Сценарий "Блокада Ленинграда". "Дневники блокадного Ленинграда". "Блокадный хлеб Ленинграда". Внеклассное мероприятие на тему "по страницам блокадного ленинграда"

Библиотеки не остались в стороне от празднования дня снятия блокады Ленинграда.

27 января в Российской Федерации, на основании Федерального закона «О днях воинской славы (победных днях) России» от 13 марта 1995 года, отмечается праздник — День снятия блокады города Ленинграда.

Библиотеки Калининграда , рассказали собкору в городской централизованной системе, подготовили к знаменательной дате цикл мероприятий.

Библиотека № 5 (ул. Дзержинского, 128)

«Нам не забыть тех страшных дней»: урок памяти

В программе:

— обзор у одноименной книжной выставки;

— своими воспоминаниями поделится жительница блокадного Ленинграда Лидия Константиновна Ткаченко.

Библиотека пос. Южный (ул. Ангарская, 27)

«Хроника блокады Ленинграда»: историко-литературный час. О днях блокады, о «простых» подвигах, о мужестве юные читатели узнают благодаря книге Сергея Алексеева «Подвиг Ленинграда».

Детская библиотека № 14 (ул. Тельмана, 28)

«Читаем книги о войне»: урок-беседа. Читаем, размышляем, рассуждаем, ведем диалог. Книги о патриотизме, любви, единстве, о героях, защитниках, подвиге, мужестве… о войне.

Библиотека им. А.М. Горького (ул. Лермонтова, 8)

«Великий день памяти и скорби»: историко-патриотический журнал

Страницы журнала:

Обзор книг;

Историческая страница;

Библиотека № 20 (ул. Бакинская, 11)

«Симфония всепобеждающего мужества»: литературно- художественная композиция.

Обзор сопровождают комментарии о творчестве Д. Шостаковича в период блокады Ленинграда, кинохроника и фотоматериалы, музыкальные отрывки из произведений композитора.

Библиотека пос. Прибрежный (ул. Парковая, 1)

«Ты на веки в памяти нашей. Дневник Тани Савичевой»: патриотический час. Дневник юной жительницы блокадного Ленинграда стал одним из символов Великой Отечественной войны. Строчки, выведенные детской рукой, не оставляют равнодушными людей разных возрастов и разных национальностей. Эти простые и страшные слова — судьба многих семей.

Библиотека пос. Чкаловск (ул. Беланова, 31/37)

«Город мужества и славы»: час военной истории.

В программе:

— обзор у книжной выставка «Стойкость и мужество Ленинграда»;

— конкурс стихов;

— встреча с жительницей блокадного Ленинграда.

Детская библиотека им. Г.-Х. Андерсена (ул.Грига, 10/12).

«900 дней, 900 ночей»: музыкально-патриотический час.

Библиотека № 12 (ул. Сержанта Щедина, 19)

«Война. Блокада. Ленинград»: патриотический час.

Вход на все мероприятия свободный.

В результате побед Советских Вооруженных Сил в Сталинградской и Курской битвах, под Смоленском, на Левобережной Украине, в Донбассе и на Днепре в конце 1943 — начале 1944 года сложились благоприятные условия для проведения крупной наступательной операции под Ленинградом и Новгородом.

К началу 1944 враг создал глубокоэшелонированную оборону с железобетонными и деревоземляными сооружениями, прикрытыми минными полями и проволочными заграждениями. Советское командование организовало наступление силами войск 2-й ударной, 42-й и 67-й армий Ленинградского, 59-й, 8-й и 54-й армий Волховского, 1-й ударной и 22-й армий 2-го Прибалтийского фронтов и Краснознаменного Балтийского флота. Привлекались также авиация дальнего, партизанские отряды и бригады. Цель операции состояла в том, чтобы разгромить фланговые группировки 18-й армии, а затем действиями на кингисеппском и лужском направлениях завершить разгром ее главных сил и выйти на рубеж р. Луга; в дальнейшем, действуя на нарвском, псковском и идрицком направлениях, нанести поражение 16-й армии, завершить освобождение Ленинградской области и создать условия для освобождения Прибалтики. 14 января советские войска перешли в наступление с Приморского плацдарма на Ропшу, а 15 января от Ленинграда на Красное Село.

После упорных боев 20 января советские войска соединились в районе Ропши и ликвидировали окруженную Петергофско-Стрельнинскую группировку врага. Одновременно 14 января советские войска перешли в наступление в районе Новгорода, а 16 января — на любанском направлении, 20 января освободили Новгород. В ознаменование окончательного снятия блокады 27 января 1944 в Ленинграде был дан салют.

Прорыв блокады Ленинграда (1944). 12-30 января 1944 войска 67-й армии Ленинградского (командующий с июня 1942 генерал-лейтенант, позже Маршал Советского Союза Л. А. Говоров), 2-й ударной и части сил 8-й армий Волховского (создан 17 декабря 1941, командующий генерал армии К. А. Мерецков) фронтов при поддержке авиации дальнего действия, артиллерии и авиации Балтийского флота встречными ударами в узком выступе между Шлиссельбургом и Синявином (южнее Ладожского оз.) разорвали кольцо блокады и восстановили сухопутную связь Ленинграда со страной. Через образовавшийся коридор (шириной 8-10 км) в течение 17 сут были проложены железная дорога и автомобильная трасса, но полностью проблема снабжения города ещё не была решена: важный пункт — станция Мга на ж.-д. линии Ленинград — Волхов оставался в руках врага, дороги в освобожденной полосе находились под постоянным обстрелом вражеской артиллерии. Попытки расширить сухопутные коммуникации (наступление в феврале — марте 1943 на Мгу и Синявино) не достигли цели. В июле — августе на Мгинском выступе советские войска нанесли тяжёлое поражение войскам 18-й немецкой армии и не допустили переброски войск противника на другие фронты.

Наступательная операция советских войск под Ленинградом и Новгородом 1944, снятие блокады Ленинграда. В результате побед Советских Вооруженных Сил в Сталинградской и Курской битвах, под Смоленском, на. Левобережной Украине, в Донбассе и на Днепре в конце 1943 — начале 1944 сложились благоприятные условия для проведения крупной наступательной операции под Ленинградом и Новгородом. К этому времени группа армий «Север» в составе 18-й и 16-й армий (с января 1942 до января 1944 командующий генерал-фельдмаршал Г. Кюхлер, с конца января до начала июля 1944 генерал-полковник Г. Линдеман, в июле 1944 — генерал пехоты Г. Фриснер, с 23 июля 1944 генерал-полковник Ф. Шёрнер) насчитывала 741 тыс. солдат и офицеров, 10 070 орудий и миномётов, 385 танков и штурмовых орудий, 370 самолётов и имела задачу не допустить прорыва занимаемых позиций, имевших важное значение для прикрытия подступов к Прибалтике, удержания Финляндии в качестве союзника и обеспечения свободы действий немецкого флота на Балтийском море.

К началу 1944 враг создал глубокоэшелонированную оборону с железобетонными и деревоземляными сооружениями, прикрытыми минными полями и проволочными заграждениями. Советское командование организовало наступление силами войск 2-й ударной, 42-й и 67-й армий Ленинградского, 59-й, 8-й и 54-й армий Волховского, 1-й ударной и 22-й армий 2-го Прибалтийского (командующий генерал армии М. М. Попов) фронтов и Краснознаменного Балтийского флота. Привлекались также авиация дальнего действия (командующий маршал авиации А. Е. Голованов), партизанские отряды и бригады. Всего в составе фронтов насчитывалось 1241 тыс. солдат и офицеров, 21 600 орудий и миномётов, 1475 танков и самоходных орудий, 1500 самолётов. Цель операции состояла в том, чтобы разгромить фланговые группировки 18-й армии, а затем действиями на кингисеппском и лужском направлениях завершить разгром её главных сил и выйти на рубеж р. Луга; в дальнейшем, действуя на нарвском, псковском и идрицком направлениях, нанести поражение 16-й армии, завершить освобождение Ленинградской области и создать условия для освобождения Прибалтики. При подготовке операции корабли Краснознаменного Балтийского флота перевезли через Финский залив на Приморский плацдарм свыше 52 тыс. человек и около 14 тыс. т грузов. 14 января советские войска перешли в наступление с Приморского плацдарма на Ропшу, а 15 января от Ленинграда на Красное Село. После упорных боев 20 января советские войска соединились в районе Ропши и ликвидировали окруженную Петергофско-Стрельнинскую группировку врага. Одновременно 14 января советские войска перешли в наступление в районе Новгорода, а 16 января — на любанском направлении, 20 января освободили Новгород. Т. о., с 14 по 20 января была прорвана оборона противника и разгромлены фланговые группировки 18-й армии; войска её центра, опасаясь окружения, 21 января начали отход из района Мга — Тосно. В ознаменование окончательного снятия блокады 27 января 1944 в Ленинграде был дан салют.

К концу января были освобождены гг. Пушкин, Красногвардейск, Тосно, Любань, Чудово, Новосокольники. Враг пытался удержать рубеж р. Луга, но несмотря на его упорное сопротивление советские войска во взаимодействии с партизанами 12 февраля освободили Лугу, а к 15 февраля полностью преодолели оборонительный рубеж противника на р. Луга. Волховский фронт был расформирован, а войска Ленинградского и 2-го Прибалтийского фронтов продолжали преследование остатков разгромленных соединений 18-й армии и левого фланга 16-й армии на псковском и старорусском направлениях. Был расширен плацдарм на р. Нарве и освобождены гг. Старая Русса, Холм, Дно и др. К концу февраля советские войска вышли на подступы к границе Латвийской ССР. В результате проведённой операции было нанесено тяжёлое поражение группе армий «Север», враг отброшен на 220-280 км от Ленинграда, освобождены почти вся Ленинградская и часть Калининской области. В Ленинградской битве большую помощь войскам оказали партизаны Ленинградской области (около 3 тыс. в конце 1942, около 35 тыс. в январе 1944). Они вели бои за населённые пункты, освобождали города и целые районы. За 32 месяца борьбы во вражеском тылу партизаны истребили около 114 тыс. солдат и офицеров противника, подорвали и сожгли большое количество военной техники, разрушали мосты, линии связи, подрывали вражеские склады.

В июне — августе 1944 советские войска при поддержке кораблей и авиации Балтийского флота провели Выборгскую операцию 1944 и Свирско-Петрозаводскую операцию 1944, 20 июня освободили г. Выборг, а 28 июня — Петрозаводск.

Ленинградская битва имела огромное политическое и стратегическое значение. Советские войска в битве за Ленинград оттянули на себя до 15-20% вражеских сил на Восточном фронте и всю финскую армию, разгромили до 50 немецких дивизий. Воины и жители города показали образцы героизма и самоотверженной преданности Родине. Многие части и соединения, участвовавшие в Ленинградской битве, были преобразованы в гвардейские или стали орденоносными. Сотни тысяч воинов удостоились правительственных наград, сотни получили звание Героя Советского Союза, из них пятеро дважды: А. Е. Мазуренко, П. А. Покрышев, В. И. Раков, Н. Г. Степанян и Н. В. Челноков. Повседневная забота ЦК партии, Советского правительства и поддержка всей страны явились неисчерпаемыми источниками силы для преодоления ленинградцами испытаний и тягот 900-дневной блокады. Советским правительством 22 декабря 1942 была учреждена медаль «За оборону Ленинграда». 26 января 1945 Президиум Верховного Совета СССР наградил Ленинград орденом Ленина, а 8 мая 1965 в ознаменование 20-летия победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-45 присвоил Ленинграду почётное звание Города-Героя.

72 года назад была снята Блокада, которая продолжалась 900 долгих дней и ночей. Специалисты библиотек-филиалов Симферопольского района не могли не уделить это дате внимания, для читателей были проведены следующие мероприятия:

Специалистами центральной библиотеки МБУК Симферопольского района «РЦБС» для посетителей Гвардейского отделения дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов был проведен час истории «Непокоренный Ленинград». Участники мероприятия слушали, затаив дыхание, рассказ о стойкости и мужестве людей в блокадном Ленинграде. Информационный материал был наглядно представлен видеопрезентацией. Также в стенах библиотеки к знаменательной дате оформлена книжная выставка «Выстояли и победили».

Специалистом Константиновской сельской библиотеки-филиала № 28 для учащихся 1-4 классов Константиновской общеобразовательной школы был проведен час истории «Бессмертие и сила Ленинграда». Ребята узнали о мужестве, стойкости и патриотизме ленинградцев в 900-дневной обороне осаждённого Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. Большое впечатление на детей произвел рассказ о норме хлебам блокадникам, узнали о «дороге жизни», которая помогла людям продержаться и не умереть голодной смертью, о дневнике девочки-ленинградки Тани Савичевой. Познакомились со сборником стихов Юрия Воронова «Блокада».

Библиотекарь Мирновской сельской библиотеки-филиала № 58 провела для учащихся 8-х и 10-х классов Мирновской школы №1 урок памяти «900 дней надежды», посвященный Дню снятия блокады Ленинграда. Присутствующим было рассказано о том, как жил и боролся Ленинград в те страшные для него дни блокады, показан видеоролик «Блокада Ленинграда», представлены книги по теме.

Ко дню снятия блокады Ленинграда в Новоселовской сельской библиотеке-филиал № 9 была оформлена книжная выставка «900 дней и ночей мужества, отваги и стойкости…», где были представлены книги, журналы, документы, фотографии о тех страшных днях. Целый день 27 января в библиотеке для посетителей проводились мини-беседы «Непокоренный Ленинград». Для всех людей на планете город Ленинград стал символом мужества, самоотверженной любви к Родине, удивительной силы духа русского народа. А еще этот город стал символом неисчислимых бед и страданий, находясь в блокаде 28 месяцев. Читатели услышали историю одной ленинградской девочки Тани Савичевой, потерявшей в

блокаду всю семью, узнали о «дороге жизни», просмотрели электронную презентацию, прослушали стихотворения о ленинградцах.

В Ивановской сельской библиотеке-филиале № 24 была оформлена книжная выставка под названием «Бессмертие и сила Ленинграда» и проведен урок памяти «Запомни это навсегда». Библиотекарь рассказала о героизме, проявленном жителями блокадного города в годы Великой Отечественной войны. Затаив дыхание, участники мероприятия слушали о глубине трагедии и величии подвига людей осаждённого города. Была затронута тема о «Дороге жизни» — единственной ниточке, связывающая блокадный Ленинград с продовольственными базами.

В Лекарственской сельской библиотеке-филиале № 32 проведен урок мужества «Бессмертие и сила Ленинграда». Чем дальше от нас уходят события ВОВ, тем меньше дети знают о прошедшей войне. Данное мероприятие способствует формированию у детей чувство сострадания, переживания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда. Используя иллюстрации, библиотекарь и волонтеры раскрыли страшные события того времени, голод, нашли свое отражение в дневнике Тани Савичевой. Девочка вела в записной книжке страшный дневник. Девять коротких, трагических записей, сделанных детской рукой, поведали о том, что принес фашизм семье Савичевых. Легендарная ледовая трасса проложена по Ладожскому озеру. Дорога жизни, от которой зависело спасение жителей от голодной смерти, вывоз детей, крайне истощенных людей. Волонтер библиотеки прочитала волнительные строки из поэмы Шишовой З. «Блокада» и стихотворение Берггольц. О. «Ленинградский салют». Это мероприятие никого не оставило равнодушным, помогло осознать глубину трагедии и величие подвига жителей осажденного Ленинграда. Они живы, пока мы о них помним.

Специалистом Новоандреевской сельской библиотеки-филиала № 8 совместно с Домом культуры в Новоандреевской общеобразовательной школе И.И. для учащихся 9-10 классов была проведена литературно-музыкальная композиция «У времени есть память», посвященная блокаде Ленинграда. Было рассказано о страшных событиях блокадного Ленинграда, показан видеоряд «Озеро Ладога», по которому перевозились продукты. Ребята с интересом слушали рассказ о Тане Савичевой и ее дневнике. О подвиге шофера Филиппа Сапожникова. В композиции прозвучали песни «Ах, война, что ты сделала подлая» Варум, «Дорога жизни» Розенбаума, «Священная война». Под музыку Шестаковича и Моцарта были зачитаны стихи.

Также в библиотеках-филиалах Симферопольского района были проведены следующие мероприятия: вечер-встреча «Пережившие блокаду» (Верхнекургановская сельская библиотека-филиал № 19); урок мужества «Летопись блокадного Ленинграда» (Краснозорькинская сельская библиотека-филиал № 30); урок патриотизма «Как воевали наши деды» (Кленовская сельская библиотека-филиал № 26); час памяти «Дети блокадного Ленинграда» (Школьненская поселковая библиотека-филиал № 18); урок мужества «900 дней

мужества и стойкости» (Кизиловская сельская библиотека-филиал № 54); беседа «Не смейте забывать об этом» (Солнечненская сельская библиотека-филиал № 59); урок мужества «И победили человек и город» (Широковская сельская библиотека-филиал № 17); патриотический час «Далекому мужеству верность, храня» (Урожайновская сельская библиотека-филиал № 15).

27 января – один из самых значимых дней для всех петербуржцев. День памяти и скорби в городе, который пережил страшную блокаду, длившуюся 872 дня. Завтра мы отмечаем 74 годовщину ее полного снятия. По традиции в Петербурге пройдет очень много интересных мероприятий, посвященных этому великому событию. НЕВСКИЕ НОВОСТИ публикуют список праздничных мероприятий и приглашают всех жителей и гостей города присоединиться к ним.

Возложение цветов к памятным местам

– в 09:30 на Невском проспекте, 14;

– в 11:00 на Пискаревском мемориальном кладбище;

– в 11:00 на Серафимовском кладбище;

– в 11:00 на площади Победы;

– в 11:00 на Смоленском мемориальном кладбище;

– в 11:00 на Невском воинском кладбище «Журавли»;

– в 11:00 на мемориале Красная Слобода;

– в 11:00 у Триумфальной Арки Победы (Красное село, площадь Воинской славы);

– в 11:00 на Богословском кладбище (Холм славы);

– в 12:15 на других мемориалах и местах захоронения защитников и жителей блокадного Ленинграда.

Акция «Муза блокады»

Около памятного знака Ольге Берггольц на протяжении всего дня будут звучать стихи о блокаде. Там установят сцену, а вокруг воссоздадут обстановку блокадного Ленинграда. Также в ходе мемориальной акции будет создан «Блокадный альманах», где все желающие смогут написать слова благодарности ветеранам.

Адрес: Итальянская улица, 27.

Бесплатные кинопоказы фильмов о блокаде «Городу-герою посвящается…»

С 25 по 29 января бесплатные кинопоказы фильмов о блокаде пройдут в кинотеатрах сети «Петербург-кино». Их организуют совместно с Госфильмофондом России.

Расписание:

Адрес: Московский пр., 202, кинотеатр «Дружба»

Адрес: Пограничника Гарькавого, 22, корп. 1, кинотеатр «Восход»

Адрес: Петергоф, Санкт-Петербургский пр., 17, кинотеатр «Аврора»

Адрес: Караванная ул., 12, кинотеатр «Родина»

Адрес: Новочеркасский пр., 47, корп. 1, кинотеатр «Заневский»

Зажжение факелов на Ростральных колоннах

В память о тяжёлых блокадных днях зажгут факелы на Ростральных колоннах. Огни будут гореть 27 января с 10:00 до 13:00, а затем с 19:00 до 22:00.

49-й Международный зимний марафон «Дорога жизни»

В память годовщины снятия блокады Ленинграда по Дороге жизни пробегут около 2000 петербуржцев. Подготовили сразу несколько дистанций - 42 километра 195 метров, 21 километр 97 метров и 5 километров, что позволит принять участие всем желающим.

Участники памятного мероприятия возьмут старт от мемориала «Разорванное кольцо», а финиш бегунов на самую длинную дистанцию состоится у «Цветка жизни». Традиционно перед стартом на берегу Ладожского озера у монумента «Разорванное кольцо» состоится встреча с ветеранами, посвящённая годовщине полного снятия блокады Ленинграда. Начало - в 11:00.

Акция «Во имя жизни»

В рамках акции сотрудники нового мультимедийного музея «Россия – моя история» сложат 872 цветка из старых газет - по одному за каждый из блокадных дней. А гости смогут их «оживить» в сопровождении стихов, посвящённых страшному времени.

Кроме того, у участников акции появится возможность интерактивного погружения в то суровое время, когда вокруг истерзанного Ленинграда сомкнулось кольцо блокады: в музее подготовили полномасштабную мультимедийную историческую реконструкцию «Дорога жизни». Благодаря шлемам виртуальной реальности посетители почувствуют себя непосредственными участниками строительства и героической обороны ледовой трассы. История оживёт благодаря исторической хронике в формате 3D, которую сопроводит аудиогид.

Адрес: Исторический парк «Россия – моя история», Бассейная улица, 32.

Акция памяти «900 дней и ночей»

Действо развернётся как под открытым небом, так и в стенах Капеллы. В память о героическом подвиге жителей и солдат, защищавших наш город в годы Великой Отечественной войны, молодые петербуржцы создадут живой мемориал во дворе, где выставят артиллерийские орудия и противотанковые заграждения. На фоне мемориала появится подиум, с которого прозвучат стихи о войне. Инсталляция, по задумке авторов, станет образом стойкости, мужества и твёрдости человеческой воли жителей несломленного города.

Также в этот день пройдут два концерта в зале Капеллы. На общедоступном концерте в 14:00 хор и Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга под руководством народного артиста СССР Владислава Чернушенко исполнят песни Георгия Свиридова, Валерия Гаврилина, Исаака Дунаевского и Геннадия Гладкова. А для ветеранов и блокадников подготовили музыкальные номера в соавторстве с Домом народного творчества и досуга. Концерт начнётся в 19:00.

Адрес: наб. реки Мойки, 20.

Акция «Свеча памяти»

На площади перед Аничковым дворцом будут расставлены свечи, а окна здания станут экранами, на которые спроецируют видеоролик из коллекционных блокадных открыток и плакатов. В ходе акции развернётся театрализованная постановка, после которой состоится зажжение свечей. Затем участники отправятся к мемориалу «Блокадная полынья» на Фонтанке, откуда в годы осады ленинградцы брали воду. Там состоится возложение еловых венков и минута молчания.

Адрес: Невский пр., 39.

Концерт в Исаакиевском соборе

Песни военных лет, песни, посвященные войне, песни о мире, о Родине и о любви прозвучат в деликатных и ярких обработках, созданных специально для этого уникального коллектива. В сюжет программы тонко вплетены «Грезы» Р. Шумана, Адажио С. Барбера и молитва «Ave Maria», известная как произведение Дж. Каччини.

Поэтическую канву концерта составят стихи А. Ахматовой, О. Берггольц и Б. Пастернака в исполнении заслуженного артиста России Виталия Гордиенко. Особый блок составят произведения Владимира Высоцкого, которому 25 января исполнилось бы 80 лет.

Вход свободный.

«Победный Салют» на Марсовом поле

В Петербурге вновь пройдёт реконструкция победного артиллерийского салюта, который прогремел в Ленинграде в 1944 году и ознаменовал собой полное освобождение города от блокады.

На Марсовом поле будут установлены дивизионные орудия выпуска военных лет - те, из которых наши артиллеристы жгли немецкие танки, рвали линии обороны и расчищали путь нашей наступающей пехоте. Каждый из 12 залпов салюта будет посвящён воинскому подразделению или формированию, которое отличилось во время операции «Январский гром».

Акция памяти «Блокадный свет»

Петербургские студенты запустят в небо 900 белых и 900 чёрных шаров, символизирующих 900 блокадных дней и ночей, и минутой молчания почтут подвиг героев.

Адрес: Петропавловская крепость.

Салют у Петропавловской крепости

По традиции праздничные мероприятия ко Дню полного освобождения от фашистской блокады завершат салютом: в 21:00 у стен Петропавловской крепости прогремит артиллерийский салют, а небо над городом раскрасят тысячи ярких искр.

АЛЛА ТЫШКОВСКАЯ
Мероприятие ко Дню снятия блокады Ленинграда «Ленинградские мальчишки и девчонки»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №64 Невского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка.

Мероприятие ко Дню снятия блокады Ленинграда в подготовительной группе

Презентация :

«Ленинградские мальчишки и девчонки » (о детях блокадного Ленинграда )

Подготовила :

Педагог-психолог Тышкоаская А. В

Цель : Развивать способность чувствовать, сопереживать, воспитывать чувство патриотизма.

Задачи : Познакомить с жизнью людей в это время. Рассказать детям о жизни взрослых и детей в тяжелые военные годы. Воспитывать уважительные отношения к исторической памяти своего народа, к ветеранам войны.

Оборудование :

мультимедийное сопровождение, фонограммы, фото- и видео- материалы о блокаде .

Ход мероприятия:

Санкт-Петербург, Петроград, Ленинград , Санкт-Петербург… Сколько названий у одного города! Какая прекрасная и трагическая судьба! В 1703 году в день Святой Троицы на берегу Невы был заложен город, который Пётр I назвал в честь своего небесного покровителя – святого апостола Петра – Санкт-Петербург. Город-крепость, город-порт, город-музей – любимое детище Петра. Один из самых красивых городов мира.

Слайд № 1

27 января отмечается День полного освобождения нашего города от фашистской блокады . Это очень важная и памятная дата для всех людей.

В холода, когда бушуют снегопады

В Петербурге этот день особо ждут, –

Город празднует День снятия Блокады ,

И гремит в морозном воздухе салют.

Это залпы в честь свободы Ленинграда !

В честь бессмертия не выживших детей…

Беспощадная фашистская осада

Продолжалась девятьсот голодных дней.

Слайд № 2,3

Захват Ленинграда был составной частью разработанного нацистской Германией плана войны против СССР плана «Барбаросса» . В нём предусматривалось, что Советский Союз должен быть полностью разгромлен в течение 3 - 4 месяцев лета и осени 1941 года. К ноябрю 1941 года германские войска должны были захватить всю европейскую часть СССР.

Враг продвигался стремительно. И к 8 сентября 1941 года противник вышел к Ладожскому озеру, захватил пригород Ленинграда , взяв под контроль исток Невы, и блокировал Ленинград с суши . Этот день считается днем начала блокады .

Блокада Ленинграда . Самая страшная осада города в военной истории человечества длилась 871 день.

(Были разорваны все железнодорожные, речные и автомобильные коммуникации. Сообщение с Ленинградом теперь поддерживалось только по воздуху и Ладожскому озеру)

Слайд № 4

К Ленинграду с запада двигалась 700-тысячная армия фашистов, а с севера и северо-запада – финны, дивизия испанцев, наёмники из Нидерландов, Бельгии, Норвегии. До города оставались считанные километры. Но пройти их фашисты не смогли.

В короткие сроки Ленинград был превращен в город-крепость. Ленинград готовился отразить удар врага. С кораблей сняли дальнобойные орудия, по трамвайным рельсам покатились маленькие бронепоезда-трамваи.

Слайд № 5

Наиболее ценные памятники снимали и зарывали в землю.

Слайд № 6

Великий труд спасения города выпал на долю ленинградских мальчиков и девочек .

Мужчин ушедших на фронт у станков заменили женщины и подростки.

В опустевшие, обезлюдевшие цехи предприятий пришли тысячи детей и подростков. В 12-15 лет они становились станочниками и сборщиками, выпускали автоматы и пулеметы, артиллерийские и реактивные снаряды.

Слайд № 7

Чтобы они могли работать за станками и сборочными верстаками, для них изготовляли деревянные подставки. Когда в канун прорыва блокады на предприятия стали приезжать делегации из фронтовых частей, бывалые солдаты глотали слезы, глядя на плакатики над рабочими местами мальчишек и девчонок . Там было написано их руками : «Не уйду, пока не выполню норму!»

Слайд № 8

Многие школы были переоборудованы в госпитали. Посещение раненых в госпиталях считалось очень важным делом.

Слайд № 9

Эта девочка раздает в госпитальной палате письма раненым.

Слайд № 10

Ученики читали раненым газеты, мыли полы, Чинили белье для раненых и выступали перед ранеными с концертами

Слайд № 11,12,13

Дети школьного возраста отстаивали Ленинград вместе со своими отцами, матерями, старшими братьями и сестрами. Ночью наравне со взрослыми дежурили на чердаках и крышах, гасили зажигательные бомбы, сброшенных с самолетов.

Слайд № 14

Они ухитрялись так распределять силы, что их хватало не только на семейные, но и на общественные дела. Пионеры разносили почту по домам. Когда во дворе звучал горн, надо было спускаться за письмом. Они чинили крыши, пилили дрова и носили воду семьям красноармейцев.

И они были равными в том поединке благородства, когда старшие старались незаметно отдать свою долю младшим, а младшие делали то же самое по отношению к старшим.

Слайд № 15

С каждым днём ленинградцам становилось всё труднее. Приближалась зима. Надвигался голод. С 20 ноября в городе была установлена самая низкая норма. По подобным кортачкам выдавали хлеб – 250 граммов хлеба на карточку рабочего и 125 граммов хлеба на карточку служащего и неработающего, но шло время и запасы истощались…

Единственным «окном» , соединявшим Ленинград с «большой землёй» , было Ладожское озеро. По нему была организована доставка продовольствия. 22 ноября 1941 года первая колонна грузовиков доставила по льду 33 тонны продовольствия. Заработала трасса, прозванная «Дорогой жизни» . Фашисты постоянно бомбили эту дорогу, но шофёры мужественно продолжали доставлять продукты, вывозить людей, исторические и художественные ценности. В апреле сошёл лёд на Ладожском озере, но «дорога жизни» продолжала существовать – через Ладогу пошли баржи

Слайд № 16

Многие знают трагическую историю 11-летней Тани Савичевой. Ленинградская школьница , которая с начала блокады Ленинграда начала вести дневник в записной книжке, оставшейся от её старшей сестры Нины. В этом дневнике всего 9 страниц и на шести из них записи о гибели ее большой семьи в блокадном Ленинграде .

Вот эти записи : «28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.30 ночи 1941 г.» . «Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.» . «Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.» . «Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня. 1942 год» . «Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год» . «Мама – 13 марта в 7 часов 30 минут утра. 1942» «Савичевы умерли все» . «Осталась одна Таня» . Таню удалось спасти от голодной смерти. Её вывезли в детский дом в Горьковскую область. Но крайнее истощение, нервное потрясение, ужасы войны сломили девочку и она вскоре умерла.

Слайд № 17 Наиболее тяжелой для ленинградцев была зима 1941/42 года. Иссякли запасы топлива. В жилые дома прекратилась подача электроэнергии. Вышел из строя водопровод, было разрушено 78 км канализационной сети. Перестали работать коммунальные предприятия.

Слайд № 18

Учиться в жестоких условиях зимы стало подвигом. Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в школе. В школах стало необычайно тихо, дети перестали бегать и шуметь на переменах, их бледные и изможденные лица говорили о тяжких страданиях.

Слайд № 19

Урок продолжался 20-25 мин. больше не выдерживали ни учителя, ни школьники. Записей не вели, так как в не отапливаемых классах мерзли не только худые детские ручонки, но и замерзали чернила.

Рассказывая об этом незабываемом времени, ученики 7-го класса 148-й школы писали в своем коллективном дневнике : «Температура 2-3 градуса ниже нуля. Тусклый зимний, свет робко пробивается сквозь единственное небольшое стекло в единственном окне. Ученики жмутся к раскрытой дверке печурки, ежатся от холода, который резкой морозной струей рвется из-под щелей дверей, пробегает по всему телу. Настойчивый и злой ветер гонит дым обратно, с улицы через примитивный дымоход прямо в комнату… Глаза слезятся, читать

тяжело, а писать совершенно невозможно. Мы сидим в пальто, в галошах, в перчатках и даже в головных уборах…»

Учеников, продолжавших заниматься в суровую зиму 1941- 1942 г., с уважением называли «зимовщиками» .

Слайд № 20

В условиях осажденного Ленинграда занятия проходили в необычной обстановке. Нередко во время урока раздавался вой сирены, возвещавшей об очередной бомбежке или артобстреле. Ученики быстро и организованно спускались в бомбоубежище, где занятия продолжались. Обучение проходило по сокращенному учебному плану, в который были включены только основные предметы.

Слайд № 21

К скудному хлебному пайку дети получали в школе суп без вырезки талонов из продовольственной карточки. С началом действия Ладожской ледовой трассы десятки тысяч школьников были эвакуированы из города. Наступил 1942 г. В школах, где не прекращались занятия, были объявлены каникулы

Слайд № 22

И в незабываемые январские дни, когда всё взрослое население города голодало , в школах, театрах, концертных залах для детей были организованы новогодние елки с подарками и сытным обедом. Для маленьких ленинградцев это было настоящим большим праздником

Одна из учениц писала об этой новогодней елке : «6 января. Сегодня была елка, и какая великолепная! Правда, я почти не слушала пьесы : все думала об обеде. Обед был замечательный. Дети ели медленно и сосредоточенно, не теряя ни крошки. Они знали цену хлебу, на обед дали суп-лапшу, кашу, хлеб и желе, все были очень довольны. Эта елка надолго останется в памяти».

Были и новогодние подарки, о них так вспоминал участник блокады П . П. Данилов : «Из содержимого подарка мне запомнились конфеты из льняного жмыха, пряник и 2 мандарина. По тому времени это было очень хорошее угощение». Для учащихся 7-10-х классов елки были устроены в помещениях театра драмы им. Пушкина, Большом драматическом и Малом оперном театрах. Сюрпризом было то, что во всех театрах было электрическое освещение. Играли духовые оркестры. В театре драмы им. Пушкина был дан спектакль «Дворянское гнездо» , в Большом драматическом – «Три мушкетера» . В Малом оперном театре праздник открылся спектаклем «Овод» .

Слайд №23

Смерть шла по городу. Входила во все дома. Люди падали на улицах, на работе и уже не могли подняться. Дома умирали дети, старики. Свыше 650 тысяч ленинградцев погибло от голода .

Слайд № 24

Жизнь в осажденном городе требовала упорного, повседневного труда. А тружениками были и дети. Наступила весна, все жители города вышли на уборку снега и дети работали на равне со взрослыми

Слайд № 25

А весной у школьников началась «огородная жизнь» . На клумбах в парках выращивали зелень и овощи, картофель, капусту, репу…

Слайд № 26,

На равных, с чувством исполненного долга встречались ленинградские мальчики «сыновьями полков»

Слайд № 27

Сотни юных ленинградцев были награждены орденами, тысячи – медалями «За оборону Ленинграда » . 900 дней и ночей героической обороны города они прошли как достойные соратники взрослых.

Слайд № 28,

Осенью 1942 года советские войска начали готовиться к прорыву блокады . Неоднократно предпринимались попытки прорвать кольцо блокады . Но это удалось только в январе 1943 года. В результате наступления наши войска заняли Шлиссельбург и ряд других населенных пунктов. 18 января 1943 года блокада была прорвана . Между Ладожским озером и линией фронта образовался коридор шириной 8-11 км. Ленинград выстоял , победил!

(Мемориал. Музей-диорама «Прорыв блокады Ленинграда » . В район деревни Марьино, Лен обл)

Слайд № 29

Однако прошёл ещё год, прежде чем Ленинград был полностью освобождён от блокады . 27 января 1944 года советские войска окончательно разгромили фашистов под Ленинградом и полностью сняли блокаду , которая длилась 900 дней. В этот же день в городе прогремел салют.

Слайд № 30,31

Память о войне, о жертвах войны. Она набатом стучит в наших сердцах, повелевая не забывать подвиг народа, бережно хранить мир, завоеванный ценой более 20 миллионов человеческих жизней. Почет и вечная слава тем, кто в годы войны защищал Родину от врага, кто стоял в тылу у станков и выращивал хлеб на полях, всем тем, кто своим трудом и ратным подвигом приближал долгожданную победу.

Минута молчанья…

Склонитесь, и молод, и стар,

В честь тех, кто за счастье

Кто жизнь ради жизни отдал.

Подведение итогов

Не было таких событий, кампаний и дел, в которых дети не участвовали. Расчистка чердаков, борьба с «зажигалками» , тушение пожаров, разборка завалов, очистка города от снега, уход за ранеными, выращивание овощей и картофеля, работа по выпуску оружия и боеприпасов – всюду действовали детские руки. На равных, с чувством исполненного долга встречались ленинградские мальчики и девочки со своими сверстниками – «сыновьями полков» , получившими награды на полях сражений.

И мы с вами, как настоящие петербуржцы, будем помнить о трудных годах жизни нашего города и о том, что в нашем городе живут люди, которые пережили блокаду Ленинграда . Нам с вами заботиться и помогать им.

А сейчас, давайте еще раз посмотрим на наш Великий город

Демонстрация слайдов с видами Санкт-Петербурга.

Вы видите как красив Петербург-Ленинград . Пожалуйста, любите, наш город, узнавайте его, просто ходите по его замечательным улицам! Сохранить его красоту

Спасибо за внимание!

Сценарий мероприятия, посвященного Дню снятия блокады Ленинграда

Составитель: Шхаева Светлана Абубекировна, учитель английского языка.

Место проведения: МОУ «Гимназия № 17».

Цель: воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.

Задачи: формирование у учащихся осознания исторического прошлого,

сформировать представление о роли Ленинграда в Великой Отечественной войне;

воспитание гражданской ответственности, чувства достоинства, уважения к истории и культуре своей страны; воспитание чувства сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда с помощью музыкальных произведений и поэтической литературы.

Участники: учащиеся 7 « з » класса.

Оборудование: компакт-диск с песней «Темная ночь», слова В. Агатова, музыка Н.Богословского, «Седьмая симфония Шостаковича», «Пятая симфония Шостаковича».

Слайды: «Пискаревское кладбище», «Дорога жизни», «В блокадном Ленинграде», «Дневник Тани Савичевой».

Ведущий 1: Внимание! Внимание! Внимание!

Российское правительство 27 января объявило Днем воинской славы России. В этот день в 1944 г. была снята блокада города Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга).

Подвигу советских людей в Великой Отечественной войне против фашистских захватчиков посвящается наше выступление. (Слайд «Оборона Ленинграда». Звучит «Пятая симфония Шостаковича»).

Ведущий 2: 68 лет отделяют нас от суровых и грозных лет войны. Но время никогда не изгладит из памяти народа Великую Отечественную войну 1941-1945 годов, самую тяжелую и жестокую из всех войн в истории нашей страны.

Чтец:

Была война, прошла война,

Над полем боя тишина.

Но по стране, по тишине

Идут легенды о войне.

Ведущий 1: Битва за Ленинград является одной из решающих битв Второй мировой войны и занимает особое место в мировой военной истории не только из-за своей продолжительности, но и благодаря героической стойкости, проявленной защитниками города. Ленинградское сражение охватило почти всю северо-западную часть страны и длилось более трёх лет. На защиту города Ленинграда поднялись все его жители: 500 тыс. ленинградцев строили оборонительные сооружения, 300 тыс. ушли добровольцами в народное ополчение, на фронт и в партизанское отряды.

Блокада города и вражеские обстрелы продолжались 900 дней. За это время на Ленинград обрушилось свыше 100 тыс. фугасных и зажигательных авиабомб, фашисты выпустили 150 тыс. снарядов. (Слайд «Оборона Ленинграда»). Звучит песня «Темная ночь», слова В. Агатова, музыка Н.Богословского.

Ведущий 2 : В истории осады Ленинграда самым трагическим периодом была зима 1941–1942 годов. Вся тяжесть легла на плечи рядовых ленинградцев. За годы блокады от голода, холода, бомбёжек и артобстрелов погибло 900 тыс. мирных жителей. Для Гитлера вопрос о судьбе Ленинграда решался однозначно: город должен был подвергнуться полному уничтожению. (Слайд «Оборона Ленинграда»).

Ведущий 1: Невиданные трудности и страдания пришлось пережить Ленинграду, его жителям и защитникам в блокадную зиму 1941-1942 года. Город был лишен запасов продовольствия и топлива, вышли из строя водопровод и канализация. Осенью 1941 года нормы продовольствия снижались пять раз. В ноябре рабочие получали по 250 грамм хлеба в день, все остальные по – 125 грамм. К началу осады из Ленинграда вывезли только небольшую часть жителей (менее 500 тыс. человек). Около 3 млн. человек не успели уехать. В осажденном городе осталось более 400 тыс. детей. Не было электричества, и почти весь город погрузился во тьму. Дома не отапливались. Воду приходилось брать из прорубей. Осажденный Ленинград оказался почти без запасов продовольствия. (Слайд «Блокада Ленинграда»).

Чтец:

И летели листовки с неба

На пороги замерзших квартир:

Будет хлеб. Вы хотите хлеба?..”

Будет мир. Вам не снится мир?”

Дети, плача, хлеба просили.

Нет страшнее пытки такой.

Ленинградцы ворот не открыли

И не вышли к стене городской.

Без воды, без тепла, без света.

День похож на черную ночь. Может, в мире и силы нету,

Чтобы все это превозмочь?

Умирали – и говорили:

Наши дети увидят свет!

Но ворота они не открыли.

На колени не встали, нет!

Мудрено ли, что в ратной работе

Город наш по-солдатски хорош?..

Петр построил его на болоте,

Но прочнее его не найдешь. (Елена Рывина, “Ночь”)

Ведущий 2: Но никакие вражеские обстрелы не могли деморализовать население. В суровых фронтовых условиях город продолжал набирать силы. Ленинградцы являли собой образец не только патриотизма, но стойкости и выдержки. (Слайд «Блокада Ленинграда»).

Чтец: Вспоминает Галина Павловна Вишневская. (Отрывок из книги “Галина”).

Началась блокада… Всего только несколько месяцев прошло с начала войны, а город уже голодал. Все меньше и меньше продуктов стали выдавать по карточкам. 20 ноября 1941 г. рацион хлеба дошел до 125 граммов иждивенцам и 250 граммов рабочим. Крупы выдавали 300 г, масла – 100 г в месяц. Потом пришло время, когда уже не выдавали ничего, кроме хлеба. Да и эти 125 г, от которых зависела жизнь, были не хлебом, а липким черным месивом, сделанном из мучных отходов, мокрым и расплывающимся в руках. Каждый растягивал свой кусок насколько мог…

Чтец:

Да, Ленинград остыл и обезлюдел,

И высятся пустые этажи,

но мы умеем жить, хотим и будем,

Мы отстояли это право – жить.

Здесь трусов нет, здесь не должно быть робких

И этот город тем непобедим,

Что мы за чечевичную похлёбку

Достоинство своё не продадим.

Есть передышка – мы передохнём,

Нет передышки, снова будем драться

За город, пожираемый огнём,

За милый мир, за всё, что было в нём,

За милый мир, за всё, что будет в нём,

За город наш испытанный огнём,

За право называться ленинградцем!

Ведущий 1: Какое-то время еще работали школы, кто был в силах, приходил. Сидели в пальто и шапках в ледяном нетопленом классе, голодные. У всех – закопченные лица; электричества уже не было, в квартирах горели коптилки – баночки с какой-то горючей жидкостью, в которые вставлялся маленький фитилек. Света она дает ничтожно мало, но коптить немилосердно, отсюда и название. И у учительницы нашей скопилась в морщинах эта копоть. Обессилевшие от голода люди постепенно стали опускаться – не мылись, покрылись вшами. (Слайд «Блокада Ленинграда»).

Чтец:

Вы памятник «детям блокады» видали?

Стоит у дороги из камня цветок,

Он символ трагедии, символ печали,

Непрожитых жизней, надежд и тревог.

Тела истощались, глаза потухали,

Он – память погибшим, он – гимн пережившим

Весь ужас тех страшных «девятисот».

Сердца замирали в надежде и страхе:

Недетские горести выпали им –

И тем, кто не выжил, и тем, кто остался;

И памятник мертвым, и память живым.

Уж стали седыми «блокадные дети»,

Прошло полстолетья, а сердце болит.

И памятник этот, на постаменте,

Живым об ушедших забыть не велит. (Савченко Лидия Михайловна, дитя блокадного Ленинграда).

Ведущий 2: Имя Тани Савичевой знает весь мир. Она жила в Ленинграде, в большой дружной семье. Школьнице Тане Савичевой было 11 лет. В дни блокады вела дневник. В этом дневнике всего 9 страниц и на шести из них даты смерти близких людей.

Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня».

Умирающую девочку удалось вывезти из блокадного Ленинграда. Но спасти её было уже невозможно. Она умерла 1 июля 1944 года. Дневник Тани Савичевой фигурировал на Нюрнбергском процессе как один из обвинительных документов против нацистских преступников. (Слайд «Дневник Тани Савичевой»).

Чтец:

На берегу Невы,

В музейном зданье,

Хранится очень скромный дневничок,

Его писала Савичева Таня.

Он каждого пришедшего влечет,

Пред ним стоят сельчане, горожане,

От старца – до наивного мальца.

И письменная сущность содержанья

Ошеломляет души и сердца.

Это - всем живущим в назиданье,

Чтобы каждый в суть явленья вник, -

Время

Возвышает

Образ Тани

И ее доподлинный дневник.

Над любыми в мире дневниками

Он восходит, как звезда с руки.

И гласят о жизненном накале

Сорок две святых его строки.

В каждом слове - емкость телеграммы,

Глубь подтекста,

Ключ к людской судьбе,

Свет души, простой и многогранной,

И почти молчанье о себе...

Это смертный приговор убийцам

В тишине Нюрнбергского суда.

Это – боль, которая клубится.

Это – сердце, что летит сюда...

Время удлиняет расстоянья

Между всеми нами и тобой.

Встань пред миром,

Савичева Таня,

Со своей

Немыслимой судьбой!

Пусть из поколенья в поколенье

Эстафетно

Шествует она,

Пусть живет, не ведая старенья,

И гласит

Про наши времена!

(Сергей Смирнов. Из поэмы «Дневник и сердце»)

Ведущий 2: Были столовые, где за талончик на 20 г крупы давали тарелку супа. Правда, суп – одно только название, но хоть что-нибудь, все лучше, чем ничего…” (Слайд “Ленинградский хлеб”).

Надвигался голод! Развивалась своеобразная ленинградская кулинария: люди научились делать пышки из горчицы, суп из дрожжей, котлеты из хрена, кисель из столярного клея. Хлеб – это совсем маленький кусочек… тяжелый, липкий, сырой. Хлеб содержал всякую дрянь и лишь немного муки. Почти все ленинградцы стали дистрофиками. Одни распухли и блестели, как будто покрытые лаком. Это первая степень дистрофии. Другие – высохли – вторая степень. В конце декабря хлебная пайка стала почти вдвое тяжелее – к этому времени значительная часть населения погибла. Многие от слабости падали и умирали прямо на улицах. Весной 1942 года при таянии снега на улицах и площадях нашли около 13 тысяч трупов. Власти зарегистрировали более 250 случаев людоедства, а на рынках торговали сомнительным студнем.

Ведущий 1: Надо отметить, что предпринимались все возможные меры, чтобы облегчить положение ленинградцев, сократить число неминуемых жертв. По льду Ладожского озера была проложена автомобильная дорога, названная “дорогой жизни”. Она позволила подвозить боеприпасы, продукты, вывозить больных из блокадного города. За 102 дня работы ледовой трассы по ней было доставлено в Ленинград более 200 т грузов. Работа ледовой трассы сделала возможным уже с 25 декабря повысить нормы выдачи хлеба рабочим на 100 г, служащим, инвалидам и детям - на 75 г в сутки.

По дну озера был проложен энергетический кабель, а также трубопровод, снабжавший Ленинград горючим. Хлеб доставляли теперь не только по воздуху, но и по ледовой дороге через Ладожское озеро. Грузовики шли по льду под постоянными бомбежками, поэтому этот путь прозвали “Дорогой смерти”. (На фоне музыки показ слайдов о “Дороге жизни”).

Чтец:

Сквозь бури-шторма, через все преграды

Ты, песнь о Ладоге, лети.

Дорога Жизни здесь пробита сквозь блокаду,

Другой дороги не найти.

Ох, Ладога, родная Ладога.

Метели, штормы, грозные снега

Недаром Ладога родная

Дорогой Жизни названа.

Зимой машины мчались вереницей,

А лёд на Ладоге трещал –

Возили хлеб для Северной столицы,

И Ленинград нас радостно встречал.

И знаем мы – кровавая блокада

Исчезнет скоро, словно тень.

Растут и крепнут силы Ленинграда,

растут и крепнут каждый день. (Песнь о Ладоге. П.Богданов).

Ведущий 1: В осажденном Ленинграде Дмитрием Шостаковичем была создана Седьмая симфония, получившая название “Ленинградская”.9 августа 1942 года шел 355-й день блокады. Большой зал Ленинградской филармонии не вместил всех желающих послушать Седьмую симфонию Дмитрия Шостаковича, впервые исполняемую в городе на Неве.

(Звучит «Седьмая симфония Шостаковича»).

Чтец:

Я помню блеск немеркнущих свечей

И тонкие, белей, чем изваянья,

Торжественные лица скрипачей,

Чуть согнутые плечи дирижера,

Взмах палочки - и вот уже поют

Все инструменты о тебе, мой город,

Все рупора Симфонию твою... (Из поэмы Л. Поповой "Седьмая симфония")

Ведущий 1: Страшным был итог блокады. За 900 дней погибло 800 тысяч человек. Это им посвящены печальные и торжественные слова, начертанные на мемориальной стене Пискаревского кладбища: «Их имен благородных мы здесь перечислить не можем, так их много под вечной охраной гранита. Но знай, внимающий этим камням, никто не забыт и ничто не забыто». (Слайд «Пискаревское кладбище»). За фигурой Родины-матери на гранитной стене строки Ольги Бергольц:

Чтец:

Здесь лежат ленинградцы.

Здесь горожане - мужчины, женщины, дети.

Рядом с ними солдаты - красноармейцы.

Всею жизнью своею

Они защищали тебя, Ленинград.

Так пусть же пред жизнью

Бессмертною вашей

На этом печально-торжественном поле

Вечно склоняет знамена народ благодарный,

Родина-мать и город-герой Ленинград.

Ведущий 2: Битва за Ленинград закончилась. В течение 900 дней ленинградцы и советские воины при поддержке и помощи всей страны в боях и упорном труде отстаивали город. Ни голод и холод, ни авиационные бомбардировки и артиллерийские обстрелы не сломили славных защитников города. Родина высоко оценила заслуги города-героя. Более 930 тыс. человек удостоились медали “За оборону Ленинграда”. (Слайд «Пискаревское кладбище»).

Чтец:

Мне кажется:

Когда гремит салют,

Погибшие блокадники встают.

Они к Неве

По улицам идут,

Как все живые,

Только не поют.

Не потому,

Что с нами не хотят,

А потому, что мертвые

Молчат.

Мы их не слышим,

Мы не видим их,

Но мертвые всегда

Среди живых.

Идут и смотрят,

Будто ждут ответ:

Ты этой жизни

Стоишь или нет?

Прошу всех встать и почтить помять погибших во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. (Минута молчания).