Современные проблемы науки и образования. Пять источников финансирования нко 1 источники финансирования некоммерческих организаций являются

В настоящее время некоммерческие организации играют огромную роль для гражданского общества. Так сложилось, что возраст некоммерческих организаций в России, за исключением бюджетных учреждений совсем не велик. Возникать они стали в 90-х годах, и пока еще не сформировались должным образом.

Если сравнить финансирование некоммерческих организаций в нашей стране и за рубежом, то можно выявить значительные отличия.

Для наглядности я приведу данные в виде таблицы Статья: Финансовое планирование в некоммерческих организациях - Грищенко Ю. И. к.э.н. - 2011г..

Таблица 1 Структура доходов некоммерческих организаций (в %) в 2011 г.

Статья дохода

Организация

Финляндия

Общество «Наши общие дети»

Общество глухих

Fryshuset (YMCA)

Государство

Финансирование деятельности организации, включая проекты:

Общество игровых автоматов

Министерства (в т.ч. иностранных дел)

Продажа услуг государству

Продажа муниципалитету услуг

Продажа услуг (МПСП - центр)

Продажа услуг (взносы за участие в мероприятиях, курсы, семинары)

Источник: Статья - Финансовое планирование в некоммерческих организациях.

Из данной таблицы, можно сделать вывод, что структура доходов некоммерческих организаций в разных странах отличается. Мы видим, что в Финляндии основным источником доходов является государство. В Швеции хоть доля государственного финансирования ниже по сравнению с Финляндией, но все же в несколько раз больше чем у России. Это говорит о том, что в России, на мой взгляд, уделяется недостаточное внимание финансированию некоммерческих организаций. Государство нашей страны оказывает помощь в основном через субсидии и государственные заказы. Но только далеко не все некоммерческие организации могут рассчитывать на целевое бюджетное финансирование. И даже те учреждения, на которые выделяются бюджетные средства, получают их в мизерном количестве.

Можно поговорить даже о нашей системе здравоохранения. Если посмотреть, сколько тратится на здравоохранение в ВВП в России и странах Европы, то данные следующие: в России - чуть больше 3%, в Дании - 5,8%, в Бельгии - 6,6%, в Германии - 6,7%, в Швеции - 7,7%. А эти же цифры по отношению к совокупным расходам составляют: Россия - 5%; Австралия - 17%; Чехия - 14%; Австрия, Германия, Швеция, Италия и Бельгия - 13%; Литва - 12%. Данные Минфина за 2011 г. Мы видим, что показатели по России являются самыми низкими не только для стран Западной Европы, но так же для стран Центральной и Восточной Европы. И по данным Минфина в будущем показатели будут еще ниже (Данные представлены в приложении 2).

Все мы знаем, что в конституции РФ говорится, что каждый гражданин России имеет право на бесплатную своевременную помощь. Но так ли это на самом деле?

Из-за недостаточного финансирования со стороны государства, наши учреждения здравоохранения не имеют должной техники, должного ремонта в зданиях. Из-за малого финансирования, невысок уровень заработной платы работников - все это, ведет к тому, что все меньше квалифицированных работников хотят оказывать медицинскую помощь на бесплатной основе. Врачей не хватает, и получается, что придя в поликлинику с острым респираторным заболеванием, на прием к врачу можно записаться только через неделю или же обратиться в частную клинику с платными услугами. Да и все мы привыкли, что если дело доходит до операций, то нужно обязательно заплатить хирургу, что бы все прошло хорошо, перед родами необходимо обязательно договориться с акушером, чтобы получить хороший уход. Но ведь это неправильно. Я считаю, что это проблема нашего государства, ведь существующий уровень финансирования здравоохранения не удовлетворяет в полной мере потребностей отрасли, что в свою очередь приводит к снижению качества медицинской помощи, сокращению её гарантированных объёмов, а также увеличению числа платных медицинских услуг за счёт уменьшения бесплатных. А это в итоге отрицательно влияет на состояние здоровья населения.

И если нет должного финансирования в сферах здравоохранения, то что уж говорить о других некоммерческих организациях.

Все группы гражданского общества, можно разделить на три больших сектора: к первому относятся публичные государственные организации (мы рассмотрели недостаточность их финансирования на примере здравоохранения), ко второму - коммерческие организации (мы их не берем во внимание) и к третьему сектору относят общественно значимые организации, такие как благотворительные, просветительские, религиозные, политические, социально-экономические и другие. Структура подробно представлена в приложении 3.

По своим основным показателям российский «третий сектор» заметно отстает от «третьего сектора» в развитых странах (преимущественно государств Западной Европы и Северной Америки). Основные данные изложены в таблице. Статья. Повышение эффективности государственных инвестиций в сектор социально-ориентированных (СО) НКО. The Boston Consulting Group. М., 2011.

Таблица 2 Уровень развития сектора НКО в России и развитых странах

Источник: The Boston Consulting Group. Статья. Повышение эффективности государственных инвестиций в сектор социально-ориентированных (СО) НКО.

Из таблицы мы видим, что показатели России значительно отстают от зарубежных. Недостаточное финансирование ведет к тому, что доля населения, занятого в данном секторе очень мала, а доля социально ориентированных некоммерческих организаций в сравнении с развитыми странами критически мизерная.

Во всем мире основной финансовой поддержкой «третьего сектора» является государство. Но так ли это в России? В среднем, в развитых странах государственное финансирование некоммерческих организаций составляет 48% их дохода (в развивающихся -- 22%, в России -- 5%), доходы от деятельности и членские взносы -- 35% (в развивающихся странах -- 61%, в России -- 22%), пожертвования бизнеса, граждан и зарубежных фондов -- 17% (в развивающихся странах -- 17%, в России -- 73%). The Boston Consulting Group. М., 2011. Из чего можно сделать вывод, что государственная поддержка некоммерческих организаций в России минимальная, а существуют они в основном за счет пожертвований бизнеса и граждан.

Однако, «принятый в октябре этого года в первом чтении Госдумой проект бюджета на 2015 год и на плановый период 2016-2017 годы предусматривает увеличение финансирования некоммерческих организаций с 2 млрд. до 4,7 млрд. руб. только на 2015 год. В 2016-2017 годах суммы оставались прежними. Ко второму чтению бюджета правительство предложило удвоить ассигнования и на два последующих года.

В итоге государство за три года потратит на поддержку НКО за три года вместо 6 млрд, как планировалось изначально, 12 млрд. руб.»

Невозможно развивать некоммерческие организации, без участия государства.

В России государственное финансирование происходит через:

«1. Гранты -- целевые средства, безвозмездно и безвозвратно предоставляемые для реализации конкретных программ, направленных на создание общественных благ, оказание социальной поддержки, реализацию общественных интересов определенных групп населения.

  • 2. Субсидии -- средства, которые безвозмездно выделяются государством бюджетам другого уровня, юридическим лицам, а также физическим лицам -- на условиях долевого финансирования целевых расходов.
  • 3. Контрактные отношения -- размещение у некоммерческих организаций заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов.: Бабич А.М., Павлова Л.Н.: Юнити-Дана, 2012 г. - 703 с.
  • 4. Предоставление льгот. Могут предоставляться как самим организациям, так и лицам, осуществляющим пожертвования в их пользу.

Финансирование государством некоммерческих организаций хоть и не значительно, и отстает по своим показателям от европейских, но оно есть и всего в период с 2006 по 2012 годы в общей сложности было выделено 7,4 млрд. руб. Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации. -- М.: Общественная палата Российской Федерации, 2012. на программу грантовой поддержки некоммерческих организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества. Государство РФ начало систематически поддерживать «третий сектор» с 2006 г. Тогда из федерального бюджета было выделено целевым образом около 500 млн. руб. на поддержку некоммерческих организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества, гранты получили 1054 некоммерческих организации. Согласно распоряжению Президента РФ В.В.Путина от 15.12.2006 г. №628. Распределение грантов происходит на конкурсной основе между грантоператорами. Данные представлены в приложении 4.

Но в распределении грантов на конкурсной основе, на мой взгляд, есть свои недостатки. Если рассмотреть, как распределяются гранты в зависимости от регионов (представлено в приложении 5), то мы увидим, что подавляющее число их приходится на Москву и Московскую область - 273 организации из Центрального федерального округа. В то время как на весь Дальневосточный федеральный округ приходится только 7 организаций.

Мне кажется, так не должно быть, ведь у организаций Центрального округа больше возможностей изыскания источников финансирования в отличие от регионов.

Необходимо совершенствовать систему финансирования некоммерческих организаций в России. Мы уже рассмотрели, насколько наша страна отстает в финансировании и развитии некоммерческих организаций от развитых стран. Очень важно стремиться к зарубежным показателям.

Необходимо обеспечить устойчивое развитие «третьего сектора» в России, а именно:

· Разработать государственную концепцию формирования и поддержки «третьего сектора».

Которая бы обеспечила благоприятные правовые, организационные, материальные и иных условий для развития третьего сектора, это должно привести возрастанию доли тех, кто оказывает социальные услуги населению.

  • · Создать единую информационную базу данных по грантовым и иным программам реализуемым за счет средств государства.
  • · Обеспечить простой равноправный доступ некоммерческих организаций к государственному финансированию
  • · Ввести налоговые льготы организациям, оказывающим социальные услуги населению.
  • · Во всех развитых государствах государственное финансирование получают религиозные организации -- на образовательные программы, помощь социально незащищенным слоям населения. В России институтам традиционных конфессий также можно было бы выделять финансирование на эти виды деятельности.

В современном обществе государства придают огромное значение поддержке «третьего сектора», волонтерских и добровольческих движений. За рубежом специалисты, занятые в некоммерческом секторе и занимающиеся волонтерской деятельностью, пользуются особым уважением. Все мы знаем, насколько распространены волонтерство и благотворительность на западе и в США. Первая леди США Мишель Обама является исполнительным директором программы, деятельность которой связана с подготовкой руководителей для некоммерческих организаций. Канцлер ФРГ Ангела Меркель сама является волонтером движения "Белое кольцо", направленное на оказание помощи пострадавшим от криминала. А члены британской королевской семьи работают в ряде социально ориентированных некоммерческих организациях и курируют некоторые из них. Так, принц Уильям патронирует около двух десятков общественных организаций. Во всем мире данная деятельность является почетной и уважительной, однако в России еще не получила широкого распространения.


Финансы НКО являются частью национальной финансовой системы, включающей финансы государственных, муниципальных, коммерческих и некоммерческих организаций и финансы домохозяйств, а также международной финансовой системы. Как уже отмечалось, НКО участвуют в движении финансовых потоков, перераспределении денежных средств между физическими и юридическими лицами. В то же время институты, регулирующие правила финансирования деятельности НКО, формируются с учетом социальной направленности их уставной деятельности.
Эти институты изменяются под воздействием двух основных групп факторов:
  • отношения государства к НКО (какую роль оно отводит им и в какой мере рассматривает их в качестве налогоплательщиков, работодателей, благотворительных структур, самостоятельных организаций или находящихся под контролем государства);
  • противоречий в развитии самих НКО - между необходимостью осуществлять уставную деятельность и искать средства для ее осуществления.
В России в период перехода к рыночной экономике произошлл трансформация всей системы институтов. Были приняты Консти туция РФ, Гражданский, Бюджетный, Налоговый, Трудовой и Жи лищный кодексы РФ, ряд федеральных законов и законов субъек тов РФ, в которых содержатся правовые основы государственного регулирован™ финансовой стороны деятельности НКО. Изменились также источники финансирован™ и направлен™ расходования средств НКО.
В соответствии со своим статусом большинство НКО осуществляют не только уставную, но и коммерческую деятельность - в той мере, в какой она способствует реализации уставных целей. Следовательно, доходы НКО можно подразделить на две группы:
  • доходы, получаемые при осуществлении уставной деятельности;
  • доходы от коммерческой деятельности.
При осуществлении уставной деятельности НКО получают доходы из внутренних и внешних источников. Доходы из внутренних источников - это взносы учредителей и членов организации. Доходы из внешних источников зависят от успешного фандрайзинга.
Фандрайзинг представляет собой сбор средств, выделяемых и виде пожертвований или под конкретные заказы (целевые программы). Работа при этом осуществляется в рамках уставной деятельности, но за плату, которая поступает от государства, различных организаций и частных лиц. Финансово-экономический кризис обостр™ проблемы поиска благотворителей, заказов, участия в конкурсах и лоббирования интересов своей организации. НКО конкурируют между собой в поиске источников финансирования.
Доходы и расходы НКО отражены в их сметах.
В разделе I сметы отражаются различные виды доходов НКО:
  • регулярные и единовременные поступления от учредителей и членов организации;
  • добровольные целевые взносы, пожертвован™, гранты;
  • ассигнован™ из государственного и муниципального бюджетов;
  • выручка от реализации товаров, работ и услуг;
  • дивиденды (доходы, проценты) по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;
  • доходы от собственности (сдача в аренду, авторские права и т.п.);
другие не запрещенные законом поступления (например, труд добровольцев, доходы от лотерей, благотворительных концертов).
К единовременным поступлениям относятся взносы учредителей и вступительные взносы. Членские взносы - это регулярные поступления, характерные для некоторых организационно-право- иых форм НКО, предполагающих членство (общественное объединение, ассоциация, союз, некоммерческое партнерство, потребительское общество и т.п.).
Размер и порядок поступления взносов определяются локальными нормативными актами - уставами НКО либо решениями собственника (для учреждений).
Средства из государственного и муниципальных бюджетов могут поступать НКО в виде оплаты выполнения заказов, субсидий на развитие организации или в виде целевого финансирования программ и мероприятий. Средства выделяются на основе нормативного финансирования из бюджета соответствующего уровня.
Существенную роль в формировании доходов НКО играют также целевые поступления (пожертвования): из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, от юридических и физических лиц. Эти поступления могут быть как в натуральной, так и в денежной форме. Их состав определен в п. 2 ст. 251 Налогового кодекса РФ. Поступление этих средств отражается на соответствующих субсчетах счета 86 «Целевое финансирование».
Целевые поступления должны расходоваться на цели, указанные жертвователями. Поэтому в каждом случае составляются целевая программа и смета доходов и расходов по ней. Изменение статей расходов возможно только при наличии письменного согласия жертвователя. Если письменного согласия нет, а средства не удалось потратить целевым образом, их лучше вернуть жертвователю. В случае нецелевого использования сумма средств, израсходованных не по назначению, подлежит уплате в доход федерального бюджета.
Если пожертвование в денежной форме получила благотворительная организация, то согласно Федеральному закону № 135-ФЗ от 11 августа 1995 г. «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» не менее 80% этой суммы должно быть использовано на благотворительные цели в течение года с момента получения благотворительной организацией этого пожертвования (если иное не предусмотрено благотворителем или
благотворительной организацией). В случае получения благотво рительного пожертвования в натуральной форме оно должно бы п. направлено на благотворительные цели в течение одного года с момента получения (если иное не предусмотрено благотворителем или благотворительной организацией).
Таким образом, институт целевого финансирования НКО пред ставляет собой некоммерческий контракт между НКО и жертвователем, который определяет права и обязанности сторон. Особенность некоммерческого контракта состоит в том, что он обеспечивает целевое использование средств жертвователей.
Некоммерческие организации вправе получать доходы не только в денежной, но и в натуральной форме: имущество, услуги, труд добровольцев. Однако в России труд добровольцев пока не имеет существенного значения в отличие, например, от США, где добровольный труд широко распространен.
Особенности финансирования НКО сказываются на порядке осуществления расходов. Их можно подразделить на следующие виды:
  • расходы по выполнению уставной деятельности;
  • расходы, связанные с коммерческой деятельностью;
  • средства, переданные в результате внутрихозяйственных расчетов;
  • потери и списания.
В состав расходов НКО (раздел II сметы) входят: заработная плата (с начислениями), командировочные расходы, канцелярские и хозяйственные расходы, амортизация основных средств, расходы на аренду зданий и помещений, транспорт, административно-хозяйственные расходы.
НКО являются налогоплательщиками, но имеют некоторые льготы. Эти льготы можно считать дополнительным источником финансирования. Так, например, в США НКО освобождены от федеральных налогов, взноса в фонд занятости (в большинстве штатов), по желанию могут не платить налог на социальное страхование, хотя около 80% НКО предпочитают его платить. В России основные возможности получить льготы имеются по налогам на прибыль, на добавленную стоимость и на имущество. С ними же связан и ряд проблем.
Налоговый кодекс РФ позволяет уменьшить налогооблагаемую базу при расчете налога на прибыль (пп. 1 и 2 ст. 251) в рамках уставной деятельности. В составе доходов НКО не учитываются денежные средства и иное имущество, полученные в виде безвозмездной помощи и в рамках целевого финансирования (конкретные виды перечислены ранее), при условии раздельного учета доходов и расходов по уставной и по предпринимательской деятельности.
Не подлежит налогообложению прибыль общественных организаций инвалидов, а также предприятий, организаций и учреждений, находящихся в их собственности, хозяйственных обществ, уставный капитал которых состоит полностью из вкладов общественных организаций инвалидов.
Вместе с тем в рамках Налогового кодекса РФ большинству НКО невозможно получить льготы по налогу на прибыль от предпринимательской деятельности. Они уплачивают налог с получаемой от такой деятельности суммы превышения доходов над расходами.
Согласно п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ не подлежит обложению НДС ряд товаров и услуг медицинских и образовательных учреждений, учреждений культуры и искусства и т.п. Такой подход соответствует статусу НКО. Принцип - по социальному назначению товара - отражает социально-экономические функции НКО.
Существуют также льготы для общественных организаций инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, для учреждений и организаций, принадлежащих обществам инвалидов. Не облагаются налогом: передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) в соответствии с Федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», за исключением подакцизных товаров; реализация товаров, работ и услуг, за исключением брокерских и иных посреднических услуг, подакцизных товаров, минерального сырья, полезных ископаемых и других товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ.
НКО, занимающиеся коммерческой деятельностью, являются плательщиками налога на имущество. В то же время налогом на имущество не облагается ряд НКО (при условии, что они не занимаются коммерческой деятельностью), в том числе бюджетные учреждения и организации, коллегии адвокатов, учреждения образован™, науки и культуры, религиозные организации, национально-культурные общества, потребительские кооперативы, обще ственные организации инвалидов, а также другие предприятия, учреждения и организации, где численность инвалидов составляет не менее 50% общего количества работников, и др.
Следовательно, институты финансирования деятельности НКО в России постепенно приобретают функции, соответствующие особенностям этих организаций, т.е.:
  • ориентируют НКО на целевое использование средств;
  • стимулируют развитие организаций в направлении расширения уставной деятельности.
В наибольшей мере эти функции проявляются в правилах бухгалтерского учета и отчетности. В то же время в налогообложении недостаточно учитывается специфика НКО. Необходимо дополнить и уточнить льготы по налогу на прибыль и на имущество, а также льготы для юридических лиц, делающих пожертвования и денежной и натуральной формах. Все это будет способствовать развитию НКО и их эффективному взаимодействию с органами государственного и муниципального управления.

Государственная поддержка – это совокупность мер, принимаемых органами гос власти в целях создания и обеспечения правовых экономических и организационных условий деятельности молодежных и детских общественных объединений, а так же в целях защиты, охраны их прав. Гос поддержка может предоставляться зарегистрированным в установленном порядке Ярославской области:

Региональным молодежным детским объединениям, деятельность которых осуществляется в пределах Ярославской области

Отделениям молодежных и детских межрегиональных, общероссийских международных общественных объединений, деятельность которых осуществляется на территории Ярославской области.

Гос поддержка может осуществляться при соблюдении условий:

  1. Объединение является юридическим лицом и действует не меньше одного года с момента гос регистрации
  2. Объединение не имеет долгов по налогам и другим обязательным платежам
  3. Объединение не имеет просроченность задолжностей перед кредиторами

Формы гос поддержки:

  1. Подготовка и переподготовка кадров этих объединений
  2. Научно-методическая поддержка – выпуск методических рекомендаций, консультирование, проведение семинаров, тренингов для участников этих объединений
  3. Финансовая поддержка программ этих объединений. Осуществляется из средств областного бюджета и сумма не превышает половины общей суммы расходов на реализацию данных проектов – это называется частичное финансирование. Но по итогам конкурса может быть принято решение о полном финансировании проекта, если комиссия признает, что привлечение иных средств невозможно.
  4. Субсидии объединениям – представляются только организациям, находящимся в реестре и порядок предоставления ежегодных субсидий определяется администрацией Ярославской области. Финансирование мероприятий при поддержке молодежных и детских объединений осуществляется за счет средств, предусмотренных в областных программах в сфере молодежной политики

Как получить грант!?

Необходимо написать заявку. Заявка – это письменное описание проекта, подготовленная в соответствии с требованиями донора. Цель заявки заключается в:

  1. Ознакомить донора с проектом и убедить его выделить грант

Заявка включает:

Титульный лист – в нем название проекта, инфо о сроках его проведения и необходимой сумме и контактную инфо.

Краткая аннотация – включает ответы на следующие вопросы:

  • Кто будет выполнять проект
  • Почему и кому нужен этот проект
  • Что получится в результате
  • Как проект будет выполняться
  • Сколько потребуется денег

Введение – сведения об организации заявителя, постановка проблемы (описывается почему возникла необходимость и как эта проблема соотносится с целями, задачами организации заявителя), цели и задачи – представление о результатах проекта, методы – мероприятия, которые необходимо провести для решения поставленных задач, + календарный план, прописываются ожидаемые результаты, оценка и отчетность – здесь должно быть ясно как вы собираетесь определить достижение цели проекта, как вы будете контролировать процесс выполнения проекта и в какой форме вы отчитаетесь по работе и затраченных средствах, прописывается дальнейшее финансирование – здесь объясняется каким образом, за счет каких средств заявитель надеется сохранить и расширить достижения данного проекта.

Фандрайзинг

Это методика поиска источников финансирования

Это процесс привлечения организаций, денежных средств и ресурсов с целью реализации социального проекта или проектов.

  1. Проектный – когда задача фандрайзинга сводится к поступлению конкретных средств под реализацию конкретного проекта
  2. Оперативный – когда привлеченные средства идут на покрытие текущих расходов

Этапы фандрайзинга в НКО:

  1. Планирование финансовой кампании – начинается с разработки программы привлечения средств. В крупных НКО он начинается за год до начала фандрайзинга. Определяются направления работы на следующий год, составляются перечни проектов, прогнозируются потоки потребителей и вкладчиков
  2. Реализация фандрайзинга – выбор методов проведения фандрайзинга, установление ответственности за проведение и выделение средств на его реализацию
  3. Контроль за ходом реализации фандрайзинга. Он предполагает еще и корректировку плана с учетом произошедших изменений.
  4. Оценка результатов – при оценке мы должны ответить на вопросы:

На сколько поставленные цели отвечают фактическим потребностям НКО

На сколько фактические результаты фандрайзинка соответствуют запланированным результатам

На сколько эффективными оказались затраты на достижение результатов фандрайзинка

Для ответа на последний вопрос используются 2 показателя:

Коэффициент окупаемости расходов на фандрайзинг. Он показывает сколько раз за выбранный период расходы на фандрайзинг окупаются за счет привлеченных в ходе фандрайзинга средств.

Коэффициент рентабельности фандрайзинга – показывает сколько прибыли приходится на единицу привлеченных от фандрайзинга средств.

Методы реализации фандрайзинга:

  1. Проведение рекламной кампании в СМИ, по почте, стенды, брошюры, буклеты
  2. Телефандрайзинг – система обращения к спонсорам по телефону и факсу
  3. Индивидуальный фандрайзинг – система обращения к спонсорам в личной беседе
  4. Солофандрайзинг – приобретение поддержки известных влиятельных лиц
  5. Полифандрайзинг – распространение бесплатных приглашений на мероприятия и презентации. Ответственность за проведение фандрайзинговой кампании может возлагаться на отделы развития и связи с общественностью.

На проведение фандрайзинка НКО выделяет собственные средства

Налогообложение НКО

Налоги – это обязательные платежи, взимаемые государством, с организаций и населения в государственный или местный бюджет. Они обязательны, принудительны.

Классификация налогов:

  1. Прямые и косвенные

Прямые – взимаются с доходов и имущества

Косвенные включаются в цену и тарифы на услуги

Все налоги делятся на 3 группы:

Федеральные налоги и сборы - они обязательны к оплате на всей территории РФ. К ним относится налог на прибыль организации, подоходный налог с физических лиц, гос пошлина, таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость и др.

Региональные налоги и сборы – обязательны к оплате на территории определенного региона, вводятся в действие законами региона и соответствует налоговому кодексу РФ. К ним относятся налог на имущество организации, дорожный, транспортный налог, налог на недвижимость и др.

Местные налоги и сборы – обязательны к оплате на территории определенных муниципальных образований, вводятся в действие их законами и не должны противоречить налоговому кодексу РФ. К ним относится земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на рекламу, на наследование или дарение.

Налоговые льготы НКО

Для НКО была отменена льгота по уплате налога на прибыль. Прибыль – это разница между выручкой от продажи товаров и затратами на производство. Целевые поступления не облагаются этим налогом. К ним относятся вступительные и членские взносы, целевые взносы и отчисления в профессиональные объединения, пожертвования. Сюда относится имущество, переходящее в НКО по завещанию. Сумма финансирования их бюджетов, выделяемые на осуществление уставной деятельности НКО, также сюда относятся средства и имущество, которые получены на осуществление благотворительной деятельности. Использованные по целевому назначению, поступления от собственников, средства, полученные от физических лиц и НКО, гранты.

Налог на имущество составляет 2% от разницы между первоначальной стоимостью имущества и начисленным износом.

Льготы не имеют:

Некоммерческие партнерства

Автономные НКО

Фонды, кроме общественных и др.

Земельный налог – оплачивают собственники земли или пользователь. От оплаты данного налога полностью освобождаются заповедники, национальные парки, ботанические сады, учреждения культуры, кино, образования, здравоохранения, финансируемые за счет средств бюджета, детские оздоровительные учреждения.

Если НКО, освобождаемое от уплаты земельного налога, передают свои земельные участки в аренду, то они становятся плательщиками земельного налога с площади, переданной в аренду.

Упрощенная система налогообложений малых организаций

– это специальный налоговый режим, переход на который осуществляется в добровольном порядке на основании заявления. Здесь происходит замена совокупностей федеральных, региональных и местных налогов и сборов единым налогом, исчисляемым по результатам хозяйственной деятельности за отчетный период. Система может применяться до тех пор пока выручка от предпринимательской деятельности не превысит 11 млн рублей, либо средняя численность работников не превысит 100 человек, или остаточная стоимость основных средств или нематериальных активов превысит 100 тысяч рублей, либо налогоплательщик займется видами деятельности не попадающими под этот специальный режим.

Гражданин подает документ в налоговый орган по месту жительства с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего тому, с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему.

Единый налог для ИП заменяет уплату следующих налогов:

  1. Единого социального налога
  2. На прибыль
  3. На доходы физических лиц (доходы, полученные от предпринимательской деятельности)
  4. На имущество физических лиц (то, которое используется для предпринимательской деятельности)

Для организаций единый налог заменяет уплату налога:

  1. На прибыль
  2. На имущество организации
  3. Единого социального налога
  4. На добавленную стоимость

Преимущества упрощенной системы:

  1. Существенное снижение налоговых обязательств налогоплательщиков по сравнению с общим режимом
  2. Значительное упрощение процедур налогового и бухгалтерского учета
  3. Меньше число налогов, сокращение объема отчетности и более редкие сроки их уплаты и представления сведений по ним

Отчетность по единому налогу представляется в налоговый орган один раз в квартал

Недостатки упрощенной системы:

  1. Возможность потери клиентов, уплачивающих НДС
  2. Налогоплательщик в праве перейти на общий режим налогообложения лишь с начала нового календарного года, для этого – не позднее 15 января ему следует сообщить в налоговый орган. Если по итогам отчетного периода доход налогоплательщика превысит 15 млн рублей или остаточная стоимость основных средств превысит 100 млн рублей, то такой налогоплательщик считается перешедшим на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено это превышение, и он обязан уплатить все налоги, от которых был освобожден ранее с начала этого квартала. Если налогоплательщик в период применения упрощенной системы создает филиал, займется игорным бизнесом, производством подакцизных товаров, или штат превысит 100 человек, или доля участия в других организациях превысит 25%, то тогда налогоплательщик обязан уплатить все суммы налогов с начислением пенни и штрафов с начала налогового периода, то есть календарного года.

Бюджет организации

Это роспись доходов и расходов государства, учреждения, семьи на определенный срок.

"Финансовая газета. Региональный выпуск", 2005, N 33

Порядок создания некоммерческих организаций (НКО), их реорганизации и ликвидации, а также иные вопросы их деятельности регламентируются Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ). Они могут быть созданы в следующей форме:

общественные и религиозные организации (объединения);

государственная корпорация;

некоммерческие партнерства;

учреждения;

автономная некоммерческая организация;

объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

Основным их отличием от любой коммерческой структуры является то, что НКО не преследуют цель извлечения прибыли. Кроме того, получаемый в процессе деятельности НКО доход не распределяется между участниками (учредителями).

В Законе N 7-ФЗ указано, что НКО вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых они созданы.

Исключение составляют учреждения. В Законе N 7-ФЗ ничего не сказано о том, могут ли они и на каких условиях вести предпринимательскую деятельность. Однако согласно п. 2 ст. 298 ГК РФ учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, если это записано в учредительных документах. В таком случае доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.

Таким образом, если в учредительных документах не прописано, что НКО может заниматься предпринимательской деятельностью, то ее ведение является нарушением действующего законодательства.

Вместе с тем основные проблемы возникают именно из-за того, что НКО придерживаются мнения, что поскольку они не созданы для извлечения прибыли, а вся их деятельность направлена на достижение социальных, благотворительных и пр. целей, то любые полученные ими средства являются целевыми и не подлежат обложению ни НДС, ни налогом на прибыль.

Источники поступления средств НКО для ведения деятельности, ради которой и была создана некоммерческая организация, регламентированы ст. 26 Закона N 7-ФЗ. При этом условно их можно подразделить на четыре группы:

  1. Регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов); добровольные имущественные взносы и пожертвования от любых юридических и физических лиц.
  2. Выручка от реализации товаров (работ, услуг).
  3. Доходы и проценты, получаемые по ценным бумагам и вкладам, а также доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации (сдача в аренду имущества НКО).
  4. Другие, не запрещенные законом поступления.

Отметим, что законами могут устанавливаться ограничения для отдельных видов НКО.

Что касается источников формирования имущества государственной корпорации, то это могут быть регулярные и (или) единовременные поступления от юридических лиц, для которых обязанность осуществлять эти взносы определена федеральным законом.

В соответствии с изложенной выше классификацией к п. 1 будут относиться поступления, полученные от учредителей в соответствии с уставными документами, в том числе дополнительные (единовременные) взносы от учредителей (например, для выполнения конкретной программы НКО, на ведение уставной деятельности НКО). По данному же пункту будут классифицированы добровольные целевые и нецелевые взносы и пожертвования от юридических и физических лиц, не являющихся учредителями или членами НКО. Данные поступления в обязательном порядке должны быть документально оформлены обеими сторонами как добровольные пожертвования.

Пункт 3 не требует дополнительного разъяснения. К поступлениям по п. 4 могут быть отнесены, например, средства, полученные в виде субвенции, гранта и т.п. Иные стандартные поступления для НКО будут расценены как выручка от реализации товаров (работ, услуг).

Остановимся отдельно на каждом из видов поступлений для того, чтобы понять, будет ли с точки зрения налогового законодательства данное поступление освобождено от обложения НДС и налогом на прибыль.

Налог на добавленную стоимость

Прежде всего следует обратить внимание, что в соответствии со ст. 143 НК РФ НКО относятся к плательщикам НДС. Это означает, что даже при отсутствии объекта обложения они обязаны представлять в налоговые органы декларацию по НДС не реже одного раза в квартал (ст. 174 НК РФ).

Порядок определения объекта налогообложения по НДС закреплен в ст. 146 НК РФ. В пп. 1 п. 2 данной статьи указано, что операции, перечисленные в п. 3 ст. 39 НК РФ, не признаются объектом налогообложения. Что касается НКО, то в пп. 3 п. 3 ст. 39 НК РФ говорится о том, что не признается реализацией передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью.

НКО зачастую ошибочно трактуют данный подпункт, считая, что получаемые ими средства не включаются в налогооблагаемую базу именно на его основании. Однако следует подчеркнуть, что он прямо относится к стороне, передающей данные средства, а не к получателям средств. То есть если организация передает НКО некое имущество, что не связано с предпринимательской деятельностью НКО, эта передача у данной организации не попадает в налоговую базу для расчета НДС.

Пример 1 . ООО "Звездочка" отправило в качестве добровольного пожертвования некоммерческому фонду "Счастливое детство" 100 пар детской обуви на общую сумму 50 000 руб. для ее дальнейшей безвозмездной передачи в детские дома.

Для общества данная передача имущества не будет признана реализацией, база для начисления НДС отсутствует.

В бухгалтерском учете ООО "Звездочка" будет записано:

Д-т 76, К-т 91 - 50 000,00 - отражена передача имущества фонду;

Д-т 91, К-т 41 - 50 000,00 - отражено выбытие обуви;

Д-т 99, К-т 76 - 50 000,00 - списана задолженность фонда за счет собственных средств.

Некоммерческим фондом "Счастливое детство" получение указанного имущества отражается как целевое поступление средств:

Д-т 41, К-т 86 - 50 000,00 - отражено целевое поступление имущества;

Д-т 76, К-т 41 - 50 000,00 - отражено списание имущества на основании актов приема-передачи его детским домам;

Д-т 86, К-т 76 - 50 000,00 - отражено целевое использование поступивших средств.

В то же время, если организация передает НКО любое имущество на возмездной основе, такая передача будет признана для организации обычной реализацией. Для фонда оплата данного имущества является затратами, проводимыми в рамках некоммерческой либо коммерческой деятельности. Рассмотрим ситуацию, когда такая оплата будет являться затратами по некоммерческой деятельности НКО.

Пример 2 . Частное лицо передало НКО денежные средства в размере 10 000,00 руб. для оказания необходимой помощи лицам, пострадавшим от наводнения в Краснодарском крае. НКО приобрела на эти средства продукты питания и лекарства и передала пострадавшим (по соответствующей ведомости).

В учете НКО:

Д-т 51, К-т 86 - 10 000,00 - отражено поступление добровольного пожертвования;

Д-т 60, К-т 51 - 10 000,00 - оплачены приобретаемые продукты питания и лекарственные средства;

Д-т 41, К-т 60 - 10 000,00 - оприходованы купленные материальные ценности;

Д-т 76, К-т 41 - 10 000,00 - переданы материальные ценности пострадавшим;

Д-т 86, К-т 76 - 10 000,00 - произведенные расходы признаны целевыми.

Немало вопросов возникает у благотворительных фондов по порядку исчисления НДС. Безусловно, они имеют под собой основание. Согласно пп. 1 п. 2 ст. 146 и пп. 3 п. 3 ст. 39 НК РФ не признается реализацией товаров передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью. Кроме того, на основании пп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) безвозмездно в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Федеральным законом от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", за исключением подакцизных товаров. При этом под благотворительной понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. Обращаем внимание, что не любая безвозмездная (или на льготных условиях) передача имущества является благотворительной. В ст. 2 указанного Закона приведен исчерпывающий перечень целей, в рамках которых она может проводиться.

Следует отметить, что бескорыстной передачей для фонда будет признана только та, за которую фонд не получил вознаграждения в каком бы то ни было виде. Иными словами, НКО должна сама выступать инициатором проведения благотворительной акции и привлекать средства иных юридических или физических лиц, а не быть привлеченной для выполнения такой акции.

Рассмотрим ситуацию, когда с точки зрения налогового законодательства поступления средств для НКО относятся к предпринимательской деятельности.

Пример 3 . ООО "Ягодка" заключило с некоммерческим фондом "Согласие" договор. По условиям данного договора фонд должен приобрести и передать детскому дому 5 компьютеров. Стоимость работ по данному договору - 170 000,00. В смете указано, что стоимость компьютеров должна составить 140 000,00, а 30 000,00 руб. - величина организационных расходов фонда. Несмотря на то что основным видом деятельности НКФ "Согласие", определенным в его уставе, является благотворительная деятельность в отношении детских домов, заключенный таким образом договор будет рассматриваться как ведение фондом предпринимательской деятельности.

В бухгалтерском учете фонда производятся записи:

Д-т 51, К-т 62 - 170 000,00 - отражено поступление средств по договору;

Д-т 41, К-т 60 - 118 644,07 - оприходованы купленные материальные ценности;

Д-т 19, К-т 60 - 21 355,93 - отражен НДС по приобретенным ценностям;

Д-т 68, К-т 19 - 21 355,93 - принят к вычету НДС по компьютерам;

Д-т 62, К-т 90-1 - 170 000,00 - выполнены услуги, предусмотренные договором;

Д-т 90-3, К-т 68/НДС - 25 932,20 - начислен НДС с реализации;

Д-т 76, К-т 41 - 118 644,07 - переданы ценности детскому дому;

Д-т 90-2, К-т 76 - 118 644,07 - учтена стоимость переданных ценностей при определении финансового результата;

По итогам выполнения данного договора НКО должна будет уплатить в бюджет НДС - 4576,27 руб., а также налог на прибыль - 6102,00 руб.

Как видно из предыдущего примера, при предложенном оформлении договора вся сумма будет участвовать в оборотах по реализации. Однако этого можно избежать, если оформить договор поручения.

Пример 4 . ООО "Ягодка" заключило с некоммерческим фондом "Согласие" договор поручения. По условиям договора общество поручает фонду приобрести за счет средств ООО "Ягодка" и передать детскому дому 5 компьютеров. Стоимость компьютеров - 140 000,00. Сумма вознаграждения по договору - 30 000,00. В смете указано, что стоимость компьютеров должна составить 140 000,00, а 30 000,00 - величина вознаграждения фонда. Несмотря на то что основным видом деятельности НКФ "Согласие", определенным в его уставе, является благотворительная деятельность в отношении детских домов, заключенный таким образом договор будет рассматриваться как ведение фондом предпринимательской деятельности.

В бухгалтерском учете фонда делаются записи:

Д-т 51, К-т 76 - 170 000,00 - отражено поступление средств по договору;

Д-т 60, К-т 51 - 140 000,00 - оплачены приобретаемые компьютеры;

Д-т 76, К-т 60 - 140 000,00 - зачтена оплата компьютеров поставщику в счет расчетов с доверителем;

Д-т 002 - 140 000,00 - отражено поступление материальных ценностей.

Обращаем ваше внимание, что по поступлению материальных ценностей НКО должна отразить их на забалансовом счете и одновременно выдать отчет ООО "Ягодка" с приложением копий приходных документов, чтобы общество могло отразить указанные ценности на своем балансе.

К-т 002 - 140 000,00 - переданы ценности детскому дому;

Д-т 62, К-т 90-1 - 30 000,00 - выполнены услуги, предусмотренные договором;

Д-т 90-3, К-т 68/НДС - 4576,27 - начислен НДС с реализации;

Д-т 90-9, К-т 99 - 25 423,73 - определен финансовый результат сделки;

Д-т 99, К-т 68/налог на прибыль - 6102,00 - начислен налог на прибыль;

Д-т 99, К-т 86 - 19 321,73 - результат сделки учтен в доходах НКО.

По итогам выполнения данного договора НКО должна будет уплатить в бюджет НДС - 4576,27 руб., а также налог на прибыль - 6102 руб.

Заметим, что, если бы с НКО был заключен договор не ООО, а бюджетной организацией и, таким образом, НКО фактически получала деньги из бюджета (но не по бюджетной росписи), в бухгалтерском учете НКО исполнение указанного договора отражалось бы так же, как указано выше.

При определении финансового результата учитываются расходы, проведенные некоммерческим учреждением, при выполнении определенных договором работ. Следовательно, величина финансового результата и как следствие налог на прибыль будут существенно ниже, чем без учета этих расходов. К таким расходам будет отнесена часть общехозяйственных затрат (услуги связи, канцтовары, оплата труда работников и т.д.). Чтобы указанные расходы могли быть учтены при определении финансового результата от деятельности НКО, классифицируемой в рамках налогового законодательства предпринимательской, необходимо иметь внутренние распорядительные документы, обосновывающие их отнесение к такой деятельности. При этом согласно ч. 1 ст. 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

В то же время отметим, что в арбитражной практике зачастую деятельность некоммерческих организаций по реализации предусмотренной уставом производимой продукции (работ и услуг) относится к предпринимательской лишь в той части, в которой получаемый от этой деятельности доход не инвестируется непосредственно в данной организации на нужды обеспечения, развития и совершенствования основной деятельности (Постановления ФАС Московского округа от 15.09.2004 N КА-А40/7850-04, от 23.09.2003 N КА-А40/7015-03).

Вместе с тем налоговые органы иначе трактуют порядок отнесения доходов НКО к доходам от предпринимательской и непредпринимательской деятельности. Таким образом, право на невключение доходов, рассмотренных в настоящей статье, в базу для определения налога на прибыль организации придется отстаивать в суде.

Рассмотрев возможность оформления одного и того же вида работ разными договорами, можно сказать, что при условии соблюдения всех требований по составлению счетов-фактур организациями-поставщиками для НКО у фонда возникают одинаковые обязательства по уплате НДС. Если же не по всем произведенным расходам будут правильно оформлены полученные счета-фактуры, то заключение договора поручения для фонда предпочтительнее.

По поступлениям НКО, полученным от учредителей в соответствии с уставными документами, или дополнительным (единовременным) взносам от учредителей, а также добровольным целевым и нецелевым взносам и пожертвованиям от юридических и физических лиц, не являющихся учредителями или членами НКО, объекта налогообложения по НДС для НКО не возникает. Аналогично отсутствует объект налогообложения у НКО при получении средств в виде субвенции, гранта и т.п.

Перечисленные выше доходы отражаются в бухгалтерском учете следующим образом:

Д-т 51, К-т 75 - средства, полученные от учредителей;

Д-т 75, К-т 86 - указанные средства отнесены к целевым поступлениям;

Д-т 51, К-т 76 - средства, полученные от жертвователей;

Д-т 76, К-т 86 - указанные средства отнесены к целевым поступлениям;

Д-т 10, К-т 76 - переданы в качестве пожертвования определенные материалы;

Д-т 76, К-т 86 - указанные пожертвования отнесены к целевым поступлениям.

Рассмотрим ситуацию, когда один из источников поступлений НКО - сдача имущества некоммерческой организацией в аренду.

Пример 5 . НКО "Мир детства" имеет в собственности помещение, часть которого сдается в аренду. В бухгалтерском учете НКО делаются записи:

Д-т 51, К-т 76 - 59 000,00 - поступления от арендаторов;

Д-т 76, К-т 91-1 - 59 000,00 - отражена операция по прочей реализации;

Д-т 91/НДС, К-т 68/НДС - 90 000,00 - начислен НДС с доходов от сдачи имущества в аренду.

Возникают вопросы у НКО по обложению НДС при фактическом проведении ими работ вне территории Российской Федерации. В данной ситуации нужно определить, является ли рассматриваемая деятельность предпринимательской (например, проводится благотворительная акция на основании заключенного с российской организацией договора поручения) или проведение благотворительной акции проводится на основании программы НКО на средства НКО либо пожертвования.

Пример 6 . Некоммерческий благотворительный фонд "Россия" проводит в рамках уставной деятельности благотворительный концерт на территории Грузии. В рассматриваемой ситуации отсутствует объект обложения НДС.

Пример 7 . Некоммерческий благотворительный фонд "Россия" заключил договор с ОАО "Нефть и газ", предметом которого является благотворительный концерт на территории Грузии. В рамках договора ОАО "Нефть и газ" оплачивает расходы по организации и проведению концерта по прилагаемой смете в размере 300 000 руб., а также организационные расходы НКО "Россия" - 45 000 руб. В рассматриваемой ситуации независимо от факта проведения концерта за пределами Российской Федерации следует учитывать, что покупатель услуг (а проведение концерта не что иное как оказание услуги для ОАО в рамках заключенного договора) находится на территории Российской Федерации, и, как следствие, указанная операция является объектом для исчисления НДС.

Генеральный директор

Юридические лица принципиально различаются в зависимости от целевой предназначения организации, хоть и деление на коммерческие и некоммерческие юридические лица кажется критерием формальным, так как некоммерческим организациям не запрещено извлекать прибыль, в то же время коммерческие организации могут преследовать иные отличные от коммерческих цели.

Одним из кардинальных различий в деятельности некоммерческих организаций является их финансирование, которое регулируется ФЗ «О деятельности некоммерческих организаций». В соответствии со ст. 26 можно выделить следующую классификацию источников формирования имущества:

  1. Внутренние - взносы учредителей, выручка от реализации товаров, работ, услуг, доходы от использования имущества, дивиденды по акциям, ценным бумагам и т.д.
  2. Внешние - пожертвования, гранты, субсидии, дотации и т.д.

Отметим, что перечень источников финансирования не является закрытым, основное требование, которое предъявляется к источникам финансирования - законность и разрешенность такого источника. Следовательно, существуют ограничения и особенности финансирования некоммерческих организаций.

Внутренние источники финансирования деятельности

В первую очередь, некоммерческие организации должны получать финансирование из средств учредителей и участников. Законом четко не регламентирован закрытый перечень этих источников, в решении данного вопроса стоит исходить из указанных целей деятельности организации в уставе. Имущество некоммерческой организации, прежде всего, формируется за счет следующих источников:

  1. Единовременные или регулярные взносы учредителей. Порядок выплаты взносов учредителями определяется учредительными документами. При этом обязанность вносить взносы в уставный капитал на сегодняшний день отсутствует, этот вопрос регулируется локальными актами.
  2. Доходы от реализации товаров, работ и услуг. Следует учесть, что такие доходы возможны лишь в организациях, предусмотревших в качестве одной из целей организации извлечение прибыли. Аналогичным образом возможно иметь такой источник финансирования, как доходы, от использования собственности организации.
  3. Дивиденды по акциям, ценным бумагам. Такой вид финансирования собственного юридического лица предполагает участие в акционерном обществе. Чаще всего это происходит вследствие создания акционерного общества, что законом дозволено ограниченному кругу лиц: фондам, учреждениям, некоторым государственным корпорациям (например, Росатом, Внешэкономбанк).

Внешние источники финансирования

Категория сторонних источников финансирования характерна нестабильностью и четкой регламентацией, в особенности относительно вопросов целевого назначения и порядка использования. К таковым источникам финансирования относятся: пожертвования, гранты, целевые капиталы, субсидии, дотации и иные.

Пожертвования физических и юридических лиц. Право на получение пожертвований некоммерческие организации могут получать в соответствии с ч. 1 ст. 582 ГК РФ. Основное отличие пожертвования от дарения - общеполезная цель использования имущества, которой обусловлено пожертвование. Такая цель использования накладывает ограничения на распоряжение пожертвованным имуществом: если организация без разрешения жертвователя изменит порядок использования пожертвованного имущества, то жертвователь и его правопреемники получают право на требование отмены пожертвования. На практике часто одна некоммерческая организация перечисляет другой некоммерческой организации денежные средства по договору пожертвования с целью оказания какой-либо организационной или иной помощи жертвователю. В данном случае отношения скорее партнерские, истинная цель которых удовлетворение потребностей жертвователя услуга, работами одаряемого. Соответственно, у сторон могут возникнуть проблемы, присущие контрагентам, однако подобные вопросы нормами ГК РФ о дарении не урегулированы. Например, по делу № А08-1050/2015 жертвователь обязался по договору пожертвования перечислить на счет одаряемого денежные средства, которые предназначались для организации мероприятия. После чего жертвователь отказался от исполнения договора в части, с чем и обратился в суд одаряемый. Решением Арбитражного суда Белградской области от 22 июня 2015 г. исковые требования истца были удовлетворены. Разумеется, в подобных ситуациях возникают сложности с наложением таких финансовых санкций, как неустойка, упущенная выгода, реальный ущерб.

Более того, существуют требования к форме пожертвований: политическим партиям от юридических лиц они перечисляются исключительно в безналичной форме. Существуют ограничения круга жертвователей для отдельных видов некоммерческих организаций. Так, политическим партиям не могут жертвовать имущество иностранные государства и иностранные юридические лица.

Ввиду отсутствия точного понимания правовой природы, особый интерес представляют гранты. Превалирует мнение, согласно которой грант - разновидность дарения, несколько менее распространена теория, согласно которой грант - вид пожертвования. Так или иначе, существуют характерные отличия данного источника финансирования: отсутствие единой регламентации, более широкий круг грантополучателей. Наиболее важное отличие - грант предоставляется по результатам некого конкурса, отбора соответствующих кандидатов на реализацию гранта. Данные отличия отдаляют понятие гранта как от пожертвования, так и от дарения. Но грант все же можно считать самостоятельной разновидностью дарения, осложненного множеством условий. Существуют категории грантов, которые влекут изъятия по налогу на прибыль получающих их организаций (См. Постановление Правительства РФ № 485 от 28 июня 2008 г.). Примечательно, что в решениях судов можно встретить отождествление пожертвования и гранта (например, решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга Ленинградской области от 31 марта 2015 г. по делу № А56-71269/2014).

Источник финансирования, формируемый за счет средств, полученных в результате пожертвования, завещания или в счет неиспользованного дохода от доверительного управления - целевой капитал некоммерческой организации. Правила о создании целевого капитала касаются лишь таких организационно-правовых форм некоммерческих организаций, как фонд, автономная некоммерческая организация, общественная организация, общественный фонд, религиозная организация. Закон разграничивает понятие собственников целевого капитала и специализированной организации управления целевым капиталом, которая может создаваться только в форме фонда. Специализированная организация создается и действует исключительно в целях формирования целевого капитала, использования дохода от целевого капитала и распределения его среди иных получателей дохода (к которым относятся все некоммерческие организации, кроме государственных корпораций, политических партий и общественных движений). Специализированную организацию следует отличать от управляющей компании, которая является хозяйственным обществом и осуществляет доверительное управление целевым капиталом на основании лицензии на осуществление управления ценными бумагами или инвестиционными фондами.

Этот источник финансирования имеет существенное преимущество перед иными источниками: имущество, переданное на формирование целевого капитала, не является объектом налогообложения по налогу на прибыль и НДС. Более того, налогоплательщик, перечисляющий в порядке пожертвования определенное имущество некоммерческим организациям, получает социальный налоговый вычет в размере произведенных на пожертвование расходов. Указанное правило касается не только пожертвований на формирование целевого капитала некоммерческой организации, но и на иные виды пожертвования в пользу благотворительных, социально ориентированных, религиозных и других организаций.

Характерный для социально ориентированных некоммерческих организаций источник финансирования - субсидии и дотации. Принципиальное отличие дотаций от иных форм межбюджетных трансфертов - отсутствие целевой направленности. Они выделяются бюджетам бюджетной системы в целях повышения уровня благополучия и бюджетной сбалансированности. Что касается субсидий, то это некое софинансирование, которое ранее могло выделяться сразу на реализацию нескольких проектов, Постановлением правительства РФ № 310 от 15 апреля 2014 г. действует программа « одна государственная программа - одна субсидия». Аналогично предоставляются субсидии по отраслевым направлениям (например, Постановление Правительства РФ № 143 от 19 февраля 2013 г., Постановление Правительства РФ № 1074 от 20 декабря 2010 г.).

Выводы

Таким образом, установленные законами источники формирования финансовой основы деятельности некоммерческих организаций разнообразны и создают возможность раскрытия и реализации уставных целей каждой организации. Наиболее выгодно положение тех некоммерческих организаций, организационно-правовая форма которых позволяет создавать целевой капитал, а цели деятельности признаны социально ориентированными, что позволяет таким организациям получать субсидии из бюджетов различных уровней. Помимо государственной помощи некоммерческим организациям предусмотрены меры, стимулирующие частный сектор предпринимателей к осуществлению пожертвований в пользу некоммерческих организаций, - введение налоговых вычетов по НДС и налогу на прибыль организаций.

Помимо получения внешней финансовой помощи некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность (с учетом законодательных ограничений): получать доходы от реализации производимых ей товаров, работ, услуг, доходы от имущества некоммерческой организации, дивиденды по акциям и иным ценным бумагам. Таким образом, некоммерческая организация может самостоятельно обеспечивать себя средствами для реализации своих уставных целей.

При изучении нормативного материала по внешним и внутренним источникам финансирования деятельности некоммерческих организаций складывается впечатление о том, что законодатель отдает предпочтение внешним источникам формирования имущественной базы: детальное законодательное регулирование и введение стимулирующих мер говорят о повышенном внимании законодателя именно к этим источникам финансирования. Наделение некоммерческих организаций возможностью осуществления предпринимательской деятельности является необходимостью, гарантией функционирования организации и осуществления общественно полезной деятельности даже при отсутствии внешнего финансирования. К сожалению, законодатель установил довольно нечеткие рамки для возможного «самофинансирования» некоммерческой организации, что может приводить к злоупотреблениям или, наоборот, недостаточному использованию этой возможности.