Вывод проекта на Kickstarter: вопросы финансовой безопасности и юридического сопровождения. Новые бизнес идеи Kickstarter как работает

Итак, на Kickstarter вас впервые заинтересовал какой-то проект, и вы решили его профинансировать. Давайте подробно разберём, как это можно сделать и что для этого необходимо.

Прежде всего, обратите внимание на такое окошко в правом верхнем углу странички проекта на Kickstarter:

Счётчики 1, 2 и 3 показывают, соответственно, количество вкладчиков, собранную сумму (чуть ниже — требуемая сумма) и оставшиеся дни/часы на сборы. По истечении времени проект будет объявлен успешным или провальным, а возможность внести свой вклад станет недоступной.

Смело жмём на Большую Зелёную Кнопку с надписью «Back This Project».


В выделенном окошке указываем сумму, которую собираемся пожертвовать разработчику. Ниже выбираем награду, которую хотим получить за свою щедрость.

Вариант № 1.

Если сбор денег происходит в английских фунтах (£), то оплата производится напрямую, через Kickstarter, и только с помощью банковских карт MasterCard, Visa или American Express.

Заполняем информацию о себе:

После заполнения всех указанных пунктов просто нажимаем кнопку «Pledge». Готово!

Вариант № 2.

Оплата в долларах также производится только при помощи банковской карты, но с большим количеством вариантов. После выбора награды вас направят на Amazon.com.

Если у вас ещё нет аккаунта на Amazon, в верхнем поле вводите свой E-mail, выбирайте пункт «I am a new customer» и нажимайте на кнопку «Sign in using our secure server».

Проходим обычную регистрацию, после чего вам предложат заполнить информацию о вашей банковской карте.

  1. Выбираем тип карты.
  2. Вводим шестнадцатизначный номер карты.
  3. Вводим имя и фамилию владельца.
  4. Указываем окончание срока действия карты.

Нажимаем «Continue».

Вводим все свои данные, как указано на картинке, расположенной выше.

Повторно перепроверяем все введённые данные, после чего нажимаем кнопку «Confirm».

Если вы уже решили профинансировать проект, нет смысла ждать и перечислять деньги разработчикам ближе к концу сборов — деньги с вашего счёта снимут по завершении Kickstarter-компании и только в том случае, если нужная сумма будет набрана. В любой момент до окончания сборов можно изменить или отменить ваш платёж.

И напоследок, многие сталкиваются с такой проблемой, как отсутствие банковской карты. Если у вас нет возможности в ближайшее время обзавестись карточкой или вы просто не хотите этого делать, то можете оформить себе виртуальную банковскую карту. Например, через WebMoney .

Рассказывает, почему нельзя заказывать сценарий видеоролика у киноделов и представлять свой проект на Kickstarter без готового прототипа.

До старта

Я занимаюсь практическим консалтингом в области краудфандинга с 2012 года. Каждую неделю мне в личные сообщения пишет несколько десятков желающих выйти на Kickstarter или Indiegogo. Как правило, в 9 из 10 случаев я слышу одно и то же: «Мы ищем посредника, всё остальное мы и сами знаем». Как правило, в 9 из 10 случаев «мы и сами знаем» - это некие городские легенды, почерпнутые из сомнительных источников.

Опыт можно получить только из практики, ошибок и личных побед. Скажу сразу: у меня нет универсальных ответов на вопрос, что надо делать. С каждым продуктом всё по-разному и не существует никаких волшебных алгоритмов и проверенных сценариев успеха. Но я отлично знаю, что делать не надо.

Здесь я рассмотрю самые серьёзные заблуждения на этапе подготовки к старту краудфандинг-кампании, которые регулярно встречаются в моей практике.

Решиться на краудфандинг

Возможно, некоторых это удивит, но далеко не всякий проект подходит для краудфандинга. Например, b2b-проект, мобильное приложение или онлайн-сервис не принесут денег. Найдите себе инвестора и будьте счастливы вместе. Тем, у кого остались вопросы, советую прочитать этот материал .

Надежда выиграть крупный приз

«Надежды юношей питают», - писал русский поэт Глеб Глинка. Я бы сравнил план заработать деньги на Kickstarter с планом разбогатеть, играя в казино или покупая лотерейные билеты. Иногда разбогатеть получается. Но подумайте сами: за всё время существования Kickstarter из 123 тысяч успешных проектов лишь около двухсот собрали миллион долларов и больше. Это приблизительно 0,25% от всех успешных проектов.

А какова доля успешных проектов по отношению к общему количеству запущенных? По данным The Verge , в 2013 году в категории Technology только 3,6% проектов, стартовавших на Indiegogo, достигли запланированной отметки сборов, в то время как процент успеха проектов в аналогичной категории на Kickstarter составил около 34%.

Нежелание тратить много денег на маркетинг

Проблема является продолжением предыдущего заблуждения. Безусловно, 5-7 лет назад, на заре онлайн-краудфандинга, идея сбора с миру по нитке была вполне рабочей и реальной моделью финансирования для небольших проектов от гаражных стартапов.

Но сейчас краудфандинг - высококонкурентная отрасль, где классные проекты соревнуются с очень классными за внимание потенциальных клиентов. Поэтому и бюджеты на маркетинг соответствующие. Я ни в коем случае не отговариваю от запуска краудфандинг-кампании своего продукта. Но я призываю взвесить риски и подумать, стоит ли овчинка выделки.

Деньги, полученные через краудфандинг, - очень дорогие. И нет никакой корреляции между тем, сколько вы хотите собрать, и сколько вам придётся потратить на то, чтобы достучаться до прессы, стать узнаваемыми и ожидаемыми.

Но заняться маркетингом придётся, так как краудфандинг без него выглядит как попытка продать что-то в глухой подворотне, куда в лучшем случае забегают случайные прохожие по малой нужде. Но ведь у вашего продукта явно другая целевая аудитория.

Забыть о брендинге и защите авторских прав

Типичные ситуации, которые я наблюдаю еженедельно.

  • ​ «У нас продукт Abibas, Comfy, Branto, Super Mario, Cool Selfie, Jarvis. Ну и что, что название похоже на известные бренды? Мы планируем привлечь внимание аудитории этих брендов».
  • Когда разговор заходит о регистрации торговой марки, то можно услышать: «Это сейчас вовсе необязательно, может быть потом, как получим денег».
  • «У нас российский патент (в лучшем случае), международный сделаем как-нибудь потом, когда будут деньги».
  • О выборе домена: «У нас.org, .net, потому что.com был занят».

От этого всего просто на километр веет тяжёлым генетическим заболеванием «Синдром надежды на авось». Предприниматель из Израиля разработал чехол, который раскладывается в монопод. Запустил краудфандинговую кампанию и через неделю обнаружил, что подобное устройство уже вовсю продается на Aliexpress. Причем цена за скопированный чехол составляет около $10, когда как оригинальное устройство стоит $47,41.

Истории вроде этой у большинства моих собеседников вызывают непонимание, недоверие, испуг и даже резкую личную антипатию, хотя, по идее, должны были бы заставить задуматься.

Заказать сценарий видео у киношников

Один из самых плохих сценариев в моей практике - услышать при первом разговоре фразу: «У нас уже есть видео, которое нам сделали профессионалы. Мы ничего менять не будем, так как деньги уже заплатили. Нас оно устраивает, и это – главное». Удачи, ребята. Вряд ли я смогу вам помочь с таким подходом.

Безусловно, наличие видео повышает шансы на успех. Однако это вовсе не повод потратить $25 тысяч на видео, чтобы собрать $100 тысяч, из которых половину выдать себе любимому, чтобы выглядеть успешным, а затем оказаться не в состоянии выполнить обещанное.

Кстати, вполне реальный кейс из моей практики, когда пришлось людям трижды отказать в сотрудничестве, потому что на реальные вещи у команды средств уже не осталось. Всё было потрачено на создание мнимого ореола славы.

Мало кто догадывается о том, что само по себе качество видео вообще никак не влияет на успех кампании. Посмотрите эту кампанию или эту . Правда, крутые видео?

Анализировать чужие успешные кампании

Всем нравится читать или слушать чужие истории успеха. Многие думают, что знание того, как другие достигли успеха, поможет им получить схожий результат. Надо лишь повторить все шаги, проделанные успешной командой. Но если пытаться ступать след в след удачливого предшественника, повторить результат вряд ли получится. Ведь невозможно воспроизвести весь коктейль внешних факторов и обстоятельств, которые в тот раз намешала проказница Фортуна.

​Страница проекта на Kickstarter в момент старта и по окончании кампании – это две разных страницы. И то, что было отличным акцентом и мотивацией в начале кампании, часто перестаёт работать и заменяется новым контентом. Даже название часто меняется в течение кампании несколько раз.

Поэтому анализ страницы законченного проекта попросту не имеет никакого смысла. Также настоятельно советую осилить этот материал для понимания и осмысления.

Нанять популярное маркетинг-агентство

Не знаю, как с этим у других моих коллег, но лично я устал работать службой скорой помощи для наивных и доверчивых людей, пострадавших от «помощи» Agency 2.0 и прочих им подобных.

О какой помощи может идти речь, если вы – часть привычного ежемесячного потока наивных хомячков, несущих свои кровно нажитые в сетевые агентства в надежде на «индивидуальных подход и профессиональную поддержку»? И что такого волшебного вы ожидаете получить от агентства, что вы не смогли бы сделать сами?

Пресса

Ей плевать, откуда придёт информация о проекте. Если он неинтересный – никто о нём не станет писать, даже если представитель агентства лично окажет интимные услуги всей цепочке от журналиста до выпускающего редактора. Если проект очень интересный – напишут даже вопреки вашим мольбам о молчании. Разве что крупные издания согласятся помолчать некоторое время до старта вашей кампании (публикация «под эмбарго»).

Если вы знаете свою аудиторию и её особенности, вам не составит труда самостоятельно всё это настроить. Без знания собственной целевой аудитории в агентстве делать нечего.

Брендинг

О нем надо подумать до старта вашей краудфандинг-кампании. И с этим вам надо обращаться не в маркетинг-агентство.

Не так давно один мой знакомый зачастил ко мне с просьбами помочь его вялотекущей кампании на Indiegogo. Я принципиально не участвую в подобных авантюрах, так как по моему стойкому убеждению вся работа должна быть проделана до запуска. Вы не можете подкачивать шины у автомобиля, или менять масло и фильтры на скорости в 100 км/ч. Ваш автомобиль должен пройти техническое обслуживание до запуска двигателя.

После того, как вы запустили двигатель, вы можете только рулить, ускоряться или тормозить. Мой знакомый настаивал, я уходил от темы, но его настойчивость заинтересовала меня. Несмотря на небольшую скорость роста, кампания, в принципе, должна была достигнуть заявленной финансовой цели в $40 000.

Но инспекция скелетов в шкафу по моему требованию показала удручающую картину. Дело в том, что на подготовку кампании и на рекламу было потрачено $45 000. Мой приятель признался, что по настоянию инвестора они наняли популярное агентство Agency 2.0, которое значится среди партнёров Indiegogo (ну подобное к подобному тянется, чему удивляться).

Агентство потратило на подготовку три недели, брало деньги с процентами, вкладывало в рекламу на Facebook и рассказывало о своей загадочной работе по привлечению аудитории. В итоге, вот отзыв моего приятеля о работе с данным агентством: «Это конвейер. Тратят бюджет через Facebook и всё: повезёт - не повезёт».

Один автор после сотрудничества с этим агентством отправился на поиски инвестиций в размере $600 000 для того, чтобы осилить выпавшее счастье победной краудфандинг-кампании и выполнить взятые на себя обязательства перед бекерами. К слову, ему пришлось искать ровно ту сумму, которое агентство удержало с него в качестве оплаты своей «работы». Может, ну её подальше такую помощь?

Начинать, несмотря ни на что

Зачастую я продолжаю отслеживать судьбу проектов, которые на момент обращения ко мне были не готовы или не соответствовали моим критериям качества. Мне непонятно, зачем люди спрашивают советов, если не собираются им следовать.

Также мне непонятны такие аргументы: «Мы так долго готовились, что попросту не сможем потратить ещё полгода на правильную подготовку. Хочется поскорее стартовать и увидеть результат».

Сначала люди упорно лезут на скалы с зонтиком вместо парашюта, а затем узнают, что с этим прыгать нельзя. И вместо того, чтобы приобрести парашют и поработать с инструктором, тупо бросаются в пропасть в надежде на то, что случится чудо и ветер удачи их подхватит. Как правило, чуда не происходит. Вот лишь очень малая доля тех, кто общался со мной до старта, получил мой негативный прогноз, но всё равно стартовал несмотря ни на что: Universe Rush , Game Master , Branto , Smoky Wheels , эту статью о разнице между Kickstarter и Indiegogo.

Истории успешных Краудфандинговых кампаний на Kickstarter (Кикстартер) известны всем. Успех некоторых их них необъясним - например, кампания по финансированию картофельного салата (Potato Salad). Есть и те, при мысли о которых вы представляете бешено вращающийся барабан игрового автомата и - БИНГО! - Coolest Cooler получает $13 285 226 (финансирован на 26 570%), Pebble Time привлекает $20 338 986 (финансирован на 4 068%).

Текущий проект Pebble - настоящее безумие: в первый день кампании новый бекер присоединялся к финансированию каждые 2 секунды! Спустя всего 6 дней кампания собрала $11,8 миллионов!

В таких ситуациях довольно сложно сохранять трезвость мышления, однако, мы не так уж наивны. Анализируя успех этих кампаний - сегодняшних «правителей» Kickstarter - мы понимаем, что их нельзя назвать обычными и ожидаемыми.

Между 10 000-кратным превышением заявленной цели и финансированием браслета за $25 - в чем вам вполне может помочь ваша мама - лежит пропасть. Ваш проект тоже может быть с легкостью профинансирован : если он имеет спрос, если вы найдете пути выхода на рынок и воспользуетесь помощью Kickstarter, чтобы привлечь первых покупателей.

Все, что вам нужно - хорошая презентация. По сути, страница кампании - краткая версия полноценной страницы сайта, предназначенного для долгосрочных продаж. Чтобы сделать ее убедительной, воспользуйтесь опытом людей, добившихся успеха: авторов кампаний Exploding Kittens , Coolest Cooler, Ouya , Pono Music , Veronica Mars Movie и Reading Rainbow . Попробуем найти общие черты, присутствующие в каждом из этих проектов.

Кроме того, попробуем разобраться в том, какие ошибки вы можете допустить: для этого воспользуемся весьма неудачным опытом нескольких проектов Kickstarter.

1. Заголовок

Первое, что объединяет все вышеназванные проекты - это заголовок. Сложно назвать их «продающими», и немало копирайтеров заливались слезами, читая их, однако, они полностью справились со своей задачей:

  • Exploding Kittens
  • Reaper Miniatures Bones: следующая ступень эволюции игровых миниатюр
  • COOLEST COOLER: по-настоящему «крутой» кулер XXI века
  • OUYA: новый вид игровой консоли
  • Pono Music: когда душа открывает музыку заново

В чем же их секрет?

Если вы хотите понять, привлекает ли внимание потенциальный заголовок вашей кампании, попытайтесь представить его отдельно от всего. Например, если вы проверите, как реагируют случайные люди на фразу Exploding Kittens (Взрывающиеся котята), вы поймете, о чем идет речь.

Второй важный момент: существует определенная формула построения заголовка. Не стоит полагаться на свое воображение, все гораздо проще: вам придется в некоторой степени расшифровать, для чего предназначен ваш продукт. Формула такова:

название продукта: смысл предложения

Если в голову не приходит ничего интересного, можно рискнуть и придать названию нотку провокационности и скандальности (Exploding Kittens). Однако, вам нужно понять, что расшифровка названия - это ваше основное послание покупателям, то, что несет в себе чуть более глубокий смысл, чем простое объяснение причин, побудивших вас создать этот продукт.


Чтобы найти «изюминку», вернитесь в отправную точку: вспомните тот день, когда вам в голову пришла идея нового продукта, и вы решили, что люди будут в восторге от этого (почему?), и что продукт облегчит им жизнь (какую проблему он решает?)

Возможно, вы ошиблись, переоценив значение продукта для потенциальных покупателей, тем не менее, подобные размышления служат хорошим упражнением по созданию заголовков. Какие варианты могут возникнуть? Составьте список тех качеств, которые действительно выгодно отличают ваш продукт от других:

  • Первый …
  • Единственный …
  • Самый «крутой» (дизайн) …
  • Самый доступный …
  • Самый экологичный …

Когда вы начнете улучшать этот список, старайтесь, чтобы каждая последующая формулировка была бы гораздо привлекательнее предыдущей. После того, как предварительный список будет готов, вы убедитесь, что создать что-то по-настоящему «уникальное» и «желаемое» довольно сложно. Вы потратите массу времени, чтобы понять, чем ваше изобретение отличается от других, и, возможно, вам придется специально добавить что-то специфичное к первоначальному проекту.

Затем стоит сократить полученный список до <8 вариантов и дополнительно поработать над их «броскостью». Тот вариант, который кажется вам самым ярким и точным, и станет второй частью заголовка вашей кампании на Kickstarter.

Хорошие примеры из жизни:

  • Kayak: найдите и успокойтесь.
  • Шоколад M&Ms: тает во рту, а не в руках.

Вторая часть заголовка не обязательно должна быть полноценным слоганом. В приведенных примерах описание стало слоганом благодаря многочисленному повторению везде и всюду. Но для презентации кампании не стоит делать описание слишком абстрактным, стремясь превратить его в тег.

Еще несколько успешных примеров:

  • Lumio: современная лампа с бесконечными возможностями (проект финансирован на 850%)
  • FORM 1: доступный профессиональный 3D-принтер (проект финансирован на 2 945%)
  • ZANO: Автономный. Интеллектуальный. Вездесущий. Нано-дрон (проект финансирован на 1 868%)
  • The Micro: первый потребительский 3D-принтер (проект финансирован на 6 802%)
  • The Dash: умные беспроводные наушники-вкладыши (проект финансирован на 1 304%)
  • SCiO: Ваше шестое чувство. Карманный молекулярный сенсор для всех! (проект финансирован на 1 381%)

Теперь рассмотрим заголовки проектов, далеких от цели финансирования - они взяты случайным образом из категории «Фотография». Как видите, ни один из них не содержит формулу:

  • Международная биржа фотографий
  • Поможем Майку купить принтер
  • Люди, места и лица мира
  • Проект «52 недели»
  • Защита исчезающих видов

Интересно ли это? Понятно ли?

Осмысленный заголовок отчетливо говорит с каждым посетителем страницы. Такая кампания имеет все шансы получить бейдж Kickstarter Staff Pick. Почему многие стремятся его получить?


«Проекты из категории Staff Picks получают приоритетное размещение на сайте, могут быть представлены 2-миллионной аудитории сообществ Kickstarter на Facebook и Twitter, а также указаны в email-рассылке Kickstarter «Projects We Love», которая отправляется более 4 миллионам пользователей еженедельно.

Подобное продвижение может значительно увеличить объем финансирования. Авторы некоторых кампаний самовольно размещают бейдж на своих страницах, чтобы привлечь бекеров (разумеется, Kickstarter борется с подобными нарушениями).

Даже сотрудники Kickstarter могут сделать взносы в фонд понравившегося проекта. Кроме того, сама платформа выделяет часть бюджета компании для поддержки избранных проектов».

Таким образом, персонал Kickstarter, как и любой другой потенциальный бекер кампании, должен сразу же понять, насколько ваш проект стоит внимания.

Рассмотрим несколько заголовков проектов, которые удостоились чести быть выбранными представителями платформы. Как и следовало ожидать, они построены в строгом соответствии с формулой:

  • KABACCHA SHOES: новый облик современной обуви
  • i Ready O: ваш ретро-iPhonePrecision
  • Coffee Grinder: лучший помол, лучший вкус
  • MAGNETIC: бумага, липнущая к стене
  • Havok: провокационно роскошные часы
  • NEOH: первые умные 3D-аудио наушники

2. Превью видеоролика.

Следующая особенность топовых кампаний: превью видеоролика к кампании.

Первый кадр таков, что вам обязательно захочется просмотреть видео целиком. Как правило, он сулит интересную историю, которую не хочется пропустить.

Что нужно учесть:

  • в кадре должно быть что-то, что затрагивает человеческие чувства;
  • изображение должно хорошо масштабироваться для лучшего отображения на мобильных устройствах (Kickstarter отмечает значительное увеличение числа мобильных просмотров за последние 3 месяца);
  • скриншот должен пообещать юзеру, что дальше будет еще интереснее.

Эксперты советуют воспользоваться одной из 4 стратегий:

  • зафиксируйте интересное действие;
  • создайте оригинальную композицию;
  • дурачьтесь;
  • создайте атмосферу таинственности.

Взгляните на первый кадр топовых кампаний на Kickstarter.

Ouya: кадр предполагает дальнейшее действие.

Coolest Cooler: увеличенное изображение продукта, подчеркивающее его особенности (прекрасно для мобильных устройств!).

Exploding Kittens: изображение настолько поразительно само по себе, что кампании даже не потребовалось расшифровывать название.

3. Заинтересованность посетителя.

После того, как вы побудили пользователя начать просмотр, ваша цель - заинтересовать его настолько, чтобы видео было просмотрено до конца, а затем - вызвать желание приобрести продукт.

Совет от авторов успешных кампаний: демонстрируйте особенности и преимущества продукта.
Если вам пока нечего демонстрировать, наймите профессионала, способного написать сценарий и снять видео для вашей кампании, потому что вам жизненно необходима история, вызывающая эмоциональный отклик.

Лучшие продукты, профинансированные на Kickstarter, были прекрасно представлены:

  • уже на 10 секунде ролика Lumio зритель видит продукт в действии;
  • почти половина ролика Ouya посвящена демонстрации продукта в действии: от прототипа контроллера до опыта игры в видеоигры;
  • в первые 15 секунд видео к кампании Pebble 2012 года мы видим различные варианты использования продукта;
  • видео к кампании ButterUp наглядно демонстрирует: 1) проблему и 2) решение;
  • авторы 3D-принтера Form 1 демонстрируют нам его работу почти в течение минуты;
  • в течение первых 30 секунд видео к кампании зритель может полностью оценить преимущества Peg ;
  • начиная с 1:30, авторы FlyKly Smart Wheel показывают, как их замечательное изобретение может облегчить пользователю жизнь;
  • видео Coolest Cooler сделано настолько безупречно, что его смело можно назвать лучшим примером видео-иллюстрации к кампании.

Этот список можно продолжать до бесконечности.

Что подразумевается под демонстрацией продукта? Правило №1 звучит так: показывайте не работу продукта, а ту пользу, которую он приносит владельцу.

Исходя из этого постулата, можно посоветовать пару технических приемов:

Прием 1: используйте «эффект призмы», то есть, настройте свет таким образом, чтобы подчеркнуть все интересные особенности продукта. Благодаря этому приему лампа Lumio выглядит даже более эффектно, чем в жизни.

Прием 2: сюжет должен содержать конфликт. Покажите зрителю узнаваемую повседневную проблему, а затем предложите ему свое эффективное решение.

Исходя из вышесказанного, постарайтесь продемонстрировать все преимущества продукта.

  • Тоньше, чем другие? Разместите продукт рядом с предметом, большим по толщине, но не громоздким (подобно сравнению толщины Macbook Air и обычного карандаша).
  • Более яркий экран? Разместите два устройства с разной яркостью экрана друг напротив друга, чтобы подчеркнуть контраст.
  • Водостойкий? Однозначно, поместите его в воду!
  • Не перестает работать при -30? Отправьте один из прототипов на Аляску, и попросите местных жителей продемонстрировать продукт в действии.
  • Предназначен для велосипедистов и бегунов? Покажите, как эти люди используют ваш продукт по время тренировок.
  • Продукт создан прекрасной командой? Покажите, как ваши сотрудники работают, и как им весело вместе.

Наглядность - ваш верный друг.

Заметным исключением из тренда стало видео Pono Music. Авторы не дают зрителю возможности увидеть - или услышать - свой продукт, однако, мы можем выслушать мнения 30 профессиональных музыкантов и их рассказ о том, как Pono меняет их жизнь.

Хозяйке на заметку: если вы сможете заполучить Бека (Beck), Джеймса Тэйлора (James Taylor), Mumford & Sons, Red Hot Chili Peppers, Дэйва Грола (Dave Grohl) и Arcade Fire и заставите их расхваливать ваш продукт «на камеру», вам, разумеется, можно расслабиться и вообще не думать о демонстрации продукта.

4. Увлекательное повествование.

Если ваш продукт носит развлекательный характер или представляет собой что-то такое, что нельзя использовать в повседневной жизни, вы должны заинтересовать потенциального бекера увлекательным повествованием.

Первый раздел кампании на Kickstarter так и называется - «История».

Люди любят истории. Что интересного вы можете рассказать об истории создания продукта? Если вы не знаете ответа на этот вопрос, воспользуйтесь советами Кристофера Букера (Christopher Booker), который написал об этом целую книгу.

Существует 7 основных сюжетов.

«Победа над монстром»

Сюжет: вы сражаетесь с враждебной силой, которая подавляет вас и людей, которых вы обязались защищать.

Пример: ButterUp борется с монстром, который заставляет хлеб ломаться при попытке сделать бутерброд.

«Из грязи - в князи»

Сюжет: Это история о том, как судьба помогла вам, а потом снова сбросила вниз.

Пример: вы начали проект, не имея ни гроша за душой. Тем не менее, вы многого добились. Но вдруг - наступил кризис 2008 года, и вы потеряли все… Но теперь вы вернулись! (возможно, это не лучшая история, способная побудить бекеров финансировать ваш проект).

«Квест»

Сюжет: вы - Бильбо Бэггинс (Bilbo Baggins) или кто-то из тех, кто не раз помогал ему на трудном пути в Мордор. Вы надеетесь, что Kickstarter поможет вам преодолеть последние препятствия и завершить квест.

Пример: создатели OUYA потратили несколько лет на то, чтобы добраться до Kickstarter, и теперь мы можем помочь им завершить проект.

«Возвращение»

Сюжет: никто не знает, куда вы пропали, но теперь вы вернулись, чтобы осчастливить мир.
Пример: проект Reading Rainbow был закрыт, а затем вернулся, чтобы спасти нас.

«Комедия»

Сюжет: вы что-то преодолеваете, и все счастливы (это light-версия «Победы над монстром»).

«Трагедия»

Сюжет: если вы можете предложить свой продукт так же, как Уолтер Уайт (Walter White) мог бы предлагать свой blue meth, эта история - о вас.

«Возрождение»

Сюжет: вы переосмыслили свои ошибки за 10 последних лет, которые вы провели в качестве менеджера среднего звена. Теперь вы знаете, что люди - основа любого бизнеса, и ваш продукт способен помочь им вернуть власть над своей карьерой и жизнью.

5. Преодолевайте боль.

Наши повседневные проблемы и боль, которую мы испытываем, сталкиваясь с ними, являются лучшей «ловушкой», в которую вы можете завлечь внимание пользователя. Поэтому, еще в самом начале видеоролика необходимо напомнить зрителю о проблеме, которую ваш продукт призван решить, а затем наглядно показать пути ее преодоления.

Первые слова, произнесенные в ролике OUYA, таковы: «Я люблю видеоигры, но…» Затем авторы приставки обещают взять штурмом последний неприступный бастион: телевизор.

Таким образом, их история начинается с нокаутирующего удара по конкурентам: что бы вы ни купили, кроме Coolest Cooler, это останется «старомодным кулером-динозавром».

Первая половина ролика ButterUp показывает, что приготовление простейшего бутерброда является очень трудоемким занятием, которое приносит максимум разочарования.

Вся история ButterUp - это история о преодолении.

В чем суть этого приема?

Эти успешные проекты используют классический трюк: взывают к тем ощущениям зрителей, которые они наверняка испытывали в аналогичных ситуациях.

Наверняка вы испытывали серьезное раздражение, таская неуклюжий старомодный кулер по всему пляжу. Наверняка вы не раз мучились, пытаясь намазать замерзшее масло на хлеб.

6. Привлекайте знаменитостей.

Продукты, связанные с развлечениями, как правило, выводятся на рынок уже известными людьми, и зачастую очень оригинальным способом.

Мэттью Инман (Matthew Inman), создатель Oatmeal, является автором Exploding Kittens. The Oatmeal привлекает 5 000 000 читателей ежемесячно, поэтому неудивительно, что видео Exploding Kittens напоминает нам, что именно связывает Инмана и Oatmeal. Однако, согласно продуманному плану, это напоминание появляется только после заготовки, заставляющей посетителя оценить юмор самих Exploding Kittens.

Не забывайте: каждым обращением к потенциальным бекерам вы пытаетесь влиять на них.
Если вы знаете, что сказать, нужно понимать, как это следует сказать. Авторы лучших примеров развлекательных проектов умеют говорить с аудиторией конкретно, но не скучно. Например, видео Exploding Kittens сделано в классическом стиле Oatmeal:

Pono Music обращаются к своим зрителям устами влиятельных музыкантов, подобных Crosby, Stills, Nash & Young, которые восхваляют систему Pono. Видеоролик насыщен неприкрытым духом рок-н-ролла, и это не может не зацепить.

Следующий шедевр - видео к кампании Veronica Mars (качество его так высоко, что многие хотели бы, чтобы и весь фильм был бы расширенной версией этого ролика).

7. Неудачное представление.

Давайте прервемся и рассмотрим те кампании, которые не добились столь ошеломляющего успеха, например, MudTails. Идея очень хороша, но ее представление ужасно. Именно поэтому кампания привлекла всего 3 бекеров.


Что было сделано не так?

MudTails: забавная обучающая одежда

Вторая часть заголовка не способна объяснить уникальности продукта. Она не описывает ничего уникального и желаемого. Читая этот заголовок, невозможно понять, что особенного в MudTails, что именно скрывается за формулировкой «забавная обучающая одежда»? Дизайн продукта тоже не отличается особой инновационностью, что заставляет вас довольно быстро забыть о предложении.

Видео к кампании не использует ни одной из возможных стратегий (см. п. 2). Единственным плюсом является его масштабируемость относительно экрана мобильного устройства.

Начинаем смотреть ролик. MudTails пытается совместить «2 в 1»: во-первых, детскую одежду с изображением забавных животных, во-вторых, одежду, которая обучает детей языку жестов. Имя дизайнера неизвестно.

Что конкретно нужно финансировать? 1 или 2 вариант? Жаль, что MudTails не смогли подчеркнуть уникальных особенностей продукта.

8. Подробная информация.

Вернемся к лучшим примерам. Каждому ясно, что бедный лексикон не принесет вашей кампании успеха, а правильно подобранные слова выльются в реальные деньги. Авторы успешных кампаний тщательно подбирают формулировки, но они не жалеют слов!

Возможно, многие авторы пишут описание к кампании, боясь отпугнуть бекеров неверными формулировками, поэтому они пытаются изложить свою мысль как можно короче. Не стоит думать, что успешную бизнес-идею можно втиснуть в сообщение для Twitter!

В том, что касается Kickstarter, подробная информация пойдет только на пользу. Убедитесь в этом сами:

  • Описание Lumio содержит 1000+ слов и 15 больших изображений. Это 13 страниц в Word.
  • Описание Princess Awesome : 1700+ слов, 19 изображений и диаграмм. Это 19 страниц в Word.
  • ButterUp : 400 слов и 5 крупных изображений - 6 страниц в Word.

Практика доказывает: в долгосрочной перспективе страница проекта на Kickstarter должна поддерживаться размещением больших красочных изображений и огромным разделом с описанием перков.

9. Лучшие идеи.

И наконец, представляем вам финальный список лучших идей по оформлению страницы кампании.
К этому моменту вы, скорее всего, уже потратили массу времени и энергии на оформление первой трети страницы Kickstarter. Она невероятно прекрасна! Отличная работа! Что еще можно сделать, чтобы оформить оставшуюся часть?

  • Не продавайте продукт - дарите причастность к сообществу (как Coolest Cooler).
  • Подбирайте слова. Исследование TheWeek подтверждает, что успешные проекты используют следующие фразы: «получите 2», «учитывая ваше», «предоставляя возможность», «в дальнейшем», «мы можем себе позволить».
  • До начала работы над описанием, замотивируйте себя примером TED talk.
  • Будьте предельно точны в описании статей расхода проекта после того, как заявленная сумма будет получена.
  • Напомните зрителям ролика, кто вы, и зачем запускаете кампанию (как это блестяще сделали Bones).
  • Помните, необходимо постоянно держать посетителя страницы «на крючке»: с первого взгляда, брошенного на превью кампании до момента, когда он нажмет на кнопку «сделать взнос».
  • Не стесняйтесь напомнить зрителям ролика, чтобы они не забыли нажать на эту кнопку (Brewery настоятельно рекомендует).
  • Или просто попросите поддержать вас.
  • Включите в ролик описание перков, покажите их со всех сторон и сделайте акцент на их ценности.
  • Включите в ролик информацию о том, на что вы планируете расходовать полученные деньги, и почему вам нужна именно такая сумма (как это делает Bibliotecha).
  • Сделайте смешное видео, как Waterdeep - но только, если вы действительно умеете быть забавным.
  • Демонстрируйте в видео искренность и эмоциональность (Bibliotheca).
  • Постарайтесь выбрать ритмичную музыку для сопровождения видеоряда (например, в ритме биения сердца бегуна) - в том случае, если ваш ролик не направлен на глубокие эмоции.
  • Не предлагайте дорогих перков - лучшим выбором будет предел в $50.
  • Готовьте рынок! Авторы The Noun Project составили список из 40 блогеров, к которым они обратились после запуска кампании. Блогеры обеспечили медиа-охват.
  • Задействуйте друзей и родных! Если ваша сестра еще не рассказала всем в школе или на работе о вашем проекте на Kickstarter, найдите для нее лучшую мотивацию!
  • Продолжайте работать! Создание страницы - самая легкая часть проекта. Райан Ку (Ryan Koo) потратил 345 часов на продвижение своей кампании!

Примите добрый совет: бекеры подсознательно ищут способа отклонить предложение. Если им не понравится малейшая деталь, они не станут расставаться со своими деньгами.

Так что не дайте им возможности сказать «нет».

Этой весной белорусский hardware-стартап RocketBody вышел на краудфандинг-платформу Kickstarter, собрав в два раза больше заявленной суммы — $ 70 243. CEO стартапа Тимофей Липский делится подробностями подготовки кампании — сколько они платили «краудфандинг-консультанту», как высчитать сумму сборов и почему команде срочно пришлось делать коллективное фото.

— С некоторыми оговорками я считаю кампанию на этой платформе обязательным этапом практически любого hardware-стартапа. Потому что это возможность:

  • Верифицировать идеи на другом рынке
  • Получить предзаказы (сбор метрик)
  • Сделать PR проекту
  • Собрать деньги

Именно в такой последовательности. Любые предзаказы — это уже цифры, с которыми можно планировать экономику проекта и общаться с инвесторами.


CEO RocketBody

Сразу оговорюсь, что мы — продукт для Kickstarter (KS) специфический: у нас сложная технология, наш рынок перенасыщен, а целевая аудитория узкая (спортсмены). Аудитория KS не будет вчитываться в особенности вашего продукта — ей нужно очень поверхностное эмоциональное преимущество, которое вызовет импульсивную покупку. Поэтому многие очень крутые технологичные проекты собирают сотню тысяч, а куртки и рюкзаки по несколько миллионов. Бэкеры (те, кто инвестирует в проект) на KS — это определенная «каста» потребителей контента платформы, а людей не с этой платформы критически сложно привести на предзаказ. Это не плохо и не хорошо, а просто стоит учесть. Одна из наших ошибок была именно в этом: хоть мы и максимально упростили описание ключевой технологии, многие все равно не поняли. Или не захотели понять.

Всю кампанию я бы разделил на 6 этапов: выбор цели кампании, выбор подрядчика, подготовка к старту, первые дни и работа с аудиторией во время кампании. Цели может быть всего 2: привлечение денег и маркетинг. Каждая требует разного подхода. Нам нужен был маркетинг и предзаказы от спортсменов (для сбора релевантных данных), поэтому далее я буду рассказывать о подготовке с учетом этой цели.


Фото команды — сделано после того как в проекте появилось много негативных комментариев о том, что в проекте нет фотографий команды

Выбор подрядчика

Нужен кто-то, кто будет помогать вам в подготовке и ведении кампании. Мы воспользовались практически всеми видами сотрудничества:

1. Оплата по фиксированной ставке. Мы наняли консультанта за 2500 фунтов (около $ 3350) в месяц, который знал «кухню» KS и помогал с трафиком, давал фидбек по контенту, подсказывал, как лучше построить стратегии почтовых рассылок, давал контакты СМИ, рекомендовал других подрядчиков. Он помог избавиться от стресса самой кампании и от страха неизвестности. По моему мнению, он себя окупил.

2. Процент от платной рекламы по реферальным ссылкам. Агентства собирали трафик покупателей и брали за это процент. Есть 2 варианта: вы платите за трафик самостоятельно и 15% от суммы сбора по реферальной ссылке за работу агентства или покупку трафика целиком берет на себя агентство, и вы отдаете 35% от сборов по их реферальной ссылке. Мое мнение — если вам нужно продвижение и есть средства, то стоит попробовать.

3. Агентства, которые организуют кампанию «под ключ». Они берут такой же процент по реферальным ссылкам, как агентства из пункта выше, но еще претендуют на 5−15% от всего органического трафика. Вот тут нужно быть аккуратным: ведь весь ваш органический трафик будет покрыт комиссией. Этот вариант подойдет тем, кто хочет отдать все на аутсорс, но это плохая стратегия.

4. Агентства, у которых есть своя база супербэкеров (то есть постоянной аудитории KS). Как я говорил выше, KS имеет постоянную аудиторию, которая покупает практически все! От инновационной ручки и циркуля до «машины времени». Им неважно, что покупать — важно, насколько эмоциональна ваша компания. Так вот, у некоторых агентств есть несколько тысяч таких потребителей. Если ваш продукт — что-то массовое, «фановое» и простое, то вам они подойдут.

5. Платформы, организующие публикацию в СМИ за % от продаж с этой публикации. Процент вы выбираете сами, и чем он больше, тем охотнее про вас пишут. Это подходит только когда вы уверены, что самостоятельно уже прошуршали всевозможные издания.

Мой вывод: первый вариант хорош, так как вы в первую очередь получаете ментора, который помогает избежать многих подводных камней. Нам позволил бюджет и стратегия поработать с компанией за 35% от трафика, это безусловно дорогой источник, но нам было важно посмотреть, на настройку других компаний. Варианты с супербэкерами, организацией кампании под ключ и платформами для СМИ для нас были малоэффективны.

Подготовка к старту

Желательно начинать за 3−4 месяца, работа будет в нескольких направлениях:

1. Организация сборов, юридическая часть. KS ужесточил политику выхода на сбор средств, главная цель ограничений — отсечь мошенников. Кроме резидентства в определенной стране, нужно соблюсти еще ряд условий.

Рассмотрев все варианты, мы открыли юрлицо в США — это можно сделать без личного присутствия (например, сервис Stripe помогает открыть компанию тем, кто выходит на Kickstarter, но помогает далеко не всем — особенно редко компаниям из СНГ). Нам повезло.

Следом, чтобы продолжить верификацию создателя проекта на платформе, нужен номер SSN (карты соцстрахования) гражданина США. Понятно, что кому попало, тем более для KS, ни один американец номер своей страховки не даст. Нам пришлось задействовать возможный и невозможный «нетворк», чтобы найти такого человека.

Но это тоже не все. Последним шагом будет выпуск банковской карточки на члена правления и ввод данных карточки в кабинете KS. Только после этого вы можете отправить на проверку саму страницу.

2. Покупка трафика. За несколько месяцев нужно собирать лояльную аудиторию. Это необходимо, чтобы в первые дни вы сделали максимум всех сборов — что привлечет органический трафик платформы и внимание журналистов, и тем самым даст еще +20−30% сборов. Это тривиальная закупка рекламы в Facebook и Instagram, бесконечное создание креативов и аналитики. Также часть трафика оседает в ваших группах в соцсетях. Для покупки трафика мы обратились к белорусской компании, которая сработала лучше, чем профильный консультант.

3. Работа с аудиторией, которая «осела» в соцсетях. Тут состоялся наш очередной и, как я считаю, ключевой промах. Нужно запускать интерактив и любыми способами втягивать аудиторию в коммуникацию, тем самым расширяя базу лояльных потенциальных бэкеров. По статистике, 2−5% базы купит продукт в первые дни. Чтобы этот процент увеличить, нужно предложить активности, розыгрыши и т.д. Мы это не реализовали в силу незнания и ограниченности ресурсов.

4. «Упаковка» страницы проекта на KS. Самое важное — это видео, которое нам тоже успешно сделала белорусская компания. Видео смотрят все. Дальше важны красивые рендеры продукта и работающий прототип, гарантия того, что вы не мошенник (фото команды, обновления и т.д.) и еще немного видео и «гифок». Все остальное пользователь промотает и в лучшем случае перейдет в раздел FAQ. Весь ваш контент должен быть написан на хорошем английском — не пренебрегайте помощью native speakers.

Страницу перед запуском проверит сам KS. Скорее всего, он найдет недочеты и вы потратите еще 3−14 дней на исправление.

5. Работа с прессой. У нас было порядка 200 контактов журналистов — конверсия получилась 10%. Не пишите журналистам сухие обращения — они люди, которым пишут ежедневно сотни таких, как вы. Немного юмора помогут вам достучаться до нужного человека.

Нажмите, чтобы увеличить:


Скриншот письма Тимофея Липского журналисту. Предоставлен автором

Пресс-релиз должен быть прикреплен к письму и полностью готов к публикации. Скорее всего, перед стартом 99% журналистов проигнорируют ваше сообщение и подтянутся только когда вы соберете деньги, как это было у нас. Мы купили 2 статьи и получили с них приблизительно такой же отклик, как от бесплатных. Кстати, публикации в СМИ показали себя как самые дешевый канал, лид получился выгоднее, чем где-либо.

3 дня кампании

В эти дни вы скорее всего соберете половину всей суммы. Для старта у вас должна быть «заряжена» рассылка для всей вашей базы, за сутки, за 1 час и в момент старта. Вы должны максимально подключить личные связи и социальные сети, сделать еще одну рассылку по всем СМИ, в этот момент платная реклама в FB и Insta должна быть заряжена максимальным бюджетом на вашу самую выгодную аудиторию, с самыми качественными метриками.



Потом остается ждать и контролировать ТОП вашей категории на платформе. Кстати, после нескольких дней в топе мы еще получали покупки, но уже поменяли категорию на KS с wearable на product design, чтобы дольше оставаться в ТОПе. Так же мы баловались с часовыми поясами, в зависимости от времени суток проект был из NY, а позднее из CA.

Цель всей кампании нужно ставить такую, в которой вы уверены на первые 3 дня. Это высчитывается по формуле: 5% от вашей базы по среднему чеку + 30% от пользователей самой платформы + 10−20% ваши личные связи. Мы этого не сделали, но я бы сразу запустил рассылку с помощью агентств, обладающих большой базой «супербекеров». Когда за 3 дня вы сделаете цель, о вас начнут писать и дальше задача — поддерживать интерес еще на 4 недели.

«Жизнь» проекта после 3-х дней

А дальше у вас падают суммы сборов за день, вы расстраиваетесь, но это нормально. Теперь важно делать апдейты, менять страницу Кикстартера, если у ваших бэкеров есть вопросы, делать прямые трансляции на самой платформе, активно отвечать на сообщения и комментарии. Это обязательно нужно делать, чтобы бэкеры не отменяли свои предзаказы — а они будут отменять. Иногда суммы отмен будут равны сумме предзаказов за день.

Например, у нас каждую неделю были «лайвы», на некоторых я подтягивался и отжимался, чтобы доказать свою компетентность спортсмена. Пример:


Также одна из историй была связана с отсутствием команды на странице — мы это сделали специально, чтобы не раздражать американцев белорусскими именами. Отсутствие описания команды вызвало такой шквал негатива, что за следующие сутки мы и сфоткались, и написали полную историю команды, и залили мое мотивационное видео годичной давности (см.ниже). Это сработало.

Кроме прочего, важно не останавливать платную рекламу в социальных сетях, активно писать СМИ, подогревать лояльную аудитории в соцсетях каким-либо челленджем. По итогу это позволит минимум в 2 раза увеличить итог первых дней.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Выводы

1. У вас обязательно должен быть бюджет — как минимум столько, сколько вы планируете собрать за 3 дня.

2. Лучше заранее создать сообщество амбассадоров вашего продукта. Это увеличит приток людей в первые дни и сгенерирует дополнительный, бесплатный трафик.

3. Максимально упростите продукт, если это не противоречит вашей стратегии.

4. Не врите и не пренебрегайте общением с аудиторией.

5. Работайте с прессой сами. Часто будут задаваться конкретные вопросы про продукт, а лучше вас никто об этом не расскажет. Также не стоит бояться быть навязчивым.

6. Лучше наймите native speakers для проверки всего вашего контента.

7. Не ставьте большую цель — бэкерам она не важна, а для PR критически важно собрать ее в первый день-два.

Алена Ткаченко продолжает рассказывать о том, как ее компания Power WiFi запускает Ранее она писала, что полезно принять во внимание, если вы (читай «железом»).

«Как сделать видео для кикстартера?» Пожалуй, это один из самых топовых запросов, связанных с Kickstarter. Ему посвящено множество статей и большое число youtube-роликов. Объяснение очень простое - видео, это вторая после заголовка кампании вещь, которую видит ваш потенциальный покупатель, и, подчас, ваш единственный шанс рассказать ему про продукт.

Кроме того, с ростом популярности краудфандинговых платформ, требования к качеству видео существенно выросли. Если Pebble во время первой кампании могли себе позволить сделать грубый монтаж и собрать больше $10 миллионов, то сейчас с «некрасивым» видео у вас вряд ли есть шанс попасть в топ-чарты.

В общем и целом, видео, а заодно и фотографии - это очень-очень важно. И пока мы активно занимаемся post-production, расскажу про основные моменты, на которые я обратила внимание при подготовке.

Прежде всего, вам нужно не одно видео и не только видео.

Простота Кикстартера обманчива так же, как и его видимая доходность. Хотя сначала кажется, что достаточно снять один ролик и несколько фотографий продукта - этого точно будет недостаточно. Наш список включил в себя:

  • логотипы, шрифты, брендбук продукта
  • рендеры продукта
  • длинное основное видео и короткий тизер
  • видео и фото формата behind the scenes
  • фотографии команды
  • фотографии продукта - на белом фоне, вид изнутри, в жизненных ситуациях
  • гифки по тому, как используется продукт

На подготовку всего пакета лучше закладывать от месяца и более очень активной работы.

Во-вторых, разберитесь в процессе съемок заранее.

В нашем случае был составлен список из оператора, световика и режиссера, а всем процессом руководил штатный маркетолог. Признаться честно, делай я это самостоятельно, процесс бы сильно затянулся, потому что съемки в моем представлении были чем-то, когда первый человек берет камеру, второй - говорит что-то на эту камеру, а третий - написал вам заранее сценарий.

В действительности оказалось, что сценарий важно сразу рассчитать по времени. Чтобы уложиться в рекомендуемую Kickstarter длительность ролика от 1 до 3,5 минут, для съемок нужны разрешения, а оператору во время съемки сильно помогает режиссер, который способен посмотреть на всю ситуацию со стороны.

В-третьих, если только у вас не профессиональные актеры в кадре - дайте себе день на тренировку.

В нашем видео есть прямое обращение от создателя продукта (читай: меня) и много кадров с моим участием. При этом я не являюсь моделью или профессиональным актером и говорить на камеру для меня в новинку.

Если у вас или у вашей команды подобная история, обратите внимания на еще более усложняющий все фактор - говорить вам придется на английском языке и для аудитории, у которой английский - родной.

Наши сьемки шли 3 дня. В первый день было очень сложно, в остальные - уже чуть проще, что в целом приводит к убеждению, что стоит дать себе некоторое время на привыкание к камере. Полдня или день - и записывать вас будет намного проще, а результат - лучше.

Хотя есть и другие варианты. Например, сделать просто закадровую озвучку и снимать делающих что-то людей (не нужно актерской игры). Или сделать как бы «переозвучку» текста, произносимого на вашем родном языке - как в недавнем ролике Delfast .

Четвертое. Требуемая аутентичность может добавить сложности.

Если вы выходите на Kickstarter, то, скорее всего, вам интересен рынок США и Европы. И важно, чтобы вы были достаточно «своими». Как это влияет на съемки? Вам может понадобиться снять людей разных типов - похожих на европейцев или афроамериканцев. Поэтому «я позову своих друзей» - не всегда подойдет.

Если вдруг вы думаете, «этого никто не заметит», поверьте мне - заметят. Заметят, что квартира, которая на видео, не похожа на типичную американскую, что люди одеты как-то по-другому, в общем, все это считывается. Безусловно, вы будете не своим почти в любом случае, но быть совсем уж чужаком - невыгодно.

На этом всё. А больше общих советов по тому, как снимать видео, можно почитать здесь:

  1. Гид по созданию видео с советами
  2. Официальные рекомендации Kickstarter
  3. Советы и хинты по видео от Kickstarter

P.S. Да, есть еще и другой подход к созданию видео - «просто записываем» . Его великолепно использует команда OK Go. Может быть, вам подойдет именно он. Ведь в любом правиле есть свои исключения.