Волонтер Сергей Мельник: придумал такую игру - круговорот добра в природе. Круговорот добра в мире, или история о "механизме" возвращения добрых поступков Круговорот добра в мире

А ты знаешь что такое: «Круговорот добра в природе»?

Это неоспоримый закон природы. Все возвращается бумерангом, и добро тоже. Он работал, работает и всегда будет работать.

А вообще, что есть ДОБРО?

Если обратиться к славянскому первоисточнику «Добро» – это пятая буква славянского алфавита. Эта буква символизирует чистоту. Истинное значение этого слова «добродетель».

Сейчас в современном мире это слово символизирует нравственную составляющую человека. О человеке судят по его делам. Того, кто делает добрые дела считают достойным. Бывает так, что человек совершает хороший поступок, потому что так модно или чтобы получить признание общества, а может его профессия обязывает? Думаю, только то доброе дело на пользу человеку, если оно сделано с искренними побуждениями сердца.

Делать, творить добро. Что это значит?

Для меня — скорее всего — это

  • Сделать что-то приятное человеку, о чем подсказывает мое сердце. Тут хочу сделать важный акцент: Слушать свое сердце. Только сердце подскажет что есть правильно.
  • Делать добрый поступок и не ждать взамен ничего. Как в мультике помнишь, когда Енот дарил цветы приговаривая: «Это тебе. ПРОСТО ТАК»
  • Есть такое изречение (автора не нашла) — "Навязанное добро — есть зло. Так вот о чем это я? Не надо навязывать человеку. Можно предложить.

А вообще никто до конца не скажет, что есть «ДОБРО», а что есть «ЗЛО». Думаю, эту тему я еще продолжу в одной из следующих статей. Чтобы не пропустить, подпишись на обновления блога или внизу этой статьи.

Ты не поверишь — я была удивлена, когда открыла словарь синонимов. Так вот — слово «Добро» является синонимом словам «Благо» и «Достаток». Вот оно — подтверждение закона. Добро возвращается благом.Есть круговорот добра в природе.

Спешите делать добрые дела

«Спешите делать
добрые дела»
(А.Яшин)

Спешите делать добрые дела,
Не предавайте жизнь свою забвенью,
Дарите людям чуточку тепла,
Творите доброту без сожаленья.

От жизненной уставши суеты,
Заблудшие сердца полны сомненья.
Но в каждом есть частичка доброты —
И свет рассеет тьму. Наступит время.

Кто помыслы, направив на добро,
Не требует признания — свободен,
В гармонии живет с самим собой,
В гармонии живет с самой природой.

И человек поистине красив,
Добро даря, он знает, что есть счастье.
Лишь добротой себя, обогатив,
Становится мудрее и прекрасней.

И кажется, что жизнь еще длинна,
Но время ускоряется так быстро...
Спешите делать добрые дела —
Не поздно жизнь наполнить новым смыслом!

И напоследок предлагаю посмотреть это удивительное видео от пользователя youtube - Boba Parkera.

Однажды в квартире у молодой женщины расцвел кактус. До этого он 4 года торчал на подоконнике, похожий на хмурого и небритого дворника, и вдруг такой сюрприз. Странно, что меня считают злобной бездушной стервой, - подумала женщина. Это все неправда: у бездушных и злых кактусы не цветут.

В приятных думах о цветущем кактусе она случайно наступила на ногу мрачному мужчине в метро. На его замечание она не заорала как обычно с оскорбленным видом: «Ах, если уж вы такой барин, то ездите на такси!», - а улыбнулась:

- Не сердитесь на меня, пожалуйста, мне не за что держаться, если хотите - наступите мне тоже на ногу и будем квиты.

Мрачный мужчина проглотил то, что собирался озвучить по ее поводу. Потом вышел на своей станции и, покупая газету, вместо того, чтобы нахамить продавщице, запутавшейся с подсчетом сдачи, обозвав ее тупой коровой, сказал ей:
- Ничего страшного, пересчитайте еще раз, я тоже с утра пораньше не силен в математике.

Продавщица, не ожидавшая такого ответа, расчувствовалась и отдала бесплатно два старых журнала и целую кипу старых газет пенсионеру - постоянному покупателю, который очень любил читать прессу, но приобретал каждый день только одну газету подешевле. Конечно, нераспроданный товар полагалось списывать, но любые правила можно обойти.

Довольный старик пошел домой с охапкой газет и журналов. Встретив соседку с верхнего этажа, он не устроил ей ежедневный скандал на тему: «ваш ребенок как слон топает по квартире и мешает отдыхать, воспитывать надо лучше», а посмотрел и удивился:
- Как дочка-то ваша выросла. Никак не пойму, на кого похожа больше на вас или на отца, но точно красавицей будет, у меня глаз наметанный.

Соседка отвела ребенка в сад, пришла на работу в регистратуру и не стала кричать на бестолковую бабку, записавшуюся на прием к врачу на вчерашний день, но пришедшую сегодня, а произнесла:

- Да ладно, не расстраивайтесь, я тоже иногда забываю свои дела. Вы посидите минутку, а я уточню у врача, вдруг он сможет вас принять.

Бабка, попав на прием, не стала требовать выписать ей очень действенное, но недорогое лекарство, которое может мгновенно помочь вылечить болезнь, угрожая в случае отказа написать жалобы все инстанции вплоть до Страсбургского суда по правам человека, а вздохнула и сказала:

- Я же не совсем еще из ума выжила, понимаю, что старость не лечится, но вы меня, доктор, простите, что таскаюсь к вам постоянно как на работу.

А доктор, направляясь вечером домой, вдруг вспомнил бабку и пожалел ее. Он вдруг подумал, что жизнь в ее привычной суете летит мимо, и, поддавшись внезапному порыву, остановился у ближайшего супермаркета, купил букет цветов, торт с кремовыми розами и поехал совсем в другую сторону. Подъехал к дому, поднялся на третий этаж и постучал в дверь.

- Я тут подумал, ну зачем мы все делим, словно дети, играющие в песочнице. Я вот тебе торт купил, только я на него нечаянно положил свой портфель и он помялся. Но это нестрашно, на вкусовые качества ведь не повлияет. Я еще купил тебе цветы, только они тоже немного помялись этим же портфелем. Но может быть отойдут?

Обязательно отойдут, - ответила женщина, - мы их реанимируем. А у меня новость. Ты только представь, я сегодня проснулась, смотрю на окошко, а у меня кактус расцвел. Видишь?

Источник: www.adme.ru

  • Закон Зерна, или что посеешь, то пожнёшь

Сейчас мы остановимся на 11 главе. А всего 12 глав, как 12 месяцев. Интересно, что в притчах Соломона (Мишлей) 31 глава, как 31 день. А здесь 12 глав, и можно было бы изучать 1 главу Коэлет каждый месяц и 1 притчу каждый день. И тогда было бы отлично: каждый день был бы наполнен мудростью царя Соломона.

Итак, 1 отрывок 11 главы начинается с очень известного выражения, которое вошло в историю мышления всего мира. Царь Соломон его так сформулировал:

Пошли хлеб свой по водам, ибо спустя много дней ты найдешь его.

Что имеется в виду? Раши говорит: «Делай добро и милосердие для других людей». Внешне – это как будто ты отдаешь в никуда, ты отдаешь другому человеку. Особенно непросто отдать, если ты этого человека не знаешь.

Ты никогда не знаешь, как оно тебе вернется. Например, как в случае заповеди о гостеприимстве, когда приходит в гости человек, которого ты можешь и не знать. Как Авраам Праотец наш ждал гостей, чтобы исполнить заповедь гостеприимства.

Кстати, суть этой заповеди: Всё в этом мире принадлежит Богу. Все мы гости в этом мире. И человек старается в своём «мини-мире» встретить гостя хорошо. И Бог в заслугу выполнения этой заповеди «хорошо принимает человека в этом мире».

Как Итро принял Моше, не зная его. И он дочке сказал: «Пойди и покорми его, пригласи его домой».

В итоге, неизвестный «египтянин-пастух» Моше стал Моше Рабейну - самым великим Лидером за всю историю мира. Женился на дочке Итро. Итро принял гиюр и его именем названа глава в Торе. А его потомки были в Сангедрине (верховный суд во времена Храма).


Все начинается с того, что ты делаешь добро какому-то человеку, и потом оно тебе возвращается. По-простому, была такая известная история Чарльза Шваба, который был управляющим у самого богатого человека в мире 100 лет назад. Он рассказывал, как он стал управляющим его делами с зарплатой в 1 000 000 долларов в год. 100 лет назад ему зарплату в 1 000 000 долларов платили! Люди тогда зарабатывали 100 долларов в месяц в среднем.

Он работал в магазине продавцом, и туда зашла пожилая женщина. На улице шёл дождь и она зашла переждать. Чарльз Шваб предложил ей стул, она села и он ей что-то доброе сказал. Потом она пришла домой и говорит сыну: какой хороший человек, он ко мне со вниманием отнесся. А у Эндрю Карнеги, её сына, была такая стратегия в жизни, что он все время искал умных и хороших людей. Он говорил, что это его секрет успеха. И даже на своей могиле он приказал написать, что здесь лежит человек, который умел вокруг себя собрать людей, которые были намного умнее, чем он сам.

И он пригласил к себе этого Чарльза Шваба. Сначала он стал у него помощником, рос и стал у него управляющим всеми его делами.

Другая известная история, которая этот отрывок иллюстрирует, что посылая свой хлеб на воду, через какое-то время он к тебе вернется. Неделю назад моя знакомая рассказала мне эту историю.

Одна девушка работала директором ресторана. Туда устроилась официанткой на работу другая девушка из деревни, которой негде было жить. Она пустила ее к себе пожить, давала ей свою одежду. Прошло несколько лет, эта девушка-официантка стала певицей. Сейчас она в Лондоне записывает свой альбом.

Ей сказали: вы можете с собой кого-то взять ассистентом, кого вы хотите? И она вспомнила о той, которая помогла ей несколько лет назад, и она пригласила ее вдруг совершенно неожиданно: поехали со мной в Лондон на пару недель, поживешь, отдохнешь, там красивая гостиница.

Сказал Царь Соломон: посылай свой хлеб на воду. Пройдет время, и ты его найдешь. Делай добрые дела и милосердие для других людей, и оно к тебе обязательно как-то вернется.

Самая известная история,которая мне запомнилась, как доброе слово спасло человеку жизнь. Делегация раввинов в Аргентине проверяли один мясокомбинат, насколько там кошерное мясо, как оно хранится и так далее. Они несколько дней инспектировали этот мясокомбинат, их было человек 15 раввинов, и однажды они выходили из этого мясокомбината, и охранник говорит: одного не хватает. Они говорят: как не хватает? Они сами не заметили.

И действительно, одного пожилого раввина не хватает. Начали его искать, а он упал в одном из холодильников, потерял сознание, у него был инфаркт. Его нашли, вызвали скорую, успели спасти. Но, если бы охранник не заметил, что одного не хватает, то естественно он бы погиб. Начали потом этого охранника благодарить: а как же вы заметили, даже мы не заметили, хотя он с нами был, а мы не заметили, что его с нами нет, а вы заметили?

А он говорит: просто, когда вы заходили и выходили, он единственный со мной здоровался и прощался. А тут вы выходите, а со мной никто не здоровается. Поэтому заметил, что его нет с вами. В общем, добро возвращается, это факт.

Поэтому 11 глава 1 отрывок говорит, что нужно делать добро, причем, когда ты отдаешь – это ты отдал на воду, но оно тебе вернется. Говорят, что нельзя 2 раза войти в одну и ту же реку. То есть, не жди, что оттуда, куда ты дал, вернется. Ты просто в мире создаешь добро, которое потом тебе вернется. Царь Соломон в притчах это уточняет и говорит, что тот, кто сжаливается над бедным, обездоленным, то он как будто бы дает взаймы Б-гу. А Б-г всегда вернет. Ты как бы на Небе создаешь депозит. Любым добрым делом ты создаешь на Небе депозит.

Во 2 отрывке он продолжает:

Дай часть (зерна) семи и даже восьми, ибо ты не знаешь, какая может случиться беда на земле.

Тут нужно разобраться, тут есть какой-то код. Нужно разделить то, что ты даешь, на семь человек и на восемь. Мецудат Давид объясняет: дай каждому и пусть не кажется тебе, что их слишком много.

А почему он взял именно цифру 7? Потому что 7 – это такая ровная цифра, это 7 дней недели. 7 в иудаизме считается ровной цифрой, которая описывает этот материальный мир. Центр - верх- низ - и четыре стороны света. 7 нот.

А 8 – это уже больше этого мира. Это выход в духовное пространство. На 8 день делают обрезание. Знак Союза с Богом.

В Израиле есть такая семья Лернер, они никогда не знают, сколько у них на Субботу придет гостей. У них открытый дом, все приходят. Они делают Шаббаты для русских. А рядом есть дом, которые делают для англоязычных Шаббаты. Так к семье Лернер приходят 40-50 человек, а в англоязычной семье их соседей приходят 100-150 человек. Как все помещаются – непонятно. Достаточно небольшая квартира, никогда не знают, сколько еды будет, но всем хватает и места, и еды. Как раньше было в Иерусалимском Храме – всем хватает.

И он говорит: когда ты начинаешь делать добро, то считай, что у тебя есть компаньон – это Б-г. Он тебе поможет. Если у тебя есть намерение давать людям, делать добро, то знай, что Б-г тебе даст ресурсы и поможет.

И они не переживают, они стараются делать добро и все время у них получается.

Раши объясняет: «Когда говорится - дай долю на семь – это 7 дней Песаха». Очень важно, когда неделя Песаха, 7 дней Песаха, то каждый день устраивают трапезу и на нее приглашают тех, у кого нет возможности самим организовать для себя праздник. И Бог в Торе говорит, что если ты сам празднуешь, а рядом есть люди, которые голодают (вдовы, сироты и т.д.), то твоё празднование Богу неприятно. Это не Заповедь.

Раши объясняет, что "Дай часть зерна 7 и 8" - не просто раздавай хлеб и вино. Есть 3 периода, в которые это очень важно делать. Три главных праздника, которые указаны в Торе, это Песах, Шавуот и Суккот.

3 раза в году нужно было подниматься в Иерусалим (он выше других городов и физически? и духовно), когда был Храм. И там 7 дней праздновали Песах. Люди, которые хотели правильно выполнить Заповедь, весь год собирали деньги для того, чтобы в эти дни там кушать и прославлять Бога. Нужно было обязательно празднично одеваться, и есть, и радоваться, и с собой приглашать левитов, бедных и так далее, чтобы для всего народа был праздник.

И вот весь Иерусалим в эти 7 дней Песаха – это был сплошной праздник, все приезжали для того, чтобы радоваться. Ибо сказано: «Радуйся в праздники».

А 8 дней – это 8 дней Праздника Суккот. Нужно на это время копить деньги для праздника и их раздавать, устраивать праздник для тех, у кого нет денег и нет возможности.

Ты не знаешь, какое зло придет на землю, говорил Царь Соломон в других главах Коэлет. Иногда люди копят деньги. Живут ради денег. Не рожают детей и не служат Богу, потому что «надо зарабатывать деньги». А потом зло приходит, и ты с ним ничего сделать не можешь.

Не дай Б-г, что происходило 70 лет назад. Было убито 6 миллионов евреев в концлагерях. 200 млн человек было убито за 20 век в войнах. Люди всю жизнь копили, собирали, а потом оно все равно куда-то исчезло. А если бы они отдавали на цдаку (милосердие) больше, так Катастрофы бы не было. Если бы люди больше делали милосердия, добра, то в мире не было бы зла.

А так человек все время боится, что с ним завтра будет, у него есть страх, он не уверен в своем будущем. И он все время копит.

Но в начале Коэлета царь Соломон в первых главах все это разобрал: куда ты копишь, ты же не знаешь, куда оно все денется. Детям твоим останется? Ты не знаешь, что будет с ними, какие они будут.

Обязательно нужно делать добро – это то, что с человеком уходит на Небо.

У Ротшильда спрашивали, того, который заложил основы этой семьи: «Сколько у вас денег?» Он назвал достаточно небольшую сумму. Ему говорят: «Нет, у вас же больше». А он говорит: «Нет, все это – не мое. А мое только то, что я раздал. То, что я раздал на добрые дела – оно навечно со мной, и это как раз мое. А то, что у меня есть какие-то активы – это не мое, потому что я умру, и у меня этого не будет».

Когда наполняются тучи, они проливают дождь на землю.

Если наполняются облака дождем, грозовые тучи, то обязательно пойдет дождь.

А если падает дерево – на юг ли, на север, куда дерево упало, там и лежать будет.

Это непонятная глава какая-то… Что за дерево упадет? Получается какой-то урок географии или природоведения и ботаники.

На самом деле смысл здесь в том, что это объяснение предыдущего отрывка. Он говорит: как облака, которые наполняются водой, они должны эту воду отдать. Также и человек, которому Б-г дает деньги, дает возможности сегодня, он дает не только для него, а еще и для тех, которые нуждаются.

Через этого человека идет благословение еще и на тех людей, которым он в принципе должен раздавать хотя бы десятую часть того, что он зарабатывает.

Но есть люди, которые это зажимают в себе и не раздают. Есть люди, которые это передают. Максимум можно отдавать до пятой части – 20%.

Есть люди, которые отдают пятую часть. Один очень богатый бизнесмен, праведный еврей мне рассказывал свой «лайфхак в общении с Богом. Он говорил: иногда у меня бывает какое-то дело, я хочу, чтобы оно получилось, а оно не получается, не идет. Когда меня в синагоге вызывают к Торе, то я стою рядом со свитком Торы и говорю Б-гу: «Если оно для меня плохо, то и не нужно, чтобы получалось. Но если это для меня хорошо и чего-то немного не хватает, то давай договоримся, что я пятую часть от того, что я заработаю в этом деле - отдам на добрые дела, на благотворительность. А если оно мне не нужно, то пускай не получится».

Он говорит, что очень часто было, что не получалось, не идет, но потом он узнавал, что слава Б-гу, что там не сложилось, потому что были бы неприятности потом. А часто бывало, что все получалось, и он отдавал пятую часть. Он очень много помогает. У него есть специальная книга, в которой он записывает все свои заработки. И он обычно отдает десятую часть и иногда 20%. Это то, что касается денег.

А что же это за дерево, которое упадет? Мецудат Давид пишет так: «Когда наполняются облака этими дождями, так же когда человек наполняется богатством, не должен он задерживать его только для себя, а должен он также влиять на других людей, давать другим. Таким образом, если ему нужно будет еще, так и Б-г ему будет давать, и другие ему будут давать. Все любят человека, который дает и это очень важно».

Про дерево он говорит так: это говорится не про дерево, а это говорится про праведника. Праведник в Торе очень много раз сравнивается с деревом.

Был Иов, и он сравнивается с деревом. В Псалмах написано: «И будет он как дерево, посаженное у потока вод». Это праведник, он будет как пальма, которая дает плоды - финики. Там, где будет этот праведник, там и будет благословение. Когда есть праведник, то к нему можно прийти за благословением, задать ему вопрос. Его благословение очень сильное.

Когда был Рав Ицхак Зильбер, благословенна память о праведнике, к нему приходили все за благословением. Люди выздоравливали. Очень сильное благословение у праведника. Сейчас многие ездят на могилы к праведникам, но это, конечно, не так, как к живому праведнику.

Есть одна известная история, что был один очень богатый человек, праведный. Он старался все выполнять, давал цдаку. Он жил в маленьком городке. Он в этом городке построил Синагогу, открыл школу для мальчиков, школу для девочек, дом престарелых. Он очень много помогал.

И тут он услышал, что мимо проезжает очень большой праведник. Эта история была еще до революции. Он приехал в этот более крупный город. Пришел к нему, попросил благословения и говорит: приедьте к нам, у нас в городе никогда не было праведника.

Тот согласился, приехал к нему в город, остановился у него в доме. В Синагоге провел субботу, все в этом городе евреи были счастливы, что такой праведник приехал.

На следующий день он должен был уже уезжать. Он ночью спит и вдруг проснулся. Он открывает глаза, смотрит, а богатый еврей, который его пригласил, стоит над ним с топором и собирается его убить. Праведник говорит: что вы делаете? Тот отвечает: что я делаю? Сейчас я уже ничего не сделаю. Одно дело: зарубить человека, когда тот спит, а другое – когда тот проснулся.

А тот говорит: а зачем вы хотели меня зарубить? Он говорит: понимаете, вы же знаете, как я люблю наш город, как это для меня важно. У нас все есть в городе для еврейской жизни. Только нет могилы праведника. Я хотел сделать в городе могилу праведника, чтобы все было идеально.

Это, конечно, шутка. Но могила праведника очень влияет на духовное состояние людей. Люди приходят на могилу праведника, вспоминают, как он жил для других людей и сколько он делал добрых дел, какие он делал чудеса. И через праведника, воспоминания о нем, присоединяются к мыслям о Б-ге, они пробуждаются к большему служению.

Думая об этом праведнике – нельзя молиться ему. Праведник ничего не может уже сделать после смерти, только Б-г управляет миром. Но можно в его заслугу попросить у Б-га: вот помнишь, как он за нас молился, как ему было важно. То есть, просят именно в заслугу праведника. Не просят праведника сделать что-то, все Б-г делает. Но, думая о нем, вспоминая о нем, человек пробуждается больше к служению Б-гу, становится лучше.

Как молитва меняет ситуацию? Ведь как человек может у Б-га что-то выпросить?

August 13th, 2015 , 12:00 am

Знаете, в моей картине мира есть такие понятия, как карма и эффект бумеранга. Я в них верю в теории, да и на практике в собственной жизни не раз убеждалась. И история, которую я написала ниже, как раз иллюстрирует эти понятия.

Как девушка, находящаяся в интересном положении (кто придумал называть ожидание ребёнка интересным положением?) , мне хотелось организовать для нас с Русланом фотосессию на память. И начала я искать фотографов.

Вообще по-хорошему для начала нужно было придумать идею для фотосессии, а начинать искать уже после. Но так иногда бывает, что идея приходит уже в процессе. На что я и понадеялась:)

Сколько же я пересмотрела сайтов и инстаграмов... в конце я уже даже плюнула на какую-то особенную идею и мне просто хотелось пару десятков красивых совместных фотографий.

Но чем больше я смотрела, тем меньше мне нравился хоть кто-то. Обычно даже из двадцатки фотографов можно выбрать одного отличного и одного про запас. Здесь же мне выбирать не хотелось совсем. И не то чтобы у меня какие-то особенные требования, хотя они безусловно есть.

Я смотрела на фотографии и видела только красивые картинки. За этими картинками я не видела людей, их эмоций, чувств, того, какие они люди... именно этого мне не хватило больше всего - настоящести.

И вот в один из дней мы затронули эту тему с моей беременной подругой, живущей через дорогу. Она пожаловалась мне, что не может найти фотографа для совместной фотосессии с мужем и просила кого-нибудь посоветовать. Нам было о чём поговорить:)

Вот только мне было что ей предложить. И я предложила им пофоткаться у Руслана. Я, может, и не самая объективная модель, но то, как Русик видит мир через объектив, мне очень и очень нравится. И мне посчастливилось иметь много разных и прекрасных портретов его авторства.

Ребята на наше предложение согласились и пару выходных назад мы организовали им фотосет. Русик фоткал, я отвечала за локации. И помимо того, что мы здорово провели время вместе, мы сделали ребятам почти сотню тёплых, трогательных и ярких фотографий. Которые к слову отдали уже на следующий день - где вы такую оперативность ещё найдёте? :) Без ложной скромности скажу, что ребята были очень-очень довольны. И мы собственно тоже, так как прикоснулись к их волшебному периоду ожидания и были рады подарить им память об этом.

Я же в итоге смирилась с тем, что не будет у нас фотосессии, так как лучше никакой, чем чёрте какая. И вот на прошлой неделе мне пишет одна знакомая с предложением нам с Русланом посниматься у её мужа. Сказать, что я была удивлена, не сказать ничего:)

Мы, конечно же, согласились. И в прошедшую субботу ездили в Сан Франциско на фотосессию. Которая прошла в невероятно приятной и комфортной атмосфере и мы уже видели её результаты. И очень и очень довольны тем, что вышло. Как только все фотографии будут готовы, я с вами непременно поделюсь.

А пока я в очередной раз убедилась в том, что мир удивительный, способный делать сюрпризы и он знает больше, чем мы.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский стал автором прогрессивной для своего времени социальной структуры — Дома трудолюбия, где получали приют и возможность трудиться люди, не нашедшие себе применения в общественной жизни, опустошенные духовно и физически.

Наследие отца Иоанна сегодня отнюдь не забыто. Дом трудолюбия Свято-Елисаветинского монастыря, созданный по благословению духовника обители отца Андрея Лемешонка, сохранил главный принцип таких заведений — служение ближнему. Символично, что руководителем Дома трудолюбия стала матушка с именем итальянской мученицы Хионии, в юном возрасте оставшейся сиротой.

«Всё начинается с батюшкиной мечты»

— Любая затея в нашем монастыре всегда начинается с батюшкиной мечты. Отец Андрей, как некогда и его небесный покровитель апостол Андрей Первозванный, мечтает привести к Богу как можно больше людей, — говорит мать Хиония (Ефимова). — Фундамент, долго стоявший на этом месте, зарастал травой. А батюшка, проезжая мимо, молился: «Как было бы хорошо, если бы здесь стоял такой дом, где могли бы получить работу, трудиться и узнавать о Боге люди, которым не нашлось места в миру — инвалиды, люди с различными социальными и духовными проблемами…» И Господь исполнил его мечту.

Апостол говорит: Незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог (1 Кор. 1: 28). Мы долго говорили с мать Хионией о том, насколько справедливо высказывание апостола в отношении Дома трудолюбия и как труд помогает в социализации и реабилитации людей.

— Пожалуй, самое главное в Доме трудолюбия то, что пришедшие сюда люди обретают смысл жизни, понимая его как спасение души. И каждого из них приводит Сам Господь, в этом я убеждена.

У нас трудятся разные люди. Есть и специалисты: начинающие и опытные. Но так как с самого первого дня основания обители основной идеей, платформой монастыря стала помощь ближнему, немощному, — мы стараемся помогать именно таким людям. Духовная немощь распространяется вообще на всех, поэтому, говоря о немощи, я имею в виду прежде всего немощь физическую. К нам приходят люди с различными патологиями: задержками в развитии, тяжелыми хроническими болезнями, физические и ментальные инвалиды. Дом трудолюбия, таким образом, становится единственным местом, где такие люди могут обрести себя в труде. Ведь в миру очень высокая планка.


Я убеждена, что именно за их труд и молитвы Господь покрывает Своей сильной Рукой все наши изъяны. И пока монастырь будет помогать страдающим, он будет жить, развиваться.

Наладить быт и вернуть дочь

Оказалось, что в мастерских Дома трудолюбия также трудятся люди, прошедшие через серьезные жизненные потрясения, через тюрьмы. По словам мать Хионии, основа реабилитации и социализации таких людей — выстраивание теплых доверительных отношений, когда к человеку относятся с пониманием, не ставят на нем клеймо, а, всячески поддерживая, дают шанс.

Мать Хиония вспоминает Василису, прошедшую через исправительное учреждение из-за проблем с наркотиками. У нее есть дочка, но Василису лишили родительских прав. Однажды бабушка Василисы позвонила мать Хионии и с отчаянием в голосе попросила взять внучку на работу. Сегодня Василиса налаживает быт и мечтает забрать дочь.

— Она горит желанием воссоединиться с доченькой. Вы бы видели ее сияющие глаза! Вот что значит человек обрел Бога. Говорят, глаза — отражение души, так вот в Василисины глаза даже больновато смотреть (улыбается) . Она впервые у нас исповедовалась, причастилась. Дай Бог ей не сойти с этого пути!

Таких историй преображения — много. Человек отказывается от преступного прошлого, начинает жить по-христиански, участвовать в таинствах, создает семью. Всё налаживается. Обретая Бога, человек обретает и смысл существования. У него появляется другой опыт. Понимая, что без Господа ничего не получится, он выстраивает свою жизнь на христианских основах.

Единственный специалист, который всегда рядом, — Господь

Мать Хиония говорит, что послушание руководителя Дома трудолюбия свалилось на нее как гром среди ясного неба. Осознание колоссальной ответственности долго не давало прийти в себя. Мать Хиония пережила скорбь внутренней борьбы с Богом, несогласия с Его решением. Но каждый раз, разговаривая с духовным отцом и советуясь с другими людьми, получала один и тот же ответ: «Делай то, что можешь». Теперь эти слова она воспринимает как Божию формулу.

Видимо, поэтому мастерским, расположенным на трех этажах Дома трудолюбия, уже не хватает места. Керамическая, швейная, золотошвейная, иконоокладная, каменная — вот где появляются сделанные с душой и молитвой изделия. Здесь также изготавливают мягкие игрушки и расписывают матрешек. А весной появился кабинет социальной помощи людям с психическими заболеваниями — «Добродел».




Рабочий день всегда начинается с молитвы, причем соборной. Сотрудники мастерских читают утреннее правило, помянники друг за друга, молитву о единстве, прошения ко святым. В подразделениях берут на себя дополнительный молитвенный труд — соборно читают акафисты.

— Труд в стенах обители всегда сопровождается молитвой. Я не великий молитвенник, но уже давно поняла: без Бога, сам по себе, ты ничего сделать не можешь, — делится своим опытом мать Хиония. — Ежедневно появляются такие задачи, перед которыми теряешься, пасуешь. К кому бежать? Единственный специалист, который всегда рядом, — Господь.



Вот пошла кривая строчка, и ты уже просишь: «Господи, помоги». Мы стараемся, чтобы каждое изделие получалось максимально качественным: стежок к стежку, строчка к строчке. А чтобы не переделывать по несколько раз, швея, предвидя сложности (знаете, как бархат под лапкой скользит?), начинает просить Бога о помощи. Таким образом, помимо соборной, каждый на своем месте совершает и личную молитву.

Единство противоположностей

Наблюдая за сотрудниками мастерских Дома трудолюбия, я вдруг вспомнила слова архимандрита Софрония (Сахарова), который говорил, что через единство рождается великое спасение. Но как можно сохранить близость, принятие друг друга, понимание, если сюда в таком количестве приходят очень разные люди?.. Многие из них действительно с поломанной судьбой, исковерканной грехом душой и уж точно каждый со своим характером и представлениями о справедливости... Делюсь своими размышлениями с мать Хионией.

— Как нас учит батюшка, красота единства как раз в том, что его составляют разные люди, — отвечает матушка. — Такого не бывает, да Богу и не нужно, чтобы все были одинаковыми. Человек в течение дня находится в постоянном движении, внешнем и внутреннем, в зависимости от настроения, ситуации, даже физического состояния. Вчера я пребывала в унынии, но вот Господь меня утешил, и сегодня — я веселая и счастливая.


Есть такое выражение: «единство противоположностей». Здесь выражен прямой духовный смысл: если мы учимся сочетаться друг с другом в наших разностях, когда противоположности не соревнуются, а дополняют друг друга, — именно тогда и возникает единство.

Как говорит батюшка, духовность — это когда один немощный сегодня не может прийти на службу, а другой сильный молится и за себя, и за него. Не осуждай сестру, что она спит, а подойди, укрой одеялом, подушечку поправь и помолись за нее.

Когда мы принимаем друг друга со всеми нашими неспособностями и слабостями и, по словам апостола, «несем немощи друг друга», — тогда рождается истинное единство и истинная любовь Божия.


Кому помогают люди

За окном Дома трудолюбия развернулась стройка — возводится новый корпус. Когда я смотрела на работающую технику и людей, на ум пришел рассказ о преподобном Моисее Оптинском: братья роптали на него в ответ на строительство новой гостиницы, мол, в казне ни копейки. А преподобный затеял стройку исключительно ради людей: миряне получали работу, кормили свои семьи.

Вот и получается, что самую высокую идею можно исказить, опорочить. Как правило, люди не хотят вникать и разбираться, прежде чем критиковать. Именно поэтому мы решили выяснить, какова самая главная цель такой широкой деятельности монастыря и кому в реальности помогают люди, покупая монастырскую продукцию.

— Прежде всего люди помогают тем, кто здесь трудится, — отвечает на вопрос мать Хиония. — Вот представьте, наша сотрудница сшила пять крестильных наборчиков. В изделие вложена ее молитва, которая дальше пойдет в чьи-то семьи, ведь в мир вошли новые христиане. Жертвочка их близких возвращается в монастырь, вкладывается в строительство, в оплату человеческого труда. Таким образом происходит круговорот добра в природе.

Крепко стоит тот храм, который строится миром. Наш монастырь строится именно таким образом — миром. Мастерские предоставляют трудовые места людям, которые никогда не найдут работу в миру. И это основная духовная идея обители: привлечь как можно больше людей, привести их к Богу.

Нужно дерзать! Батюшка говорит, что в Боге всегда можно найти решение. Да, трудно, тяжело. Но Господь проводит через испытания для нашего духовного взросления и укрепления, ведь только тогда мы и начинаем по-настоящему молиться. А в ответ на наши молитвы всегда приходит Божия помощь.