Внутрихозяйственный финансовый контроль на предприятии осуществляет. Финансовый контроль. Основные задачи данного контроля


Вернуться назад на

Финансовый контроль в зависимости от целей, задач и функционального назначения подразделяется на государственный и аудит. В свою очередь государственный финансовый контроль подразделяется на общегосударственный и ведомственный.

Общегосударственный финансовый контроль применяется в отношении любого объекта контроля независимо от подчиненности и формы собственности. Этот контроль осуществляется такими органами, как Контрольная палата Республики Беларусь, Министерство финансов, Национальный банк, Главная государственная налоговая инспекция, Государственная инспекция по ценным бумагам и др. Каждый из названных органов финансового контроля имеет свои функциональные обязанности и цели.

На Контрольную палату возложены обязанности проверки соблюдения всех законов, действующих на территории государства. Министерство финансов через свое Контрольно-ревизионное управление проверяет правильность составления и исполнения бюджетов областей и других административных территорий, обращая особое внимание на правильность и эффективность использования средств централизованного фонда государства.

Государственная налоговая инспекция и ее территориальные звенья проверяют правильность и своевременность расчетов плательщиков с бюджетом по налогам и сборам. Банки могут проверять финансовое состояние клиента с целью установления реальной возможности своевременного возврата ссуд и уплаты процентов по ним.

Ведомственный финансовый контроль подразделяется на внутриведомственный и внутрихозяйственный.

Внутриведомственный финансовый контроль осуществляют все министерства, ведомства, объединения по отношению к подведомственным им предприятиям, организациям, учреждениям. Для осуществления внутриведомственного финансового контроля в составе министерств, ведомств, объединений, отделов исполкомов местных Советов создаются контрольно-ревизионные группы, контрольно-ревизионные отделы или контрольно-ревизионные управления.

Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется специальными службами на самом предприятии, в организации, учреждении. Этот контроль осуществляют бухгалтерия, финансовый отдел. На крупных предприятиях (объединениях), в отделах исполкомов для осуществления внутрихозяйственного контроля, кроме этих служб, создаются контрольно-ревизионные отделы, группы.

Аудит - это независимый, платный финансовый контроль, а также система оказания платных услуг по совершенствованию финансово-хозяйственной деятельности.

В зависимости от времени осуществления финансовый контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий.

Предварительный контроль проводится до совершения хозяйственно-финансовых операций; текущий контроль осуществляется в процессе осуществления финансовых и хозяйственных операций; последующий контроль осуществляется после совершения указанных операций и призван выявить те нарушения, которые не были установлены во время предварительного и текущего контроля. Основным методом осуществления предварительного и текущего контроля являются визуальные проверки. Такие проверки актами, справками не оформляются. Все дело сводится к отдаче распоряжения, приказа в письменной или устной форме о недопущении или приостановлении незаконной хозяйственно-финансовой операции.

Последующий контроль осуществляется несколькими методами. К ним относятся: проверка, ревизия. Проверка может быть счетной или тематической.

Счетная проверка - это проверка достоверности бухгалтерских отчетов, балансов, налоговых расчетов.

Тематическая проверка - это изучение отдельных сторон и участков хозяйственно-финансовой работы подконтрольного объекта, например, проверка правильности удержаний из ; проверка правильности отнесения затрат на и т. д.

Экономический анализ - это оценка финансово-хозяйственной деятельности объекта, выявление причин тех или иных результатов деятельности и на этой основе обоснование путей и факторов улучшения экономического положения.

Экономический анализ осуществляется как самими предприятиями, организациями, учреждениями, так и внешними органами контроля - банками, финансовыми, аудиторскими фирмами.

Ревизия - это комплексный метод последующего контроля. Она представляет собой детальное изучение, глубокую проверку, анализ всех сторон и участков финансово-хозяйственной деятельности.

Органы государственного финансового контроля свою работу проводят по планам. Планы составляются с учетом установленной по закону периодичности проверок и ревизий. В планах намечаются объекты контроля, тема проверки или ревизии, срок начала и окончания, количество исполнителей и их состав и т. д. Органы аудита свою работу проводят на основе договоров.

В зависимости от порядка назначения ревизии и проверки подразделяются на плановые и внеплановые. В зависимости от круга охватываемых вопросов и операций ревизии и проверки могут быть полными и частичными.

По методу изучения документов ревизии и проверки подразделяются на сплошные и выборочные.

По организационным формам ревизии и проверки могут быть: индивидуальными, т. е. осуществляемые одним проверяющим; бригадными, т. е. осуществляемые несколькими проверяющими, один из которых является бригадиром; комплексными, т. е. бригадные ревизии с привлечением специалистов: инженеров, бухгалтеров и др.

Каждая проверка и ревизия должна быть тщательно подготовлена, ибо от этого зависит их качество. Для этого изучаются необходимые законы, постановления, инструкции, приказы, распоряжения; производится ознакомление с материалами прошлых проверок и ревизий, результатами устранения выявленных нарушений; изучаются критические материалы органов информации, особенности производственной деятельности и т. д.

На основе подготовительной работы составляется программа ревизии или проверки. На основе программы разрабатывается рабочий план ревизии или проверки. Рабочий план - это детализированная программа, где на основе крупных вопросов, подлежащих ревизии или проверке, определяются частные, намечаются пути и методы их осуществления, вносятся различные дополнения, потребность в которых возникла в процессе ревизии или проверки.

Весь процесс проведения ревизии или проверки состоит из нескольких этапов: предъявление полномочий; проведение организационного совещания с ответственными работниками подконтрольного объекта; проведение инвентаризации; личное ознакомление с подконтрольным объектом, технологией его деятельности; предварительный анализ хозяйственной деятельности; непосредственная документальная ревизия или проверка; систематизация материалов ревизии или проверки; составление акта или справки; реализация материалов ревизии или проверки; проверка устранения выявленных недостатков.

Осуществляя ревизию или проверку, важно правильно выбрать метод изучения документов. Различают хронологический и систематизированный метод просмотра документов. Хронологический метод - это изучение документов без их предварительной группировки в той последовательности, в какой они совершались. Такой метод приемлем при изучении документов небольших объектов контроля и совершенно не пригоден на крупных объектах, так как не позволяет охватить вниманием все хозяйственно-финансовые операции. Поэтому, осуществляя ревизию или проверку на крупных объектах, документы изучают по определенной системе, т. е. по отдельным операциям: например проверяются все документы, связанные с получением денег в кассу и выплатой их, или проверяются все документы, связанные с получением и списанием каких-либо материалов, и т. п. Такой метод изучения документов называется систематизированным.

осуществляют специальные подразделения, предусмотренные управленческой структурой субъекта хозяйствования, а также отдельные специалисты. Внутрихозяйственный контроль имеет ряд особенностей: работники, его осуществляющие, непосредственно подчиняются руководителю; этот вид финансового контроля осуществляется постоянно, а не периодически; кроме того, отсутствует единая регламентация объема и характера процедур контроля, порядка их документирования (определяется, как правило, самой организацией). Внутрихозяйственный контроль организуют, в основном, на средних и крупных предприятиях; его осуществление при условии правильной организации способствует: повышению ответственности должностных лиц и работников; сохранности и рациональному Использованию финансовых ресурсов организации; предотвращению негативных явлений в финансово-хозяйствен- ной деятельности организации; получению необходимой оперативной информации для осуществления управления.
К видам финансового контроля традиционно относят и общественный контроль, под которым понимают контроль, осуществляемый непосредственно гражданами, а также общественными организациями и объединениями, т. е. без участия специальных государственных органов.
В зависимости от объекта контроля выделяют такие виды финансового контроля, как: бюджетный, налоговый, таможенный, валютный, контроль в страховой сфере (страховой), денежно-кредитный, контроль за деятельностью внебюджетных фондов и др.
Бюджетный контроль, являющийся одним из важнейших видов финансового контроля, обеспечивает проверку правильности составления и исполнения доходов и расходов бюджета в разрезе показателей, установленных законом о бюджете на соответствующий год; выявление отклонений в ходе исполнения бюджета; выявление финансовых нарушений в бюджетной сфере, контроль за правильностью осуществления бюджетного учета. Налоговый и таможенный контроль рассматриваются либо как самос-
тоятельные виды контроля, либо как составляющие бюджетного контроля.
Финансовый контроль, объектом которого являются финансовые отношения, складывающиеся в различных сферах и звеньях финансовой системы, могут осуществлять как органы государственного, так и негосударственного финансового контроля. Так, финансовый контроль в страховой сфере осуществляют специально созданные государственные органы (например, Федеральная служба страхового надзора РФ), а также аудиторские организации. Финансовый контроль в системе пенсионного обеспечения в РФ осуществляют: Счетная палата РФ, Федеральная служба по финансовым рынкам, Пенсионный фонд РФ (в отно-шении страхователей и пенсионеров), Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Общественный совет по инвестированию средств пенсионных накоплений, негосударственные пенсионные фонды (по отношению к управляющим компаниям), аудиторские фирмы, органы внутреннего контроля.
Совокупность контрольных действий и операций, осуществляемых субъектами контроля, может быть выражена в той или иной форме, зависящей от целого ряда факторов. С учетом этих факторов (время и место проведения контроля, периодичность его проведения и др.) можно выделить следующие формы финансового контроля (табл. 6.2).
Таблица 6.2
Основные формы финансового контроля Признак классификации Формы финансового контроля Время проведения контроля
Направление воздействия субъекта на объект контроля Место проведения контроля Полнота охвата проверяемого материала (информации) Характер источников контроля Периодичность проведения конт-роля
Полнота охвата проверяемых вопросов
Повторяемость изучения источников контроля Предварительный, текущий, последующий
Внешний, внутренний
Камеральный, выездной Сплошной, выборочный
Документальный, фактический Систематический, периодический, единовременный
Комплексный, тематический, встречный
Первичный, повторный, дополнительный
В зависимости от времени проведения выделяют предварительный, текущий и последующий контроль.

Классификация видов контроля – распределение их по группам в зависимости от общих признаков – позволяет глубже разобраться и точнее оценить место каждого из видов контроля в системе финансовых отношений. Систематизация видов контроля означает размещение изучаемых видов контроля в определенном порядке с выявлением их взаимосвязи и подчиненности.

Существуют различные виды контроля, каждый из которых характеризуется такими элементами, как:

· субъект контроля;

· субъект, принимающий решение по результатам контроля (это может быть субъект контроля или субъект, в интересах которого контроль осуществляется);

· объект контроля;

· предмет контроля;

· цель контроля;

· задачи контроля;

· принципы контроля;

· методы контроля;

· техника и технология контроля;

· процесс контроля.

Финансовый контроль классифицируется по следующим признакам (рис. 1.1):

· по субъектам (уровню) проведения (государственный, муниципальный, внутрихозяйственный, независимый, общественный, правоохранительный, гражданский);

· по времени проведения (предварительный, текущий, последующий);

· по полноте охвата (частичный, полный, комплексный, тематический, сплошной, выборочный);

· по применяемым методам (ревизия, проверка, обследование, анализ).

По характеру расположения и взаимоотношений субъекта и объекта контроля, контролирующих и контролируемых органов, организаций, людей, групп различают, конт­роль внутренний и внешний.

Контроль называется внутренним тогда, когда субъект и объект контроля входят в одну систему, а внешним – когда субъект контроля не входит в ту же систему, что и объект.

Понятие «общие методы контроля» является еще одной важной характеристикой, позволяющей различать конкретные виды контроля. Среди общих методов контроля различают следующие методы:

· предварительного контроля (используется до начала хозяйственной операции);

· направляющего контроля (в течение всего хода операции);

· фильтрующего контроля (к определенной дате в ходе хозяйственной операции);

· последующего контроля (после завершения операции).

субъекты (уровень ) проведения – финансовый контроль подразделяется на две большие группы – государственный и негосударственный, – которые, в свою очередь, подразделяются на несколько подгрупп.

Главная цель государственного финансового контроля – обеспечение интересов государства и общества в целом. Под государственным финансовым контролем следует понимать контроль, осуществляемый соответствующими органами федерального и муниципального уровня проведения, и ведомственный контроль.

Государственным финансовым контролем также называют контроль, осуществляемый различными федеральными органами законодательной и исполнительной власти, включая Президента РФ, Федеральное Собрание РФ и Правительство РФ. Например, Федеральное Собрание РФ осуществляет финансовый контроль через специально созданные комитеты:

· Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам Государственной Думы;

· Комитет по бюджету, финансовому, валютному и кредитному регулированию Совета Федерации.

Субъектами федерального уровня контроля (в соответствии с законодательством и предоставленными им полномочиями) являются: Счетная палата РФ, Министерство финансов РФ, Федеральная налоговая служба, Центральный банк РФ, Таможенный комитет РФ.

Муниципальный финансовый контроль осуществляется на уровне соответствующих органов власти в пределах предоставленных им полномочий, касающихся финансовых источников формирования и направления использования бюджетных средств.

Негосударственный финансовый контроль включает ведомственный, внутрихозяйственный, независимый, общественный, правовой и гражданский контроль.

Ведомственный финансовый контроль осуществляется соответствующими контрольно-ревизионными органами министерств и ведомств за деятельностью входящих в их систему предприятий, организаций, учреждений. Главная задача этого вида финансового контроля – проверка законности и целесообразности процессов формирования, распределения и целевого назначения использования денежных средств, выделяемых государством субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления.

Внутрихозяйственный финансовый контроль имеет целью наблюдение и соблюдение финансовых интересов субъектов хозяйствования в области производства, распределения и использования финансовых ресурсов для повышения эффективности его деятельности и защите интересов в отношениях с другими субъектами рыночных отношений. Внутрихозяйственный контроль – результат практического использования контрольных функций бухгалтерского учета, финансов и других стоимостных категорий экономики – требует от руководства организации создания нормативной базы. Так, в соответствии с законом РФ «О бухгалтерском учете», к основным задачам организации финансового контроля в организациях относится:

· формирование полной и достоверной информации и о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности – руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним инвесторами, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

· обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля:

За соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью;

За наличием и движением имущества и обязательств;

За использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

· предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

При формировании учетной политики в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008) в составе учетной политики утверждается порядок контроля за хозяйственными операциями (внутрихозяйственный контроль).

Внутрихозяйственный контроль осуществляется работниками предприятий и организаций в ходе совершения хозяйственных операций и технологических процессов для повышения их эффективности, целесообразности и законности выполнения. Особенностью внутрихозяйственного финансового контроля является осуществление контроля в момент документального оформления произведенной производственно-финансовой операции. Для организации внутрихозяйственного контроля хозяйствующие субъекты создают отдельные контрольные подразделения в зависимости от отраслевых особенностей и размеров организаций (ревизионные комиссии, отделы внутреннего аудита, группы контроля, инвентаризационное бюро и т.д.).

Независимый финансовый контроль, субъектами проведения которого являются независимые финансовые организации, имеющие лицензии на право его осуществления, называется аудитом. Аудит – это предпринимательская деятельность физических или юридических лиц, имеющих лицензию на право осуществления аудиторских услуг,

по оказанию платных независимых вневедомственных проверок бухгалтерской отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов предприятиям, организациям, учреждениям в соответствии с договором. Правовое регулирование аудиторской деятельности осуществляется Гражданским кодексом РФ (ГК РФ), законом «Об аудите» и нормативно-правовыми актами Правительства РФ. В хозяйственной практике различают обязательный, инициативный и принудительный аудит.

Обязательный аудит проводится в соответствии с нормативно-правовыми актами. Правительство РФ четко определило критерии, по которым предприятие обязано подтвердить достоверность своих годовых отчетов.


Инициативный аудит проводится по решению хозяйствующего субъекта, когда администрация или собственники решают иметь объективную оценку финансового состояния предприятия. Принудительный аудит проводится в случаях, вызванных решениями или постановлениями правоохранительных или судебных органов.

Общественный финансовый контроль осуществляется неправительственными общественными организациями или частными лицами на добровольной основе, и имеет целью соблюдение их финансовых интересов или получение ответов на вопросы, затрагивающие в той или иной степени финансовые интересы общества.

Правовой финансовый контроль имеет целью выяснение фи­нансового состояния различных субъектов правовых отношений от государства до граждан, которые могут возникнуть в процессе проведения правоприменительных действий; осуществляется пра­воохранительными и судебными органами или по их поручению.

Гражданский финансовый контроль направлен на соблюдение финансовых интересов граждан и осуществляется во время их взаимоотношений с налоговыми органами, в процессе производственной деятельности, во взаимоотношениях с торговой системой и т.д.

По классификационному признаку – время проведения финансовый контроль можно подразделить на предварительный, текущий и последующий.

Предварительный финансовый контроль производится на этапах разработки, рассмотрения и утверждения бюджетов всех уровней, от федерального до районного, составления различных смет расходов, вплоть до совершения хозяйственных операций. Его задача – предупредить нецелевое использование финансовых ресурсов, не допустить незаконные и неэффективные производственно-хозяйственные операции, могущие нанести хозяйствующему субъекту ущерб или ухудшить его финансовое положение, и выбрать наиболее целесообразные экономические решения при планировании использования финансовых ресурсов. Предварительный контроль направлен на экономное и эффективное расходование всех видов ресурсов.

На уровне хозяйствующего субъекта предварительный контроль осуществляется финансовым подразделением (бухгалтерией) предприятия до начала хозяйственных операций в процессе предварительного оформления документов по этим операциям в целях предупреждения бесхозяйственности, незаконных действий и непроизводительных расходов. При этом контроле устанавливается соответствие операций нормативно-правовым актам, регулирующим хозяйственную деятельность, заключенным договорам, утвержденным сметам, планам и др.

Текущий финансовый контроль – основной вид деятельности контролирующих органов – непрерывно сопровождает процесс исполнения бюджетов, смет расходов и совершения хозяйственных операций на различных уровнях, участках и в структурных подразделениях хозяйствующих субъектов. Текущий контроль преследует цели оперативного регулирования результатов хозяйственной деятельности. Его главные задачи – вскрытие неиспользованных резервов в деятельности организации, выявление отклоне

ний фактических результатов деятельности от плановых заданий и принятие необходимых мер по нейтрализации негативных факторов, влияющих на производственно-финансовую деятельность.

Последующий финансовый контроль осуществляется финансовыми структурными подразделениями, работниками бухгалтерии после:

· завершения финансовых операций при приеме и проверке документов, записей в регистры бухгалтерского учета;

· составления бухгалтерских отчетов и балансов;

· проведения инвентаризаций всех видов средств;

· анализа финансово-хозяйственной деятельности;

· проведения тематических проверок и ревизий.

По классификационному признаку – полнота охвата – финансовый контроль можно подразделить на полный, частичный, комплексный, тематический, сплошной и выборочный.

Полный финансовый контроль производится с целью проверки всей финансово-хозяйственной деятельности предприятий или организаций.

Частичный финансовый контроль имеет целью проверку отдельных направлений деятельности предприятия или отдельных хозяйственных операций, например, связанных с учетом затрат или учетом и движением основных фондов.

Комплексный финансовый контроль – часть комплексного контроля. Он осуществляется, как правило, внешними органами, например Счетной палатой РФ или другими контрольно-ревизионными органами, и направлен на изучение и выявление нарушений и несоответствий в экономической и юридической деятельности субъектов хозяйствования с целью их устранения.

Тематический финансовый контроль – разновидность частичного финансового контроля. Он осуществляется по довольно ограниченному кругу вопросов посредством ознакомления (чаще всего с выездом на место) с некоторыми сторонами финансово-хозяйственной деятельности; в основном используется для проверки целевого использования средств. Его результаты оформляются в виде докладной записки на имя руководителя.

Сплошной финансовый контроль связан с проверкой и выявлением нарушений в финансово-хозяйственной деятельности посредством изучения всех финансовых и бухгалтерских документов регистров и других учетных записей за подлежащий финансовому контролю период.

Выборочный финансовый контроль – также разновидность частичного финансового контроля. Он может предусматривать проверку какой-либо части финансовых документов и регистров; проводится, как правило, по плану после проведения общей проверки какого-либо вида финансово-хозяйственных операций с целью их изучения за какой-либо период времени, который может и не совпадать с ревизуемым периодом времени.

По классификационному признаку – методу проведения – финансовый контроль подразделяется на проверки, обследования, надзор, анализ, наблюдение (мониторинг) и ревизии.

Ревизия как метод финансового контроля – наиболее полное и глубокое обследование финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта; имеет целью проверку ее законности, правильности, целесообразности и эффективности.

Проверка как метод финансового контроля основывается на изучении первичной и иной отчетной финансовой документации по отдельным направлениям хозяйственной деятельности с целью соответствия отчётности требованиям законодательства и нормативных документов. Результаты проверки служат основанием для разработки мер по устранению выявленных нарушений.

Наблюдение (мониторинг ) как метод финансового контроля заключается в постоянном контроле со стороны финансово-кредитной организации за финансовым состоянием своих клиентов с целью предотвращения нецелевого использования кредитных ресурсов.

Обследования как метод финансового контроля охватывают более широкий круг финансово-экономических документов и показателей хозяйствующего субъекта, чем проверка, с целью определения его болевых точек, финансового состояния и перспектив развития.

Надзор как метод финансового контроля осуществляется соответствующими контрольными органами над субъектами хозяйственной деятельности, имеющими лицензии на производство финансовой деятельности определенного направления, например, страховой или банковской, на предмет соблюдения ими (субъектами) финансово­го законодательства, установленных для данной сферы финансовой деятельности нормативов и правил, несоблюдение которых может повлечь за собой отзыв лицензии.

Анализ как метод финансового контроля – важный элемент в системе управления хозяйствующим субъектом, эффективное средство выявления внутренних резервов и основание для разработки научно обоснованных планов и управленческих решений. Он зависит от характера исследуемого хозяйственного объекта или операций и представляет собой некую процедуру абстрактного и реального расчленения объекта исследования на части для выявления глубинных причин происходящих финансовых процессов, складывающихся под воздействием объективных и субъективных факторов.

Для успешной деятельности организации, повышения уровня рентабельности, сохранения и приумножения ее активов необходим отлаженный механизм управления, важнейшим элементом которого выступает повседневный внутрихозяйственный (внутренний) контроль.

Внутренний контроль является одной из основных функций управления и представляет собой систему постоянного наблюдения и проверки работы организации в целях оценки обоснованности и эффективности принятых управленческих решений выявления отклонений и неблагоприятных ситуаций, своевременного информирования руководства для принятия решений по устранению, снижению рисков его деятельности и управлению ими. Таким образом, внутренний контроль - форма обратной связи, посредством которой орган управления организации получает необходимую информацию о действительном состоянии управляемого объекта и реализации управленческих решений.

В российских стандартах аудиторской деятельности система внутреннего контроля рассматривается как совокупность организационных структур, методик и процедур, принятых руководством экономического субъекта в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения хозяйственной деятельности, которая в том числе включает организованные внутри данного экономического субъекта и его силами надзор и проверку:

  • · соблюдения требований законодательства;
  • · точности и полноты документации бухгалтерского учет
  • · предотвращения ошибок и искажений;
  • · исполнения приказов и распоряжений;

Цели системы внутреннего контроля:

  • 1. Соответствие деятельности организации принятому курсу действий (целевым установкам и ориентирам) и стратегии.
  • 2. Устойчивость организации с финансово-экономической, рыночной и правовой точек зрения.
  • 3. Упорядоченность и эффективность текущей финансово-хозяйственной деятельности.
  • 4. Сохранность имущества организации (внеоборотных активов и оборотных средств), в том числе сохранность систематизированных и обобщенных данных для их использования в управлении. Здесь существуют два аспекта контроля:
    • а) контроль, ориентированный на адекватность организационных мероприятий по обеспечению физической безопасности активов (обеспечение защиты от воровства, потерь в результате пожаров, наводнений, отказов компьютеров, перебоев в энергоснабжении, умышленных повреждений и т.д.);
    • б) контроль на предмет обоснованности финансово-хозяйственных операций, платежеспособности и добросовестности контрагентов по договорам, добросовестности менеджеров, принимающих решения по данным операциям.
  • 5. Должный уровень полноты и точности первичных документов и качества первичной информации для успешного руководства и принятия эффективных управленческих решений.
  • 6. Достижение показателей эффективности системы бухгалтерского учета - наличие, полнота, арифметическая точность, разноска по счетам, формальная разрешенность, временная определенность, представление и раскрытие данных в отчетности.
  • 7. Рост производительности труда, снижение издержек производства и обращения, улучшение финансово-экономических результатов деятельности.
  • 8. Рациональное и экономное использование всех видов ресурсов.
  • 9. Соблюдение должностными лицами, другими работниками организации установленных администрацией требований, правил и процедур - положений о подразделениях, должностных инструкций, правил поведения, планов документации и документооборота, планов организации труда, приказа об учетной политике, иных приказов и распоряжений.
  • 10. Соблюдение требований федеральных законов и подзаконных актов, изданных органами власти Российской Федерации и ее субъектов, а также полномочными органами местного самоуправления.

Для контроля за работой организации администрация использует различные управленческие методы, включая определение квалификации сотрудников, оценку системы обработки информации и составления отчетов, анализ достигнутых результатов финансовой деятельности и их сравнение с запланированными, изучение деятельности отдельных подразделений. Важное значение имеет порядок внутреннего управленческого учета и подготовки отчетности для внутренних целей.

Внутрихозяйственные проверки предполагают тщательный и непрерывный обзор выполнения предыдущих контрольных процедур, способствуют своевременному обнаружению ошибок, нацеливают сотрудников на квалифицированное исполнение своих обязанностей. Они включают отдельные административные действия по наблюдению за выполнением всех предписанных процедур контроля, результаты которых представляются в виде отчетов, докладных записок. Полезно также исследование динамики хозяйственных показателей, сравнение плановых и сметных величин с фактически достигнутыми и выяснение причин расхождений.

Внутренний контроль может осуществляться как отдельными сотрудниками организации (менеджерами, бухгалтерами, экономистами), так и специально созданными для этих целей подразделениями (например, службой внутреннего аудита). Состав, структура и функции субъектов (служб) контроля определяются руководством и зависят от установленных для системы внутреннего контроля целей и организационной структуры предприятия.

Успешное и эффективное выполнение задач в различных сферах экономики и финансовой системе зависит от надлежащей организации и видов финансового контроля, форм и методов его проведения. Поэтому финансовый контроль функционирует в различных видах и формах с применением различных методов его осуществления. Анализ назначения и роли финансового контроля требует его четкой классификации.

Финансовый контроль классифицируется по трем направлениям:

По видам финансового контроля;

По формам финансового контроля;

По методам осуществления финансового контроля.

Вид контроля - это составная часть, что частично выражает содержание целого и в то же время отличается от других частей субъектами (конкретными носителями контрольных функций) и объектами контроля, что определяет различия в методах осуществления контрольных действий.

Финансовый контроль как экономическую категорию можно поделить на виды по определенным признакам:

  • 1. В зависимости от направлений осуществления финансовой политики выделяют:
  • 1.1. Бюджетный контроль.
  • 1.2. Налоговый контроль.
  • 1.3. Страховой контроль.
  • 1.4. Контроль за денежной массой.
  • 1.5. Валютный контроль.
  • 1.6. Кредитный контроль.

Важным признаком классификации финансового контроля является форма его проведения. Под формами финансового контроля следует понимать отдельные стороны выявления содержания финансового контроля в зависимости от времени осуществления контрольных действий.

Формы и порядок проведения финансового контроля органами исполнительной власти и органами местного самоуправления регулируются нормативными правовыми актами государства по вопросам осуществления финансового контроля.

Время проведения контроля является важным критерием классификации финансового контроля. Поэтому разграничение форм финансового контроля состоит в сопоставлении времени осуществления контрольных действий с процессами формирования и использования фондов финансовых ресурсов. На этом основании в зависимости от времени проведения выделяют следующие формы финансового контроля:

  • 1. Предварительный (превентивный) финансовый контроль;
  • 2. Текущий (оперативный) финансовый контроль;
  • 3. Последующий (ретроспективный) финансовый контроль;

Мировой опыт теории и практики финансового контроля по формам его проведения позволяют представить следующие характеристики их осуществления.

Характерным признаком для предварительного финансового контроля является то, что он осуществляется на стадии разработок и принятия управленческих решений по финансовым вопросам. В условиях рыночных отношений предварительный (превентивный) финансовый контроль, который осуществляется до проведения финансовых операций, играет очень важную роль. Предварительный финансовый контроль - это самая эффективная форма контроля, потому что она дает возможность предотвратить возникновение недостатков, лишних затрат финансовых ресурсов, нарушению финансового законодательства.

Предварительный финансовый контроль связан с процессами определения оптимального объема централизованных и децентрализованных финансовых ресурсов в плановом периоде, а также с их эффективным распределением и использованием.

Информационной базой для этой формы контроля являются фактические данные выполнения плановых заданий в предыдущие периоды.

На уровне государства предварительный финансовый контроль проводится на стадии разработки и принятия законодательных и нормативных актов в сфере финансов.

На стадии финансового прогнозирования и планирования превентивный контроль служит предпосылкой для принятия оптимальных управленческих решений.

Примером предварительного финансового контроля можно назвать парламентские слушания по вопросам бюджетной политики на следующий бюджетный период, которые проводятся в парламенте по представленному кабинетом министров государства проектом основных направлений бюджетной политики на следующий год.

На микроуровне примером предварительного финансового контроля является процесс разработки финансовых планов и смет, кредитных заявок, финансовых разделов бизнес - планов, а также договоров о совместной деятельности.

Текущий финансовый контроль является органической частью процесса оперативного финансового управления и регулирования финансовых вопросов. Он проводится оперативно, например, в процессе осуществления финансово-хозяйственных операций (перечисление налогов, собрания, образование фондов денежного средства, осуществление выплат и т. п.).

Текущий финансовый контроль представляет оперативный контроль за реализацией финансовой деятельности, соблюдением плановых показателей, выполнением требований финансовой дисциплины. Он осуществляется через анализ, проверки, обследования деятельности субъектов хозяйствования. Его задача - вовремя реагировать на изменения в финансовой деятельности.

Опираясь на данные полученных документов оперативного и бухгалтерского учета и инвентаризаций, текущий контроль позволяет регулировать финансовые ситуации, быстро меняются, предотвращать ущерб и потери.

На макроуровне текущий финансовый контроль осуществляется во время исполнения бюджетной росписи в процессе исполнения лимитов бюджетных обязательств, сравнения направлений расходов с плановым назначением.

Эта форма финансового контроля предполагает системный факторный анализ финансовой деятельности объекта проверки с целью рационального и эффективного использования финансовых ресурсов согласно определенным задачами.

Текущий финансовый контроль имеет систематический характер и оказывает наибольшее влияние на процесс формирования и использования финансовых ресурсов. Основное назначение текущего финансового контроля - поиск резервов и экономии финансовых ресурсов.

Следующий (ретроспективный) финансовый контроль характеризуется углубленным изучением финансовой деятельности на завершающей стадии выполнения планового задания.

Цель контроля по факту - возместить убытки, привлечь виновных к ответственности, создать условия, исключающие повторение злоупотреблений.

Задачей такого контроля является контроль за финансовыми результатами, сравнение фактических и плановых показателей финансовой деятельности, оценка эффективности проведенной работы и разработка стратегии на будущее. Эта форма финансового контроля является базой для предварительного (превентивного) контроля в будущем.

Поскольку следующий (последующий) финансовый контроль проводится во время после совершения хозяйственной или финансовой операции по использованию денежных фондов, за этих условий осуществляется оценка состояния финансовой дисциплины, выявляются ее нарушения, и определяются меры по их устранению.

Такая форма контроля реализуется на микроуровне в ходе анализа отчетов и балансов углубленного изучения всех сторон финансово-хозяйственной деятельности.

Последующий финансовый контроль имеет всесторонний комплексный характер. Это предоставляет ему возможность детализировать основания и цель движения денежных средств.

Этот вид контроля позволяет выявить недостатки предварительного и текущего контроля. Этот контроль проводится после выполнения финансовых операций за определенные прошлые промежутки времени, благодаря изучению данных учета и отчетности, плановой нормативной документации. Контролю подлежат и фактические дела, действительное наличие денежных средств и материальных ценностей.

Важное значение и роль последующего финансового контроля заключается в том, что он помогает дать масштабную оценку позитивных и негативных черт финансовой деятельности как предприятий и учреждений, так и отдельных отраслей и экономики в целом.

В зависимости от обязательности проведения различают такие формы финансового контроля:

* обязательный финансовый контроль;

* инициативный финансовый контроль.

Обязательный финансовый контроль осуществляется государственными органами финансового контроля в соответствии с действующим законодательством в надлежащие сроки. К этой форме контроля можно отнести, например, налоговые проверки, обязательный аудит годовой финансовой отчетности отдельных организаций, обществ.

Инициативный финансовый контроль проводится по собственному желанию субъектов хозяйствования и имеет важное значение в управлении финансами субъектов хозяйствования.

Таким образом, предварительный (превентивный), текущий (оперативный) и последующий (ретроспективный), обязательный и инициативный финансовый контроль взаимно связаны и дополняют друг друга. Применение всех указанных форм финансового контроля в их единстве и взаимосвязи делает финансовый контроль комплексным и систематическим, повышает его эффективность, своевременность и качественность.

  • 2. В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль:
  • 2.1. Государственный финансовый контроль.
  • 2.2. Внутрихозяйственный финансовый контроль.
  • 2.3. Независимый (аудиторский) финансовый контроль.
  • 2.4. Общественный финансовый контроль.

Государственный финансовый контроль включает общегосударственный и ведомственный контроль. Функции государственного финансового контроля распределяются между высшими органами законодательной и исполнительной власти.

Ведомственный финансовый контроль осуществляют финансовые службы министерств, ведомств, предприятий, организаций и учреждений государственной формы собственности.

Этот вид контроля применяется только до подведомственных предприятий и организаций. С появлением предприятий новых форм собственности (частных, акционерных) масштабы такого вида контроля значительно сократились.

Финансовый контроль органов местного самоуправления осуществляют финансовые органы представительной и исполнительной власти местных Советов народных депутатов.

Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляют собственники субъектов хозяйствования в соответствии с действующим законодательством с целью предотвращения превышения затрат финансовых и материальных ресурсов, и их разоблачения, а также незаконного их направления и использования.

Этот контроль проводят на предприятии его финансовые и экономические службы (бухгалтерия, финансовый отдел, служба финансового менеджмента).

По инициативе руководства предприятия или его собственников (учредителей, акционеров) внутрихозяйственный финансовый контроль может происходить и с помощью приглашенных специалистов.

Внутрихозяйственный финансовый контроль делится на:

* текущий (оперативный);

* стратегический.

Текущий (оперативный) внутрихозяйственный финансовый контроль в соответствии с нормативными документами осуществляет главный бухгалтер вместе с руководящими соответствующих подразделений и служб.

В течение текущей финансово-хозяйственной деятельности контролируются: расходы средств на оплату труда; движение товарно-материальных ценностей; взыскание в установленные сроки дебиторской задолженности; погашение кредиторской задолженности; соблюдения финансовой и платежной дисциплины и тому подобное.

Стратегический внутрихозяйственный финансовый контроль предполагает разработку стратегических решений по оптимальному использованию финансовых ресурсов и вложению капитала, обеспечивающих в будущих периодах максимизации прибыли.

Независимый финансовый контроль (аудит) осуществляется независимыми лицами - аудиторами или аудиторскими фирмами.

Управленческий аудит - это изучение деловых операций с целью выработки рекомендаций по экономическому и эффективному использованию ресурсов, оптимальному достижению конечного результата и выработки политики организации. Он должен помогать руководителям в выполнении их функций и приводить к повышению прибыльности предприятия.

Аудит - это независимая проверка бухгалтерской отчетности, учета, первичных документов и другой информации по поводу финансово-хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования с целью определения достоверности отчетности, учета, его полноты в соответствии с законодательством и установленными нормативами государства.

Целью аудита является определение аудитором вывода про то, отвечает ли финансовая отчетность во всех аспектах инструкциям, которые регламентируют порядок подготовки и представления финансовых отчетов. По результатам аудита составляется аудиторское заключение про реальное финансовое состояние предприятия.

Основные задачи аудита - сбор и обработка достоверной информации про хозяйственно-финансовую деятельность субъекта хозяйствования и формирования аудиторских заключений.

Аудиторские услуги предоставляются в форме аудиторских проверок и связанных с ними экспертиз, консультаций, отчетности, налогообложения, анализа финансово-хозяйственной и других видов деятельности. Обычный аудит проводится внутренними независимыми аудиторскими фирмами или частными аудиторами. Законодательно установлена обязательность проведения аудита акционерными компаниями перед подачей отчетности до государственной комиссии по ценным бумагам и фондового рынка. Остальные предприятия пользуются аудиторскими услугами добровольно по просьбе владельцев предприятий, инвесторов, высшего органа управления с целью решения сложных и конфликтных вопросов, проверки достоверности и правильности бухгалтерской отчетности.

Общественный финансовый контроль осуществляют общественные организации (партии, движения, профсоюзные организации и другие).

  • 3. В зависимости от целевой направленности контрольных действий:
  • 3.1. Стратегический финансовый контроль.
  • 3.2. Тактический финансовый контроль.

Стратегический финансовый контроль направлен на решение вопросов стратегии развития объекта контроля в будущем.

Тактический контроль охватывает текущие вопросы финансовой деятельности.

  • 4. В зависимости от степени охвата подконтрольного объекта:
  • 4.1. Комплексный финансовый контроль.
  • 4.2. Тематический финансовый контроль.

Комплексному финансовому контролю подлежат все аспекты деятельности подконтрольного объекта.

Тематический контроль проводится по отдельным аспектам деятельности. По этому критерию выделяют также полный и частичный, полный и выборочный контроле.

При полном финансовом контроле глубоко изучается финансовая сторона деятельности объекта с помощью различных методов контроля.

При частичном финансовом контроле проверяется перечень вопросов путем ознакомления на месте с отдельными направлениями финансовой деятельности.

Финансовому контролю подлежат самые ответственные операции объекта, что контролируется. Этот контроль предполагает изучение всех первичных документов и данных бухгалтерского учета.

Выборочный финансовый контроль предусматривает проверку или все документы определенных периодов в течение года, или часть документов, но за весь отчетный период.

  • 5. В зависимости от характера взаимоотношений субъекта и объекта контроля:
  • 5.1. Внешний финансовый контроль.
  • 5.2. Внутренний финансовый контроль.

Внешний финансовый контроль - это такой контроль, при котором контрольные действия исполняет субъект, что не входит к той же системы, что и объект. Поэтому средства финансового контроля, осуществляемых внешними органами, охватывают всю систему государственных органов и воспринимаются как макросредства.

Внутренний финансовый контроль - это контроль, при котором субъект и объект контроля входят в одну систему. Поэтому внутренний финансовый контроль - это самоконтроль, который осуществляют субъекты хозяйствования за собственной финансовой деятельностью и финансовой деятельностью подразделений, входящих в их состав. На практике внутренний финансовый контроль используется как оперативный и дополняет внешний финансовый контроль.

Оба вида контроля дополняют друг друга, между ними устанавливается тесная взаимосвязь.

  • 6. В зависимости от места проведения выделяют:
  • 6.1. Документальный финансовый контроль.
  • 6.2. Дистанционный финансовый контроль.

Документальный финансовый контроль осуществляется с выездом непосредственно на подконтрольный объект.

При дистанционном или камеральном контроле субъект контроля удален от объекта, а контрольные действия происходят с помощью информации, которая передается.

Общее, что объединяет все виды государственного финансового контроля, - это единство содержания, предмета и метода.

  • 7. В зависимости от источников информации и методики выполнения контрольных действий выделяют:
  • 7.1. Документальный финансовый контроль
  • 7.2. Фактический финансовый контроль

Документальный финансовый контроль осуществляется на базе первичных документов, бухгалтерской, статистической отчетности, нормативной и другой документации.

Фактический финансовый контроль основывается на изучении и сопоставлении фактического плана объектов, которые должны быть проверены, по данным их проверки в натуральном выражении.