года, следующего за отчетным.

Что нужно сдавать

Какие формы статистической отчетности необходимо сдать компании, несложно узнать на сайте Росстата. Для этого перейдите по адресу и введите данные своей компании (ОКПО, ОГРН, ИНН). После нажатия на кнопку “Перечень форм”, произойдет загрузка файла с перечнем форм статистической отчетности, которые необходимо представить в Росстат, а также сроков представления отчетов:
Совет

Список отчетов для малых компаний может ежегодно меняться, все зависит от выборки, сформированной органом статистики. Поэтому в начале года не забудьте проверить, какие отчеты вам, возможно, предстоит заполнять.

К примеру, в таблице видно, что компании, которой был направлен запрос, нужно по итогу года представлять в Росстат до 20 января сведения о численности и заработной плате работников, а до 1 апреля направить форму с основными сведениями о деятельности организации.

Как заполнить и сдать отчет

Если уведомление о необходимости сдать отчет получено по почте, то заполнить отчет не составит труда, поскольку форма уже будет внутри письма. Если же нет, то скачать подходящую форму можно на сайте Росстата .

Отчеты для органа статистики представляют собой некий набор вопросов, как открытых, так и предлагающих ответ на выбор, к примеру, отметить “да” или “нет”, поэтому сложностей с заполнением обычно не возникает.
Готовый отчет направьте в свой территориальный орган статистики. Узнать адрес нужного отделения можно также на сайте Росстата в разделе «Территориальные органы (ТОГС)».
Сдать отчет можно как лично, так и направить ценным письмом с описью вложения по почте. Если же компания отчитывается в электронном виде, то так же, через интернет, можно отослать отчетность и в Росстат.

Можно или нужно отчитываться

Мнение, что отчетность в Росстат можно и не сдавать, глубоко ошибочно. За игнорирование требования об отправке либо неверные сведения в отчетности грозит штраф по статьей 13.19 КоАП РФ, а именно:
  • от десяти до двадцати тысяч рублей заплатит индивидуальный предприниматель, а также «должностное лицо» - директор компании;
  • от двадцати до семидесяти тысяч рублей придется заплатить самой организации.
При повторных нарушениях штрафы увеличиваются. Должностное лицо может поплатиться 30-50 тысячами рублей, юридическое лицо - 100-150 тысячами рублей.
Совет

Если не уверены, нужно ли отчитаться, представить ту или иную форму, не помешает навести дополнительные справки в органе Росстата на местах. Даже если у вас нет вида деятельности, под который ведомство запросило отчет, лучше запрос не игнорировать, а хотя бы направить письмо с пояснением.

Следим за формой

Обращайте внимание и на сами формы статотчетности, если только они не поступили к вам вместе с запросом ведомства. Ведомство периодически вносит в формы те или иные изменения, и не только технического характера.

Так, уже в мае 2018 года, при сдаче отчетности за 2017 год, начнет применяться новая форма № 1 (рабочая сила) «Сведения о составе затрат организации на рабочую силу» (утверждена приказом Росстата от 18.12.2017 № 839).

Еще пример - с 1 января 2018 года форма П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников» заполняется по новым правилам (утверждены приказом Росстата от 22.11.17 № 772). К примеру, в среднесписочную численность теперь нужно включать и тех, кто находится в отпуске по уходу за ребенком при работе в условиях неполного рабочего времени или на дому с сохранением права на пособие.

Татьяна Евдокимова, эксперт сервиса компании СКБ Контур