Сценарий Познавательного часа «Русские богатыри в народном творчестве. Конкурсно-игровая программа "на заставе богатырской" Игровая программа богатыри земли русской

Татьяна Бовырина
Сценарий праздника «Богатыри земли русской»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Буратино» п. Пруды.

Конспект занятия по теме : «Богатыри земли русской » .

Выполнила Бовырина Т. А.

Воспитатель подготовительной группы

МАДОУ детского сада «Буратино» .

п. Пруды 2015 год.

Занятие в подготовительной группе

«Богатыри земли русской » .

Цель : Продолжать формировать представление детей о героическом прошлом русского народа Древней Руси , великих русских богатырях земли русской .

Задачи : Продолжать знакомить детей с оружием богатырей , оживить представления о былинных героях : Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче. Формировать патриотические чувства к Родине и её истории, продолжать развивать у детей внимание, выдержку, память, воображение, воспитывать чувство гордости за богатырскую силу Руси , уважение к русским воинам , желание им подражать.

Предварительная работа : Рисунки на тему «Богатыри » , коллективные и индивидуальные беседы с детьми о богатырях , организация сюжетно – ролевой игры «Моя семья» . Чтение произведений о русских богатырях .

Средства : Магнитофон, выставка рисунков, доспехи, видео проектор

Участники : Дети подготовительной группы

Количество детей : 14 детей

Место проведения : старшая группа

Способы : индивидуальные, групповые.

Ход занятия:

Выбирается жюри, представляется.

Дети под музыку входят в зал, встают полукругом.

Ведущий : Сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте поздороваемся с нашими гостями. (Дети здороваются) .

Ой, вы добры молодцы, да красны девицы, собрались мы с вами на беседу добрую, да славную, чтоб был у нас мир лад и согласие. Беседовать мы о делах былинных, о славных богатырях земли нашей русской . Поведём мы рассказ сегодня, про седую старину, про дела бывалые, подвиги удалые. Чтоб красны девицы, послушали, чтоб добры молодцы, призадумались.

Давайте проведём богатырские состязания . Делитесь ка вы на две дружины славные, покажите свою силушку богатырскую , да удаль молодецкую. А вы девицы красавицы словом добрым помогайте, а коли надо выручайте.

Дети делятся на две команды. Добры молодцы и богатыри (значки) .

1 задание : Приветствие.

Добры молодцы :

Добры молодцы в строю едином

Всех дружнее и храбрей

И на честный поединок мы зовём богатырей .

Богатыри :

Победить желает каждый

И в команде слабых нет

За приветствие даётся стрела.

Воспитатель : Давайте посмотрим на экран. (На экране слайд, на котором изображён древний русский город ). Жизнь наших предков была трудной, им приходилось бороться с врагами, которые нападали на Русь. А кто охранял в те далёкие времена русскую землю ?

Дети : Богатыри (слайд с богатырями )

Кто такие богатыри ?

Дети : Силачи, воины, борцы, люди которые защищают Родину от врагов.

Воспитатель : А какие они были?

Дети : Сильные, смелые, отважные, бесстрашные, решительные, героические, доблестные, храбрые, мужественные, и т. д.

Воспитатель : Правильно, богатыри - это люди безмерной силы, стойкости и отваги, совершающие воинские подвиги. Они охраняли нашу Родину от врагов.

Даём стрелу

Воспитатель : Каких богатырей вы знаете ? (Называют по 1 слову каждая команда) .

Дети : Никита Кожемяка, Вольга Святославович, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Микула Селянинович, Илья Муромец, Святогор.

Воспитатель : Давайте посмотрим на картину, мы её рассматривали. Как она называется?

Дети : Три богатыря . Васнецова.

Воспитатель : Кто изображён на картине?

Дети : Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович.

Воспитатель : А с кем боролись герои богатыри ? (Отвечают по очереди)

Дети : С Соловьём разбойником, Змеем Горынычем, Тугариным Змеем, Кощеем Бессмертным, татарами, с врагами, нападавшими на Русь.

Воспитатель : Кто находится в центре картины? Отвечают Добры молодцы.

Добры молодцы : Илья Муромец. Он самый старший, могучий, опытный богатырь . Коня Ильи Муромца звали Бурушка. Он родился в городе Муроме. В детстве у Ильи отнялись ноги, и он не мог ходить. Исцелили его калики - странники, они попросили попить и наградили его силой богатырской .

Команда Богатыри :

Слева от Ильи Муромца Добрыня Никитич. Он из знатного рода, у него доспехи богаче , чем у других богатырей . Он боярского сословия. Коня у него звали Белюшка. Родом Добрыня Никитич из Рязани.

1 и 2 команда вместе :

Молодой богатырь Алёша Попович . Он самый весёлый и удалой. Он сын попа, священника. Он родом из Ростова.

Даём стрелу.

Воспитатель : Давайте я загадаю вам загадки, а вы попробуйте их отгадать.

1 команда :

Рубашку такую не вяжут, не шьют, её из колечек железных плетут.

(Кольчуга)

2 Команда :

Железная шапка с острым концом, А спереди клюв навис над лицом.

(Шлем)

1команда :

Оружие это не просто поднять, не просто поднять, в руке удержать

Снести им легко было голову с плеч, ну, что догадались? Конечно же

(Меч)

2 команда :

Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка,

На левой руке у героя висит, тяжёлый, блестящий и кругленький

(Щит)

Воспитатель : А какое оружие, вы ещё знаете?

Дети : Копьё, булава, палица, дубина, лук, стрелы.

Даём стрелу.

Под музыку в зал входит богатырь :

Илья Муромец : Уж вы гой еси добры молодцы, богатыри земли нашей . Привет вам, да поклон низкий от меня Ильи Муромца да сотоварищей моих : Добрыни Никитича, да Алёши Поповича. И вам поклон низкий девицы красавицы, и вам поклон низкий гости дорогие. Услыхал я про сильных и могучих богатырей и решил испытать вашу силушку богатырскую , да вашу смекалку. Станем же мы насупротив друг друга да разомнёмся перед состязанием серьёзным.

Звучит музыка Богатырская сила .

Илья Муромец : Дружно встали раз, два, три!

Мы теперь богатыри ! (руки в стороны)

Мы ладонь к глазам приставим (ладонь к глазам)

Ноги крепкие расставим

Поворачиваясь вправо (поворот вправо)

Оглядимся величаво

И налево надо тоже (поворот налево)

Поглядеть из под ладошек

А теперь на месте шаг

Выше ноги! Стой раз, два! (ходьба на месте)

Плечи выше поднимаем

А потом их опускаем (поднимаем и опускаем плечи)

Руки перед грудью ставим

И рывки мы выполняем (руки перед грудью, рывки руками)

Десять раз подпрыгнуть нужно

Скачем выше, скачем дружно (прыжки на месте)

Мы коленки поднимаем

Шаг на месте выполняем (ходьба на месте)

От души мы потянулись

И на место вновь вернулись.

Дети садятся на свои места.

1 соревнование : «Одень богатыря »

2 соревнование : «Собери пазлы»

3 соревнование : «Проскачи на коне»

Даём по стреле за каждое соревнование

Воспитатель : А теперь следующее испытание. Нужно назвать пословицы и поговорки о воинской доблести и славе. Дети называют по очереди каждая команда.

1. Один в поле не воин.

2. Один за всех и все за одного.

3. Кто впереди идёт, того страх не берёт.

4. Сам погибай, а товарища выручай.

5. Где смелость там и победа.

6. За правое дело стой смело.

7. Смекалка на войне помогает вдвойне.

8. Тот герой, кто за Родину горой.

9. Не тот герой, кто награду ждёт, а тот герой, кто за народ идёт.

10. Если дружба велика, будет Родина крепка.

Даём стрелу.

Воспитатель : А теперь викторина. По 1 вопросу каждой команде

1. Откуда родом Илья Муромец? (из города Мурома)

2. Кто передал Илье Муромцу меч кладенец? (Святогор)

3. Где родился Добрыня Никитич? (в Рязани)

4. Из какой семьи Алёша Попович? (священника, попа)

5. Главное оружие Соловья разбойника? (свист)

6. Богатырская цифра ? (три)

7. Змей по батюшке? (Горыныч)

8. Богатырская еда ? (Каша)

Даём стрелу.

Воспитатель : А сейчас мы отдохнём и поиграем в игру «Да-нет» .

Наша Родина сильна? Да

И у нас она одна? Да

На Руси богатыри есть ? Да

Им всегда хвала и честь? Да

Илья Муромец герой? Да

Он был самый молодой? Нет

Соловья он победил? Да

Из автомата подстрелил? Нет

Алёша Попович тоже герой? Да

Он сильный, смелый, молодой? Да

Он в Киеве граде дружинником был? Да

Карабаса в бою победил? Нет

На танках боролись богатыри с врагом ? Нет

Они воевали с мечом и копьём? Да

Добрыня Никитич был слабым и хилым? Нет

Он змея сумел победить своей силой? Да

Гордимся мы нашими богатырями ? Да

Хотим быть такими же сами? Да

Воспитатель : Дорогие дети! Вот и подошло к концу наше развлечение. Будьте сильными, смелыми, любите свою Родину и старайтесь быть похожими на защитников святой Руси, о которых мы сегодня с вами разговаривали. Вы все молодцы, хорошо выполняли все задания, были внимательными, ловкими, сообразительными. И я хочу сделать вам каждому подарок - это рисунок богатыря , который вы можете раскрасить.

Сценарий «Богатыри земли русской»

Тема защиты Отечества волнует многие поколения. Хочется верить, что и вы вырастите неравнодушными к своей истории, будете знать своих героев.
У каждого народа есть свои заветные имена, которые никогда не забываются. Чем дальше - тем ярче и светлее становится в памяти потомков светлый образ народных героев. Они, как звёзды на небосклоне, освещают исторический путь нашего народа, являя собой образец жертвенного служения своему Отечеству.

- Ребята, как называется наша Родина? (Россия, РФ)

В древности наше государство называлось Киевская Русь или просто Русь. И жили в ней русы – люди о которых слагали легенды.

Для того, чтобы узнать на какую тему мы сегодня с вами будем беседовать нужно отгадать загадку:


Силен, как вольный ветер, Могуч, как ураган Он защищает землю От злобных басурман!

Он силой доброю богат, Он защищает стольный град. Спасает бедных и детей,

И стариков, и матерей!

Кто это?
Дети: это богатырь.

Сегодня мы поговорим о Богатырях русских. Тема нашего классного часа «Богатыри Земли русской»

Какова Цель нашего классного часа?

Расширить знания о защитниках земли русской

Какие задачи вы перед собой сегодня поставите?(узнать о богатырях и их подвигах) Чем славится богатырь? (Своим подвигом)

Какие ассоциации возникают у вас со словом «богатырь»? (сильный, смелый, бесстрашный, защитник, заступник, справедливый воин силач …)

А как трактует значение этого слова толковый словарь?

Обратимся к словарю Сергея Ивановича Ожегова. (Слайд 4)

Богатырь 1) герой русских былин, совершающий воинские подвиги во имя Родины.

2) человек безмерной силы, стойкости, отваги.

Русский художник - Виктор Михайлович Васнецов, (Слайд 12) изобразил на своей знаменитой картине портреты самых известных богатырей. (Слайд 13)

Как вы думаете, как называется эта картина? Картина так и называется "Богатыри".

(демонстрируется репродукция картины В.М. Васнецова "Богатыри")

Что вам помогло догадаться, что название картины "Богатыри"?

Над картиной "Богатыри" Васнецов работал около 20 лет.

На фоне безбрежной степи художник изобразил трех богатырей, стоящих на страже границ.

Назовите, какие богатыри на ней изображены? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович)

Где тут самый старший богатырь?(это Илья Муромец)

А где самый молодой богатырь?(Алеша Попович)

Чем заняты богатыри? (Все трое зорко всматриваются в даль; не грозит ли русской земле беда.)

Они готовы встать на защиту Родины. За ними вся русская земля - ее поля, леса, реки.

А как богатыри защищали нашу Родину? Илья Муромец – одержал победу над соловьём разбойником, Алёша Попович одержал победу над Тугарином змеем. Кто может рассказать о тугарине змее? это половецкий хан Тугоркан из династии Шураканидов. Шарукан у половцев означало как раз " змея ". Добрыня Никитич защищал от монголо- татарского иго.

    Откуда был родом богатырь Илья?


(Из Мурома, из села Карачарова)

    Откуда родом был Алеша Попович (из Ростова)


3. Назовите имя богатыря, который грамоте не учился, за книги не садился, а учился с малых лет копьём владеть, из лука стрелять, богатырских коней укрощать. Врагов он часто побеждает не силой, а военной хитростью: притворяется глухим и заставляет противника подойти поближе, под каким-нибудь предлогом вынуждает врага обернуться и т.п.. (Алеша Попович)


4.Назовите имя богатыря, который в тяжкой битве победил Змея Огненного, освободил из полону много людей и среди них племянницу князя Владимира Забаву Путятичну. (Добрыня Никитич)

5. О каком богатыре идёт речь? Он человек уверенной силы, опыта и житейской мудрости. Память о нём, народная любовь к нему сохранилась до сих пор. Ему воздвигнуты памятники. Его именем называют военную технику (Илья Муромец)

Как называются народные песни, в которых прославляются подвиги богатырей? (былины)

Издавна любили на Руси в долгие зимние вечера или непогоду собираться вместе. Плели сети, чинили рыболовные снасти, мастерили разную домашнюю утварь, а сказитель (исполнитель народных былин) нараспев сказывал былину.

- А что же такое «былина»?

Давайте Обратимся к словарю . (Слайд 7)

Былина – русская народная эпическая песня о богатырях.

(русское народное песенное сказание)

Слово «былина» - происходит от слова «быль», то есть то, что ты было на самом деле. Они создавались для исполнения на праздниках, на пирах. Исполняли их особые люди – сказители, которые по памяти рассказывали былины нараспев и аккомпанировали себе на гуслях.

Давайте послушаем игру на гуслях.

Кто может рассказать былину об Илье Муромце, в которой говорится о том, что Илья 33 года не мог вставать?

Его ноги были парализованы. Но однажды в дом пришли странники. Они так просили больного принести им воды, что Илья не выдержал и попытался встать. Ему это удалось, он принес воды, но странники велели ему пить самому. Он выпил воды, исцелился и приобрел огромную силу. Странники рассказали Илье, где найти богатырского коня и доспехи и отправили Илью к князю Владимиру. По дороге русский богатырь совершил подвиг, защитив город Чернигов от кочевников.

- Каждый может стать богатырем. Что для этого необходимо . (Ученики отвечают смелость, сила, смышленность и находчивость.)

Когда богатыри собирались все вместе, они становились такими сильными, что победить их было невозможно. Об этом и пословицы говорят. Я вам сейчас предлагаю померится силами в знании военных пословиц. Я буду называть начало пословицы, а вы должны её продолжить.

Не родом богатырь славен, …………. а подвигом.

Лучше того дела нет, …………. чем родную землю от врагов защищать.

Смелому горох хлебать, ……… а несмелому и щей не видать.

1.Наша армия не одна, а с нею вся (страна).

2.Бой не каравай - рта (не разевай).

3.В бою нужна смекалка, отвага и (закалка).

4.Большая заслуга – выручить в бою (друга).

5.Сам погибай, а товарища (выручай).

6.Чем крепче дружба - тем легче (служба).

7.Паникёр и трус – как на плоту лишний (груз).

8.В разведку ходи – да лучше (гляди).

- В жизни каждого есть место подвигу. В наше время на земле русской есть ли Богатыри?

(Ребята отвечают) ДА. Охарактеризуйте людей, которые в наше время являются богатырями – это люди разных профессий, которые охраняют нашу землю, делают её богаче, а также отдают свои жизни для спасения других, защищают её от врага? Кого вы можете назвать богатырями нашей земли? (танкисты моряки, подводники, пехотинцы, пограничники, дисантники, лётчики, ракетчики)(пятилетняя девочка из Воронежской обл, которая при пожаре спасла своих братьев и сестер была награждена медалью «За отвагу при пожаре»

Лётчика Олега Пешкова, который погиб в Сирии во время выполнения боевого задания. Погибшему пилоту Олегу Пешкову посмертно присвоено звание Героя РФ.

Александра Позынич, который был убит во время спасательной операции. Он был награжден орденом мужества.

Этой же награды удостоен выживший штурман бомбардировщик Константин Мурахтин. )

И сегодня на классном часе, мы вспомним, каких героев - защитников земли русской вы знаете, а о ком - то расскажем вам что - то новое. Ребята нашего класса приготовили доклады о некоторых героях -защитниках. Вы должны внимательно слушать докладчиков, так как впереди у на будет работа по группам и эта информация может вам пригодится

II. Рассказ об Александре Невском. _______
- "Не в силе Бог, а в правде". Эти слова святого князя Александра, сказанные перед битвой на Неве, стали символом всех ратных подвигов нашего народа. После этой победы над шведами благоверный князь получил прозвище Невский. Бесстрашный воин, искусный дипломат, прозорливый государственный деятель - все эти дарования Господь соединил в личности князя Александра Невского. "Солнце земли Русской…" - так называл князя его современник митрополит Кирилл. Таковым остался он в памяти народной от лет древних до наших дней. Вы, конечно, слышали, что в конце прошлого года в телевизионном проекте "Имя России" всенародным голосованием таковым именем назван князь Александр Невский.
Послушайте рассказ о нём.

Рассказ об Александре Суворове. ______
- Благодарные потомки вот уже несколько столетий вспоминают имя
Александра Васильевича Суворова . Блестящий полководец, бесстрашно воевал с турками и французами. Его воспитанниками были не менее известные полководцы - защитники нашего Отечества: Кутузов, Багратион, Раевский.
Послушайте небольшой рассказ об
Александре Васильевиче Суворове .

* Выступление учащегося 6 класса.

VI. Рассказ о М. И. Кутузове. ________________________________________
- Хочу проверить, вы внимательно слушаете. О каком не менее известном и великом полководце - ученике А. В. Суворова, я уже упоминала? (О Кутузове)
Это российский полководец и дипломат. С военных лет он отличался военными и дипломатическими достоинствами.

Послушайте рассказ об Михаиле Илларионовиче Кутузове.

VII. Рассказ о К. Г. Жукове. ______________
- А сейчас вопрос на засыпку. За выдающиеся заслуги в нашей стране до 1991 года присваивалось высокое звание Героя Советского Союза. Какому единственному человеку в нашей стране звание Героя Советского Союза было присвоено четыре раза?

(Маршалу Георгию Константиновичу Жукову.

И за какие заслуги?

Первое звание он получил за окружение и разгром крупной группировки японских войск в районе реки Халхин - Гол в 1939 г.; второе - за успешно проведённую летом 1944 г. стратегическую операцию "Багратион", в ходе которой от фашистской оккупации была освобождена Белоруссия; третье - за Берлинскую наступательную операцию в апреле - мае 1945 г., по завершении которой была разгромлена крупнейшая группировка гитлеровских войск и взят Берлин. В 1956 г. за большую организационную работу в Вооружённых Силах СССР на посту министра обороны страны Г. К. Жуков был награждён четвёртой Золотой Звездой Героя Советского Сою-за.)

Послушайте рассказ о детстве Георгия Константиновича.

* Выступление учащегося 6 класса.

Спасибо нашим докладчикам. Они поделились с нами очень интересной и полезной информацией. А сейчас я вас попрошу разделиться на 2 группы. Каждая группа получит свою карточку с вопросами. Вы должны совместно выполнить это задание, после чего мы вместе со всеми выслушаем ваши ответы.

Заключение:

Давайте, подведём итоги нашего классного часа. Имена каких великих людей – защитников нашей земли русской, сегодня мы вспомнили?
(Ответы детей: Александр Невский, А. В. Суворов, М. И. Кутузов, Г. К. Жуков; полководцы Багратион, Раевский; русские богатыри; защитники Москвы)


- Обо всех ли героях-богатырях мы поговорили сегодня? Конечно, нет. Их тысячи. И каждый из вас может стать героем, богатырем. Как говорится, Богатырями не рождаются, Богатырями становятся. И происходит у всех по-разному )
Что необходимо сделать, что бы стать героем, богатырем.
(оберегать и защищать простых людей, защищать собственную землю)

Ученики делают вывод, что богатырь, герой никогда не предаст Родину.

Что вы узнали нового СЕГОДНЯ?об истории нашей родины и о её первых защитниках, о героях нашего отечества, о былине об Илье Муромце

Что вам больше запомнилось?

(Героические подвиги богатырей, и подвиги героев отечества)

Готовы ли вы стать на защиту нашей страны, если это будет необходимо? (поднимите руки)

Мы Отчизне верно служим

- Ты - один из сыновей.

Так расти, чтоб ты был нужен,

Дорог Родине своей.

Ничего нет лучше, краше

Милой Родины твоей!

Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней.

Вспоминай их добрым словом-

Слава им, борцам суровым,

Слава нашей стороне!

Слава нашей старине!

Спасибо за работу. Занятие окончено.

Валентин Иванович ДикУль (род. 1947) - выдающийся атлет нашего времени. Он выполнял на арене цирка два неповторимых силовых номера: удерживал на своем теле металлическую «пирамиду» весом в одну тонну, а на спине - автомобиль «Волга» (при этом нагрузка составляла 1570 килограммов). Уникальность этих номеров еще и в том, что выполнял их атлет после травмы позвоночника. Почти семь лет он не мог двигаться. С помощью тренажеров собственной конструкции сумел восстановить прежнюю форму. Сейчас В. И. Дикуль возглавляет Центр реабилитации больных со спинномозговой травмой и последствиями церебрального паралича.

Спортивно-игровой праздник «Богатыри» носит воспитательный характер. Сценарии мероприятия подходит как для воспитанников детского сада, так и для первоклассников. Для участия в празднике можно привлечь родителей или учащихся старших классов, если мероприятие проводится в школе.

Участвуют:

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ.

АЛЁША ПОПОВИЧ.

БОЙЦЫ - воспитанники детского сада

БОГАТЫРИ (низко кланяясь всем)

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ

Ой, да жили на Руси богатыри!

Берегли они покой родной земли.

АЛЁША ПОПОВИЧ

Не мечом рубить,

Не крушить, да сечь,

Вышли мы на круг,

Сняв кольчуги с плеч.

Скажем вам, друзья:

«Выходи любой!

Удальцов зовём

На потешный бой!»

ВОИНЫ

Мы готовы!

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ

Но узнайте, вы, други-молодцы - как пойдёт, закипит состязание, так тотчас явятся сюда наши недруги - Лень липучая, да Робость бледная, станут мешать! Не сдадитесь? Не отступите?

ВОИНЫ

АЛЁША ПОПОВИЧ

(собирая «воинов» вкруг)

Так затеем же игры разные,

Да потехи устроим весёлые,

Сила-силушка молодецкая

В этих игрищах пусть прославится!

(Богатыри делят «воинов» на две команды при помощи считалок, например)

Жаба прыгала, скакала,

Чуть в болото не упала.

Из болота вышел дед -

Двести восемьдесят лет.

Раз, два, три -

Это, верно, будешь ты!

Ехала телега из Москвы,

Потеряла три доски.

Стук-звон,

Выйди вон!

Вышел месяц из тумана,

Вынул ножик из кармана.

Буду резать, буду бить,

Всё равно тебе водить!

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышел месяц погулять.

А за месяцем луна -

Оставайся ты одна.

(Команды можно подобрать при помощи жеребьёвки. Например, Алёша Попович по очереди подводит к Илье Муромцу двух «воинов», из которых тот выбирает одного. Перед тем как предстать перед богатырём, нужно договориться, кто из «воинов» будет кто, например.)

Белый рыцарь или Красная Шапочка?

Сахару кусочек или синенький платочек?

Стальное колечко или бедное сердечко?

Обруч вертеть или в небо лететь?

Шар катить или воду лить?

В лесу заплутать или птичку достать?

Какого кота - рыжего или полосатого? и т.д.

На середине жеребьёвки богатыри меняются ролями: теперь Илья Муромец подводит «воинов » к Алёше Поповичу, а тот выбирает.

Когда команды тем или иным способом сформированы, Богатыри объявляют первое испытание - «эстафету».

Перёд её началом они дают «воинам» краткую историческую справку:

… Само слово «эстафета» родилось в Испании от слова «стремя». В прежние времена, когда ещё даже не слышали о телефоне и Интернете, новости посылались с посыльными. Обычно это бывал всадник на коне. Получит он сообщение, ногу в стремя, сам в седло - и вперёд! Как можно скорей! Гнал лошадь, что было сил. Но силы у лошади не бесконечны. Устанет конь, его сменят - и снова в путь. А уж как сам посыльный из сил выбьется, так его сменяет другой посыльный. Так и появилась эстафета.

Часто гонцу приходилось преодолевать в пути разные препятствия: переправляться через реки, пробираться сквозь густой лес и т.д.

В те давние времена любой воин мог сделаться таким посланником.

(Богатыри предлагают «воинам» тоже попытать свои силы и объявляют первую эстафету, одну или несколько, по выбору)

1. Бег двоих участников в одном обруче.

2. Бег спиной вперёд.

3. Бег с книгой на голове.

4. Бег с ведением мяча.

5. Бег с отбиванием воздушного шарика и т.д.

(«Воины» выстраиваются по линии старта, но тут совершенно неожиданно появляются Лень и Робость.)

ЛЕНЬ И РОБОСТЬ

(шагая, хором)

Расставим мы сети,

Затянем в болото;

И всё станет лень вам,

И всё неохота (повтор).

ЛЕНЬ

Чего вы тут затеяли?.. Игры какие-то… состязания… Зачем это всё? Зачем стараться, напрягаться… когда есть диван мягкий, да телевизор?! Вот там, в нём, пускай и напрягаются. А мы ляжем да поглядим (манит детей к дивану). Сейчас «телик» включим… (ложится). А то и включать не станем… так полежим… Идите ко мне. Тут хорошо, мягко… (зевает).

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ

Не поддавайтесь, ребята!

ВОИНЫ

Не поддадимся!

РОБОСТЬ

(зажимая уши)

Ой, не шумите так!

(С опаской оглядываясь по сторонам.)

Что это у вас? Мячи? Они же прыгучие, драчливые… Ой, а это что? Шары? Они же лопаются! Давайте лучше сядем в стороночке, помолчим тихонечко… так время и пройдёт.

АЛЁША ПОПОВИЧ

Вот зануды! Не слушайте их, ребята! Начнём нашу эстафету!

ВОИНЫ

РОБОСТЬ

(снова зажимая уши)

Я робею и дрожу

И пожалуй… ухожу.

(Робость будит Лень, уже успевшую задремать на диване, зовёт с собой. Но Лень, проснувшись и оглядевшись, начинает что-то шептать Робости: обе, похоже, о чём-то тайком договариваются.)

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ

(махнув на них рукой)

Начнём же, други мои!

(Богатыри становятся во главе команд и проводят первую эстафету - беговую (одну или несколько). См. выше.)

Следующая эстафета - «пройди болото»:

У линии старта выстраиваются обе команды во главе с Богатырями. Напротив каждой команды расположен ряд «кочек» (это могут быть простые круги, нарисованные на полу). Воины должны переправиться по ним через «болото», перепрыгивая с «кочки» на «кочку». Первыми дорогу прокладывают Богатыри. Каждый очередной «воин-гонец», закончив прыгать, бежит к своей колонне и передаёт эстафету следующему «гонцу». Побеждает команда, первой закончившая «переправу».

(В это время Лень и Робость продолжают шушукаться. Богатыри обращают на них внимание детей.)

АЛЁША ПОПОВИЧ

А что, воины, не расшевелить ли нам этих двоих, а то сидят там, шепчутся. Может, развлечём их, распотешим!

(Алёша Попович приносит полную коробку теннисных шариков (или лёгких маленьких мячей) и объявляет задание: набросать как можно больше шариков на диван.

Начинается потеха. «Воины» стараются попасть шариками не в Лень и Робость, а на диван, а Лень и Робость, в свою очередь, стараются отбить как можно больше шариков.

Провести игру можно и в виде состязания между командами, предварительно пометив шарики. Выигравшей будет считаться команда, набросавшая больше шариков со своей меткой на диван.

Лень и Робость сами собирают шарики и объявляют, каких к ним попало больше. В это время Богатыри готовят следующее состязание: к перекладине привязывают мяч так, чтобы он почти касался пола, а под ним раскладывают много мелких предметов.

После окончания «обстрела» дивана, Богатыри предлагают «Воинам», Лени и Робости поиграть всем вместе. Игра называется «попробуй собери». Нужно взять мяч в руки и отойти на несколько шагов. Затем поднять мяч до уровня головы и толкнуть его. Пока мяч раскачивается, нужно собрать как можно больше предметов таким образом, чтобы мяч не коснулся собирающего.)

ЛЕНЬ

У меня и так вон, сколько шариков, зачем мне ещё что-то там собирать? (снова усаживается на диван).

РОБОСТЬ

Ой, а если мяч по мне попадёт! Нет, боязно.

(Тоже усаживается на диван. Они опять начинают шушукаться.)

(Воины начинают игру. Когда все предметы собраны, Богатыри обращаются к детям)

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ

А теперь начнёмте смело

Бой честной да удалой!

Пусть народ на вас полюбуется!

АЛЁША ПОПОВИЧ

Полюбуется, да и сам решит,

Кто из вас сильней,

Кому первым слыть!

(Богатыри объявляют условия игры «перетягивалки»:

Обе команды становятся по разные стороны начерченной на полу линии и берутся за руки. По сигналу Богатырей «воины» стараются перетянуть друг друга за черту. Те, кого перетянули, выбывают. Оставшиеся «воины» составляют новые пары и игра продолжается до последнего «война» которого Богатыри и объявляют победителем.

Следующее испытание на силу рук - «лист в кулаке». Перед каждым желающим кладётся лист газеты. Правую руку нужно завести за спину, а левой, комкая, собрать лист газеты в кулак. Побеждает тот, кто соберёт лист первым.)

(В это время Лень и Робость, пошептавшись, поднимаются, наконец, с дивана.)

ЛЕНЬ

(лениво, неохотно)

Что ж, мы должны признать…

Вы и сильные, вы и смелые…

РОБОСТЬ

(тихонько, Лени)

Но не всё ещё и потеряно…

(Подражая Богатырям.)

Мы своё теперь предлагаем вам!-

Испытать хотим

Мы не силушку,

А умишко ваш,

Да внимательность!

(Толкает Лень).

ЛЕНЬ

(встрепенувшись)

А условия будут у нас такие… Хотя… может быть, вы заранее не согласитесь, так я и говорить не стану, силу тратить.

АЛЁША ПОПОВИЧ

Говорите ваше условие. Никто здесь не испугается, правда?

ВОИНЫ

Правда! Не испугаемся!

(Лень и Робость подталкивают друг друга: Лень ленится говорить, а Робость робеет).

ЛЕНЬ

Ну, одним словом, так: кто проигрывает, тот к нам идёт, на наш диванчик мягонький (ехидно). Да-а-с!

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ

Ладно, быть посему.

РОБОСТЬ

Тогда садитесь все поудобнее. Расслабьтесь, не напрягайтесь… Вот вам игрушечка, тоже мягонькая, пушистенькая.

(Показывает какую-нибудь мягкую игрушку.)

(Ещё ехиднее.)

А руки вам и не понадобятся вовсе. Вы их в карманы засуньте… вот так. А теперь вот так сделаем: пытается, прижав игрушку подбородком к груди, передать её Лени. Лень изо всех сил старается принять игрушку также между подбородком и грудью. У них ничего не получается. Наконец, обе оставляют свои попытки.

ЛЕНЬ

Ну, в общему вы поняли. Давайте начинайте, а мы полюбуемся.

Дети начинают «сидячую эстафету», передавая мягкую игрушку от одного к другому показанным им способом. Тот, кто её роняет, вынужден отправиться на диван, к Лени и Робости, которые, заполучив первых пленников, оживляются. Даже Лень соглашается стать ведущей в следующей игре. Она называется « закончи слово »:

Дети становятся в круг. Лень-Ведущий по очереди бросает мячик каждому игроку и произносит первый слог какого-нибудь слова. Например, «Ка…» Игрок должен поймать мяч и одновременно договорить слово, например, «ша!» То есть, «каша». Но можно и «ска!» или «рта!» Или Лень произносит: «Те…», а игрок отвечает: «левизор!», или «лега!» или «сто!» Игроки, не сумевшие одновременно поймать мяч и закончить слово, отправляются на «штрафной» диван «пленником» к Лени и Робости.

Оставшиеся продолжают играть с Ленью в качестве Ведущей, поскольку Робость наотрез отказывается, повторив, что боится мяча.

Следующая игра называется «лови - не лови»: Игроки становятся в линию, а Лень - перед ними в 4-5 шагах. Условия таковы: если, бросая мяч игроку, Лень произносит «съедобное» слово, то есть, например, «огурец», «колбаса», «вишня», то игрок должен поймать мяч, а если Лень произносит «несъедобное» слово, например, «стол», «часы», «книга», то мяч ловить нельзя. Проигравшие присоединяются к прежним проигравшим, сидящим на диване.

Игроки выстраиваются в шеренгу в 5-6 шагах от Робости, которая начинает показывать различные упражнения. Дети должны их повторять. Перед началом игры Робость говорит, что повторять движения за ней нужно лишь в том случае, если она произносит слово «ребятки», например:

- «Ребятки, руки вверх!» или «Ребятки, присесть и улыбнуться! Но если она произносит свой приказ без этого слова, то нужно оставаться без движения, например: «Присесть и нахмуриться!»

Игроки, которые ошибутся, выбывают из игры и отправляются на диван.

Следующая игра называется « больше - меньше».

Её также соглашается провести Робость.

Игроки становятся в круг, Робость - в середину. Она называет большие и маленькие предметы, больших и маленьких животных, птиц, растения и т.д. Когда называются большие предметы, игроки должны стать на носочки и тянуться вверх, а если маленькие - присесть накорточки. Игрок, который ошибся и на «большое слово» присел на корточки или вытянулся на «маленькое слово», отправляется на всё тот же диван. —

Робость может сама выполнять эти движения и время от времени ошибаться, стараясь запутать игроков.

Наконец, все состязания и игры закончены.

РОБОСТЬ

(в полном восторге, указывая на диван)

Вон сколько силачей, да умников, да храбрецов у нас набралось!

ЛЕНЬ

А у вас, богатыри, не так уж много и осталось! Ха-ха!

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ

Да они случайно к вам попали! Такое в жизни случается. И ни-че-го не значит! Как попали, так и уйдут от вас.

ЛЕНЬ

Как это!? А как же условие!?

АЛЁША ПОПОВИЧ

Мы ведь сами на такое условие для ребят согласились, нам их из плена и вызволять!

РОБОСТЬ

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ

А вот мы сейчас сыграем с вами! Если мы выиграем, то все «воины» к нам и вернутся. Давайте так договоримся: за каждый ваш проигрыш - одного пленника мы себе забираем.

ЛЕНЬ

Ха-ха! Сыграешь с вами! Вы вон какие здоровые, да сильные! Всю свою жизнь только боритесь, да сражаетесь.

АЛЁША ПОПОВИЧ

Так мы же не бороться вам предлагаем.

(Подражая Лени и Робости.)

Мы тихонечко сыграем, не напрягаясь, не рискуя.

РОБОСТЬ

Как это - тихонечко?

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ

А вот сейчас сядем к вам на диванчик, на мягонький, и поборемся.

ЛЕНЬ

Ну, если на диване, не напрягаясь… я согласна.

РОБОСТЬ

Если не рискуя, то и я не против.

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ

Отлично! Тогда начнём.

(Богатыри усаживаются на диван к Лени» Робости и их «пленникам.)

Как насчёт того, чтобы загадки отгадать… ну, например, о зиме?

ЛЕНЬ

Это пожалуйста. Я зиму люблю.

Располагайся на печи,

Бей целый день баклуши

Да уплетай, знай, калачи,

Блины с вареньем кушай!

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ

Тогда слушайте первую загадку:

Сам без рук, без глаз, а рисовать умеет. Кто таков?

(Лень и Робость переглядываются.)

ЛЕНЬ

Не бывает такого.

РОБОСТЬ

(в тон ей)

Такого не может быть.

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ

Ещё как может! А ну-ка, ребята!

ВОИНЫ

ЛЕНЬ

Xм, ну, первый раз не считается.

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ

Нет, договор есть договор. Одного «воина» себе забираем. (Одна из девочек уходит с дивана.)

ЛЕНЬ

Ладно, ладно, ещё поглядим, кто кого.

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ

Слушайте вторую загадку: С неба звёзды падают, лягут на поля. Пусть под ними скроется чёрная земля. Много-много звёздочек тонких, как стекло. Звёздочки холодные, а земле тепло.

(Лень и Робость снова переглядываются).

РОБОСТЬ

Это стихи какие-то, а не загадка.

ЛЕНЬ

И что вы всё про зиму да про зиму!? Бр-р! Я даже замерзла.

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ

Отгадаем, ребята?

ВОИНЫ

Снежинки!

(Уходит вторая «пленница».)

АЛЁША ПОПОВИЧ

Значит, не хотите больше про зиму? Хорошо. Загадка про лето:

Доброе, хорошее, На всех людей глядит, А людям на себя Глядеть не велит.

(Лень и Робость беспомощно молчат. Алеша Попович делает детям знак.)

ДЕТИ

(Возвращается третья «пленница».)

АЛЁША ПОПОВИЧ

Один льёт, другой пьёт, Третий питается.

ДЕТИ

(немного подождав)

Варианты загадок:

Кто всю ночь по крыше бьёт

Да постукивает,

И бормочет, и поёт,

Убаюкивает?

В сенокос - горька,

А в мороз - сладка,

Что за ягодка?

Стоял на крепкой ножке,

Теперь лежит в лукошке.

Есть, ребята, у меня

Два серебряных коня.

Езжу сразу на обоих!

Что за кони у меня?

А ну-ка, ребята,

Кто угадает:

На десятерых братьев Двух шуб хватает.

(Варежки)

Две курносые подружки

Не отстали друг от дружки.

Обе по снегу бегут,

Обе песенки поют,

Обе ленты на снегу

Оставляют на бегу.

На Новый год ей каждый рад,

хотя колюч её наряд.

У какой птицы снежное имя?

(Снегирь)

Без окон, без дверей полна горница людей.

Падают с ветки золотые монетки.

(Осенние листья)

Серое сукно тянется в окно,

Логические концовки:

Если два больше одного, то один… (меньше двух)

Если река глубже ручейка, то ручеёк… (мельче реки)

Если сестра старше брата, то брат… (младше сестры)

Если правая рука справа, то левая… (слева)

(Наконец, все «воины», так или иначе, на свободе).

ЛЕНЬ

(обиженно)

Что же делать - вы всё знаете!

И меня не уважаете!

Больше с вами не дружу!

До свиданья, ухожу!

РОБОСТЬ

Ну, и я за Ленью вслед.

Мне тут вовсе жизни нет.

(Уходят, не попрощавшись.)

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ

(обнимая ребят, весело)

Ой, да жили на Руси богатыри!

Берегли они покой родной земли…

Свою силушку прославили в веках,

Славу добрую оставили в сердцах!

АЛЁША ПОПОВИЧ

Не мечом рубить,

Не крушить и сечь,

Вышли мы на круг,

Сняв кольчугу с плеч.

Скажем вам, друзья:

Все вы молодцы!

Все вы умники да и храбрецы!

Лень от вас ушла -

Не появится!

РОБОСТЬ

Вслед за ней -

Не заявится!

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ

А теперь, друзья!

Мы награды вам

Раздадим на всех!

Пусть звучит, звенит

Ваш весёлый смех!

(Богатыри вручают детям шуточные медали, значки и прочие призы и награды за участие и победы в отдельных видах состязании.)

Наталья Гребер
Сценарий праздника «Славные богатыри на Руси»

Сценарий праздника «Славные , богатыри на Руси » .

Цель : развивать у дошкольников патриотические чувства посредством духовно- нравственного воспитания. Формировать у детей интерес к историческому и духовному наследию России.

Задачи : закреплять и расширять знания детей о доблести русского воинства, о силе и славе богатырской Руси .

Декорации : город, ворота, модули для игры и др.

Предварительная работа : чтение художественной литературы о богатырях , воинах. Рассматривание иллюстраций с изображением богатырей , воинского оружия и доспехов. Слушание фольклорной и классической музыки по теме и т.

Ход праздника.

Ведущая. Дорогие ребята! Вы хотите попутешествовать? Сегодня мы отправимся с вами в необыкновенное путешествие в прошлое, побываем на народной ярмарке, увидим славных богатырей и даже поможем построить старинный город.

Глаза закрываем

В прошлое попадаем.

(Звучит фольклорная музыка, действие переносится на русскую ярмарку) .

Скоморох. Ярмарка, ярмарка!

Веселая ярмарка!

Продавайте, покупайте

Про ребят не забывайте!

Покупайте для души :

Ложки, кубки и ковши.

Гребешки с резьбою тонкой

Чашки, братины, солонки.

Чарки, блюдца, поставцы-

Понесли во все концы.

«Картинки с выставки» дети, свободно двигаясь по залу, инсценируют покупателей на ярмарке).

Ведущая. Все может родная земля : накормить тебя теплым хлебом, напоить родниковой водой, удивить своей красотой. С давних пор так повелось, как только на нашу землю приходил враг, все люди, и стар и млад поднимались на борьбу. Русские воины всегда славились своим мужеством и отвагой.

(На фоне музыки М. П. Мусоргского «Картинки с выставки» исполняется хореографическая композиция с участием взрослых «Змей» ).

Ведущая. И напал лютый Змей на родную сторонушку,

Заковал этот Змей солнце яркое.

И разрушил коварный Змей город каменный,

Город каменный, город прославленный !

Уничтожить хотел лютый Змей

Красных девушек, да малых детушек!

(Ярмарочный народ разбегается в разные стороны) .

Ведущая. Молвят старые былины :

Больше нет богатырей .

Эх, неправда! Сказки лживы!

И не верь баянам ты.

До сих пор в народе живы

Богатырские черты .

(Исполняется танец «Богатырский » на муз. А. Пахмутовой «Богатырская сила » ).

Ведущая. Ярмарка продолжается,

Народ развлекается.

(Проводится игра «Карусель» и другие народные игры или хороводы).

Ведущая. Освободили богатыри солнце красное ,

Победив врага лютого.

Принялся народ прославленный

Строить город православный .

(На фоне музыки М. Мусоргского «Рассвет на Москве- реке» все участники праздника из модулей строят город).

Илья Муромец. Честь и слава , и гордость России

Мы в делах, мы в труде велики

Имена наши очень простые :

Михаилы, Иваны, Петры,

Евдокимы, Егоры, Кириллы,

Шли в атаку, не жалея

Ни жизни, ни силы!

Добрыня Никитич.

Славен город наших дедов ,

В жизни многое изведав.

Он стоит из года в год

Наша гордость и оплот!

Алеша Попович.

И любыми временами

За такими вот стенами

Русь, спасая от невзгод,

Жил великий наш народ!

(На фоне колокольного звона выходят все участники праздника , становятся полукругом. Исполняется песня «Наша Россия» , муз. и сл. Роот. Праздник завершается чаепитием).

Публикации по теме:

Сценарий праздника «Богатыри земли русской» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Буратино» п. Пруды. Конспект занятия по теме: «Богатыри земли.

Сценарий праздника «Новый год на Руси. Подготовка к зимним святкам» Тема: Подготовка к зимним святкам. Новый Год на Руси. Цель: Приобщение детей к русским традициям. Рассказать о двух недельных колядках.

Тихотворение «Моя Святая Русь» (И. Репина) (в исполнении педагога) О, Родина моя! Моя святая Русь! В любви к тебе своей признаться не.

Из избы слышаться голоса девочек… - Девицы, айда на улицу гулять! Девицы выбегают на лужайку и поют песню «Было у матушки 12 дочерей».

Сценарий праздника для старших дошкольников «Зимние Святки на Руси» Сценарий праздника для старших дошкольников «Зимние Святки на Руси»

Сценарий праздника к Дню защитника Отечества для подготовительной группы ДОУ «Русские богатыри» Сценарий праздника на день защитника Отечества для подготовительной группы ДОУ «Русские богатыри» Составила: Хомякова Е. В., воспитатель.

Цель: укрепление здоровья обучающихся, повышение интереса к систематическим занятиям физкультурой и спортом, военно-патриотическое воспитание.

1. Совершенствование умений и навыков, полученных на уроках физкультуры, в усложненных условиях.

2. Развитие ловкости и быстроты движений, ориентирования в пространстве, скоростно-силовых способностей.

3. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, воспитание правильного поведения при проведении спортивных мероприятий.

Межпредметные связи: литература и история, изобразительное искусство.

Участники: мальчики 4-х классов (2 команды по 8 человек).

Место проведения: спортзал.

Жюри: учителя физкультуры, учащиеся (5 человек).

Художественное оформление: эмблемы команд (готовятся детьми), плакаты с названием праздника, подбадривающими текстами, изображения Соловья-разбойника, двуглавого змея на листах ватмана, презентация “Богатыри Руси Великой”:

“Три богатыря”. Художник В.М. Васнецов ,

Иллюстрация к “Слову о полку Игореве”. Художник В. Фаворский,

“Богатырский скок”. Художник В.М. Васнецов 1914 г.,

“Святогор-богатырь”. Художник С.П. Панасенко (Михалкин) 1990,

“Волхв-Всеславович”. Художник Б. Ольшанский,

“Вольга и Микула”. Художник К. Васильев,

“Святогор”. Художник К. Челушкин,

“Волхв Всеславич”. Художник В. Корольков,

“Один в поле воин”. Художник В.М. Васнецов 1914 г.,

“Микула Селянинович”. Художник Н.К. Рэрих,

“Бой со змеем”. Художник К. Васильев,

“Пересвет на Куликовом поле”. Художник Б. Ольшанский,

“Добрыня Никитич и Татарский богатырь”. Художник Г. Юдин,

“Илья муромец и Соловей - разбойник”. Художник И.Я. Билибин,

“Илья Муромец и Идолище поганое”. Художник Г. Юдин.

Музыкальное оформление: русская народная музыка в современной обработке, песня группы “На-на” “Соловей-разбойник”, песня группы “Цветы” “Богатырская наша сила”.

Литература: Былины / Составитель: Селиванов Ф.Б. - М: Советская Россия, 1988 - (Библиотека русского фольклора; Т. 1.)

Ход проведения

1. Организация. Сказ о богатырях русских. Приложение 1 (Презентация “Богатыри Руси Великой”) <Слайд 1>

<Слайд 2> Под песню группы “Цветы” “Богатырская наша сила” (Приложение 2) и аплодисменты зрителей участники заходят в спортзал.

<Слайд 3>

1 ведущий.

“Гой еси вы наши гости добрые!” - это былинное пожелание здоровья, от слова “гоить” - исцелять, живить. Былины – это русские песенные сказания.

<Слайд 4>

Особенно много преданий сложил народ про богатырей, защищавших Киевскую Русь.

<Слайд 5>

2 ведущий.

Первый среди них – крестьянский сын Илья Муромец, заступник вдов, сирот, бедных людей. Тридцать лет на печи лежал, а потом стал атаманом богатырской заставы. Он смелый, честный, верный, беззаветно любит Родину. Былины рассказывают о великой силе Ильи Муромца, о его борьбе с Соловьем-разбойником, с Идолищем поганым…

“Стал он силушку татарскую конем топтать,
Стал конем топтать, копьем колоть,
Стал он бить ту силушку великую,
А он силу бьет, будто траву косит”.

<Слайд 6>

3 ведущий.

Рядом с Ильей на заставе богатырской стоят справедливый и умный Добрыня Никитич, дерзкий и насмешливый Алеша Попович.

<Слайд 7>

1 ведущий.

Добрыня Никитич, роду боярского. Он статен и высок, и грамоте обучен, и в бою смел, и на пиру весел. Он и песню сложит, и на гуслях сыграет, и умное слово скажет. Да и нрав Добрыни спокойный, ласковый, и прозвали его “тихий Добрынюшка”.

<Слайд 8>

2 ведущий.

Алеша Попович – поповский сын. Он и храбр, и умен, да нравом сварлив. Он не так силен, как напуском смел.

<Слайд 9>

3 ведущий.

Были и старшие богатыри: Святогор, Волх Всеславьевич, Микула Селянинович.

<Слайд 10>

1 ведущий.

“Святогор едет старый по святым горам. Тут колеблется мать сыра земля”.

<Слайд 11>

“Когда народился в Киеве могуч богатырь,
Как бы молодой Волх Всеславьевич:
Подрожала сыра земля.
Стряслося славно царство Индейское,
А синее море сколыбалося.
Обучился он разным хитростям: соколом по небу летать, серым волком обертываться, оленем по горам скакать”.

<Слайд 12>

2 ведущий.

Микула Селянинович – пахарь, его любит мать сыра земля, на плече носит сумочку, а в ней вся тяга Земная. Управляется он с громадной сохой, которую “не сдвинуть 30 молодцам без единого”.

<Слайд 13>

3 ведущий.

Герои былин во много раз сильнее обычного человека. Даже конь богатырский скачет “выше дерева стоячего, чуть пониже облака ходячего”.

1 ведущий.

У могучих богатырей страшные противники: Соловей Разбойник, Змей Горыныч, Тугарин Змеевич, Идолище поганое.

“Но, богатыри всегда сильнее их.
Высока высота поднебесная,
Глубока глубина океан-моря.
Широко раздолье по всей земле.
А сильные, могучие богатыри на славной Руси!”.

2. Представление команд. Представление членов жюри. Обмен приветствиями. Форма судейства сообщается перед каждым видом соревнований.

2 ведущий.

А теперь, давайте попробуем посоревноваться, померяться силушкой, как настоящие богатыри!

<Слайд 14>

3. Один в поле – воин! (Скакуны)

Одна команда (бегуны) занимает место внутри квадрата 8x10 м, другая (скакуны) становится за линией, ограничивающей квадрат.

Капитан команды скакунов посылает первого игрока своей команды в “поле”. Прыгая на одной ноге. Игрок старается салить игроков другой команды, которые спасаются от преследования, бегая на двух ногах. Осаленные покидают площадку. По команде “ Домой!” (через 15-20 с) игрок возвращается на свое место в шеренгу. И капитан посылает следующего. Игра продолжается до тех пор, пока все скакуны не побывают в “поле”. После этого команды меняются местами. Победитель определяется по количеству осаленных игроков. (1 балл)

  1. Игрок, которого коснулся скакун, покидает “поле”.
  2. Скакун, оступившийся на обе ноги, выходит за пределы площадки.
  3. В поле не могут находиться одновременно два скакуна.
  4. Теряет право участвовать в игре любой игрок, выбежавший за пределы поля.

<Слайд 15>

4. Победи двуглавого змея.

“Ветра нет, да тучу нанесло.
Тучи нет, да будто дождь дождит.
А дождя-то нет, да только гром гремит,
Гром гремит да свищет молния.
Как летит Змеище Горынище
О тыех о двух головах”.

Метание теннисного мяча в цель. Заранее к стене спортзала прикрепляется изображение двуглавого змея, нарисованное на листе ватмана. У каждого участника 1 попытка. Выигрывает команда, у которой количество попаданий больше.

<Слайд 16>

5. Встречная эстафета всадников .

“А теперь славные мои богатыри святорусские,
Вы скорешенько седлайте-ко добрых коней,
Да садитесь вы на добрых коней,
Поезжайте-ко раздольицем чистым полем”.

По команде учителя “Внимание!” вторые номера садятся верхом на спину партнеров, стоящих спереди. По команде “Марш!” первые пары начинают движение вперед к противоположным колоннам. Когда они достигнут стартовой линии, движение начинают следующие пары. Выигрывает команда, участники которой быстрее перебегут на противоположную сторону. Поменяются ролями и вернутся на свое место. (1 балл)

<Слайд 17>

6. Викторина. Вопросы задаются болельщикам. За правильный ответ - 1 балл.

Вопросы для болельщиков 1команды.

  1. Какую дань собирали с народа в стародавние времена? (Меха, холсты, деньги, мед, рыбу)
  2. Кто такая Забава Путятична, что с ней однажды приключилось? (Племянница князя Владимира, Змей унес её в пещеру)
  3. Сколько лет сидел на печи Илья Муромец, и как он вылечился? (30, вылечили его старички, которым он подал милостыню)
  4. Какими играми увлекались богатыри? (Шахматы, шашки)
  5. Знаете ли вы, как одевались древние воины, с каким оружием они воевали?
  6. Как называется железная одежда богатыря из металлических колец, которые мешают в бою и надежно защищают от ударов противника? (Кольчуга)

Вопросы для болельщиков 2 команды.

  1. Откуда родом Илья Муромец? (Из Мурома, из села Карачаева)
  2. Где жил Соловей-разбойник? (Сидел на дубу, у речки Смородины около города Чернигова)
  3. Как звали коня Ильи Муромца? (Бурушка Косматушка)
  4. Что ели и пили богатыри русские по былинам? (Гусей-лебедей, серых уточек печеных, жаворонков жаренных, ковриги хлеба, пили квас, медовуху, зелено вино)
  5. Назовите старое оружие, которым делалась “секир башка”. (Секира)
  6. Почему щит и меч – неразлучны, но известные враги? (Меч - для нападения, щит – для защиты)

<Слайд 18>

7. Достань Соловья - разбойника .

Заранее к стене спортзала на расстоянии двух метров от пола прикрепляется изображение Соловья - разбойника, нарисованное на листе ватмана. Из самоклеющейся бумаги вырезаются стрелы, размером с ладонь.

“Сидит Соловей- разбойник на сыром дубу,
Сидит Соловей- разбойник Одихмантьев сын.
А то свищет Соловей да по - соловьему,
Он кричит, злодей – разбойник, по-звериному.
И от его ли то от посвиста соловьего,
И от его ли то от покрика звериного
Те все травушки-муравы уплетаются,
Тёмны лесушки к земле все приклоняются, -
А что есть людей – то все мертвы лежат” .

Задача участников в прыжке с места вверх прикрепить стрелу к правому глазу Соловья Разбойника, т.к. по приданию Илья Муромец “стрелил в того-то Соловья-разбойника, ему выбил право око со косицею”. Звучит песня группы “На-на” “Соловей-разбойник”. Приложение 3

<Слайд 19>

8. Цепная борьба. Игроки 4А строятся в шеренгу на средней линии зала, между игроками 4Б, лицом в разные стороны. Все играющие берутся под руки.

По сигналу преподавателя команда, не разжимая рук, стремиться сдвинуть противника за 3- метровую линию волейбольной разметки. Та команда, которой это удалось, считается выигравшей. (1 балл)

<Слайд 20>

9. Подведение итогов, награждение. Восстановление.Русский народный танец в исполнении девочек 4 классов.

Учитель физической культуры.

Дорогие ребята! Важно расти не только сильными и красивыми физически, но и добрыми, научиться уважать своих близких, уметь защитить их в трудную минуту. А это не так легко, как кажется. Что же поможет нам вырасти здоровыми и сильными, как богатыри? Правильно, воспитывая свою волю, каждое утро необходимо делать утреннюю гимнастику, посещать спортивные секции, закаливать свой организм и, конечно, всегда посещать уроки физкультуры.

Рассказали мы про дела старые,
Что про старые, про бывалые,
Чтобы море синее успокоилось,
Чтобы добрые люди послушались,
Чтобы молодцы призадумались,
Что века не меркнет слава русская!

Организованный уход из зала обучающихся под песню группы “Цветы” “Богатырская наша сила”.